Од – теория, что гос-во возникло в рез-те договора м/у людьми, в котором предусм-ся добровольн. Отказ отд. Лиц от части их прав в пользу гос-ва. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Од – теория, что гос-во возникло в рез-те договора м/у людьми, в котором предусм-ся добровольн. Отказ отд. Лиц от части их прав в пользу гос-ва.



Книга – соц-полит. трактат представляющий собой радикально-демократ. вариант договор. концепции происх-я государства.

Сложившиеся законодат. системы – это орудия неравенства, единственная альтернатива – свобода и безусловное равенство юр прав.

Обществ.й договор – исторически необходимое состояние общества, осуществляющее народный суверенитет и равенство путем подчинения обществ. воле, кот. выражает объектив. интересы народа. Т.обр., основа политики – суверенность воли народа и неделимость этой суверенности.

Главн. пр-п эгалитарной политич. с-мы – реализация прямой демократии через республ. госуд-во, управляемое системой законов, принятых собранием всех граждан. Поэтому он отвергает принцип деления власти на законодат. и испольнит. и рекомендует систему постоянно действующего в гос-ве плебисцита (всенародного опроса) по всем серьезным вопросам полит жизни.

Антибуржуазная программа: ограничить рост мелкой трудовой собств-ти, и след-но предотвратить превращение субъекто богатства в орудие порабощения неимущих

Непригодность христианских принципов для создания разумного государств. устройства. Однако, деистическая концепция необход-ти вознаграждающего и карающего бога, который обеспечит жизнеспособность государств. организма и незыблемость общественной морали.

«Об обществ. договоре» - манифест республ. полит. философии эпохи Великой французской революции, т. к.

§ Теорет. обоснование республ. политических идеалов

§ Признание законности революции, необходимости демократической диктатуры во имя общего блага

Оценка политического устройства в зависимости от социально-экономического положения народа

 

 

"БЫТИЕ И ВРЕМЯ" — основополагающий концепт философии Хайдеггера,

Цель работы - извлечь тему бытия из забвения и ответить «Что значит бытие». Это очевидное понятие, всегда имеется некое смутное понимание бытия, поскольку человек все время использует этот термин, («быть-дома», «бьпъ несчастным») но, это повседневное, усредненное понимание бытия только скрывает трудности, возникающие с этим понятием. Оно на самом деле показывает нам лишь спрашиваемость, но далеко не самоочевидность бытия.

Обнаружение смысла бытия ведется Хайдеггером через интерпретацию особого вида бытия, человеческого бытия (Dasein). Поэтому центральная задача "БиВ " —выяснение смысла человеческого существования.

1. Собственно аналитика Dasein. Проводя анализ Dasein, Хайдегтер показывает, что основная характеристика Dasein, основная его особенность — это то, что Dasein всегда обнаруживает себя в мире. По мысли Хайдеггера, "бытие-в-мире" ("in-der-Welt-Sein") не есть какое-то свойство человеческого существования, которым человек может обладать или не обладать. Dasein никогда не "есть" сначала, до мира, Dasein никогда не существует свободным от мира, от бытия. Изначальное свойство Dasein состоит в том, что Dasein всегда существует укорененно в бытии.. Сущее, которое мы будем анализировать и через смысл которого мы только и можем выявить смысл бытия, это "всегда мы сами". Бытие этого сущего всегда мое. Таким образом, "сущность" этого сущего, то есть сущность Dasein, заключается в том, что оно есть, в его бытии (именно поэтому через Dasein и высвечивается смысл бытия) Сущность Dasein, таким образом, заключается в его экзистенции. Таким образом, основные характеристики Dasein 1) Dasein в каждом случае принадлежит мне, "мое", то есть каждому из нас присуще человеческое бытие; 2) сущность Dasein заключается в его экзистенции. В этом же разделе Хайдеггер демонстрирует единство экзистенции в двух ее модусах а) аутентичная, подлинная экзистенция (человек-свободный, выбор, проект) и б) неподлинная экзистенция

2.Исследуя способ "поведения", существования Dasein, Хайдеггер обнаруживает основную характеристику этого сущего— "бытие-в" ("In-Sein"), "бытие-в-мире" ("In-der-Welt-Sein") Человек, рождаясь, уже всегда обнаруживает себя "заброшенным" ("заброшенность" — "Geworfenheit") в мир, он всегда находит себя в мире в определенной исторической, временной ситуации. Именно поэтому "бьггае-в-мире" — это основа и изначальное условие человеческого существования Экзистенциал "бытие-в-мире" показывает изначальную историчность человека, его конечность, временность Человек, родившись, сразу же обнаруживает себя в мире. Бытие человека есть всегда "бытие-в" ("In Sein") Это аксиома, из которой необходимо исходить.

3. Рассматривая отношение человека к миру, его изначальное "быгие-в-мире" (In-der-Welt sein). Хайдеггер констатирует, что первичное отношение к миру есть отношение прагматичное, то есть отношение подручности " (Zuhandenheit). Dasein всегда существует в мире, в определенном окружающем мире, где Dasein всегда неким образом соотносится с миром, имеет отношения с миром. Человеческое существование изначально вовлечено в деятельность повсед невной жизни бытия-в-мире, пребывает, «живет» и действует среди вещей. Этот первичный момент пребывания Dasein в мире Хайдеггер отличает от вторичной (производной) формы, которую он называет "знание' о мире. Вовлеченность, контекстуальность оказывается первичным отношением к сущему и к миру, это изначальная характеристика способа существования Dasein. Пример с карандашом Есть два способа обращения с ним 1) можно просто использовать его по назначению (писать, рисовать, чертить) или 2)отстраниться от его прагматического использования и "говорить о нем", даже начать описывать его (" познавать его") как коричневый, длинньй, острый и тд. Вторичное же отношение к миру и сущему есть теоретическое знание о мире 'наличность " (Vorhandenheit): если отвлечься от использования/употребления сущего, оно становится просто наличным (vorhanden). Исследуя структуру вторичного отношения к сущему (теоретического), а именно наличности (неиспользуемости, отвлеченности), (Vorhandenheit) показывается, что и в этих случаях структура подручности первична, она всегда присутствует даже в кратковременных проявлениях наличности.

4. Рассмаириваянеподлинную экзистенцию Dasein, Хайдеггер рассматривает мир das Man (м ир повседневности) и модусы неподлинного существования: двусмысленность, болтовню, любопытство, падение. Это мир не-самости, неподлинности, бес почвенности, безосновности, рассеивания, растворения, непребывания, потерянности в публичности. Das Man — это не "люди", не "они", это мир полной анонимности и, соответственно, полного отсутствия свободы и ответственности. Озабоченность настоящим, которая превращает человеческую жизнь в прозябание повседневности. Основная черта подобной заботы — ее на наличные предметы, на преобразование мира. С одной стороны, сама эта нацеленность анонимна и безлика, с другой — она погружает человека в безличный мир, где все анонимно, нет и не может быть субъектов действия, здесь никто ничего не решает и поэтому не несет никакой ответственности кто не этот и не тот, не сам человек и не некоторые и не сумма всех "Кто" тут неизвестного рода, люди" Анонимность man «подсказывает» человеку отказаться от своей свободы (толпа как выразитель man не принимает осмысленных решений и не несет никакой ответственности) и перестать быть самим собой, стать «как все». Мир das Man строится на практике отчуждения и унифицированности, в этом мире все — другие даже по отношению к самому себе человек является другим, каждый оказывается другим, иникогда самим собой личность умирает, индивидуальность растворяется в усредненности

5. Рассматривая подлинную экзистенцию, Хайдеггер обращает свое внимание на основное свойство человека быть в мире, а именно на структуру бытия-в (In-Sein) как такового. Бытие состоит из эл-тов: 1) Расположенность (Befindlichkeit), которая выражает тот факт, что Dasein всегда обнаруживает себя в определенной ситуации. 2) Второй структурный момент бытия-в — это понимание (Verstehen). Феномен понимания есть основной модус существования Dasein. Понимание рассматривается как предельный (т. е. онтологический, изначально присущий) модус бытия именно человека (Dasein)

6. Саму структуру человеческого бытия в ее целостности Хайдеггер обозначает как заботу. Человек как сущее имеет "исток" своего бытия в заботе. Забота - изначальный априорный основной феномен, выражающий саму сущность человеческого бытия-в-мире. Забота, по Хайдеггеру, представляет собой единство трех моментов 1) бытия-в-мире, 2) забегания-вперед, 3) бытия-при-внутримировом-сущем 1) Человек всегда уже изначально суще ствует в мире, погружен в мир. Человек не существует изолированно от других людей или от вещей, но всегда существует в контексте 2) человеческое бытие "есть то, что оно не есть", поскольку оно всегда постоянно убегает от себя, ускользает вперед, и, таким образом, человеческое бытие есть всегда своя собственная возможность. Этот момент заботы - Проект Человеческое бытие — это бытие, проектирующее само себя, то есть человек это всегда нечто большее, чем он есть в данный момент 3) Момент заботы «бытие-при-внутримировом-сущем» - это способ отношения к вещам не как к наличным, не как к предметам, а как к инструментам, отношение к сущему как к подручному.

7. Каждый из перечисленных моментов заботы есть одновременно определенный модус времени "бытие в мире' есть модус прошлого, «забегание вперед» — модус будущего и «бытие-при» — модус настояшего. Взаимно проникающие друг в друга моменты времени — прошлое, настоящее и будущее —отличаются от объективного времени. Прошлое — это не то, чего уже больше нет, напротив, оно постоянно присутствует и определяет собой как настоящее, так и будущее. То же самое можно сказать и о двух других модусах. Модус прошлого выступает у Хайдеггера как "фактичность" или "заброшенность". Модус настоящего—как обреченность вещам, как подручность, как бытие-при. Модус будущего — как проект, постоянно на нас воздействующий. И в этом смысле, экзистенциальный поток времени идет не от прошлого к будущему, но совершенно в обратном направлении- время "временится" из будущего. В зависимости от того, какой модус времени оказывается выдвинутым на первый план, — будущее, направленность к смерти, или настоящее, обреченность вещам,—вза-висимосги от этого человеческое бытие будет подлинным или неподлинным. Неподлинное бытие — перевес моментов настоящего — выражается в том, что мир вещей заслоняет от человека его конечность. Неподлинное существование это мир анонимности. Подлинное существование выступает у Хайдеггера как осознание человеком своей историчности, конечности и свободы.

8. Анализ Смерти, бытия-к-смерти. Подлинное существование возможно и осуществимо только перед лицом смерти. Итак, отличительная особенность Dasein — это способность иметь опыт смерти. Смерть не означает для Dasein, что до смерти оно есть, а после смерти его уже нет. То есть смерть трактуется не как небытие, а как вид бытия, подлинного бытия-в-мире. В этом бытии к-смерти и раскрывается по существу сама человеческая способность быть.

Еще одна характеристика подлинной человеческой экзистенции — совесть. Совесть становится характеристикой Dasein как экзистенции, именно совесть и есть тот механизм, который размыкает, освобождает Dasein от мира анонимности. Зов совести представляет собой призыв к Dasein стать самим собой, обрести свою собственную подлинность, собственность своего существования.

 

ЛОТМАН Юрий Михайлович (1922—1993) — русский культуролог, семиотик, филолог.

Изучение семиотич.систем, созданных человеч-вом на протяжении его культурной истории привело к выводу, что минималь. работающей семиотич. структурой явл-ся не один искусственно изолированный язык или текст на таком языке, а параллельная пара взаимно-непереводимых, но, однако, связанных блоком перевода языков. Такой механизм является минимальной ячейкой генерирования новых сообщений. Он же – минималь. единица такого семиотич. объекта, как культура. Т.обр., культура оказ-ся двуединой (минимум) и одноврем. неразложимо-единой миним. работающей семиотической структурой. Такой подход выдвинул понятие семиосферы и подчеркнул важность изучения семиотики культуры.

Т.обр., за исходную точку любой семиотич. системы Л. принял не отдель. знак (слово), но отношение минимально двух знаков, что позволило иначе взглянуть на фундаментальные основы семиозиса. Объектом анализа оказ-ся не единич. модель, а семиотическое пространство: семиосфера, внутри которого реализуются коммуникацион. процессы и вырабат-ся новая информация. Устройство, состоящее из адресанта, адресата и связывающего их единств. канала, еще не будет работать. Для этого оно должно быть погружено в семиотич. пространство. Все участники коммуникации д. уже иметь какой-то опыт, иметь навыки семиозиса; семиотич. опыт д. предшествовать любому семиотич. акту.

Семиотич. пространство не есть сумма отдель. языков, а предст. собой условие их существ-я и работы, в определенном отнош-и, предшествует им и постоянно взаимодействует с ними. В этом отн-и язык есть функция, сгусток семиотич. простр-ва, и границы м/у ними, столь четкие в граммат. самоописании языка, в семиотич. реальности представл-ся размытыми и полными переходных форм. Вне семиосферы нет ни коммуникации, ни языка. Любой язык оказ-ся погруженным в некоторое семиотич. простра-во, и только в силу взаимодействия с этим простр-вом он способен функционировать. Неразложимым работающим механизмом – единицей семиозиса – следует считать не отдельный язык, а все присущее данной культуре семиотич. пространство. Это пространство Л. определяет как семиосферу (по аналогии с биосферой Вернадского).

Семиосфера предст. собой концентри-ческую систему, в центре кот. находятся наиболее очевидные и последовательные структуры, представляющие мир упорядо-ченным и наделенным высшим смыслом. Центр семиосферы образуют наиболее развитые и структурно организованные языки; в первую очередь – это естеств. язык данной культуры. Кроме этого, в пространстве семиосферы теснятся частные языки, способные обслуживать лишь отдельные функции культуры и языкоподобные полуоформленные образо-вания, кот. М. быть носителями семиозиса, если их включат в семиотич. контекст. Высшей формой структурной организации семиотич. системы явл-ся стадия самоопи-сания, которая поднимает описываемый объект на новую ступень организации (как и кодификация обычаев и юридических норм). Движение к периферии повышает степень неопределенности и дезинтеграции, свойст-венные внешнему по отн-ю к семиосфере миру, и подчеркивает значимость 1 из главных понятий — границы.

Граница семиосферы понимается Л. как сумма билингвинальных переводчиков-фильтров, обеспечивающих семиотизацию поступающего извне и превращению его в сообщение, это механизм перевода текстов чужой семиотики на язык «нашей», место трансформации «внешнего» во «внутрен-нее», это фильтрующая мембрана, которая трансформирует чужие тексты настолько, чтобы они вписывались во внутреннюю семиотику семиосферы. Ситуация, при кот. простр-во реальности не охватывается ни одним языком в отдельности, но только их совокупностью, есть не недостаток, а условие существ-я яз. и к-ры, т.к. диктует необход-ть другого — чел-ка, языка, к-ры. Граница имеет и другую функцию — это область семиотич. динамики. Именно здесь созда-ся поле напряжения, в кот. вырабатыв-ся будущие языки. Это места ускоренных семиотич. процессов, которые затем устремл-ся в ядерные структуры, чтобы вытеснить их (пример – европейский авангард в искусстве, пережив период «бунтующей периферии», стал централь. явлением в семиосфере, диктующим свои законы эпохе). Усиление интенсивности семиотич. процессов связано с тем, что именно здесь происходят постоян. вторжения в нее извне. Т. к. любая семи-осфера соприкасается с другими семи-осферами, обладающими своей организа-цией, то здесь возникает постоян. обмен, выработка общего языка (койне). Пример взаимодействия – технические достижения оседлых цивилизаций (Рим, Китай) переходят к кочевникам, которые поверты-вают их против источников получения; однако эти столкновения неизбежно приводят к культур. выравниванию и созданию некоей новой семиосферы более высокого порядка, в которую включаются обе стороны уже как равноправные.

В социаль. отн-и культура поним-ся как сумма ненаследств. информации или сверхиндивидуаль. интеллект, восполня-ющий недостатки индивидуаль. сознания. Л. сопоставляет функционально и структурно близкие "интеллектуальные объекты" — естеств. сознание человека как синтез деят-ти двух полушарий и культуру как идею би - и полиполярной структуры и делает вывод о сходстве процессов порождения языка, культуры и текста.

Основ. функция к-ры - в структур. организ-и мира — создании вокруг человека социаль. сферы, которая делает возможной обществ. жизнь. Для нормаль. функционир-я культура, как многофактор. семиотич. механизм, д. понимать себя целостной и упорядоченной.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.012 с.)