Гомеостатические / гетеростатические теории личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гомеостатические / гетеростатические теории личности



Гомеостатические / гетеростатические теории личности

Один из возможных критериев для классификации личности: человек – система, стремящаяся к гомеостазу (равновесию, приспособлению, поддержании баланса. Фрейд, Пиаже) или человек – система, стремящаяся к гетеростазу (нарушению равновесия, нарастанию напряжения).

Гомеостатические теории личности с ориентацией на конфликт

Человек всю жизнь безуспешно борется с внутренним конфликтом, пытаясь вернуться к безмятежному существованию, но нет. Психоаналитическая теория Фрейда – человек изначально испорчен -> конфликт. Если конфликт исчезнет, не будет и динамики личности.

Гомеостатические теории личности с ориентацией на согласие

Человек нейтрален. Такие теории рассматривают личность как систему, моделирующую изменяющийся окружающий мир с целью адаптации. Бихевиоризм и когнетивный подход.

Гетеростатические теории личности с ориентацией на конфликт

Конфликтные и кризисные ситуации необходимы для развития. У человека неадаптивное (бескорыстное) поведение. Модель самореализации гуманистической психологии и деятельностный подход. Исход развития личности – только его ответственность.

5.. Гетеростатические теории личности с ориентацией на согласие

Оптимистичный взгляд на природу человека и жизненный путь личности. Человек не сам, есть одна сила, которая заставляет его развиваться и совершенствоваться.

Физическая / социальная / интрапсихическая среда

Физическая среда – внешняя среда, предметы

Социальная – социум

В интрапсихической среде воспроизводится и преобразуется экстрапсихическая, то есть система реальных, открытых для объективного наблюдения сенсомоторных действий. К этому следует присоединить и то, что общение организма с предметами внешней, физической среды Сеченов отграничил от присущего человеку социального общения, эффектом которого является индивидуализация субъекта, приобретение им собственного "Я". По образу людей (матери или няньки), регулировавших своими командами ("голосами") его действия в первую пору жизни, ребенок создает представления о самом себе как внутреннем центре, откуда теперь исходят собственные команды, автором которых является он сам.

Биологическая парадигма в психологии личности

Объяснить эволюционные, генетические, психофизиологические предпосылки личностных особенностей

Социально-культурная парадигма в психологии личности

Объяснить как личность влияет и какое влияние оказывает на личность социальный и культурный контекст, личность рассматривается как порождение культуры

Диспозициональная парадигма в психологии личности

Объяснить индивидуально-психологические особенности личности и их становление и развитие в онтогенезе

язык свойств личности

говорит на языке поведения человека и на языке статистики

понять, что есть устойчивые свойства личности

все ли одинаковы или различны?

через что правильно описать личность?

как составить универсальную систему свойств личности

как описывать индивидуально-психологические особенности?

Интрапсихическая парадигма в психологии личности

Объяснить глубинные мотивационные тенденции и динамические внутрипсихические процессы

парадигмы учений, мотивов, сил, контакта взаимодействия

приблизительно то, что внутри нас – отдельный населенный чем-то мир

Когнитивная и феноменологическая парадигмы в психологии личности

Объяснять, как люди субъективно переживают окружающий мир и как перерабатывают информацию о нем, проблема, феноменологии

как я вижу, что происходит, в каком мире я живу

как люди познают мир и себя в этом мире

структуры, эмоции в этом мире, как происходит восприятие информации

принятие, решение, выбор

Адаптационная парадигма в психологии личности

О бъяснить как люди справляются или не справляются с множеством адаптационных проблем

человек – деятель, решающий задачи, которые ставит сам человек (среда)

адаптация / дезадаптация к стрессу, к экстремальным ситуациям

К терминам 13-17

Фрейд предложил свою оригинальную теорию развития психики ребенка, которая, несмотря на свой почтенный возраст, и сегодня не потеряла актуальности, а потому заслуживает внимания со стороны родителей.

С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде чем стать взрослой, зрелой сексуальностью в том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребенка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты.

Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти "застревание", иначе говоря – фиксация.

 

Оральная стадия / характер

От рождения до полутора лет, главный орган – рот, малыш познает окр. мир. Малыш воспринимает себя и маму как единое целое, а материнскую грудь - как продолжение себя самого. В этот период ребенок находится в состоянии аутоэротизма, когда сексуальная энергия направлена на самого себя. Материнская грудь приносит младенцу не только наслаждение и удовольствие, но и чувство безопасности, уверенности и защищенности, телесный контакт важен.

Строгость воспитания сейчас сыграет с вами и с ребенком злую шутку. Фрейд выделил два крайних типа материнского поведения:

* излишняя строгость матери, игнорирование потребностей ребенка;

* чрезмерная гиперопека со стороны матери, когда она готова предугадать любое желание ребенка и удовлетворить его раньше, чем он сам его осознает.

Обе эти модели поведения ведут к формированию у ребенка орально-пассивного типа личности. В результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих "материнского" отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Человек орально-пассивного типа часто очень доверчив, зависим.

Готовность откликнуться на плач младенца, продолжительное грудное вскармливание, тактильный контакт, совместный сон, напротив, способствуют формированию таких качеств, как уверенность в себе, решительность.

Во втором полугодии первого года жизни наступает орально-садистическая стадия развития. Она связана с появлением у ребенка зубов. Теперь к сосанию добавляется укус, появляется агрессивный характер действия, которым ребенок может реагировать на долгое отсутствие матери или отсрочку удовлетворения его желаний. лишком раннее, внезапное, грубое отлучение от груди, пустышки, бутылочки вызывают фиксацию на оральной стадии развития, которая впоследствии проявит себя в привычке грызть ногти, обкусывать губы, мусолить во рту кончик ручки, постоянно жевать жвачку. Пристрастие к курению, чрезмерная болтливость, патологическая боязнь остаться голодным, желание плотно поесть или выпить в минуты особой тревоги и беспокойства тоже являются проявлениями фиксации на оральной стадии.

Такие люди часто обладают депрессивным характером, для них характерно чувство нехватки, потери чего-то самого главного.

Анальная стадия / характер

Анальная стадия развития наступает примерно в полтора года и продолжается до трех лет, орган – попа, приучение к горшку, ребенок чувствует свою самостоятельность, когда сам решает, когда идти на горшок.

Фрейд обращает особое внимание на то, как именно родители приучают ребенка к горшку. Если они чересчур строго и настойчиво следят за соблюдением новых правил, или начали сажать кроху на горшок слишком рано (способность полностью контролировать анальные мышцы формируется только к 2,5 -3 годам), к тому же ругают и наказывают ребенка, когда тот отказывается сходить в туалет, стыдят малыша за промахи, тогда у малыша формируется один их двух типов характера:

1. анально-выталкивающий. У ребенка может возникнуть ощущение, что только сходив на горшок, можно получить любовь и одобрение родителей;

2. анально-удерживающий. Действия родителей могут вызвать протест со стороны ребенка, отсюда проблема запоров.

Людям первого типа свойственны такие черты, как склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. Они считают трату денег обязательным условием проявления любви.

Для представителей анально-удерживающего типа характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Они не выносят беспорядка и неопределенности. Часто склонны к мезофобии (боязни загрязнения) и патологическому стремлению к чистоте.

В ситуации, когда родители ведут себя более корректно и хвалят малыша за успехи, а к неудачам относятся снисходительно, результат будет иным. Ребенок, чувствуя поддержку со стороны семьи, приучается к самоконтролю, формирует позитивную самооценку. В будущем такого человека отличает щедрость, великодушие, желание делать подарки близким. Существует мнение, что правильный тип поведения родителей способствует развитию у ребенка творческих способностей

Латентный период

С 6 до 12 лет сексуальные бури на время затихают, и энергия либидо направляется в более мирное русло. В этот период основное внимание ребенок уделяет социальной активности. Он учится устанавливать дружеские отношения со сверстниками, много времени посвящает освоению школьной программы, активно интересуется спортом, различными видами творчества.

Формируются новые элементы структуры личности ребенка - эго и супер-эго.

Когда малыш появляется на свет, все его существование подчинено единственному компоненту личности, которое Фрейд назвал "Оно" (Id). Оно - это наши неосознаваемые желания и инстинкты, которые подчиняются принципу удовольствия. Когда стремление к наслаждению вступает в конфликт с реальностью, из Оно постепенно начинает появляться следующий элемент личности "Я" (Ego). Я - это наши представления о себе, осознаваемая часть личность, которая подчиняется принципу реальности.

Как только социальное окружение начинает требовать от ребенка соблюдения определенных правил и норм поведения, это приводит к возникновению последнего, третьего элемента личности - "Сверх-Я" (Super-ego). Сверх-Я - это наш внутренний цензор, строгий судья нашего поведения, наша совесть. На латентной стадии развития все три компонента личности сформированы. Таким образом, на протяжении всего этого периода идет активная подготовка к завершающему этапу психосексуального развития - генитальной стадии.

Сублимация

Защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Впервые описан Фрейдом.

Зигмунд Фрейд, в соответствии с концепциями своей теории, описывал сублимацию как отклонение энергии биологических, в первую очередь сексуальных влечений от их прямой цели и перенаправление ее к социально приемлемым целям. Рассматривалась им как исключительно «хорошая» защита, способствующая конструктивной деятельности и снятию внутреннего напряжения индивида. Подобная оценка сублимации сохраняется в любой терапии, направленной не на «зачистку» личности от её внутренних конфликтов, а на поиск социально адаптивного их разрешения (в частности в психоанализе).

На данный момент сублимация обычно понимается шире — как перенаправление неприемлемых импульсов вообще, независимо от их природы. Сублимация принимает самые различные формы. Например: садистические желания можно сублимировать, занимаясь хирургией. Механизм сублимации трансформирует нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности

 

 

Психосексуальное развитие

Психосексуальное развитие (англ. Psychosexual development) — теория, сформулированная Зигмундом Фрейдом, объяснявшая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидума. Социальный опыт на каждой стадии предположительно оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретенных на данной стадии.

Стадии уже описаны.

Основной тезис Фрейда был, что раннее различие полов детей полиморфно, и что развивается сильная тяга к кровосмешению, и ребенок должен использовать или сублимировать это, чтобы развить здоровую взрослую сексуальность.

Id / Ego/ SuperЕgo

Оно, иногда Ид (лат. id, нем. das Es — оно́) в психоанализе является одной из структур, описанной Фрейдом. Являет собой бессознательную часть психики, совокупность инстинктивных влечений. По мнению Фрейда, человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека постоянно. Будучи бессознательным и иррациональным, Ид подчиняется принципу удовольствия, то есть удовольствие и счастье — есть главные цели в жизни человека

Я (Эго) — согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Я осуществляет планирование, оценки, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения. Я (ЭГО), по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, как и между Ид и супер-Эго. Я не совпадает ни с психикой, ни с телом, хотя телесные ощущения формируют ядро раннего опыта индивида.

Сверх-Я (Супер-Эго) — в психоанализе так обычно называют моральные установки человека. Представление человека о том, что в этом обществе он должен делать, а что — нет. Совесть, стыд — всё это проявления Сверх-Я.

Оно / Я / Сверх-Я

Оно (Id). Аспект структуры личности, все содержание которого является унаследованным; присутствует с рождения и закреплено в конституции индивидуума. Оно чувственно, иррационально и свободно от каких бы то ни было ограничений.

Я (Ego). В теории психоанализа – аспект личностной структуры; включает восприятие, мышление, научение и все другие виды психической активности, необходимые для эффективного взаимодействия с социальным миром.

Сверх-Я (Superego). В теории психоанализа – этическое или моральное образование в структуре личности; представляет собой интернализованную индивидуумом систему социальных норм и стандартов поведения, полученную от родителей посредством поощрения и наказания.

23. Либидо / мортидо Либи́до (лат. libido — похоть, влечение, желание, страсть, стремление) — одно из основных понятий психоанализа, разработанных Фрейдом. Оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт. Этот термин необходим для описания разнообразных проявлений сексуальности. Фрейд приравнял либидо к Эросу Платона и определил его как энергию влечения ко всему тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, себялюбие (нарциссизм), любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т. д. Термин «либидо» используется Фрейдом при объяснении причин возникновения психических расстройств, невроза, и также для описания хода психического развития нормального человека, его научной и художественной деятельности, сублимации.

Определенной деталировкой идеи мортидо выступает разграничение влечения к смерти как желания, ориентированного на самоуничтожение (мортидо), и гипотетического деструктивного инстинкта агрессии, ориентированного на убийство других (деструдо). В этом контексте многие люди смешивают понятие мортидо с деструдо или с танатосом, являющимся более широким понятием, включающим в себя и мортидо, и деструдо.

Согласно теории психоанализа, в основе человеческой личности лежат два фундаментальных побуждения: креативное (либидо) и деструктивное (мортидо). Эго-либидо переживается как приятно знакомое, в то время как мортидо переживается как боль и вселяющее страх неизвестное.

До сих пор ни один психоаналитик, в том числе и сам Федерн, не сумел создать модель психического аппарата, в котором сосуществовали бы эти два разнонаправленных инстинкта и два противоположных вида психической энергии. Понятие мортидо и сопряжённое с ним — деструдо, так и не закрепились в широком дисциплинарном обороте.

Эго-идеал

Аспект суперэго, содержащий определенные стандарты совершенства, которым ребенка учили родители. Эго — идеалом индивид руководствуется, когда ставит перед собой цели, достижение которых приводит к повышению самооценки и чувству гордости.

Идеальный образ самого себя, к которому человек стремится как сознательно, так и бессознательно, с которым он себя соизмеряет. Он основан на идентификациях (главным образом с родителями), но в подростковом возрасте подвергается пересмотру, при котором образцами для идентификации становятся другие фигуры. Эго-идеал составляет часть Суперэго.

Табу

Антропологический термин, который обозначает выведение в особое положение объекта или человека либо абсолютное запрещение некоторого рода действий на том основании, что в противном случае произошло бы нарушение всей системы ценностей данной культуры (МИРОВОЗЗРЕНИЕ); т.е. объект является табу, если к нему нельзя прикасаться, действие является табу, если о нем, по понятиям данной культуры, "нельзя даже думать".

Отсюда, в расширенном понимании, любое действие, запрещенное авторитетом или социальными нормами, может рассматриваться как "табу". В психоаналитической литературе наиболее часто упоминаются табу ИНЦЕСТА и табу убийства ТОТЕМНОГО животного (кроме церемониальных случаев). См. работу Фрейда "тотем и табу" (Freud totem and taboo, 1913), в которой он размышляет о том, что табу инцеста возникло ввиду необходимости для мужчин ПЕРВОБЫТНОЙ ОРДЫ предотвратить борьбу между собой после того, как они убили ПЕРВОБЫТНОГО ОТЦА, прежде державшего всех женщин орды только для себя. Теория предполагает, что табу препятствовало сыновьям иметь именно тех женщин, ради обладания которыми они убили своего отца.

Психосоциальный мораторий

Период позднего подросткового возраста, в течение которого индивидууму дается некоторая отсрочка в принятии ролей и ответственности взрослого.

Статус эго — идентичности, при котором девушка или молодой человек переживает кризис идентичности, связанный с выбором профессии и идеологических убеждений, но их выбор и решения еще слишком неопределенные и общие.

Статус моратория на идентичность предполагает, что человек находится в данное время в состоянии кризиса (выбирает между альтернативами), и его предпочтения слишком слабы и неопределенны. Студентка колледжа, видящая себя в будущем химиком, министром или журналисткой, — пример, иллюстрирующий состояние упорной и продолжительной внутренней борьбы с неопределенностью выбора, характерной для этого статуса.

Диффузная идентичность

Диффузия идентичности - статус эго — идентичности, при котором молодой человек или девушка могут переживать или не переживать кризис идентичности, связанный с выбором карьеры или идеологических убеждений, но, тем не менее, он (она) не делает определенного выбора или еще очень далек от того, чтобы сделать выбор.

Диффузия идентичности характеризуется «отягощенностью отсутствием обязательств». Индивидуум с диффузией идентичности может переживать или не переживать кризис, но в любом случае здесь наблюдается минимум или даже отсутствие принятых индивидуумом ценностей и ролей, отсутствие заветной мечты. Предрешенность — состояние юноши или девушки, уже утвердившихся в своих основных ориентациях. Однако при этом отсутствуют признаки (или их очень мало) того, что они переживали кризис. Примером «предрешенной идентичности» может служить студент колледжа, решивший стать зубным врачом, потому что это профессия его отца и деда.

Блокировка идентичности

По Дж. Марча, это такой вариант развития идентичности, когда человек отказывается от её построения и от вопросов о ценностях и идеалах, некритично воспринимая идентичность совей семьи (например, становится стоматологом потому, что зубными врачами были его отец и дед).

Фиксированная идентичность

по Фрейду Остановка развития личности на одной из ранних психосексуальных стадий, вызванная фрустрацией или вседозволенностью со стороны родителей.

Достижение идентичности

Статус эго — идентичности, характеризующийся переживанием кризиса, связанного с выбором карьеры и идеологических убеждений, в результате чего человек делает твердый выбор того и другого.

относится к людям, пережившим период кризиса и сделавшим определенный выбор в отношении профессиональных и идеологических целей и позиций.

борьба на протяжении всей жизни

 

 

Базовое доверие / недоверие

0-1 год, мать

НОРМА Доверие к людям: взаимная любовь и признание родителей и ребенка, привязанность, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненных важных потребностей

ПАТОЛОГИЯ Недоверие к людям: результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви

Автономия / стыд и сомнение

1-3 года, родители

НОРМА Самостоятельность, уверенность в себе; ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека

ПАТОЛОГИЯ Сомнение в себе, гипертрофированное чувство стыда, ребенок чувствует свою неприспособленность

Интимность / изоляция

19-40-45

НОРМА Близость: душевная теплота, понимание, доверие, способность отдать часть себя другому человеку, не боясь

ПАТОЛОГИЯ Изоляция, одиночество

Продуктивность / стагнация

40-45 – 60

НОРМА Целеутремленность, продуктивность

ПАТОЛОГИЯ Стагнация: обеднение личной жизни, регрессия

Интеграция / отчаяние

свыше 60ти лет

НОРМА Цельность личности: чувство завершенности жизненного пути, осуществление планов и целей, полноты и целостности

ПАТОЛОГИЯ Отчаяние: отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью

Моральные дилеммы

Моральная дилемма возникает тогда, когда человек встречается с необходимостью выполнения несовместимых обязанностей. Возможность морального компромисса может появиться тогда, когда человек не имеет возможности выполнить полностью или удовлетворительно свою моральную обязанность без нарушения другой моральной обязанности, без принуждения или из-за физических ограничений.

Моральная дилемма — это необходимость выбора между несколькими альтернативами, приводящая в любом случае к негативному, часто трагическому результату. Кажется, что желающий сотворить добро не в состоянии сделать этого.

Жизнестойкость

Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами

Самоактуализация

Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.

Самоактуализация — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.

Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А. Маслоу. Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека, в соответствии с «пирамидой потребностей». По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на «пирамиде потребностей». Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Пирамида Маслоу

Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (need theory) или теория иерархии (hierarchy theory)

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью - достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.

Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация

Эвпсихея

или Эупсихея, идеальное общество по Маслоу.

Идеальные, гуманистически ориентированные сообщества (communities), членами которых являются здоровые, самоактуализирующиеся индивиды

Дефицитарные потребности

Потребности от низших до потребностей общения и уважения у Маслоу именуются депривационными или «дефицитарными». Это означает, что человек ощущает недостаток тех или иных факторов как некоторый недостаток, отсутствие или пустоту, которые могут быть восполнены извне, и которые восполняются появлением таких факторов в достаточном количестве. Это физиологические или витальные (жизненные) потребности, безопасности, принадлежности и любви, общения и уважения. При этом у Маслоу не все физиологические потребности относятся к дефицитарным. К ним не относятся потребности вывода экскрементов, потребность в сексе, потребности в сне и отдыхе. Однако и в этом случае дефицит одних веществ и избыток других как польза освобождения от них (будь то сперма, половое возбуждение или экскременты) суть проблемы одного рода – их удобнее было бы именовать потребностями материального, энергетического и социального дискофморта (как несоответствия). Эти потребности обеспечивают равновесие и самозащиту, или иначе равновесие и стабильное статическое состояние индивида. С позиции науки дефицитарные потребности описаны до Маслоу

Бытийные потребности

Бытийная мотивация относится прежде всего к наслаждению и удовлетворению в настоящем или к желанию искать позитивные ценностные цели (мотивация роста или мета-мотивация). Дефициентная же мотивация состоит в потребности изменить данное состояние дел, потому что оно ощущается как неудовлетворительное или фрустрирующее.

Бытийная любовь - это любовь к сущности, к "бытию" или "существу" другого. Такая любовь не стремится к обладанию и занята больше добром Другого, чем эгоистическим удовлетворением. Маслоу часто описывал Б-любовь как способность давать всему идти своим чередом и ценить то, что есть, не пытаясь "улучшить" что-либо. Б-любовь к природе выражается в умении ценить цветы, наблюдать их рост, оставляя их в покое. Д-любовь скорее выражается в срывании цветов и устроении из них букетов. Б-любовь - это идеал необусловленной любви родителей к ребенку, которая может даже включать любовь к маленьким несовершенствам ребенка.

Типы / черты личности

Зная особенности личности человека, мы можем предсказать его наиболее вероятное поведение в той или иной ситуации

общем уровне -типы, на следующем уровне - черты, ниже - уровень привычных реакций, внизу -специфические реакции, т.е. реально наблюдаемое поведение.

На уровне типов Айзенк анализирует личность по трем направлениям: нейротизм, экстраверсия-интроверсия и психотизм. Наиболее глубоко он исследует нейротизм и экстраверсию-интроверсию.

В основе его теории лежит идея о том, что люди различаются на основе наследственности - по реактивности нервной системы, скорости и прочности условных реакций. Эти индивидуальные различия соотносятся личностными измерениями нейротизма и экстраверсии-интроверсии. В исследованиях структуры личности Айзенк выделяет два основных типа измерения личности:

интроверсия - экстраверсия

нейротизм (нестабильность) – стабильность

 

Черты личности (конспект по Зайцевой):

- черты, обусловленные природными условиями, общие для всех людей.

- черты, изменяющиеся в ходе истории, общие для группы людей.

- черты, складывающиеся в ходе индивидуальной истории развития личности – индивидуальные особенности личности.

Анализ черт:

Анализ фактов биографии

Опрос и интервьюирование экспертов - людей, имеющих регулярные деловые и личные контакты с объектом исследования

Опросники (испытуемый выступает как эксперт своей жизни)

Личностные тесты (в процессе исследования испытуемый проявляет исследуемую черту).

Многофакторные опросники (выявление профиля черт личности).

Психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются. Поэтому равно неправильны статическая точка зрения, которая исходит из свойств личности как чего-то изначально данного и рассматривает ее действия и поступки лишь как проявление независимой неизменной сущности, а также динамическая точка зрения, которая вовсе растворяет личность в ситуации и, пытаясь безостаточно объяснить поведение из складывающихся в ней динамических соотношений, превращает все свойства личности лишь в изменчивые состояния, лишенные какой бы то ни было, даже относительной, устойчивости

Профиль личности

По номотетическому подходу

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ - этот термин используется в двух несколько различных смыслах в зависимости от контекста. В узком методическом (операциональном) смысле под ППЛ понимается диагностический факторный профиль – график (гистограмма) выраженности различных факторов, измеренных с помощью тестов у одного человека. Соотношение «пиков» (подъемов) и «впадин» (провалов) на этом графике наглядно отображает соотношение различных психологических свойств и тем самым описывает структуру способностей, мотивов (интересов), качеств характера человека. В широком и несколько метафорическом смысле под ППЛ имеется в виду соотношение не измеренных, а «подразумеваемых» (гипотетических) свойств человека. В этом смысле ППЛ выступает как синоним таких ненаблюдаемых структур как «характер человека», «иерархия мотивов» и т.п.

Часто психологический профиль личности понимается как итог теста ММPI, либо есть толкование термина Леонтьевым, который заменил понятием профиля понятие направленности – он считал, что основные мотивационные линии складывают профиль личности, вершины на котором – это наиболее значимые, главные мотивы.

Большая пятерка (Big Five)

Больша́я пятёрка – диспозициональная (от англ. disposition — предрасположенность) модель личности человека. Продолжает линию исследований, начатую Г. Олпортом, Г. Айзенком и Р. Кэттелом, предполагавшими, что личность характеризует меру индивидуальных различий человека в степени и форме адаптации к социальной среде с учетом биологических свойств индивида.

В соответствии с названием, модель предполагает, что личность человека включает в себя пять общих и относительно независимых черт (диспозиций):

экстраверсию,

доброжелательность,

добросовестность,

нейротизм и

открытость опыту.

Модель выводится эмпирически, с использованием данных самоотчетов (вопросники, шкалы прилагательных), экспертных оценок (внешних наблюдателей за поведением) и данных поведенческих, получаемых в рамках исследований. Основным статистическим средством извлечения модели является эксплораторный факторный анализ. Таким образом, в эмпирических исследованиях 5 черт чаще всего предстают в виде сравнительно автономных факторов.

Факторов Кеттелла

16-факторный личностный опросник — психодиагностическая методика, разработанная институтом под руководством Рэймонда Кеттела.

гипотеза о том, что люди описывают самих себя и друг друга с помощью 16 различных независимых друг от друга факторов.

Используя эти 16 факторов как основу, Кеттелл продолжил работу в этой области, создавая 16-факторный личностный опросник, который и по сей день используют университеты, предприятия, компании для исследований, отбора персонала и т. п.

Q, T, L данные

• L-данные (данные жизнеописания)

• Q-данные (данные опросников)

• T-данные (данные тестов)

Экстраверсия / интроверсия

Айзенк полагает, что в основе интроверсия - экстраверсия лежат различия в процессах торможения и возбуждения нервной системы. Айзенк считает, что у одних людей относительно сильнее возбуждение, у других - сильнее торможение. Экстраверты обладают сильной нервной системой, которая сравнительно быстро тормозит избыточную стимуляцию. Т.о. для поведения экстравертов характерно преобладание процесса торможения. Экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей информации. Соответственно они постоянно ищут ситуации, которые могут их возбудить.

Интроверты обладают физиологическими механизмами, которые более медленно отключают избыточную стимуляцию. О них говорят, что они имеют слабую нервную систему, специализирующуюся на возбуждении, но быстро истощаемую. Преобладание возбуждения над торможением характерно для поведения интровертов. Т.о. интроверты чрезвычайно возбудимы, и следовательно сильно чувствительны к поступающей стимуляции. По этой причине они избегают ситуаций чрезмерно сильно действующих на них.

Интроверсия-экстраверсия связана с уровнем корковой активации.

 

Экстраверт - индивид мысли, чувства, интересы и действия которого обращены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он хорошо и легко вступает в контакт с другими людьми, без труда приспосабливается к новым ситуациям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.109 с.)