Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дверь на засов, сердце на замокСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С детьми школьного возраста и подростками в основном следует придерживаться тех же самых правил - они должны иметь свою территорию, свои вещи и быть увереными в их целости и сохранности. Типичным возрастным явлением является увеличение психологической дистанции со стороны подростков, их желание иметь свою компанию, свой круг общения и новые виды деятельности, которыми ребенок хочет заниматься без взрослых. Нужно примириться и с тем, что иногда придется оставить их одних, уйдя к подруге или по личным делам - даже если подросток не решается попросить об этом, будьте уверены, что, предложив такой вариант, вы обретете горячую благодарность и признательность своего ребенка и его друзей. Даже если вам кажется, что Вы незаслуженно оттесняетесь сверстниками ребенка, наберитесь терпения и не обижайтесь - все вернется на круги своя, лишь постарайтесь не терять эмоциональной связи с ребенком и сохранить хоть какой-либо вид общей для Вас деятельности. И, уж конечно, честь и хвала родителям, которые могут выдержать общение с компанией своих подрастающих детей, дать им приют на время вечеринок или приготовления домашних заданий - этот родительский подвиг со временем будет высоко оценен и Вашими детьми, и их друзьями. Подростки нуждаются в большей личной территории, которая нужна ему уже не только для того чтобы играть, но и чтобы общаться, слушать музыку, смотреть фильм, размышлять. Иногда они готовы часами проводить время в ванной комнате или туалете - это свидетельствует о том, что в квартире нет более уединенного, защищенного и комфортного для них места. Привыкните к мысли, что ребенку трудно быть всегда у Вас на глазах, не входите без стука в его комнату, если он закрыл дверь - иначе вы спровоцируете его на то, чтобы завести на двери крючок или шпингалет. Другая распространенная форма выражения отдаления - стремление подростка входить и выходить через окно (конечно, в тех домах, где это позволяет архитектура). Попрежнему актуально уважение личных вещей вашего ребенка, однако место игрушек постепенно занимают другие предметы, имеющие отношение к школьной и личной жизни детей, - дневник со школьными отметками и личный дневник, книги, записки друзей, письма. Для всего этого должно быть надежное место, где ребенок может спрятать все свои ценности. Чутко реагируйте на желание ребенка удалиться от Вас - если Вы подозреваете, что он прячет дневник с плохими отметками, и устраиваете обыск в его портфеле, то это самое неразумное, что Вы можете сделать. Лучше постарайтесь вызвать ребенка на откровенность. Если угрозами и порицаниями вы отнимете дневник, будьте уверены, - со следующей двойкой дневник просто “потеряется”, а ребенок приучится легко и безболезненно для себя лгать Вам. Оправданием ему будет ваше бесцеремонное вторжение в его психологическое пространство. Особого внимания требует и отношение к личным дневникам. В какой-то момент времени дневник становится самым сокровенным предметом для ребенка, и Ваша попытка его прочесть не будет прощена никогда. Есть исключительные случаи, когда, подозревая неблагополучие в жизни ребенка, Вы ищете его причины в записях, но и в этом случае ребенок не должен узнать об этом, даже когда сам станет родителем. Вещи малозначительные и неважные на наш взгляд порой оказываются для подростков вопросами жизни и смерти. И еще несколько слов - о новом для нас явлении, о деньгах, заработанных ребенком. Мы считаем, что любые финансовые разногласия есть признак дисгармоничности семьи, в которой в нормальном случае все доходы идут в общую казну. Но если ребенок хочет утаить от вас какие-то деньги, то, убедившись в законности их появления, выскажите ему свои пожелания, однако никогда не отнимайте денег. Не обманывайте ребенка — если вы взяли деньги “взаймы”, возвратите долг. И уж совсем недопустимо проводить какие-дибо параллели между личными деньгами ребенка и не выплаченными отцом алиментами. Все высказанные пожелания выполнить вовсе не трудно. Они полезны и для взрослых людей, партнеров и супругов. Но у взрослых больше средств для того чтобы дать понять, какую психологическую дистанцию они хотели бы установить. Невнимание же к суверенности личности ребенка и подростка, накапливаясь, приводит к таким асоциальным явлениям как ложь, воровство, вандализм, бороться с которыми значительно труднее. Знакомые примеры Люди разводятся для того, чтобы не видеться друг с другом, поэтому основная проблема послеразводного периода - где и как Вы будете жить? Проблема эта представляется особенно болезненной для россиян, тем более - москвичей, которые еще во времена М. Булгакова производили впечатление людей, испорченных квартирным вопросом. Действительно, ради квартиры (а совсем недавно и прописки) женятся, для дополнительного метража заводят детей, и поэтому развод меняет очень многое в образе жизни людей. Перспектива бездомности нередко помогает сохранить семью. Меняя же место жительства, разбегающиеся члены семьи приобретают новых знакомых, начинают пользоваться другими магазинами, ребенок идет в другую школу, а родители начинают добираться до места работы новым путем. Каковы психологические последствия разъезда для ребенка? Обратимся к живым примерам. Случай первый. Коля М., 12 лет - вполне адаптированный подросток, родители которого давно развелись. Мама вышла замуж второй раз, родила сестру, которую он нежно любит и провожает в школу. Родители продолжают общаться, а значительное количество времени мальчик проводит у бабушки с дедушкой. Друзьям и преподавателям дается три номера телефона - у бабушки с дедушкой, у мамы и у папы. По всем номерам охотно отвечают и всегда говорят, где можно разыскать Колю. Однако это не означает, что он сам полностью определяет свой распорядок жизни: зная, что ему везде рады, он, тем не менее, придерживается указаний, данных ему взрослыми. Он знает заранее, где и как проведет неделю. Общение с мальчиком и его школьные успехи подтверждают, что он совершенно благополучен с точки зрения своего психологического состояния. За рубежом этот случай имеет несколько иное воплощение: можно по взаимной договоренности родителей жить с ним по очереди в его собственной квартире, что также не возбраняется психологами.
Случай второй - история 13-летнего Мити П., мама которого обратилась в психологическую консультацию за советом: мальчик прогуливает уроки и несколько раз воровал деньги. При последующих распросах выясняется, что деньги украдены у отчима, в доме которого, вместе с неродными бабушкой и дедушкой, а также семьей его сестры проживает мальчик. Когда же он прогуливает уроки, то едет к родному отцу или родной бабушке (маме матери), где его охотно принимают. Мальчика наказывают, запрещая ему эти поездки. На вопрос психолога: ”Не кажется ли Вам, что Ваш сын живет на чужой территории?” мама отвечает: “Да, но я и сама - тоже на чужой территории”. Очевидно, что такое положение дел чревато тяжелыми нарушениями душевного равновесия мальчика, который вплотную подошел к противоправному поведению. Случай третий - история 8-летней Анечки Ш., родители которой после развода не смогли мирно договориться о том, кто будет воспитывать дочь. В результате ее “выкрал” отец, взявший на себя основные обязанности по уходу за ребенком. Он препятствует встречам девочки с матерью и бабушкой, а учителя с сожалением отмечают понижение школьной успеваемости девочки, приступы депрессии, рассеянность на уроках. Это решение тоже нельзя считать вполне грамотным, хотя по внешним признакам девочка выглядит вполне благополучной: она физически здорова, хорошо одета, посещает школьные кружки.
ВНИМАНИЕ! Знайте, что родители вправе требовать возврата детей от любого лица, удерживающего у себя детей не на основании закона или судебного решения. При рассмотрении этих требований суд вправе отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача родителям ребенка не отвечает его интересам (Ст. 58, КоБС). Случай четвертый - 16- летняя Ксюша П., родители которой развелись двенадцать лет назад. Но то ли намерения их были не вполне серьезны, то ли они не смогли поменять квартиру, однако факт остается фактом: все эти годы они живут в одной квартире. При этом папа и мама (с которой и живет девочка) врезали в свои комнаты замки, превратив таким образом квартиру в коммуналку. Кухня поделена на две части; несмотря на маленький размер, в ней два холодильника. Раньше и папа, и мама приводили в квартиру новых партнеров, “выставляя” девочку на улицу или к соседям. Теперь это в прошлом, но и семья не восстановилась. Девочка плохо учится, ни папа, ни мама не являются для нее авторитетом. Можно предположить, зная круг ее общения, что у нее будут проблемы с созданием собственной семьи. Несмотря на достаточность общения с обоими родителями, такий вариант развода также нельзя назвать благополучным.
Все эти легко узнаваемые примеры подтверждают тот факт, что не метраж определяет психологический комфорт ребенка, а семейный климат и те отношения, в которые ребенок оказался включен не по собственной воле после развода родителей. Что же означает чувство дома для ребенка? Мой дом - моя крепость
Давно известно, что жилище влияет на психологический облик, выражает характер человека. В разных странах - разные дома. География определяет, как строиться - защищаться от снегопада в степи, ставить легкую палатку кочевника в пустыне или прохладный каменный дом в горах Кавказа, где нет лесов. Но, когда дом построен, селение возведено, одухотворенный, очеловеченный пейзаж в свою очередь формирует личность человека. В Англии говорят, что дом приспосабливается к своему владельцу, а в Америке - что владелец к своему дому. Для чего же нужен дом? Дом как территория. Первоначальный прообраз дома в животном мире - это собственная территория особи или ее семейства, на которую животное имеет особые права. Здесь оно чувствует себя в безопасности, прячется от непогоды, воспитывает потомство. Территории - это зоны влияния. Границы территорий четко обозначаются и уважаются. Существует определенный этикет в общении животных в зависимости от того, “дома” ли оно или “в гостях”. Собака, которая приходит в помещение раньше, считает его своим, а появившаяся позднее - гость и во многом подчиняется “хозяину”, который охраняет свой дом и решает, кого пускать, а кого не пускать. Дом как убежище. Защитная роль дома - это первое, что осознается и детьми. Существует множество игр, центральным понятием в которых является именно дом - это “классики”, салки и другие. В салках, например, водящий не может преследовать игроков, если они, скрестив руки, заявляют, что они “в домике”. Мой дом - моя крепость, говорят англичане. Дом - пристанище, неизменное в жизни ребенка, оплот стабильности, место, куда он всегда возвращается и где ему всегда рады. Но и внутри общего семейного дома ребенок обязательно должен иметь собственное пространство, где он будет защищен и недосягаем для взрослых, в том числе и для Вас. Обычно такие места выбираются детьми интуитивно: это может быть дальний угол на печке или на чердаке в деревне, под столом - излюбленное убежище всех детей, в ванной комнате и туалете, где дети, живущие в перенаселенных квартирах, находят свое отдохновение от суетливого мира взрослых. Дом как собственность. Дом отделяет свое и не-свое, обозначает границы собственности. Психологи отмечают, что такое распространенное явление как вандализм (стремление портить чужую и общественную собственность - резать обшивку кресел в кинотеатре, портить стены лифта и электрички и т. п.) особенно сильно выражено у детей, не имеющих с детства неприкосновенного личного имущества. Еще Гегель отмечал, что и уважение достоинства личности начинается с уважения личной собственности. Мой дом - это я! Дом как судьба. Дом - это не просто место нашего физического существования, это еще и место, где формируется сознательное и бессознательное нашей души, отношение к миру, переживание жизненных перспектив. “Сердце мудрых в доме скорби, сердце глупых в доме веселья”, говорится в Библии. О “доме” вспоминают астрологи, устанавливая связь человека с космосом. “Ты переступишь три порога”, говорят гадалки, имея в виду количество судьбоносных перемен в жизни человека. Дом как автопортрет. “Нарисуй домик”,- предлагают ребенку психологи, пытаясь получше представить себе мысли, чувства, умение общаться, дисциплинированность ребенка, его готовность ходить в детский сад или школу. Принято считать, что дом (настоящий или нарисованный) - своеобразный автопортрет человека, в котором нижняя часть (подвал) выражает собой неосознанное в психике автора, так называемое жилое помещение - сложность его личности, самоконтроль, мечтательность и реалистичность, а чердак и крыша защищают человека от внешнего мира, враждебного или доброжелательного к нему. Дом как способ совместной жизни. Дом предполагает взаимодействие с другими людьми - мужем, женой, детьми, родителями, соседями. Общий дом и ведение общего хозяйства - один из важнейших признаков семьи. Дом выбирается не только за комфорт, но и за предполагаемый круг общения, именно поэтому нередко так дорожат своим неудобным и убогим жилищем старые москвичи, живущие в коммуналках. Дом как средство самовыражения. Дом - это способ самораскрытия личности. Избушка на курьих ножках удобна для своей обитательницы, и три поросенка тоже построили домики в соответствии с личными склонностями. Дом очень многое говорит о человеке - о его доходах, привязанностях, увлечениях, темпераменте. Прием гостей потому расценивается как акт особого доверия, что показать жилище - значит сказать о себе много нового, незаметного в чисто деловом общении. Поэтому нет ничего удивительного в том, что перемена образа жительства сама по себе может являться для ребенка стрессом. Важно отдавать себе отчет в том, чего Вы лишаете ребенка при переезде в другой дом в результате развода. С другой стороны, становится понятным, к чему следует стремиться, для того чтобы предотвратить чувство бездомности и брошенности у ребенка. Пространственно дом, собственный угол не обязательно должны быть большими. Доктор Спок советует: если Ваш младенец достиг 7 месяцев, то это вполне достаточный возраст для того, чтобы поместить его в собственную комнату. У нас же по причинам непсихологическим этот возраст растягивается до 5, 15, 35, 70 и т. д. лет. Поэтому мы говорим родителям: пусть Ваш ребенок не имеет комнаты, но хорошо, если Вы имеете возможность отгородить ширмой хотя бы угол, а если и это непозволительная роскошь, пусть он имеет письменный стол, собственную полку. Мечта любого современного ребенка - секретер с закрывающимся ящиком, в котором он хранит свои сокровища: марки, книжки, ножик, дневник с двойками и т. д. Чем меньше его личное пространство, тем сильнее Вы должны уважать суверенность Вашего ребенка: если вся его “недвижимость” - это школьный портфель, ни в коем случае не заглядывайте туда без его разрешения. Теперь, вероятно, Вы уже поняли, что главное в жизненном пространстве ребенка - это способность выполнять те психологические задачи, о которых мы только что рассказали. Каковы же реальные возможности родителей в сохранении для ребенка дома, в котором ему будет хорошо? С точки зрения квартирно-обменных мероприятий можно выделить несколько реальных ситуаций. Они могут разрешаться по-разному в зависимости от того, насколько физическое расстояние согласуется с психологической дистанцией между членами бывшей семьи. На прежнем месте . Отец ведет себя по-мужски и, оставляя семью, покидает дом, не претендуя на жилье. В этом случае психологические потери, связанные со сменой дома, минимальны. Ребенок остается там же, где и был. Однако и в этом случае есть средства улучшить ситуацию: произведите хотя бы небольшой ремонт, выделите для ребенка больше места, чем он имел раньше. Ориентируйтесь на то, что в Вашем доме теперь чаще станут бывать гости, как Ваши, так и приглашенные Вашими детьми. Быть может, стоит сделать уютнее кухню или в столовой предусмотреть место для большого обеда или праздника. Постарайтесь, чтобы Ваш дом походил на Вас - молодую, энергичную и одаренную женщину с собственным вкусом и мировоззрением. Не нарушайте той дистанции, которую ребенок установит сам: он может не иметь душевных сил оказывать поддержку, которой Вы от него ждете. Если чувствуете, что ребенок отстраняется от Вас, забиваясь в дальний угол, или предпочитает проводить время в том месте, которое больше напоминает ему об отце, не мешайте ему: все эти перемены временны, и его охлаждение к Вам тоже пройдет. Даже если Вы расстались с мужем гневно и с большими обидами, не стремитесь сразу выбросить все вещи бывшего мужа: это может сильно ранить Ваших детей, которые продолжают любить отца, наблюдали лучшие времена в Вашей совместной жизни и в подобных жестах могут усматривать угрозу для себя: ведь они думают, что и их Вы можете так же разлюбить. Хорошо, если при благополучном раскладе обстоятельств Вы обустроите какое-то помещение для свиданий детей с отцом. Великое переселение
Другая типичная ситуация - Вы разъезжаетесь в разные дома, разные квартиры. Меняется круг друзей, меняется школа и место для прогулок. Все рекомендации остаются прежними: стремитесь к тому чтобы Ваш дом был похож на Вас, когда Вы хорошо выглядите. Пусть ребенок приглашает как можно больше друзей, особенно по прежнему месту жительства - это поможет ему перейти к новой жизни плавно, без критических переживаний. Если Ваши дети еще малы, постарайтесь, чтобы прежние друзья чаще навещали Вас вместе с детьми. При детях подчеркивайте лучшие черты своего нового приобретения. Даже если дом мал и не очень удобен, помните, что жить раздельно с человеком, которого Вы больше не любите - большое везение. Маленький дом требует меньше хлопот и денег. Нет мусоропровода - прекрасно, значит, в доме не будет крыс, а Вы будете каждый день выходить на воздух. Совмещенный санузел - тоже неплохо, есть место для стиральной машины. Низкий первый этаж - это же почти дача, и дети смогут выходить на улицу через окно. Верхний этаж - замечательно, никто не пляшет над головой! Старайтесь распределить обязанности. Если дети совсем малы, пусть это будут “почетные” обязанности: любой ребенок справится с вытиранием пыли с телевизора, маленькие девочки очень любят мыть посуду (увы, это хобби исчезает с возрастом!). И еще несколько рекомендаций. Послеразводный период наполнен особыми переживаниями для женщин и их детей, но он, как и все на свете, заканчивается, и начинается новая жизнь. Возможно, что сейчас Вам большую поддержку оказывают Ваши родители, часто навещая Вас, присматривая за внуками. Конечно, стоит прислушаться к их мнению, но все равно помните, что это Ваш дом, а не их. Устройство Вашего дома во многом зависит от того, какого пола Ваши дети. Если после развода остаются только женщины, будьте бдительны: очень скоро дом может приобрести такой вид, что без предварительной подготовки постороннего туда не пригласить. Изживая “мужской дух” из своего жилища, постарайтесь избегать разбросанных повсюду предметов женского туалета; ведите себя так, как если бы в любой момент Вы ждали посетителей. Другая сложность - если Вы одна растите мальчиков. Помня о том, что они другого пола, постарайтесь избежать прогулок по дому в растерзанных халатах или ночной сорочке. Но будьте готовы к тому, что и мальчики быстро поймут, кто в доме мужчина. Это может осложнить их и Ваши отношения со всеми другими мужчинами, которые, конечно же, появятся в Вашем доме. Самое главное - давать поручения, по возможности поддерживающие в них сознание главы семьи.
Не расставаться никогда!
Вы и после развода продолжаете жить с мужем в одном доме. Это не самый удачный вариант, но, что делать - не имея возможности развестись в пространстве, старайтесь делать это во времени. Если Вы сильно раздражаете друг друга - завтракайте и обедайте по очереди, старайтесь принимать гостей в отсутствие бывшего супруга. Но и в этом случае не пытайтесь уколоть друг друга, используя ребенка - такие действия вернутся к Вам бумерангом через агрессивность ребенка. Как бы ни было тяжело, не осуждайте бытовых проступков отца в присутствии ребенка, не причитайте о том, что все могло бы быть иначе. Самое главное - избежать коммунальных склок. Есть шанс, что со временем Вы сумеете распределить общие бытовые обязанности так, чтобы всем было удобно: например, отец носит белье в прачечную, а Вы моете кухню и туалет и т. п. В любом случае старайтесь, чьобы ребенок не присутствовал при шумных скандалах - если Вы не можете сдержать себя, лучше, чтобы ребенок находился в это время у соседей или на улице. Если условия совсем уж невыносимы, подумайте о том, чтобы временно переселить ребенка к своим родителям. Однако это не лучший способ для ребенка, и квартирный вопрос надо все-таки решать. Здравствуй, моя юность! В некоторых случаях происходит так, что мать с детьми после развода возвращается к родителям, которые нередко этому искренне рады. Многие бытовые проблемы снимаются, но возникают новые психологические трудности. Ваш новый статус уже не позволяет Вам быть маленькой девочкой в родительском доме, какой хотели бы Вас видеть родители. Они продолжают думать, что сами принимают все решения, относятся к Вам и Вашим детям примерно одинаково, не признавая Вашего авторитета. Не обижая родителей, настаивайте в вопросах воспитания на своем - ведь это Ваши дети! Не позволяйте критиковать себя в присутствии детей или отменять Ваши решения. Обозначьте свою позицию сразу же после переезда. Расскажите, как Вы собираетесь проводить досуг, возьмите на себя часть общих обязанностей - но не все. И не позволяйте себе сочувствовать: развод - это шаг вперед в личной жизни!
И, наконец, общее пожелание. Как бы ни сложились Ваши жилищные условия после развода, помните, что главное - не обращаться с ребенком как с вещью! Он должен знать, что у него есть дом и чувствовать себя безопасности. Не страшно, если он будет жить на два или на три дома. Главное, чтобы он не остался бездомным психологически. А для того чтобы проверить, уютно ли ребенку в Вашем доме, задайте ему несколько вопросов. 1. Что тебе больше нравится - ходить в гости или принимать гостей? 2. Как бы ты предпочел отпраздновать свой день рождения - позвать ребят домой или пойти с ними куда-нибудь? 3. Когда ты вырастешь и женишься (выйдешь замуж), где бы ты предпочел(ла) жить - с родителями жены (мужа) или здесь? Не надо быть опытным психологом, чтобы понять, что означают ответы Вашего ребенка. Возможно, Вы уже сами представляете, как он ответит. А если ребенок еще мал, поступите проще: дайте ему цветные карандаши и попросите его нарисовать свой дом. А затем - дом, построить который он бы хотел при помощи доброй волшебницы. Сравните рисунки - ответ Вам будет ясен сразу. Вернитесь к тексту этого раздела и попробуйте установить, чего же все-таки ребенку не хватает в Вашем общем доме.
Новый образ мамы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.108 (0.017 с.) |