ТОП 10:

Разъяснение некоторых аятов, посредством которых приверженцы своих страстей желают вселить сомнения в сердца мусульман.



 

Люди, противостоящие Сунне, приводят в доказательство ряд аятов, чтобы вселить сомнения в сердца мусульман. Аллах Всевышний говорит:

«Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше – Он всегда с ними, где бы они ни были. А потом, в День воскресения, Он поведает им о том, что они совершили. Воистину, Аллах знает обо всякой вещи».[250]

Всевышний Аллах так же сказал: «Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете».[251]

На первый взгляд эти аяты способны вселить сомнение в сердце мусульманина. Слова: «Он с вами, где бы вы ни были»- не означают, что Аллах растворён в своих творениях и находится рядом с ними. Напротив, Аллах находится на Троне, Он наблюдает за Своими творениями (ар-Ракъиб). Если обратить внимание на последующие слова, то нетрудно заметить, что Аллах с нами Своим знанием о нас и наших деяниях. В пример можно привести Луну - относительно небольшое творение Аллаха. Мы знаем, что Луна расположена на небе, однако куда бы мы ни поехали, она преследует нас. Это потому что Луна светится и её можно увидеть. (Аллах превыше этих примеров прим.пер.).

«На вопрос одной женщины: «Где находится твоё божество, которому ты поклоняешься?», Абу Ханифа ответил: «Воистину Всевышний и Достохвальный Аллах находится над небесами, а не на земле». А когда его спросили: «Что ты скажешь относительно аята « …Он с вами, где вы ни были…» (Железо, 4), он ответил: « Это подобно тому, как ты пишешь письмо кому-либо и сообщаешь в нём: «Я с тобой». Однако ты не находишься рядом с ним».[252]

Разве Аллах, который управляет всем согласно Своему Знанию и Могуществу, может быть рядом с тем, кто имеет недостатки или совершает грехи? Воистину, это не укладывается в голове.

Следующий аят, способный вселить сомнения в сердца людей: «Тот, Кто на небе».[253] Из данного аята, на первый взгляд, кажется, что небо охватывает Аллаха, или Аллах находится внутри неба. Однако, это не правильное понимание, потому что в другом аяте Аллах Всевышний говорит: «Разве ты не видишь, что Аллах подчинил вам все, что на земле, и корабли, которые плывут по морям по Его воле? Он удерживает небо, чтобы оно не упало на землю без Его соизволения. Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям».[254] Из этого аята становится ясно, что и небо нуждается в Аллахе.

Аллах Всевышний сказал: «Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена».[255] Прочитав этот аят, мы действительно можем понять, что Аллах ближе к нам, чем наша яремная вена. Однако мы узнаем истинный смысл этого аята, прочитав следующий: «Два ангела сидят справа и слева и принимают (записывают деяния)».[256] Эти ангелы записывают всё, что промолвит человек.

Аллах Всевышний сказал:«Он – Аллах на небесах и на земле. Он знает то, что вы утаиваете и совершаете открыто, и знает то, что вы приобретаете».[257] Однако в Коране существует другой аят, который раскрывает смысл этого аята: «Он – Тот, Кто является Богом на небесах и на земле. Он – Мудрый, Знающий».[258]

Всевышний Аллах также сказал: «А когда душа подступает к горлу и вы смотрите на умирающего. Мы находимся ближе вас к нему, хотя вы не видите этого».[259]Слова: «Мы находимся ближе вас к нему» указывают на Ангела смерти пребывающего рядом с умирающим. В этом аяте отмечается именно момент смерти. Если мы скажем, что Аллах близок к нам только в момент смерти, то это будет не правильно, так как Аллах близок к нам всегда. Упоминание же момента смерти, указывает именно на присутствие Ангела смерти. Знание о близости Аллаха к своим творениям пришло к нам из Корана и Сунны. Аллах Всевышний сказал:«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне».[260] Это мольба, в которой речь идёт об обращении к Аллаху с просьбой и о мольбе с целью поклонения. Во время обращения к Аллаху с просьбой, следует обратить внимание на следующее: во время просьбы, которая соответствует имени Аллаха, следует начать с произнесения имён Аллаха. Например: «О Милостивый Аллах, прояви ко мне Свою милость». Пророк r сказал: «Аллах, которого вы просите, ближе к вам, чем шеи ваших верблюдов».[261] Близость Аллаха к творениям не противоречит Его высокому положению, так как нет подобных Аллаху в Его качествах. Он близок, в то время как Он высок, так же Он высок, в то время когда Он близок. Аллах Всевышний сказал:«Аллах превыше того, что они (многобожники) приписывают Ему».[262]

 

Качество близости Аллаха к Своим творениям

(аль-маиййа)

 

Аль-Маиййа – бывает двух видов.

1. Общий вид – то есть Аллах близок ко всем Своим творениям посредством Своего Знания и Могущества, а не Своей сущностью. Ничто не скрыто от Него. Аллах Всевышний сказал: «Он сказал: «Не бойтесь, ибо Я – с вами. Я слышу и вижу».[263] «Будьте терпеливы, ибо Аллах – с терпеливыми».[264] «Воистину, Аллах – с теми, кто богобоязнен и кто творит добро».[265]

Сообщается, что Аиша t рассказывала: «Когда к Пророку rпришла женщина, которая жаловалась на своего мужа, я была в углу комнаты, но не слышала ничего из того, что она говорила. Великий и Могучий Аллах же ниспослал аят: «Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа и пожаловалась Аллаху. Аллах слышал ваш спор, ведь Аллах – Слышащий, Видящий».[266]

2. Частный вид – то есть Аллах близок Своим Знанием и Могуществом к пророкам, праведникам и мусульманам. Аллах Всевышний сказал:«Сражайтесь с многобожниками всеми вместе (или все вместе), подобно тому, как они сражаются с вами всеми вместе (или все вместе). Знайте, что Аллах – с богобоязненными».[267] Он так же сказал: «Воистину, Аллах – с верующими».[268]

Когда Пророк rи Абу Бакр t, спасаясь от преследования многобожников, спрятались в пещере, Абу Бакр в страхе сказал: «Клянусь Аллахом, если они посмотрят себе под ноги - то увидят нас». Пророк r сказал ему:«Не скорби, ибо Аллах – с нами».[269] «Что ты думаешь о двоих, третьим из которых является Аллах».[270] В данном случае нахождение Аллаха со своими творениями носит характер оказания помощи и защиты от врагов. Также Пророк r сказал: «Лик Аллаха находится перед лицом молящегося (несмотря на то, что Аллах занимает высокое положение своей сущностью).[271] Нет никакого противоречия между высоким положением Аллаха и расположением Его Лика перед лицом молящегося. Находится перед лицом, не означает находиться на земле. Например: человек видящий солнце, видит его перед собой, однако в то же время солнце находится на небе. (Превыше Аллах всех этих примеров прим. пер.).

 

Речь Всевышнего Аллаха.

 

В этом вопросе также существует множество заблуждений. Согласно вероубеждению ахль ас-Сунна уаль джама’а Аллах разговаривает, когда пожелает. Противники же Сунны придерживаются мнения, что речь Аллаха отделена от самого Аллаха. Однако Аллах обладал речью всегда, и Аллах Всевышний разговаривал с Адамом и Хаввой, мир им, речью; с Мусой, мир ему, Аллах разговаривал без посредника, так же Он будет разговаривать с людьми в День Воскресения, не прибегая к помощи переводчиков. Аллах Всевышний сказал: «Чья речь правдивее речи Аллаха?» [272] «Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: "Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом"?»[273]

Разговор Аллаха с Исой, мир ему, в День Воскресения произойдёт для того, чтобы доказать его небожественное происхождение. Всевышний Аллах сказал: «Слово твоего Господа исполнилось правдиво и справедливо!»[274] «Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с которыми говорил Аллах».[275] Аллах обратился к Адаму и Хавве, мир им, после того как они совершили грех. Аллах сказал: «Тогда Господь их воззвал к ним: «Разве Я не запретил вам это дерево и не сказал вам, что сатана для вас – явный враг?»[276]

Всевышний Аллах также сказал: «Когда же Муса (Моисей) пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним».[277]

«Аллах вел беседу с Мусой (Моисеем)».[278]

«Мы подали ему глас с правой стороны горы и подозвали его поближе тихим голосом».[279]

«Вот твой Господь воззвал к Мусе (Моисею): «Ступай к несправедливому народу…».[280]

«В тот день Он воззовет к ним и скажет: «Что вы ответили посланникам?»[281]

«Милосердный Господь приветствует их словом: «Мир!»[282]

Пророк r сказал: «В День Воскресения не останется ни одного человека, с которым бы, не заговорил Аллах».[283]

В отличие от верующих Аллах оставит без внимания неверных. Он сказал об этом: «Аллах не станет говорить с ними (с неверующими) в День воскресения и не очистит их».[284] «Воистину, тем, которые продают завет с Аллахом и свои клятвы за ничтожную цену, нет доли в Последней жизни. Аллах не станет говорить с ними, не посмотрит на них в День воскресения и не очистит их. Им уготованы мучительные страдания».[285]Это будет наказанием для неверующих. Всевышний Аллах передал слова неверных: «Господи! Выведи нас отсюда. И если мы вернемся к грехам, то действительно будем беззаконниками».[286]

Как становится ясно из этих аятов, Аллах Всевышний обладает речью, не подобной речи Его творений. Его речь является откровением. Пророк r сказал: «Когда Аллах желает послать откровение с каким-либо приказом, то Он говорит посредством Откровения».[287]

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.10 (0.006 с.)