Потенциальные / реализованные / актуальные связи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потенциальные / реализованные / актуальные связи



Е.И. Головаха и А.А. Кроник определяют следующие основные характеристики психологического возраста как феномена самосознания. Во-первых, это характеристика человека как индивидуальности и измеряется в ее "внутренней системе отсчета" (как интраиндивидуальная переменная), а не путем интериндивидуальных сопоставлений. Для того чтобы определить психологический возраст личности, достаточно знать лишь ее собственные особенности психологического времени. Понятие возраста производно от понятия "время" и не может быть определено без понимания того, о каком времени идет речь и что выступает единицей измерения этого времени. Если применительно к хронологическому возрасту 30 лет это значит лишь то, что в течение своей жизни человек совершил вместе с Землей 30 оборотов вокруг Солнца. Но определить тот же интеллектуальный (психологический) возраст как действительно временную характеристику уже невозможно, ибо о каком времени идет речь, мерой какого прошлого является этот возраст — совершенно непонятно. Но в то же время авторы определяют психологический возраст личности как меру психологического прошлого личности, подобно тому как хронологический возраст — мера его хронологического прошлого.

О том, как именно диагностировать психологическое прошлое, а через него и психологический возраст, авторы однозначно не определяют. Однако, по их мнению, относительной мерой психологического прошлого могла бы быть реализованность психологического времени. (В представленной концепции выделяется три типа единиц психологического времени—реализованные, актуальные и потенциальные связи, которые лежат в основе формирования психологического прошлого, настоящего и будущего личности.)

Психологический возраст

Психологический возраст – один из параметров летоисчисления жизненного пути личности (истоки Выгодского, сказал Ананьев). Реальное время психических состояний, в котором они развиваются и функционируют.

1) Субъективное представление человека о своем возрасте.

2) Объективный показатель степени развития психики человека, определяемая сравнением с возрастными нормами. Принятие ответственности может быть критерием психологической зрелости.

В исследовании А. А. Кротика и Е. И. Головахи выделяются такие особенности психологического возраста, как:

1. обратимость – псих. Возраст может возвращаться, в отличие от биологического и физического.

2. Многомерность – в разных сферах деятельности псих. Возраст м.б. различен.

3. Психологический возраст – это характеристика человека как индивидуальности и измеряется в её “ внутренней системе отсчета’’. И для того, чтобы определить психический возраст, достаточно знать лишь её собственные особенности психического времени.

Историческое время

Индивидуальность

Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. – Б. Г. А.

Именно в индивидуальности «замыкается внутренний контур регулирования всех свойств человека как индивида, личности и … субъекта различных деятельностей», «индивидуальность – это глубина личности. Индивидуальность это единство разноуровневых свойств. Индивидуальность это что помогает внести вклад в общественное развитие. Направленность и индивидуальный стиль деятельности обеспечивает единство личностных и деятельностных характеристик и формирует индивидуальность. Человек как индивидуальность успешен в созидательной, коммуникативной и познавательной деятельности, его индивидуальной обеспечивает неповторимость вклада в общественный фонд. Не каждый человек индивидуальность.

Лоскутная идентичность (Кейп)

Если обобщить то, что есть у неё в презентациях и что нам давали на лекциях, то лоскутная идентичность – это явлениею порождённое современным обществом, смешение ролей и отсутствие чёткого порядка в идеалах, ценностях, стремлениях, отношениях к какой бы то ни было социальной группе.

Акцентуация

Леонгард.

Акцентуа́ция (от лат. accentus — ударение), Акцентуа́ция хара́ктера, Акцентуа́ция ли́чности, Акцентуи́рованная ли́чностная черта́ — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи. Согласно МКБ-10 классифицируется как одна из проблем, связанных с трудностями поддержания нормального образа жизни

Стабильность / Тотальность / Социальная дезадаптация

Психопатии – это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), "определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток", "в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям", "мешают... приспособляться к окружающей среде". Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.

 

Указанные критерии служат также основными ориентирами в диагностике психопатий у подростков. Тотальность патологических черт характера выступает в этом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате – все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации.

Относительная стабильность черт характера является менее доступным для оценки в этом возрасте ориентиром. Слишком короток бывает еще жизненный путь. Под сколько-нибудь резкими изменениями в подростковом возрасте следует понимать неожиданные трансформации характера, внезапные и коренные смены типа. Если очень веселый, общительный, шумливый, неугомонный ребенок превращается вдруг в угрюмого, замкнутого, ото всех отгороженного подростка или нежный, ласковый, очень чувствительный и эмоциональный в детстве становится изощренно-жестоким, холодно-расчетливым, бездушным к близким юношей, то все это скорее всего не соответствует критерию относительной стабильности, и как бы не были выражены психопатические черты, случаи эти нередко оказываются за рамками психопатии...

Нарушения адаптации, или, точнее, социальная дезадаптация, в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период...

Таковы три критерия – тотальность, относительная стабильность характера и социальная дезадаптация, – позволяющие отличать психопатии..

Задатки / способности

Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.

В качестве таких задатков принято выделять:

Типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость дифференцировок;

Анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры головного мозга.

Способности обнаруживаются и развиваются только в деятельности и на основе задатков при благоприятных условиях. Характеристика задатков: 1)они многозначны, т.е. на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности; 2)задатки, развиваясь, приобретают новые качества При отсутствии некоторых задатков для развития способностей происходит процесс компенсации, т.е. развитие других задатков.(Например: музыкальные способности, здесь задаток-абсолютный слух, он компенсируется за счет памяти музыкальных интервалов).

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Теплов: к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.012 с.)