ТОП 10:

Риторические формы буржуазных мифов.



1. Прививка: признание второстепенных недостатков какого-л. классового института, чтобы лучше замаскировать его основной порок.

2. Лишение истории. Миф лишает предмет, о кот он повествует, всякой историчности: согласно Голубому Гиду, туземцы придумали когда-то свои танцы, чтобы доставить удовольствие совр. буржуа.

3. Отождествление. Буржуа не в состоянии вообразить себе Другого. Ведь Другой – это скандал, разрушающий нашу сущность. Пример: преступники – не другие, а свои, но только сбившиеся с пути.

4. Тавтология – нечто определяется через то же самое «это так, потому что это так» (опирается на авторитарность). Это двойное убийство: вы уничтожаете рациональность, т. к. не можете с ней справиться, и язык, т. к. он вас подводит.

5. Нинизм – ритор. фигура, заключ. в том, чтобы сопоставить две противоположности, и уравновесив их, отвергнуть обе (не нужно ни того, ни другого). Форма Н – в астрологии за предсказываемым злом следует добро; предсказания благоразумно уравновешиваются.

6. Квантификация качества – сведение качества к количеству: сводя качество к количеству, миф экономит на умственных усилиях и осмысление реальность легче (осмысл эстет фактов: буржуазная драматургия основана на установлении количественного равенства между ценой на билет и роскошью декораций и рыданиями актеров.

7. Констатация факта. Миф тяготеет к афористичности. Бурж идеология доверяет этой фигуре свои основные ценности: универсальность, отказ от объяснений и т. д. Бурж афоризмы (в отл. от нар пословиц с практ. значение) –метаязык, вторичная речь по поводу уже готовых вещей. Классич. форма – максима, в ней констатация фактов направлена не на творимый мир, она скрывает творение мира под маской очевидности.


 

ИВАН СОЛОНЕВИЧ “Народная монархия”

Цель работы – доказать, монархия Московской Руси – наилучший тип государственного устройства для России. Нар.-монарх. Движение видит в монархии, — в соответствии с историческими фактами бытия России — единственную исторически проверенную гарантию и свободы, и интересов народных масс страны. Нар.-монарх. движение требует мощной царской власти, но и имеет в виду свободу и интересы народа, массы, а не сословия или слоя. Программа Н.М. учитывает особенности рус. народа, в отл. от социалистич. программ, кот. наделяют ч-ка св-вами, которые отсутствуют у всех людей (коллективизм и т. д.).

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Что есть индивидуальность?

Каждый народ мир имеет свои, неповторимые пути; не существует никаких исторических законов развития, обязательных для всех народов. Поэтому никакие программы и идеологии, заимств. извне, — неприменимы для путей России. Россия — не Европа, и не Азия и не Евразия. Это своеобразный нац. государств. и культурн. комплекс. Русская Империя со времен «начальной летописи» строилась по национальному признаку, однако, в отличие от нац. государств остального мира, рус. национальная идея всегда перерастала племенные рамки и становилась сверхнациональной идеей, как русская государственность всегда была сверхнациональной государственностью. Если было удобно — было удобно всем, если было неудобно — то тоже всем. Это - основная черта русского государственного строительства – интернационализм, космополитизм.

Что есть «дух»

что решающим фактором всякого государственного строительства является психология, «дух» народа-строителя. Ни климат, ни география здесь не играют никакой роли. «Приморское положение» и торговые пути древней Греции не создали никакой империи, — приморское положение и торговые пути Англии создали Великобританскую Империю. При полном отсутствии приморского положения и торговых путей была создана Российская Империя. В формировании нации и религия играет второстепенную роль: та же религия, приложенная к различному психологическому материалу, оставила его прежним.

История

Старая Московская, национальная, демократическая Русь, политически стоявшая безмерно выше всех современных ей государств мира, петровскими реформами была разгромлена до конца. (идейное завоевание России Западом) Были упразднены: и самостоятельность Церкви, и народное представительство, и суд присяжных, и гарантия неприкосновенности личности, и русское искусство, и даже русская техника: Все остальные слои нации, игравшие в Москве огромную национально-государственную и хозяйственно-культурную роль: духовенство, купечество, крестьянство, мещанство, пролетариат (посад), были насильно отрешены от всякого активного участия во всех видах этого строительства. Лет за полтораста крепостного права старая русская культура была сметена и забыта. «Монархия уцелела только благодаря народу, продолжавшему считать законом не то, что приказал Петр, а то, что было в умах и совести монархического сознания народа» при Петре. Именно на это, «на ум и совесть народа» и возлагает все свои надежды НМД.

ОТОРВАННОСТЬ ОТ НАРОДА

«пропасть между народом и интеллигенцией», заключается в: интересы русского народа — такие, какими он с а м их понимает, заменены: с одной стороны, интересами народа — такими, какими их понимают творцы и последователи утопических учений, и, с другой, интересами «России», понимаемыми, как интересы правившего сословия. так рус нар не имеет интеллигенции, образованного класса, кот выразит реальные устремления русских изб, то не имеет адекватного ему национального, культурного и политического оформления, потерянного в 18-м веке.

ЧТО НАМ НУЖНО

Нужды каждого человека: а) свобода труда и творчества и б) устойчивость свободы труда и творчества. Нам нужен государственный строй, который мог бы дать максимальные гарантии и от внешних и от внутренних завоеваний – монархия.

ГАРАНТИИ ОТ ЗАВОЕВАНИЙ

Все одиннадцать веков нашей истории мы находились или в состоянии войны или у преддверия. Нам необходима сильная и твердая власть. Она может быть монархией или диктатурой, т. к. практика первой половины XXв, и предыдущих веков, доказала небоеспособность демократий, неприспособленность дем. гос. аппарата к решению вопросов войны или мира, кот для России - вопросы жизни или смерти. Во Вторую мировую войну два иной формы, но тоже единоличные правления - — диктатура Гитлера и диктатура Сталина — решили исход войны. Классическая демократия Европы — Великобритания, опираясь на свою географическую недоступность, вела свои войны почти исключительно наемными силами. Наемных армий мы не знали. Политического механизма САСШ мы не можем допустить, (медлительности, чудовищных политических ошибок и такого времени для споров, размышлений, решений и оттяжек этих решений).

ГАРАНТИЯ ОТ РЕВОЛЮЦИИ

Ни одного раза русский «Демос», то есть, русский народ, не подымался против монархии. Государственный переворот 1917 года был результатом дворцового заговора, технически оформленного русским генералитетом. Царю принадлежала сила власти, и народу — сила мнения. Монархия состояла не «в произволе одного лица, а в системе учреждений». Московские Цари «силой власти» реализовали «мнение Земли». Это мнение в неорганизованном виде представленное населением, и организованное в Церковь, в Церковные и Земские Соборы, и никогда не претендовало на власть (явление с европейской точки зрения совершенно непонятное) и Цари никогда не шли против «мнения Земли» — явление тоже чисто русского порядка. Поэтому НМД в «восстановлении монархии» видит не только «восстановление монарха», но и восстановление целой «системы учреждений» — от Всероссийского Престола до сельского схода. Той «системы», где Царю принадлежала бы «сила власти», а народу «сила мнения». Это не может быть достигнуто никакой «конституцией», — НМД пытается оформить тот будущий правящий слой страны, который был бы одинаково предан и Царю и Народу, который — организованный в «систему учреждений» — реализовал бы эти принципы на практике и который стал бы действительно «опорой Престола».

ИДЕЯ МОНАРХИИ

Должен быть один человек, стоящий выше всего, выше даже закона. В этой формулировке «один человек», Человек с какой-то очень большой буквы, ставится выше закона. Эта формулировка совершенно неприемлема для римско-европейского склада мышления, для которого закон есть все: dura lex, sed lex. Русский склад мышления ставит человека, человечность, душу, выше закона

Отличительная черта русской монархии в том, что русская монархия выражает волю не сильнейшего, а волю всей нации, религиозно оформленную в православии и политически оформленную в Империи. Воля нации, религиозно оформленная в православии, и будет «диктатурой совести». (а не воли капиталистов, которую выражали оба Наполеона, или воли аристократии, - все остальные монархии Европы). Никакое человеческое сообщество не может жить без власти. Государственная власть - тремя способами: наследованием, избранием и захватом: монархия, республика, диктатура. И республика, и диктатура предполагают борьбу за власть. Наследственная власть есть, собственно, власть случайности, бесспорной уже по одному тому, что случайность рождения совершенно неоспорима. Власть переходит бесспорно и безболезненно: король умер, да здравствует король! Человеческий индивидуум, случайно родившийся наследником престола, ставится в такие условия, которые обеспечивают ему наилучшую профессиональную подготовку, какая только возможна технически. Русский царь заведовал всем и был обязан знать все, — разумеется в пределах человеческих возможностей. Он был «специалистом» в той области, которая исключает всякую специализацию. Это была специальность, стоящая над всеми специальностями мира и охватывающая их все. То есть, общий объем эрудиции русского монарха имел в виду то, что имеет в виду всякая философия: охват в одном пункте всей суммы человеческих знаний. Система монархических учреждений должна начин-ся с территориаль. и профессиональ. самоуправления (земства, муниципалитеты, профсоюзы) и заканч-ся централь. представит-вом, составленным по тому же территориаль. и профессиональ. принципу, а не по принципу партий.

ГАРАНТИЯ ОТ БЮРОКРАТИИ.

Гарантией против диктатуры бюрократии может быть только монархия и только в ее опоре на народное самоуправление, причем монархия, как установление, стоящее над всеми классами и слоями нации, может, как это фактически и практиковалось в Московской Руси, принимать меры против бюрократич. перерождения самоуправл-я.

ГАРАНТИИ СВОБОДЫ

Представление о том, что именно республиканская форма правления дает гарантию каких бы то ни было свобод — является чистейшей фантастикой. Самодержавная Москва строилась на лично свободном крестьянстве, республиканская Польша — на крепостном, размеры свободы или несвободы не находятся ни в какой зависимости ни от республики, ни от монархии. Говоря о России, — можно фактически доказать, что русская монархия делала все, что могла, для защиты внешней и внутренней свободы России и людей России.

Идея монархии

Некая человеческая индивидуальность рождается с правами на власть. Это, как козырный туз, полная бесспорность. По дороге к реализации этой власти, этой индивидуальности не приходится валяться во всей той грязи и крови, интригах, злобе, зависти, какие неизбежно нагромождаются вокруг не только диктаторов, но и президентов. Наследник престола растет в атмосфере добра. И неписаная конституция российской государственности требовала от царя, чтобы он делал добро. Какие, собственно, есть гарантии исполнения этой конституции? Наследник Престола, потом обладатель Престола, ставится в такие условия, при которых соблазны сводятся, если не к нулю, то к минимуму. Он заранее обеспечен всем. При рождении он получает ордена, которых заслужить он, конечно, не успел, и соблазн тщеславия ликвидируется в зародыше. Он абсолютно обеспечен материально — соблазн стяжания ликвидируется в зародыше. Он есть Единственный, Имеющий Право, — отпадает конкуренция и все то, что с ней связано. Все организовано так, чтобы личная судьба индивидуальности была спаяна в одно целое с судьбой нации. Все то, что хотела бы для себя иметь личность, — все уже дано. И личность автоматически сливается с общим благом. Можно сказать, что все это имеет и диктатор — типа Наполеона, Сталина или Гитлера. Но это будет верно меньше, чем наполовину: все это диктатор завоевал и все это он должен непрерывно отстаивать — и против конкурентов и против нации. Конечно, «случайность рождения» может дать неполноценного человека. Такие примеры у нас были: царь Федор Иванович. Ничего страшного не произошло. Ибо монархия это «не произвол одного лица», а «система учреждений», — система может временно действовать и без «лица». Но по простой статистике шансы на такого рода «случайность» очень малы. И еще меньше — на появление «гения на престоле». Гений в политике это хуже чумы. Выдумав нечто принципиально новое, он вторгается в органическую жизнь страны и калечит ее, (Наполеон, Сталин, и Гитлер). Власть царя – власть среднеразумного человека над 200млн среднераз людей.

Монархия и план

Настоящий план национального строительства и настоящую уверенность в завтрашнем дне может дать только монархия — и только при наличии при ней полноценного народного представительства (выход к морям, освобождение крестьян, освоения Сибири, покорения Кавказа, план всеобщего обучения и т. д.

Народное представительство

В монархии и в народном представительстве заранее предполагаются враждебные друг другу силы. Народное представительство в Московской Руси никак не собиралось конкурировать с монархией, как и наоборот. Мы должны категорически отбросить его западно-европейские образцы. То, что мы сейчас назвали бы сословно-корпоративным представительством: представительство сословий — дворянства, земства, купечества, крестьянства, казачества, представительство Церкви и рабочих и т. д. Оно выражало бы мнения и интересы страны, а не идеи и вожделения партий. И если нынешний западно-европейский депутат ни с чем, кроме своей партии, не связан, то представитель данного земства или профсоюза в только продолжал бы ту работу, которую он делает в своем земстве или профсоюзе. Настоящее народное представительство должно будет состоять из комбинации территориального (области, земства, города) и корпоративного (научные, инженерные, рабочие и прочие профессиональные организации) представительства с непременным участием представительства всех признанных в России Церквей. Но если в российском народном представительстве работает Глава Православной Церкви или председатель союза: железнодорожников, горняков, крестьян, казаков, купцов, — то все эти люди будут совершенно точно знать, что им нужно в чем заключаются реальные интересы того слоя или той группы людей, от имени и по полномочиям которых они выступают.

Демократия и конституция

В сознании русских людей по обе стороны рубежа — оба эти термина дискредитированы. Основные законы России, существовавшие ДО 1905 года, ограничивали власть монарха в вопросах вероисповедания и престолонаследия. Основные законы после 1905 года ограничивали власть монарха и в законодательной области. Говоря иначе, и те и другие были конституцией, симфонией власти: Царской, Церковной и Земской. Все три вида власти ограничивали самих себя и ни одна не пыталась вторгаться в соседнюю ей область, что так типично для Запада. Мы хотим не борьбы за власть, а соборности власти, — как в Московской Руси, и (государственный строй, до какого Петербургская империя и не дошла). Термин «конституционная монархия» мы заменим «соборная монархия», (самая совершенная форма государственного устройства, какая только известна человеческой истории.)

 

Cорокин Питирим. Социальная и культурная мобильность.

 

Социальная мобильность –перемещение индивида внутри социального пространства.

Социальное пространство – некая вселенная, состоящия из народонаселения земли.

Социальное положение – это совокупность его связей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т. е. с ее членами. Положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей.

Совокупность таких групп, а также совокупность положения внутри каждой из них составляет систему социальных координат, позволяя определить социальное положение любого индивида.

Социальная стратификация стратификация – дифференциация некой данной совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Сущность: в неровномрном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, в наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния.

Социальная стратификация качественно и количественно отличается в разные времена и в разных обществах.

Основные формы социальной стратификации:

1. экономическое расслоение

2. политическая дифференциация

3. профессиональная дифференциация

 

1. Экономическая стратификация

a) Флуктуация экономического статуса группы (возрастание или уменьшение) можно измерить на материале подушного налога. Различают временн̀ые циклы: малые и крупные в социальной сфере и экономическом развитии (например, тенденция увелечения среднего уровня дохода в Европе в 2-ой половине 19 века – часть крупного цикла).

b) Флуктуация высоты (т. е. возвышение и уплощение экономической пирамиды) и профиля экономической стратификации. Т. е. это гипотеза колебаний экономической стратификации от группы к группе, а внутри группы – от одного периода времени к другому, т. е. существуют циклы, в которых усиление экономического неравенства сменяется его ослаблением. Не существует постоянного направления в колебаниях высоты и формы.

2. Политическая стратификация

a) Профиль меняется в разных странах, в разные периоды, нет постоянной тенденции ни к выравниванию, ни к возвышению

b) Нет постоянного перехода от монархии к республике и т. д.

c) Профиль политической стратификации подвижнее и колеблется чаще, чем профиль экономической стратификации

3. Профессиональная стратификация

a) Бывает внутри- и межпрофессиональная

b) Более профессиональная работа - организация и контроль

 

Социальная мобильность

Совокупный показатель вертикальной экономической мобильности – это интенсивность и всеобщность.

1. интенсивность – количество слоев, проходимых человеком за определенное время

2. число индивидуумов, изменивших свое положение

 

По степени перемещений различают подвижные и неподвижные типы обществ.

 

Каналы циркуляции (пути, по которым индивидуумам позволительно перемещаться) – это механизмы отбора и распределения индивидуумов внутри страт. Эти функции выполняются социальными институтами:

1. армия

2. церковь

3. школа

4. правительственные группы, политические организации

5. профессиональные организации

6. организации по созданию материальных ценностей (фабрики)

7. семья (богатая невеста)

 

 

Лев Гумилев Этногенез и биосфера Земли (Концепция пассионарности)

«Этногенезы на всех фазах (во все времена) – удел естествознания, но изучение их возможно только путем познания истории, содержащей материал, подлежащий обработке методами естественных наук».

Этнос – это явление, лежащее на границе биосферы и социосферы.

Единая причина происхождения всех этносов – это наличие у некоторых индивидов необратимого внутреннего стремления к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения (общественного или природного), причем достижение цели, часто иллюзорной или губительной, представляется субъекту ценнее собственной жизни – это явление называется пассионарность (фактор икс, уклонение от видовой нормы).

Пассионарность может проявляться в различных чертах характера, с равной легкостью порождая подвиги и преступления, благо и зло, но не оставляя места бездействию и спокойному равнодушию.

Образы пассионариев:

Наполеон – неуемная жажда деятельности; Александр Македонский – честолюбие, гордость; Люций Корнелий Сулла – тщеславен, завистлив (как и другие пассионарии: Помпей, Лукулл, Красс); Ян Гус (Чехия).

Пассионарность

- атрибут подсознания, признак, выражающийся в специфике конституции нервной деятельности

- это популяционный признак (пассионариев должно быть много)

- это стихийное явление, но может быть организовано этнической доминантой (это религиозное, идеологическое, военное, бытовое и др. явление, которое определяет переход этнокультурного многообразия в целеустремленное единообразие)

Не отдельные пассионарии делают великие дела, а тот общий настрой, который можно назвать уровнем пассионарного напряжения.

Этногенез - внезапное возникновение групп пассионарных этносов внутри того или иного региона, последующее их распространение за его пределы, потеря уровня сложности и либо распыление особей, либо превращение их в реликт.

Феномен этноса можно показать так:

Энергия долга à преодоление инерции покоя à движение à затухание à

Растрата энергии полученного импульса à Инерционность à У человека - растрата пассионарного импульса

Биохимический аспект пассионарности:работа, выполняемая этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню пассионарного напряжения

Надо исследовать не отдельные моменты жизни этноса, а весь процесс целиком. Тогда понятно, прибавляется или убывает пассионарность.

Пассионарность заразительна (фактор этнической близости).

Этногенез – это утрата пассионарности (обычно гибель пассионариев).

Субпассионарии – «отрицательная» пассионарность (бродяги, наемники) – они не изменяют мир и не сохраняют его, а существуют за его счет.


 

Tеория циклических цивилизаций Арнольда Тойнби состоит в том, что непрерывное поступательное движение человечества как целого заменяется на циклическое развитие отдельных локальных цивилизаций.

Для Тойнби понятие «цивилизация», является «единицей измерения» исторического бытия. Исходя из того, что любая страна, политический союз и т. д. должны рассматриваться не сами по себе, а исходя «исторического контекста», Тойнби приходит к следующим выводам об «атоме, на котором следует фокусировать свое внимание историку»: Цивилизации «представляют собой ... общества с более широкой протяженностью как в пространстве, так и во времени, чем национальные государства, города-государства или любые другие политические союзы». Тойнби выделяет двадцать одну цивилизацию, когда-либо существо-вавшую на Земле. На данный момент их осталось пять: западная христианская, православная христианская, исламская, дальневосточная и индуистская.

Между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственные отношения, например, западная христианская и православная христианская, находящиеся друг с другом в «сестринских» отношениях, происходят из эллинской цивилизации. Цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга.

СТАДИИ ЦИКЛА

Каждая цивилизация проходит на своем жизненном пути следующие стадии: Стадия зарождения - генезис. Цивилизация может возникнуть либо в результате мутации примитивного общества либо на развалинах «материнской» цивилизации. За стадией генезиса следует стадия роста, на которой цивилизация из зародыша развивается в полноценную социальную структуру. Во время роста цивилизацию постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома, которая как правило (но не обязательно!) сменяется стадией распада. Распавшись, цивилизация либо исчезает с лица Земли (египетская цивилизация, цивилизация Инков) либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство.

Причина возникновения цивилизаций (генезиса)

Что же заставляет примитивное общество, жившее стационарно на протяжении многих тысяч лет, однажды проснуться и начать непрерывное поступательное движение?

Тойнби приходит к концепции Вызова-и-Ответа. Не найдя детерминированных, «неодушевленных» причин зарождения и развития цивилизаций, Тойнби вводит через миф об искушении твари Божьей Дьяволом и последующем преображении искушаемого через творение Господне противоречие в качестве основного движущего механизма истории. Ареной сражения Бога и Дьявола является человек (Иисус, Иов, Фауст и т. д. ), и его испытание состоит из череды ступеней, которые испытуемый должен преодолеть

1. герой реагирует на нападение искусителя переходом из состояния пассивности к активности, от Инь к Ян (Иисус в пустыне отвергает традиционную для верований иудаизма роль Мессии, призванного привести избранный народ к владычеству над миром с помощью меча, изменяет саму концепцию Мессии и этим дает ей новую силу.)

2. кризис – человек осознает, что его динамическое действие, высвободив творческую силу Творца, направляет его на путь страдания и смерти. Кризис преодолевается осознанием себя как инструмента Бога и наступает смирение. Здесь начинается поворот назад от Инь к Ян, к статичности.

3. новый акт творения возвращает страдающего в состоянии покоя, гармонии и блаженства, но уже на более высоком уровне. Космический ритм совершил полный круг: от Инь к Ян и снова у Инь. Но новое состояние Инь отличается от предыдущего, как весна от осени.

Вызовы могут быть как внешними (стимулы, необходимые для генезиса цивилизации) так и внутренними (творческий порыв гения, развитие науки). Причем системе требуется лишь первоначальное наличие внешних стимулов, которые затем по мере развития системы превращаются во внутренние вызовы. Именно такое динамическое, прогрессирующее противоречие и является залогом развития цивилизации и индивидуумов, ее составляющих.

Кому предназначается вызов - обществу в целом, либо каждому человеку в отдельности? Скачок совершается тогда, когда общество решается на эксперимент; это означает, что общество или поддалось убеждению, или было потрясено кем-то, но именно кем-то. Однако большинство членов общества инертно и пассивно и неспособно дать достойный ответ на удары судьбы. Чтобы общество смогло ответить на вызов, в нем необходимо наличие Личностей, сверхлюдей. Именно они способны дать ответ, именно они способны повести за собой всех остальных. Кто они - эти сверхлюди? Тойнби указывает, что ими могут быть как отдельные люди (Иисус, Мухаммед, Будда) так и социальные группы (английские нонконформисты). В любом случае общество раскалывается на две взаимодействующие части: на творческое, несущее в себе потенциал меньшинство и основную инертную массу. Каким же образом способность творческого меньшинства дать ответ на вызов превращается в ответ всего общества? Каков механизм взаимодействия творческого меньшинства и пассивного большинства? Тойнби назвал этот механизм «мимесис» - социальное подражание. Мимесис появляется у человека задолго до вступления общества в фазу развития. Его можно видеть и в обществах с примитивным укладом и в развитых цивилизациях. Однако действие мимесиса в этих двух случаях прямо противоположно: если в примитивных обществах мимесис, выражаясь в обычаях и подражании старейшинам, направлен в прошлое и является гарантом стабильности общества, то при вступлении общества на путь цивилизации мимесис в основном направлен на творческое меньшинство, являясь таким образом связующим звеном между активными и пассивными его членами. Следовательно, для успешного ответа на вызов необходимо наличие в обществе следующих факторов:

1. в обществе должны присутствовать люди, способные понять вызов и дать на него ответ;

2. большинство должно быть готово к принятию данного ответа, то есть, грубо говоря, «созреть» для ответа.

ГЕНЕЗИС

Тойнби выделяет два пути возникновения цивилизаций: через мутацию примитивного общества и через отчуждение пролетариата от правящего меньшинства ранее существовавших цивилизаций. В обоих случаях Тойнби объясняет генезис с помощью концепции Вызов-и-Ответ.

Он критикует расовые теории (утверждающие, что происхождение цивилизации – функция отдельных рас человечества, и что определенные расы вообще неспособны к этому) заявляя, что в половине случаев генезис цивилизаций требует творческих усилий более чем одной расы.

Он отвергает и благоприятные природные условия, якобы являющиеся залогом возникновения цивилизаций. В этом случае, одинаковые прииродные условия должны вести к появления похожих обществ. Например, утверждение, что своеобразие православного христианства – продукт русских лесов, рек и зимы, может быть опровергнуто тем, что аналогичные условия не породили цивилизации в Канаде.

Замечая, что природные условия могут влиять на характер цивилизации, он однако говорит, что для успешного зарождения необходимо появление Вызова - стимула. Стимулы могут быть как природными, так и социальными. Именно появление стимулирующего воздействия со стороны природы или окружающих народов способно вывести примитивное общество из стационарного состояния и заставить его начать развиваться.

Тойнби выделяет несколько основных стимулов, которые могут положительным образом повлиять на успешный генезис цивилизации.

1. Стимул природной среды

a) стимул суровых стран. Пример – Аттика, где после истощения плодородной почвы перешли от животноводства и земледелия к возделыванию оливковых плантаций, обмену его на скифское зерно, что повлекло за собой развитие торговли, гончарного ремесла (горшки), искусства мореплавания, разработки полезных ископаемых (драгметаллов, т. к. междунар. торговля требует денежной экономики), а все это вместе привело к созданию военно-морского флота, и афиняне во сто крат приумножили свои богатства.

b) стимул новых земель. Усилие, направленное на оствоение новых земель, и есть само по себе стимул. Пример – этруски: их родина, начало их экспансии точно не известно, что свидетельствует о том, что у себя дома они ничем себя не проявили, однако мигрировав, они успешно состязались с греками и финикийцами в колонизации Западного Средиземноморья.

c) стимул заморской миграции - самый сильный, т. к. если сравнивать с сухопутной миграцией, то у возницы больше власти над естественным окружением, чем у капитана корабля, он может сохранять постоянный контакт с домом, ему проще сохранять привычный социальный уклад. При заморской миграции быстро распадаются группы родства (т. к. команда подбирается по функциональному признаку, а не по родству, в отл. от сухопутной миграции), что дает ход политической системе наподобие команды корабля – республике. Связующий эл-т этой системы – не кровное родство, а всеобщее подчинение свободно избранному вождю и уважение к свободно принятому закону – «общественному договору». Т. к. на море дружба – более существенный эл-т, чем родство, а приказы избранного лидера – более авторитетны, чем подсказки обычая и привычки.

2. Стимул окружения

a) Стимул удара (реакция на нападение). Пример: нападение персидского царя Ксеркса на Элладу было такого масштаба, что привело эллинское сообщество в шок. Однако победа над ним привела жизненному порыву, к небывалому расцвету искусств и интеллектуальному всплеску, распространению философии и ораторского искусства (Сократ, Платон, Аристотель)

b) Стимул давления («форпост»). Пример: давление западного мира на Россию в XVII веке (польская армия с 1610 по 1612 оккупировала Кремль) - ответ: в 1703 году Петр I основал Петербург и утвердил рус флот на Балт море. Давление варваров на франков во вр Карла Великого: вслед за его воен и полит достижениями - первые слабые проявления интеллек энергии зап мира.

c) Стимул ущемления (бедность, рабство, нац дискриминация)

Зарождения цивилизации из недр материн Ц - Вызов-и-Ответ. Правящее меньшинство, которое больше не является творческим меньшинством, не способно дать ответ на вызов, стоящий перед обществом и разрушающий его. → в среде пролетариата возникает новое творч меньшинство, способное дать ответ. Постепенно мимесис масс перенаправляется на новое творч меньшинство, что в приводит к зарождению новой цив-ции. Т.О., образование цивилизаций данного типа происходит из-за неспособности старого меньшинства дать успешный ответ на вызов, стоящий перед ним.

РОСТ

Территор экспансия не является показателем развития цивилизации (обычно - кровопролит войнами и - о регресс). Также –не рост власти над природой. (прогресс в технике м/б вызван не общим развитием общества, а заказом военных. Суть прогресса, в законе прогрессирующего упрощенияэтерификации: прогрессирующая система должна переходить к «энергиям все более и более элементарным, тонким и постигаемым лишь при помощи абстрактных категорий». Проявляется многозначно (и развитие техники, и движение искусства от пластики к музыке). Наиболее важна религиозная Э: «Постепенное восхождение Религии к Богам со все более ясно очерченной личностью и в конечном счете в понятие единой божественной личности; и это в свою очередь вызывает переход от внешнего к внутреннему представлению о Боге». На уровне че-ка - все меньшую завис от физиол потребностей и все прогрессирующее влияние нравственных проблем.

НАДЛОМ

Как уже говорилось, процесс роста цивилизации - это постоянная борьба. С одной стороны, это взаимодействие между вызовами и творческим меньшинством, с другой стороны это постоянное противоречие между меньшинством и косной массой. Надлом может произойти по различным причинам. Возможно, что на очередной вызов активная часть просто не сможет дать адекватный ответ. Группы надломов:

- Отказ большинства от мимесиса. (потерять веру в идеалы меньшинства и что неизбежно ведет к хаосу)

- Ошибка меньшинства, выраж в пассивности после ряда собственных побед - Изоляция правящего меньшинства от общества и вырождение.

- Идолопоклонство - «интеллектуальное и морально ущербное и слепое обожествление части вместо целого, твари вместо Творца и времени вместо Вечности» (современная техногенная западная цивилизация).

РАСПАД

Стадия распада, - серией неудачных ответов на один и тот же вызов, который привел к надлому цивилизации. Происходит расщепление общества на три составляющие:

1. Правящее меньшинство, больше не являющееся творческой силой общество, но усиленно цепляющееся за власть. С целью удержания власти оно создает универсальное государство.

2. Внутренний пролетариат, не доверяющий более правящему меньшинству. Его ответной реакцией является создание вселенской церкви.

3. Внешний пролетариат. Он проявляет себя в варварских набегах на ослабевшую цивилизацию.

В духовной сфере распад общества приводит к расколу в душе. «Он затрагивает поведение, чувства, жизнь в целом -от абсолютной пассивности до крайних форм активности...».

Разложение общества сопровождается полным распадом правящей верхушки и появлением нового творческого меньшинства, вышедшего из пролетариата. Именно это меньшинство способно образовать новую цивилизацию. Единственный положительный выход - «преображение», то есть создание пролетариатом новой религии, опирающейся на принципиально иную систему ценностей, нежели разлагающаяся цивилизация. Созданная пролетариатом вселенская церковь является той «куколкой», из которой и возникнет в будущем новая цивилизация.

 

Франк Духовные основы общества (о религии как социальном институте)

Главная мысль:

Общество имеет духовную природу.

Проблемы, затрагиваемые в книге:







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.182.28 (0.041 с.)