Часть первая: Общее введение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть первая: Общее введение



I

Исторические рамки

 

Библиография

Палестина

Alon, G. The Jews. 2 vols. Jerusalem 1980–86. Alon, G. Studies. Avi-Yonah, M. Geschichte der Juden im Zeitalter des Talmud. Berlin 1962. (Ср.: The Jews of Palestine: A Political History from the Bar Kokhba War to the Arab Conquest, Oxford/New York 1976). Baras, Z. et al. (eds.). Eretz Israel from the Destruction of the Second Temple to the Muslim Conquest (иврит). 2 vols. Jerusalem 1982–84. Baron, S. W. History, vol. 2. Levine, L.I., ed. The Galilee in Late Antiquity. New York/Jerusalem 1992. Oppenheimer, A. Galilee in the Mishnaic Period (иврит). Jerusalem 1991. Oppenheimer, A. & Rappaport, U. (eds.). The Bar Kokhba Revolt — New Studies (иврит). Jerusalem 1984. Schäfer, P. Der Bar Kokhba-Aufstand. Tübingen 1981. Schäfer, P. Geschichte der Juden in der Antike. Stuttgart 1983. Smallwood, E. M. The Jews under Roman Rule: From Pompey to Diocletian. Leiden 1976; испр. переизд. 1981. Stemberger, G. Das klassische Judentum: Kultur und Geschichte der rabbinischen Zeit. München 1979. Stemberger, G. Juden und Christen im heiligen Land: Palästina unter Konstantin und Theodosius. München 1987.

 

Вавилония

Funk, S. Die Juden in Babylonien. 2 Bde. Berlin 1902–08. Gafni, I. M. Babylonia. Neusner, J. Babylonia. Oppenheimer, A. Babylonia Judaica in the Talmudic Period. Wiesbaden 1983.

 

Институты еврейского самоуправления

Beer, M. Exilarchate. Goodblatt, D. The Monarchic Principle: Studies in Jewish Self-Government in Antiquity. Tübingen 1994. Grossman, A. Reshut ha-golah be-Babel bi-tequfat ha-Geonim. Jerusalem 1984. Habas (Rubin), E. The Patriarch in the Roman-Byzantine Era: The Making of a Dynasty (иврит). Diss. Tel Aviv 1991. Levine, L. I. ‘The Jewish Patriarch (Nasi) in Third Century Palestine.’ ANRW II 19/2 (1979) 649-88. Mantel, H. Sanhedrin.

 

Истоки раввинистического движения

Aderet, A. From Destruction to Restoration: The Mode of Yavneh in the Re-Establishment of the Jewish People (иврит). Jerusalem 1990. Cohen, S. J. D. ‘The Significance of Yabneh: Pharisees, Rabbis, and the End of Jewish Sectarianism.’ HUCA 55 (1984) 27–53. Neusner, J. ‘“Pharisaic-Rabbinic” Judaism: A Clarification.’ HR 12 (1973) 250–70. Neusner, J. Development. Neusner, J. ‘The Formation of Rabbinic Judaism: Yavneh (Jamnia) from A.D. 70 to 100.’ ANRW II 19/2 (1979) 3–42. Saldarini, A. J. ‘The End of the Rabbinic Chain of Tradition.’ JBL 93 (1974) 97–106. Schäfer, P. ‘Die Flucht Johanan b. Zakkais aus Jerusalem und die Gründung des “Lehrhauses” in Jabne.’ ANRW II 19/2 (1979) 43–101.

 

Раввинистическая литература, которая будет предметом нашего рассмотрения, создается в первом тысячелетии новой эры. Ее история начинается примерно с разрушения Иерусалима и Храма императором Титом в 70 г. и заканчивается с распадом вавилонских академий гаонов около 1040 г., хотя последние раввинистические[1] тексты были составлены спустя еще несколько веков.

 

Политическая история

Ниже приводится краткий обзор основных событий указанного периода, поскольку никакая литература не может быть понята без исторического контекста. Двумя наиболее важными центрами еврейской жизни в это время были Палестина и Вавилония — раввинистическая литература развивалась почти исключительно в этих регионах.

В Палестине поражение 70 г. н.э. окончательно уничтожило последние признаки политической независимости и лишило евреев Храма как религиозного центра и основы власти священства. Постепенный процесс реорганизации еврейского самоуправления начался с Явне, нового центра религиозного образования. Там вскоре после 70 г. Йоханан бен Заккай начал собирать вокруг себя еврейских ученых, преимущественно из среды фарисеев и писцов, а также из других влиятельных кругов еврейского общества того времени. Из них первых начинаний постепенно сложилась новая еврейская элита Палестины, способная руководить еврейским народом в отсутствие Храма и государства. Эта элита нашла свое институциональное выражение в патриархате с его академией и судом (ставшим преемником Санхедрина периода Второго Храма).

Евреи Палестины, по всей видимости, не принимали участия в массовом восстании против власти Рима, вспыхнувшем в диаспоре в 115–117 гг. н.э. Однако они позволили вовлечь себя в трагически завершившееся второе восстание 132–135 гг. под предводительством Бар Кохбы. Примирение с Римом наступило только после смерти императора Адриана в 138 г.: в эпоху поздних Антонинов и Северов мирные отношения стали восстанавливаться, и этот процесс завершился периодом правления патриарха Йехуды ха-Наси (известного как просто «Рабби»). После 135 г. основная масса евреев Палестины проживала не в Иудее, а в Галилее. В годы, последовавшие за восстанием Бар Кохбы, центр еврейского самоуправления перемещается из Явне сначала в Ушу (до 170 г.), затем в Бейт-Шеарим и Сепфорис (Циппори) и наконец (с середины III в.) в Тивериаду (Тверию).

Третий век н.э. был отмечен консолидацией еврейского населения Палестины, которая выразилась в укреплении ведущей роли наследственного патриархата и становлении раввината. В то же время на положении дел в Палестине, конечно, не могли не отразиться общая политическая нестабильность и упадок экономики Римской империи. Два события имели здесь особенно важное значение. Заметные политические и экономические последствия имел изданный ипмератором Каракаллой в 212 г. эдикт Institutio Antoniana, который даровал римское гражданство практически всем жителям империи, включая евреев. Сразу после этого евреи Палестины пережили короткий период владычества пальмирских правителей Одената и Зенобии (260–273) над значительной частью Восточной Римской Империи, включая Палестину.

Поворотным моментом стала осуществленная императором Константином христианизация Римской империи. Медиоланский (Миланский) эдикт 313 г. превратил христианство в religio licita, и с началом в 324 году единоличного правления императора Константина это положение распространилось и на Палестину. В последующий период происходит постепенное усиление роли христианства, приведшее к тому, что даже в Палестине евреи оказываются в положении вынужденных оправдываться маргиналов. Короткой передышкой становится период правления императора Юлиана (361–363), который даже поддержал идею восстановления Храма. Затем христианство одерживает окончательную победу. Первым документальным свидетельством этому служит эдикт императора Феодосия 380 г., обязывающий всех подданных империи принять никейский Символ Веры и тем самым de facto утверждающее христианство в качестве государственной религии. Между 415 и 429 гг. институт иудейского патриархата был упразднен. Codex Theodosianus 438 г. и в особенности Codex Justinianus 529/534 гг.[2] окончательно обратили юридическую ситуацию против еврейского населения. Неудивительно, что евреи Палестины связывали большие ожидания с периодом персидского владычества (614–28). Пережив новое разочарование, когда Византия вернула себе власть в регионе, они были затем надолго освобождены от христианского правления с вторжением арабов (Иерусалим пал в 638 г.).

Со времен плена 586–538 гг. до н.э., Вавилония стала домом для значительной массы еврейского населения. Вскоре после 70 г. н.э., видимо, как реакция на происходящее в Палестине, диаспора Вавилонии добилась самоуправления под властью экзиларха. Со времени восстания Бар Кохбы Вавилония занимает важное место в истории раввинистического иудаизма. Многие палестинские мудрецы в это время бежали в Вавилонию, и некоторые из них оставались там даже после того, как ситуация в Палестине стабилизировалась. Около 226 г. власть в Вавилонии перешла от парфян к персидской династии Сасанидов, которые предприняли попытку утвердить зороастризм в качестве государственной религии. Хотя вначале евреи столкнулись с определенными трудностями, их автономия была полностью восстановлена около 250 г. в правление Шапура I в обмен на признание ими государственного законодательства.

Длительный период стабильности и процветания был неожиданно прерван во второй половине V в. серией гонений на евреев (и христиан), кульминацией которых стал 468 год: еврейское самоуправление было упразднено, экзиларх казнен, синагоги были закрыты и многие законоучители убиты. Хотя ситуация нормализовалась в первой половине VI в., экзилархат не был восстановлен. Евреи Вавилонии, так же как и Палестины, оказались лишены надежного руководства.

Поворотным событием для истории Вавилонии стало вторжение арабов около 640 г. Впервые два основных центра иудаизма попали под общее политическое управление. Столицей империи Омейядов стал Дамаск, в результате чего Палестина оказалась ближе к центру, однако после 750 г., при Аббасидах, столица была перенесена в Багдад и ключевую роль в еврейском мире стала играть Вавилония. Тем временем возрожденный экзилархат и главы больших раввинистических академий Суры и Пумбедиты (обе к тому времени были перенесены в Багдад) стали признанными лидерами для иудеев Вавилонии, для остальной диаспоры и даже для Палестины.

Однако политический закат халифата привел также и к постепенным переменам внутри еврейского мира. Египет, Северная Африка и Испания начали играть все более заметную роль, в то время как экзилархат потерял свое влияние, а академии гаонов пришли в упадок. Крестовые походы (Иерусалим пал в 1099 г.) обозначили конец этого периода и конец того еврейского мира, в котором возникла раввинистическая талмудическая литература. Несмотря на то, что произведения подобного рода продолжали создаваться еще долгое время, их эпоха уже отошла в прошлое. С этого времени сами тексты талмудической литературы превратились в объект комментирования и компилирования, т.е. стали «первичными» текстами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.01 с.)