Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Альтернативные объяснения эффекта метода скрытых вопросов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эта книга началась с истории о Бобе С., молодом человеке, которому сигнал из подсознания помог спасти невесту. До сих пор мы предполагали, что Боб С., должно быть, уже когда-то видел колесо ее машины и незаметно для себя зафиксировал повреждение покрышки. Это наиболее простая и очевидная интерпретация, однако она не единственная. Правда ли, что, минуя аналитические способности, поток образов открывает сознанию путь к непосредственному восприятию внутреннего порядка? Об этом трудно судить, но такая возможность представляется весьма привлекательной. За пятнадцать лет работы с методом потока образов я столько всего насмотрелся на своих семинарах, что могу с уверенностью утверждать: этот процесс гораздо сложнее, чем представляется на первый взгляд. Поэтому следует остановиться на некоторых альтернативных объяснениях его удивительных результатов. Не исключено, например, что наше подсознание способно подмечать движения рук при перемешивании бумажных карточек в технике скрытых вопросов. Любой человек, наблюдающий за процессом тасования, мог бы подсознательно точно зафиксировать, какой вопрос был выбран. Те же, кто ничего не видел, могли извлечь подсказку из выражений лиц и движений других участников, подобно псевдотелепатам в эксперименте по угадыванию карт. Несомненно, метод скрытых вопросов обладает такой волшебной силой благодаря подгонке. Эдвард де Боно, генеральный инструктор, консультант по творчеству, автор книги «Латеральное мышление», отмечает, что многие проблемы могут быть решены посредством так называемого «провоцирующего действия». Иначе говоря, если вы рассматриваете проблему под необычным углом зрения — неважно каким, — вы придете к творческому решению. Одно из провоцирующих действий по де Боно — открыть словарь, выбрать слово наугад и затем провести мозговую атаку с целью выяснить все возможные связи между этим словом и разрешаемой проблемой. Де Боно утверждает, что такой случайный подход, именуемый другими экспертами подгонкой, необыкновенно эффективен. Фактически и метод свободных визуальных ассоциаций Леонардо да Винчи можно рассматривать как форму подгонки. Приведенные объяснения разоблачают некоторые, хотя и не все, нападки, касающиеся «сверхъестественных» результатов метода просмотра образов. К счастью, для того чтобы воспользоваться полученными результатами, совсем не обязательно раскрывать их происхождение — ведь Моцарт писал музыку, не мучаясь выяснением теоретических основ своей необычной манеры. Давайте попробуем поиграть в активных скептиков — постараемся исследовать всевозможные пути применения метода скрытых вопросов. Пусть его загадочная природа не разуверит вас в его силе. Где бы мы были сегодня, если бы ни разу не рискнули щелкнуть выключателем, не изучив всю теорию электричества? Большинство из нас так и остались бы в темноте. Даже если нас не удовлетворит какое-то объяснение, мы не можем подвергать сомнению действенность метода. Ведь он для того и существует, чтобы пользоваться им. 7.12. "Высший мозговой центр". Преимущество метода скрытых вопросов в его эффективности. Другие методы просмотра образов требуют значительно больших затрат времени и усилий на подавление сопротивления внутреннего Редактора. Этот прием позволяет благополучно миновать его, направляя вопрос непосредственно в правое полушарие и не оставляя левому никаких шансов вмешаться. Именно благодаря такой особенности метод скрытых вопросов особенно продуктивен при мозговых атаках на «большие» вопросы политики, метафизики, философии и при выяснении общественного мнения по тому или иному поводу. Более чем какой-либо из известных мне методов он способствует достижению консенсуса в споре. Я называю это эффектом высшего мозгового центра. Высший мозговой центр является также надежным помощником в сложных межличностных отношениях в семье, когда годами укоренившиеся привычки создают иллюзию, будто все возможные варианты уже перепробованы, а позиции сторон заранее предопределены. Методика работы со скрытыми вопросами. К настоящему времени в рамках «Проекта возрождения» было разработано более пятидесяти различных путей достижения эффекта высшего мозгового центра. Все они являются производными от базового варианта работы со скрытыми вопросами, который и приводится ниже: 1. Придумайте по крайней мере шесть разных вопросов. Этого достаточно, чтобы ваш внутренний Редактор был перегружен и оставил надежду угадать задуманный вопрос. Если вопросов будет меньше, Редактор может попытаться вклиниться и подсказать вам предполагаемый ответ. 2. Убедитесь в том, что все ваши вопросы существенно отличаются друг от друга и ни один ответ не повторится. Некоторые из них должны быть очень личными или практическими; другие могут касаться вашей работы, друзей, семьи, общественных, национальных или мировых проблем. Третьи могут затрагивать глубокие философские умозаключения. Каждый раз, когда какой-то вопрос увенчивается ответом, его следует заменить другим той же тематики. Это гарантирует вам достаточное разнообразие, которое позволит обмануть Редактора. 3. Напишите каждый вопрос на отдельной полоске бумаги или индексной карточке. Сложите бумажки пополам или переверните карточки. 4. Не подглядывая перемешайте карточки — продолжайте до тех пор, пока ваш Редактор не потеряет надежду угадать, где какой вопрос. При этом, сколько бы вы ни трудились, подсознание не потеряет карточки из вида. 5. Выберите одну из карточек. 6. Не глядя на вопрос, держите карточку в руке или можете даже прижать ее ко лбу. 7. Закройте глаза и последовательно вообразите три мгновенных образных ответа. Не забывайте каждый раз благодарить свое правое полушарие и попросите его представить ответ в иной форме. Хотя образы и отличаются манерой представления ответа, отражая одну и ту же проблему, они несут неизменный смысл. 8. Запишите каждый ответ на магнитофонную пленку или бумагу или расскажите партнеру, потратив на это не более 15–30 секунд. Если несложно, можно набросать эскиз вашего образа в блокноте. 9. Не заглядывайте в карточки до самого конца. Иначе ваш Редактор методом исключения вычислит выбранный вопрос. 10. Найдите общие элементы во всех трех ответах. Сходства могут быть очень незначительными. Например, в каждом изображении вы заметите неизменный зеленый цвет, или вообще отсутствие всякой окраски, или обилие треугольных форм. А может быть, это будет конкретный тип движения или его отсутствие; определенный эмоциональный настрой или повторяемость действующих лиц. Запишите свои наблюдения. 11. Наконец, откройте карточку с вопросом. И если вы правильно определили общие элементы, тут-то у вас и родится отчетливое «Ага!». 12. Если этого не произойдет, попробуйте немного подгонки. Поиграйте в аналитика-шутника и направьте мозговую атаку на все варианты ответов, которые вам покажутся более или менее реальными. 13. Если и тогда смысл останется неясен, выберите ответ, который вам представляется наиболее обещающим, и используйте его в качестве отправного пункта. Мы рекомендуем использовать во время занятия не более одного вопроса. Замените отработанный вопрос другим, а остальные сохраните для следующего сеанса. Бутерброд с вопросами. Для того чтобы лучше понять работу высшего мозгового центра, обратимся к еще одному приему — бутерброду с вопросами. 1. Купите набор небольших конвертов. 2. Подготовьте вопросы для своего бутерброда. Напишите их на отдельных бумажках или карточках и разложите по конвертам. Вам потребуется как минимум шесть конвертов, чтобы выбор был «случайным». Лучше приготовьте вопросы самостоятельно. Но если вам трудно, подыщите себе подходящие из следующего списка: «Чего мне сегодня следует опасаться больше всего?» «Чем мне стоит сегодня заняться?» «На какой новой идее, ощущении или наблюдении мне следует сегодня заострить внимание?» «Что я могу сегодня сделать для других?» «На чем я могу сегодня нажиться?» «По поводу чего мне следует быть сегодня начеку и как лучше отреагировать?» «Каким образом мне лучше всего помочь__________ (супруге/супругу, другу, ребенку, начальнику и т. д.)?» «Какое открытие я могу сделать сегодня?» «Какой вопрос мне стоит задать сейчас и каким будет лучший ответ?» «Каков путь к моей сегодняшней цели?» «Чем лучше заняться сегодня?» «О чем сегодня лучше не вспоминать?» Несомненно, у вас могут быть и другие вопросы в том же духе, возможно, даже лучше. Но все они должны учитывать фактор времени — в том смысле, чтобы в разные дни ответы на один и тот же вопрос не оказались одинаковыми. Вы можете также добавить в этот список один-два очень специфических вопроса. 3. Все конверты с вопросами тщательно перемешайте на столе. 4. Прежде чем отойти ко сну, положите стопку конвертов рядом с кроватью. 5. Утром выберите конверт и, не открывая его, получите три образных ответа. 6. Запишите эти ответы на внешней стороне конверта, в блокнот или на магнитофонную пленку. 7. Сравните все три образа и выделите общие элементы. 8. Откройте конверт и прочтите вопрос. Если взаимосвязь образа и вопроса не ясна сразу, попробуйте «подгонку» всевозможных вариантов. 9. Если «Ага!» так и не пришло, отложите на время это занятие. В течение дня разгадка может неожиданно осенить вас. 10. Когда вы разделаетесь с каким-нибудь вопросом, достаньте его из конверта, положите в новый и перемешайте с остальными. Возможно, у вас возникнет желание сохранить стопку использованных конвертов как свидетельство посетивших вас откровений. Комбинаторный метод. Можно комбинировать технику бутерброда с вопросами с ежедневными десятиминутными сеансами просмотра потока образов. Для этого просто подготовьте свои шесть конвертов с вопросами, выберите один и затем в течение десяти секунд просматривайте поток образов, ориентируясь на этот вопрос. В конце сеанса прочтите вопрос и продолжайте в том же духе. Чтобы чувствовать себя более расслабленно и не следить за временем, вам может потребоваться таймер, будильник или напарник. Делайте все весело. Не допускайте, чтобы использование приема бутерброда с вопросами стало ежедневной обременительной обязанностью. Слишком серьезный подход не только вынудит вас вскоре прекратить занятия, но и снизит способность подсознания находить верные ответы. Относитесь к бутерброду с вопросами как к игре. Создайте легкую, непринужденную атмосферу, как если бы вы с друзьями пробовали пирожные с сюрпризом в китайском ресторане. Один из способов прибавить веселья — заняться «магией», пытаясь определить нужную карточку, используя чувствительность рук, — подобно выявлению подземных источников воды при помощи ивового прута. Поводите рукой над конвертами с вопросами и выберите тот, который вызывает дрожание пальцев или иное особенное ощущение. Здесь также важно ограничиться одним вопросом в сеанс, чтобы это занятие не отвлекло вас от других важных дел. Значительно удобнее, если пачка конвертов будет всегда под рукой. Положите их на кофейный столик, засуньте под кресло, сидя в котором вы просматриваете утреннюю газету, или держите на письменном столе. Вы можете даже таскать вопросы в кармане весь день напролет. Как только появится свободная минутка, просто положите руку наугад на одну из карточек и обратитесь к своему потоку образов за тремя альтернативными ответами. Доступность конвертов будет вдохновлять вас на работу с вопросами по несколько раз в день до тех пор, пока это не войдет в привычку. Игра в оракула. Если вам удастся вовлечь других в игру со скрытыми вопросами, это принесет с собой живую энергию общения и атмосферу веселья. И то и другое будет способствовать непринужденности и точности образных ответов. За их праздничное настроение я называю такие групповые упражнения игрой в оракула. 1. Подберите себе партнера. 2. Каждому из вас нужно приготовить набор вопросов, от двух до десяти и более. Они должны требовать развернутых ответов, так чтобы нельзя было ответить просто «да» или «нет». Другими словами, не спрашивайте: «Просить ли мне начальника о повышении?», а спросите: «Каким образом мне лучше всего добиться от начальника продвижения по службе?» Каждый вопрос должен отличаться от других, чтобы вы были почти уверены, что правое полушарие партнера никогда не сможет предсказать ни один из них. 3. Меняйтесь ролями, «читая» про себя свой вопрос партнеру. В группе из трех или более человек, пока «водящий» молча «читает» вопрос, другие по очереди отвечают на него. 4. После каждого вопроса вашему партнеру понадобится несколько секунд, чтобы получить три образных ответа. Если у вас трое или более партнеров, каждый из них может предложить по паре ответов, не дожидаясь, пока один отработает за всех. 5. Потратьте несколько минут на совместное обсуждение ответов и выделение общих элементов. 6. Откройте свой вопрос партнеру. Сопоставьте полученные ответы и, делая упор на общие элементы, пробуйте свои силы в интерпретации. Оракул по телефону. Оракул неплохо работает и по телефону. В личном контакте заключена живая энергия, однако, воспользовавшись телефоном, вы получите ответ быстрее. Когда возникает какая-нибудь важная проблема или вопрос, вы можете позвонить другу — желательно тому, кто уже имеет опыт игры в оракула — и сразу же получить ответ. Я называю это игрой в оракула по телефону.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.105 (0.013 с.) |