ТОП 10:

Доказательства возможности воочию увидеть Всевышнего Аллаха



В будущей жизни

 

Согласно вероубеждению ахль ас-Сунна уаль-джама’а, верующие без особого труда будут лицезреть Аллаха в будущей жизни. Чтобы доказать это, обратимся к доводам из Корана и достоверной Сунны. Всевышний Аллах сказал:

«Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа».[288] Этот аят состоит из шести слов, пять из которых указывают на то, что Аллах будет виден в будущей жизни.

  1. Вуджухун – лица. Противники Сунны утверждают, что в этом аяте видеть означает видеть сердцем. Однако это ошибочное мнение, так как слово Ра’а – в арабском языке имеет два значение. А) Басариййа – глазами. Б) Къулюбун – сердцем. А что касается данного аята, то здесь Аллах не говорит о сердцах, которые будут сиять (т.е. радоваться), Аллах говорит о лицах. А глаза, как известно, располагаются на лице. Также известно, что сердце не способно видеть, что нельзя сказать о глазах.
  2. Йаумаизин – в тот день. Разве сердце не знает о существовании Аллаха?! Даже неверные в трудные моменты жизни обращают свои руки к небу. Аллах отметил этот день именно по той причине, что верующие воочию увидят Его.
  3. Надира – радость на лицах. Почему же Аллах выделил верующих, отметив, что именно на их лицах будет присутствовать радость? Потому что в отличие от верующих, неверные не увидят в тот день своего Господа. Всевышний Аллах сказал: «В тот день они(неверные)будут отделены от своего Господа завесой…».[289]
  4. Иля– на (в сторону). То есть будут взирать на своего Господа. Передаётся со слов Абу Саида аль-Худри t, что однажды люди спросили Пророка r: «О Посланник Аллаха! Сможем мы увидеть нашего Господа в будущей жизни?» Посланник Аллаха r ответил: «Разве вы затрудняетесь видеть солнце в безоблачный день? Разве вы затрудняетесь видеть полную луну в 14-ый день на безоблачном небе?» Люди ответили: «Нет, о Посланник Аллаха!» Тогда Пророк r сказал: «Вы так же, не затрудняясь, увидите Аллаха в будущей жизни».[290]
  5. Назира взирать. Му‘тазилиты[291] обосновывают свои воззрения о том, что Великого и Могучего Аллаха невозможно увидеть, следующим откровением: «Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры».[292]Безусловно, Аллаха не возможно постичь взглядом ни в этой, ни в будущей жизни. Человек может увидеть что-либо, но не постичь увиденное. Поэтому существует разница между лицезрением (ру’йа) и способностью постичь увиденное (идрак). «…и будут созерцать на ложах. На их лицах ты увидишь блеск благоденствия».[293]

Ещё одним доводом противников Сунны являются слова пророка Мусы, мир ему: «Он сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя». Он сказал: «Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня».[294] Однако этот аят является доводом против них же самих. Наши оппоненты утверждают, что использованное в аяте слово «лян тарани» имеет смысл вечного отрицания, и что это указывает на невозможность лицезреть Аллаха вообще. С грамматической точки зрения это неправильно. Аллах Всевышний говорит в Коране об иудеях, которые утверждали, что они являются обитателями Рая и для них там приготовлены всяческие блага: «Скажи: «Если Последняя обитель у Аллаха предназначена только для вас, а не для других людей, то пожелайте себе смерти, если вы говорите правду». Однако они никогда не пожелают себе этого из-за того, что приготовили их руки.[295] Здесь лян - означает, что они не желают смерти в этой жизни. В другом аяте говорится: «Они воззовут: «О Малик! Пусть твой Господь покончит с нами». Он (по прошествии тысячи лет) скажет: «Вы останетесь здесь навечно».[296] А в Аду, мы видим, как они желают смерти для себя.

С другой стороны, Муса, мир ему, был лучше осведомлён о своём Господе, чем кто-либо другой, и если бы это было невозможно, то Муса не обратился бы к Аллаху с такой просьбой. Если обратить внимание на жизнь пророков, то нетрудно заметить, что каждый раз, когда они обращались к Аллаху с тем, что не подобает Его Величию, Аллах немедленно поправлял их. Например, когда пророк Нух, мир ему, просил за своего сына, Ибрахим, мир ему, когда просил за своего отца, когда Мухаммад r просил за своего дядю, Аллах запретил им делать это. А Мусе, мир ему, Аллах ничего не запретил, но сказал ему: «но взгляни на гору…». Поэтому слова Всевышнего Аллаха: «Ты не увидишь Меня…»относятся только к мирской жизни. Люди не обладают достаточной силой, чтобы лицезреть Аллаха в этой жизни. Тот, кто живёт переходящей жизнью, не способен увидеть Аллаха, Который вечен, и жизнь Которого совершенна. А в раю люди будут обладать вечной жизнью и поэтому будут способны увидеть Аллаха воочию. Да сделает Аллах и нас в числе обитателей рая! Амин!

 

Рука Аллаха.

 

Всевышний Аллах сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворили Своими обеими Руками?»[297]Он так же сказал: «Рука Аллаха – над их руками».[298]Однако рука Аллаха не подобна рукам Его творений, так как Всевышний Аллах сказал: «Нет никого подобного Ему…».[299]

Позиция ахль ас-Сунна уаль-джама’а относительно данных аятов, это принимать их такими, какие они есть, не придавать им такие значения как могущество, удел и т.д. Передаётся со слов Абдуллаха бин Амра t,что Пророкrсказал: «Три вещи Аллах создал Своими руками: Адама, Своей Рукой сотворил рай Эдем, Своей Рукой написал Тору».[300]

Сообщается от Ибн Умара t,что Пророкr сказал: «Четыре вещи Аллах создал Своими Руками: Трон (’Арш), Перо, Адама и рай Эдем. А затем остальным творениям сказал: «Будь», и они возникли».[301]

Всевышний Аллах сказал: «Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши руки (Мы Сами), Мы создали для них скот, и что они им владеют?»[302]Он Свят Он и Могуч так же сказал: «Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь».[303]

Всевышний Аллах в некоторых аятах Священного Писания упоминает одну руку - йадуху, в других аятах йадаййа – две руки, а также айдина – Наши руки. Очень часто люди, сделав что-то двумя частями тела (органами), упоминают лишь один из этих органов. Например: видел своим глазом, слышал своим ухом и т.д. (прим. пер.: это допускается во многих языках). Целью такого высказывания является два глаза или два уха. Аллах Всевышний говорит: «Вору и воровке отсекайте руку в воздаяние за то, что они совершили».[304] Здесь имеются ввиду руки вора и воровки. Он так же сказал: «Если вы обе покаетесь перед Аллахом, то ведь ваше сердце уже уклонилось в сторону».[305] Здесь имеется ввиду два сердца.

Передаётся от Абу Хурайры t, что Пророк rсказал: «Правая Рука Аллаха полна, и не уменьшает (того, что в ней) щедрое расходование ночью и днём. Скажите мне, сколько Он израсходовал со времени сотворения небес и земли? А ведь ничто не уменьшилось в правой Руке Его».[306]

Обе руки Аллаха правые. Этого мнения придерживались такие исламские ученые как: Ибн Хузайма «ат-Таухид» 1/159, Имам Ахмад см.: Абу Йа'ля «Табакъат аль-ханабиля» 1/313, аль-Байхаки «Аль-асма уа ас-сыфат» 2/55, 56, Ибн Теймиййа «Маджму фатауа» 6/397, 400, аль-Албани «Маджаллят аль-асаля» стр. 68, «Сильсиля ахадис ас-сахих» 3136 и др.

Одна из рук Аллаха правая, а другая левая. Этого мнения придерживались: Ад-Дарими «ар-Радд Аля бишриль мариси» стр. 155, Сулейман ат-Тамими «Китаб ат-Таухид» стр. 193, Хасан Сыддык Хан «Катф ас-самар» стр. 66 и др.

Передаётся со слов Ибн Умара t, что Пророк r сказал: «Справедливые рабы будут восседать перед Аллахом на седалищах из света. Они будут восседать по правую руку Милостивого, обе руки которого являются правыми».[307]

Передаётся так же от Ибн Умара t, что Посланник Аллаха rсказал: «Поистине сначала Аллах создал перо и взял его правой Рукой. Его обе руки правые».[308]

Приверженцы Сунны также веруют в существование у Аллаха Длани. Это также упоминается в достоверных хадисах. Передается от Абу Хурайры t,что Пророк rсказал: «Нет такого человека, который дал бы подаяние из дозволенного (Аллахом), и Аллах бы не принял это своей правой (рукой). Однако Аллах не принимает ничего кроме дозволенного Им. Подаяние растёт (увеличивается) в длани Милостивого пока не станет величиной с гору, подобно тому, как один из вас проявляя заботу о своём жеребёнке или верблюжонке, способствует их росту».[309]

Приверженцы Сунны и единой общины также веруют в существование у Аллаха пальцев.

Передаётся со слов Муаза бин Джаббаля t, что Пророк r сказал: «Я увидел моего Господа во сне в наилучшем облике… Он возложил свою десницу между моими лопатками и я почувствовал сердцем холод Его пальцев (в другой версии: «холод Его рук»).[310]

Передаётся со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса t, что Пророк r сказал: «Воистину сердца сынов Адама находятся между пальцами Милостивого как единое сердце. Он повелевает ими как пожелает».[311]

Передаётся также от Ибн Масуда t, что однажды один иудей сказал Посланнику Аллаха: «О Мухаммад! (в другом варианте: «О Абуль-Касим!») Мы считаем, что Аллах [ в день Воскресения], разместит небеса на одном пальце, земли на - другом , деревья - на третьем, воды - на четвёртом, богатства – на пятом, а все остальные Свои творения – на шестом, и скажет: «Я Царь». Пророк рассмеялся, соглашаясь со словами иудея, и прочитал аят:«Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей. Пречист Он и превыше того, что они приобщают к Нему в сотоварищи».[312] [313]

Передаётся со слов Абу Хурайры t, что Пророк r сказал: «Аллах схватит землю в День Воскресения, и свернёт небо своей правой Рукой, после чего скажет: «Я Царь! А где же цари земли?»[314]

Передаётся от Абу Мусы аль-Ашари t, что Пророк r сказал: «Поистине Аллах протягивает Руку Свою ночью, чтобы покаялся совершающий дурное днём, и протягивает Руку днём, чтобы покаялся совершивший дурное ночью».[315]

 

Явление (аль-итйан) и пришествие (аль-маджи) Аллаха.

 

Аллах Всевышний сказал: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах явится к ним, осененный облаками, вместе с ангелами, и все будет решено?»[316]

Он так же сказал: «Неужели они ожидают чего-либо помимо того, что к ним явятся ангелы, или явится твой Господь…»[317]

Он так же сказал: «…и твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами…»[318]

Противники Сунны утверждают, что в этих и подобных им аятах указания на пришествие ангелов или наказания. Такому толкованию нет места, так как мы знаем, что ангелы приходят по приказу Аллаха. «Ангелы сказали: «Мы нисходим только по велению твоего Господа»».[319]

Так же из этих аятов видно, что пришествие Господа и ангелов одинаково. Ангелы выстраиваются в ряды с целью возвеличивания Аллаха. А в день Воскресения Аллах придет, чтобы вершить Суд над Своими творениями. Все это является качествами действия Аллаха и не похоже на действия Его творений, так как Всевышний Аллах сказал: «Нет никого подобного Ему…».[320]

 

Нисхождение Аллаха (ан-нузуль).

 

Имам аз-Захаби, да смилостивиться над ним Аллах, сказал: «Все хадисы, касающиеся нисхождения Аллаха имеют форму мутаватир,[321] поэтому они не отрицаются. Нисхождение (ан-нузуль) Аллаха не подобно нисхождению Его творений, так же как Его Утверждение (аль-истиуа) не подобно утверждению Его творений».[322] Передаётся со слов Абу Хурайры t, что Пророк r сказал: «Наш Господь нисходит к нижнему небу каждую ночь, когда остаётся от нее последняя треть».[323]

 

Лик Аллаха.

 

Приверженцы Сунны и единой общины, также веруют в существование у Аллаха Лика. Лик Аллаха является атрибутом Его Сущности, который был всегда присуще Ему. Противники Сунны говорят, что Лик Аллаха это Его награда. Награда создана и отделена от Аллаха, тогда как Его Лик не был создан и находится вместе с Ним. Абу Ханифа, да смилостивиться над ним Аллах, сказал: «У Него есть Рука, Лик и Душа (нафс), о чём Всевышний Аллах упомянул в Коране. А в Коране Всевышний Аллах упомянул Лик, Руку и Душу, относящиеся к Его атрибутам».[324] Всевышний Аллах сказал: «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием».[325]

«Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика».[326]

«Приумножен для вас будет закят, который вы раздаете, стремясь к Лику Аллаха».[327]

Передаётся со слов Али t: «Пророк r сказал мне: «Перед сном произноси: «Прибегаю к Твоему Лику и Твоим совершенным словам, от зла Твоих творений».[328]

Передаётся от Абу Мусы t, что Пророк r сказал: «Поистине Всевышний Аллах не спит, и не пристало Ему спать. Он опускает и поднимает весы (в другой версии справедливость). Дела ночные восходят к Нему раньше дневных, а дневные раньше ночных. Покровом для Него служит свет (в версии переданном от Абу Бакра t говорится: «Покровом для Него служит огонь»). Если Он сбросит этот покров, то сияние Лика (Аллаха) непременно сожжёт все те Его создания, на которых падет взор Его».[329]

Ни один лик не подобен Его Лику, точно так же как и Его Лик не подобен ликам Его созданий.

 

Глаза Аллаха.

 

Приверженцы Сунны и единой общины также веруют в существование у Аллаха двух Глаз, так, как это описано в Коране и Сунне. Всевышний Аллах сказал: «Он поплыл у Нас на Глазах...».[330]

Передаётся со слов Анаса бин Малика t, что Пророк r сказал: «Не было ни одного пророка, который бы не предостерёг свою общину от слепого на один глаз Дадджаля (лжемессию). Он одноглазый. Поистине ваш Господь не одноглазый».[331]

Абу Разин аль-Укайли tрассказывал, что Пророкrсказал: « (Наш Господь) смотрит на ваше стеснённое и безнадёжное положение».[332]Также Всевышний Аллах сказал: «Я одарил тебя Своей любовью, и тебя взрастили у Меня на Глазах».[333]Он так же сказал: «Который видит тебя, когда ты выстаиваешь намазы по ночам и двигаешься среди падающих ниц».[334]

 

Слух (ас-сами) и зрение (аль-басир) Аллаха.

 

Ас-Сами – означает слышащий все звуки без исключения, даже незначительные. Аллах слышит всё явное и тайное, и Его слух не подобен слуху Его творений.

Аль-Басир – означает видящий даже то, что является мелким и неощутимым, и находится далеко. Всевышний Аллах сказал: «Аллах услышал слова тех, которые сказали: «Аллах беден, а мы богаты».[335] Он так же сказал:

«Неужели они полагают, что Мы не слышим их секретов и тайных переговоров?»[336]

«Он сказал: «Не бойтесь, ибо Я – с вами. Я слышу и вижу».[337]

Передаётся со слов Абу Хурайры t, что после того как Пророк r прочитал аят: «Поистине Аллах Слышаший и Видящий», он положил большой палец на ухо, а указательный палец на глаз.[338]

Передаётся от Абу Мусы t, что Пророк r сказал: «О люди! Поистине не взываете вы к глухому или далёкому. Вы взываете к Тому, кто всё слышит и всё видит».[339]

Нога (ар-риджл) и Стопа (аль-къадам) Аллаха.

 

Приверженцы Сунны также веруют в существование у Аллаха Ноги (ар-риджл) и Стопы (аль-къадам). Передают со слов Абу Хурайры t, что Пророкr сказал: «(Некогда) Рай и Ад стали препираться друг с другом, и Ад сказал: "Меня выбрали (как место) для высокомерных и несправедливых", что же касается Рая, то он спросил: "А почему же в меня не войдёт никто, кроме слабых и незаметных?" И тогда Всеблагой и Всевышний Аллах сказал Раю: "Ты - милость Моя, которую Я стану оказывать, кому пожелаю из рабов Моих", Аду же Он сказал: "А ты - не что иное, как (средство) Моего наказания, которому Я стану подвергать, кого пожелаю из рабов Моих". И будут наполнены (Рай и Ад до краёв); что касается Ада, то не наполнится он, пока (Аллах) не наступит (на него) Своей ногой, и тогда он скажет: "Довольно, довольно, довольно!" - и будет он полон, а края его сойдутся, и при этом Всемогущий и Великий Аллах не обидит никого из Своих созданий. Что же касается Рая, то, поистине, Всемогущий и Великий Аллах создаст (новое) творение (чтобы заполнить его)».[340]

Что касается мудрости возложения Аллахом ноги на адский огонь: Исполнится Слово твоего Господа: «Я непременно заполню Геенну джиннами и людьми – всеми вместе».[341] Как сказано в этом аяте Аллах обещал заполнить Ад. Аллах не подвергнет невинных людей наказанию по своей милости и справедливости. Аллах наступит на Ад, так как Он обещал заполнить его, ведь Ад очень просторен и глубок. А в Раю каждый обитатель получит много места, а для того чтобы заполнить Рай полностью, Аллах создаст новые творения.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.254.115 (0.014 с.)