Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человеческое мышление состоит из знаков, сам человек может быть интерпретирован как знак — мышление невозможно вне знаков, ибо оно языковое по природе, а язык — публичен по сути своей.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Знак – это нечто, что замещает собой нечто для кого-то в некотором отношении или качестве, т. е. знаки репрезентируют объект в каком-то его качестве. Ситуация коммуникации поэтому выглядит так: знак (первый компонент) как функция некоего объекта (второго компонента), являющийся в определенном отношении к толкователю-интерпретатору (третий компонент). Это обусловливает триадическую природу знака. Знаки подразделяеты на три трихотомии: 1. Первая характеризует знак сам по себе (соответственно: как простое качество, как действит. существ-е или как общее правило.) В соответствии с этим П. подразделил знаки на: a. " qualisign " (квалисигнум) – качество, являющееся знаком; b. " sinsign " (синсигнум) – реально существующая вещь или событие, которое является знаком; c. " legisign " (легисигнум) – закон, являющийся знаком; обычно устанавл-ся человеком, это не единичный объект, но общий тип, о котором договорилить, что он обладает некоторой значимостью. 2. Вторая трихотономия знаков рассматривает отношение знака к своему объекту (как состоящее в том, что знак обладает некоторым качеством самим по себе; как некоторое наличное отношение к этому объекту; как отношение знака к интерпретанту). Соответственно: a. иконы (н-р, рисунок) – знак, отсылающий к объекту, кот. он денотирует просто посредством присущих ему характер-к, которыми об ладает вне зависимости от того, существует таковой объект в действ-ти или нет (н-р, проведенная грифелем черта, репрезентатирующая геометрическую линию) b. индексы (сигнал) – знак, отсылающий к объекту, который он денотирует, находясь под реальным влиянием этого объекта. Поскольку индекс находится под влиянием объекта, он с необходимостью имеет с ним общее качество, и именно в последнем причина того, что он отсылает к объекту. Он немедленно потерял бы кач-во знака, если бы исчез его объект (отверстие от пули как знак выстрела: без выстрела не было бы отверстия) c. символы (книга) – знак, отсылающий к объекту, кот. он денотирует посредством закона, обычно – соедин-я некот. общих идей, которое действует т. обр., что становится причиной интерпретации символа, как отсылающего к указанному объекту. Символ потерял бы кач-во, делающее его знаком, при условии отсутствия интерпретанта. Таково любое речевое высказывание, кот. означает то, что означает, исключительно благодаря тому, что понимается как имеющее данное обозначение. 3. Третья трихотомия рассматривает знак в зависимости от того, как его интерпретант репрезентирует его (как знак возможности, знак факта или знак умозаключения). a. "Rheme" (рема) – знак, кот. для своего интерпретанта есть знак качеств. возмож-ти. Т. е. понимается как репрезентирующий такого-то и такого-то рода возможный объект. (иными словами, неопределенность объекта в утверждении вкупе с определен. предикатом — А есть красное); b. "Dicisign" (дицисигнум)– знак, который для своего интерпретанта есть знак действит. существ-я (субъект указывает на явление или предмет, предикат же — на качество); c. "Argument" (аргумент) - знак, который для своего интерпретанта есть знак закона (любой силлогизм — ряд "Dicisign", следующих друг за другом в соответствии с правилами вывода). На основании трех трихотомий знаки подразделяются на десять категорий (квалисигнум, иконический синсигнум, индексальный рема-синсигнум и т. д.) Также П. подразделил традиционные типы рассуждения на: дедукцию, индукцию, а также то, что было им обозначено как " абдукция " (метод формирования общего предсказания без какого-либо положительного свидетельства в пользу того, что оно сбудется при некоторых обычных или даже совершенно особых обстоятельствах.
Рене Декарт Первоначала фил. 4 части: вступление, 1) об основах человеческого познания, 2) о началах матер вещей 3) о видимом мире, 4) о Земле. Вступление: Ф=занятие мудростью! Важно постичь первоначала! Два требования к ним: 1) очевидность 2) познание всего зависит от них. Бог – только мудр по-настоящему! Ф отличает нас от дикарей. Ступени мудрости: - явные понятие, кот приобретаются без размышлений; - все что дает нам чувств опыт; - чему учит общение с другими; - чтение книг; - только доступна философам! Ищут первопричины! I) глава: Чел исследующий истину должен хоть раз усомниться во всех вещах! Однако сомнения не относить к жизненной практике. У нас свобода выбора = сами выбираем соглашаться ли с сомнит. вещами. Познавать нам мешают предрассудки детства. Челу присущи два модуса мышления: - восприятие разума (воображение+разумение) и действие воли (желать+испытывать отвращение). Выделяют два вида вещей: 1) вещи умопостигаемые отн к мыслящей субстанции; 2) вещи материальные к протяженной субстанции или телу. Свойство нематер. субстанции – мышление, свойство матер. субстанции – протяжение. Каждой субст. присущ один атрибут! Выделяют модусы – кач-ва воздейств на субст или влияющие на нее! Качества – св-ва субст благодаря кот они такая, а не иная! Атрибуты – только те кач кот присущи субст (только у Бога, нет изменчивости у него ). II Глава: имеется некоторая субст., протяженная в длину, ширину и глубину, существующая в наст. время в мире и обладающая всеми свойствами, о которых нам с очевидностью известно, что они ей присущи. Эта- протяж субст. и есть то, что называется собственно телом или субстанцией материальных вещей. Наши ч-ва не раскрыв природу вещей, но показыв вредность или полезн. Атомов нет!!! Так как если бы Бог их создал он счел бы себя недост могущ! А это нонсенс! Протяжение мира беспредельно! Нескольких миров быть не может! Движение – действиепосредством кот данное тело переходит с места на место. Говорит о противоречивости процесса!Пример с сиящим на корме корабля!Он и движется и нет!Движение и покой – два модуса тела!Движутся тела соприкасаясь с другими, но первопричина – Бог!Он сохраняет в мире одинаковое его количество! Законы природы: 1) всякая вещь находится в опред состоянии пока ее что-то не изменит; 2) всякое движ тело стремится продолжать движение по прямой; 3) если движ тело при движении встречает более сильное, оно ничего не теряет в движ, а если более слабое, то теряет столько движ, сколько сообщает. Движение противоположно только покою. III Глава: Наші способности весьма посредственны. Нам до конца не постичь божьего промысла. Три элемента видимого мира: 1) форма осколков, отделивш от ост материи; 2) форма всей остальной материи, кот делится на округлые частицы; 3) в тех частицах, кот либо грубы либо имеют фигуру малопригодную для движ.
I) n (Рационализм, т. е. критерий истины разум, «я мыслю – значит я существую», дуализм) Основная черта философ. мировоззрения Декарта – дуализм души и тела (два независимых первоначала). В учении о бытии: наряду с материальной субстанцией существует духовная субстанция, над ними обеими в качестве истинной субстанции возвышается Бог. Однако, Декарт не скептик, не агностик. Достоверное знание существует, сомнение – это метод установления достоверной истины. Достоверно то, что сомнение существует. à Сомнение – акт мышления. à Поскольку я сомневаюсь, я мыслю. à Наличие сомнения доказывает существование мышления. Может быть мое тело не существует, но в качестве мыслящего я существую – cogito ergo sum, я мыслю – значит я существую. В процессе познания исключительную роль играет дедукция. Исходные положения всей науки – аксиомы. В логической цепи дедукции, следующей за аксиомами, каждое отдельное ее звено – достоверно. Для ясного представления всей цепи звеньев дедукции нужна неослабная сила понятия. à Непосредственные очевидные исходные положения (интуиции) имеют преимучество сравнительно с рассуждениями дедукции.
Барт Ролан. Мифологии. Цель работы – подвергнуть систематич. осмыслению некоторые мифы, порожденные жизнью повседневной Франции. Предлог может быть разным: газетная статья, фото в журнале, новый фильм, худ. выставка. Причиной, стимулом к размышлению стало чувство раздражения, вызванное тем ореолом «естественности», которым пресса, иск-во, обыденное сознание окутывает реальность; но ведь эта реальность не перестает быть глубоко исторической только оттого, что это наша собственная реальность; т. е. люди путают Природу с Историей, глядя на «само-собой-разумеющееся». Барт хочет вскрыть таящийся в этом идеологический обман. Лучше всего передает суть этих лжеочевидностей понятие мифа; миф – это своего рода язык. После примеров мифов дается систематическое определение современного мифа. Мифы: 1. Литература и Мину Друэ (девочка-поэт) – неизжитый миф о гениальности. Классики утверждали, что гениальность – продукт терпения. Сейчас быть гением – уметь опережать время всего лишь вопрос экономии времени. Детство – привилегированный возраст гениальности; всякий взрослый поступок в детстве – чудо. Вундеркинд выполняет функцию капиталистической деятельности – выигрывать время, сводить деятельность чел. существования к проблеме количественной совокупности временных моментов. Мину Друэ – жертва, приносимая для того, чтобы мир сохранил свою ясность, чтобы поэзия, гениальность и детство (все беспорядочное) сделались ручными. Мозг Эйнштейна. Величайший ум предстал в виде сложного механизма, человек был освобожден от психики и причислен к миру роботов. Миф об Эйнштейне создал образ знания, целиком заключенного в формулы. Это старый эзотерический образ науки: тайна мироздания одна и заключена в единственном слове; вселенная – это сейф, и шифр от него Эйнштейн почти нашел (суть мифа об Эйнштейне). Но поскольку научные исследования все ширятся, то говорят, что Эйнштейн умер, так и не успев проверить «уравнение, в котором заключалась тайна «мироздания». 2. Романы и дети. Журнал «Elle» опубликовал коллективную фотографию 70 женщин-литераторов. Подразумевается, что они «особый биологический вид», производящий вперемежку на свет детей и романы. Что же хотят сказать? Женщина существует для того, чтобы рожать мужчинам детей, они могут улучшать свое положение, но не изменять его; их библейское предназначение не может отменяться их продвижением в обществе; за богемность надо платить налог, рожая детей. Пишите, занимайтесь коммерцией, но помните, что есть мужчина, и вы не созданы по его образу и подобию; ваше сословие свободно, но с тем условием, что зависит от мужского. 3. Марсиане. Миф о суде. Марсиане явились, чтобы судить Землю, но сначала хотят посмотреть и послушать. Марсианам приписывается тождественность с землянами (миф о тождественности): у них должен быть свой Христос, они не могут быть язычниками; они прилетели, чтобы описать Землю, т. е. они мыслят также и находятся на той же ступени развития. Судья преображен стараниями обыденного сознания, являя собой еще одну проекцию земных представлений.
МИФ СЕГОДНЯ. Что такое миф в наше время: миф – это слово, высказывание, но не любое; только в особых условиях речевое произведение может стать мифом. Миф – это коммуникационная система, сообщение. Следовательно, он не может быть вещью, концептом или идеей; он – один из способов означивания. Миф – это форма. Поскольку миф – это слово, им может стать все, что достойно рассказа. Мифическое слово есть сообщение. Оно не обязательно должно быть устным; это может быть письмо, изображение, кино, репортаж, спорт. состязания, зрелища, реклама; все это может быть материальными носителями мифического сообщения.
Миф – как и любая семиологич. система, представляет собой 3-х элементную систему: означающее, означаемое, знак (пример знаковой системы: букет цветов как знак = розы (означающее) + мои чувства (означаемое). Но миф представляет собой особую систему, т. к. он создается на основе некоторой последовательности знаков, т. е. является вторичной семиологической системой. Знак 1-й системы становится лишь означающим во второй системе. Материальные носители мифического сообщения (язык, фото, реклама, ритуалы) как только становятся частью мифа, сводятся к означающему, т. е. являются исходным материалом для построения мифа; наделяются статусом языковых средств. См таблицу.
В мифе 2 семиологические системы; одна частично встроена в другую: 1 – языковая система, язык (язык-объект); 2 – миф (метаязык, на котором говорят о первом). Поэтому семиолог одинаково подходит к тексту и рисунку как к знаку: строение языка – объекта его не интересует, ему важно, что оба они являются знаками для построения мифа. Пример мифологич. высказывания На обложке журнала – молодой африканец во фр. воен. форме отдает честь фр. флагу – это смысл изображения. Но мы понимаем, что это означает: Франция – великая империя, и все ее сыны, независимо от цвета кожи верно служат под ее знаменами; и нет лучшего ответа критикам колониальной системы, чем рвение этого молодого африканца в службе своим «угнетателям». В этом случае перед нами надстроенная семиологическая система: 1 – означаемое – само представляет собой первичную семиологическую систему (афр. солдат отдает честь, как это принято во фр. армии); 2 – означаемое – смешение принадлежности к фр. нации с воинским долгом; 3 – репрезентация означаемого посредством означающего. Рассмотрим элементы мифа. I. Означающее в мифе двойственно, и может быть рассмотрено с 2 точек зрения: 1 – как результат языковой системы (назовем это смыслом) и 2 – как исходный эл-т мифологической системы (= формой). Следовательно, означающее мифа двулико, оно одновременно и смысл и форма. Оно содержательно: приветствие африканского солдата - событие, кот. легко представить. Смысл мифа имеет собственную значимость, является частью некоторого события (истории с африканцем). Становясь формой, смысл лишается своей случайной конкретности, опустошается (нас не интересует биография этого африканца, мы освобождает его образ от прежнего содержания и готовим к приобретению нового означаемого). Однако форма не уничтожает смысл, а отодвигает его на 2 план, он теряет свою значимость, но продолжает жить, питая собой форму мифа. Форма мифа – не символ, солдат – не символ французской империи, он слишком реален, его образ предстает во всей жизненности, непосредственности, реальность. Но эта реальность несамостоятельна, прозрачна, отодвинута на 2 план. II. Означаемое, или концепт. Это всегда нечто конкретное, он историчен и интенционален, он является той побудительной причиной, которая вызывает к жизни миф. Фр. империя – побудительная причина сотворения мифа. В противоположность форме, концепт не абстрактен, он всегда связан с той или иной ситуацией. Афр. солдат – его смысл, выступая в качестве формы, становится неполным, бедным, лишенным конкретных связей; как концепт «фр. империя» он снова связан с историей Франции, ее колониализмом, трудностями. Концепт – не сама реальность, а некие представления о ней, это совокупность слабых размытых ассоциаций; и их понимание зависит от функции концепта. Отсюда – фунд. св-во концепта – его предназначенность, он точно соответствует какой-то одной функции (затронуть опред. круг читателей). Один концепт имеет неограниченное число означающих (сотни образов для «фр. империи»). III. Соединение этих 2 эл-тов – значение. Соотношение концепта и формы: они очевидны, один не прячется за другой, оба даны нам «здесь». Миф ничего не скрывает, его функция – деформирование, а не утаивание. Отношение между концептом и смыслом в мифе есть отношения деформации: концепт деформирует содержательную сторону (смысл): афр. солдат лишается своей истории, концепт «фр. империя» нарушает повествование о фактах, о приветствии афр. в воен. форме. Концепт отчуждает смысл. Особенность значения в мифе – императивность и мотивированность (в отл. от произвольности языкового знака). Чтобы концепт «фр. империя» мог использовать в своих целях образ афр. солдата, необходимо сходство между его приветствием и приветствием афр. солдата. Восприятие мифа. Есть 3 вида прочтения мифа, в зависимости от того, на чем мы сосредотачивается в отношении его означающего: на смысле, форме или на том и другом одновременно. 1. Соср. на полом означающем – концепт однозначным образом заполнит форму мифа – африканский солдат является примером фр. империи, ее символом. Это восприятие создателей мифов (редактора журнала и т. д.) 2. На означающем как заполненном содержанием – четкое различение смысла и формы, видим деформацию формы смыслом, след-но, значение окажется разрушенным и миф воспринимается как обман: афр. солдат воспринимается как «алиби» для концепта «фр. империя». 3. На означающем как неразрывном единстве смысла и формы – значение двойственное, механика мифа действует на нас, мы его читатели: фр. солдат не пример, не символ, а репрезентация фр. империи.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.35.234 (0.009 с.) |