Ядерной энергии и промышленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ядерной энергии и промышленности



Ядерной энергии и промышленности

 

Кафедра Технологий Измерений и Оценивания

 

 

В.Г.Котеленец, Н.С.Стёжка

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА

 
 


Методические указания

по выполнению курсового проектирования по дисциплине «сертификация продукции и систем качества. аудит систем качества»

 

Севастополь

 

 

 

УДК. 65.012(07)

65.012(07)

К731

 

Котеленец В.Г., Стёжка Н.С.

К731 Организация и проведение аудита. Методические указания по выполнению курсового проектирования. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2012. - 41 с.

 

Настоящие методические указания предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения подготовки по специальности 7.18010001«Качество, стандартизация и сертификация», изучающих дисциплину «Сертификация продукции и систем качества. Аудит систем качества»

 

 

ã Издание СНУЯЭиП, 2012


оглавление

 

Введение  
1. Цель и задачи курсового проектирования  
2. Теоретические сведения об аудите  
3. Тематика курсовых проектов  
4. Организация курсового проектирования  
5. Задание на курсовое проектирование  
6. Структура и содержание курсового проекта (работы)  
7. Заключение (выводы и предложения)  
8. Вспомогательный материал  
9. Оформление материалов курсового проекта (работы)  
10. Организация работы над курсовым проектом (работой)  
11. Перечень вопросов, требующих закрепления в ходе курсового проектирования  
Приложение А – Типовой план аудита  
Приложение Б – Контрольные вопросники и опросные листы  
Приложение В – Пример протокола о несоответствии  
Приложение Г – Формы отчетов о внутреннем аудите  
Приложение Д – Образец титульного листа  
Приложение Е – Образец задания на курсовой проект  
Список использованной литературы  

ВВЕДЕНИЕ

Данные методические указания предназначены для студентов всех форм обучения по специальности 7.18010001 «Качество, стандартизация и сертификация».

В процессе курсового проектирования студент показывает инженерно-научный уровень, понимание проблем повышения качества на предприятии путем проведения аудитов, способность самостоятельно решать поставленные задачи по оценке качества объекта аудита, умение работать с литературой, делать правильные выводы и обобщения, использовать современные методы исследования с использованием электронно-вычислительной техники.

При выполнении курсового проекта студент:

•демонстрирует уровень теоретических и практический знаний, показывает умение использовать их при решении организационных, технических, научных и других производственных задач;

•закрепляет и расширяет свои знания в области контроля качества, разработки нормативной документации;

•развивает умение проводить анализ используемых на производстве нормативных и технических документов, а так же методов и средств контроля;

•совершенствует навыки самостоятельной работы и творческого решения инженерных и рассмотренных в курсовом проекте научных проблем и задач;

• показывает свою готовность к работе в условиях современного производства;

•углубляет знания в определенной области оценки качества;

• приобретает навыки самостоятельной работы по решению задач обеспечения высокого качества на производстве, задач обеспечения стабильности производства, использования законодательных, нормативных, организационных, технических и методических документов.

Данные методические указания предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения подготовки по специальности 7.18010001«Качество, стандартизация и сертификация», изучающих дисциплину «Сертификация продукции и систем качества. Аудит систем качества».


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

Основной целью курсового проектирования является подготовка студента к самостоятельной деятельности в качестве аудитора.

Задачами курсового проектирования, как промежуточного этапа обучения студентов, являются:

•систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных производственных, технических и научных задач;

•развитие навыков самостоятельной работы при решении задач по оценке качества различных объектов аудита и овладение методикой исследований при решении разрабатываемых в курсовом проекте проблем и вопросов;

•освоение методов планирования и проведения аудита;

•разработка и оформление документации необходимой на всех этапах проведения аудита;

•наработка навыков сбора информации ее сопоставления с заранее выбранными критериями;

•получение навыков обобщения результатов аудита, на основании собранных данных, и представление результатов в виде отчета об аудите.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СЕВДЕНИЯ ОБ АУДИТЕ

 

Терминология аудита

Аудит - систематический, независимый и документированный процесс получения доказательства аудита и его объективной оценки для определения меры выполнения критериев аудита

Внутренние аудиты проводятся самой организацией (или от ее имени) для анализа со стороны руководства или для других внутренних целей и могут служить основой для заявления организации о собственном соответствии.

Внешние аудиты включают аудиты, обычно называемые аудитами второй и третьей стороны. Аудиты второй стороны проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности организации, например – потребителями, или другими лицами от их имени. Аудиты третьей стороны проводятся внешними независимыми организациями, предоставляющими аудиторские услуги. Такие организации выполняют сертификацию или регистрацию соответствия требованиям ДСТУ ISO 9001:2009 «Системи управління якістю. Вимоги» и ДСТУ ISO 14001:2004 «Системи екологічного керування. Вимоги та настанови щодо застосування».

Критерии аудита -набор политик, процедур или требований.

Критерии аудита используются в качестве эталона, с которым сравниваются доказательства аудита.

Доказательства аудита - записи, изложение фактов или другая информация, которые соответствуют критериям аудита и могут быть доказаны.

Данные аудита - результаты оценки собранных доказательств аудита по критериям аудита.

Объект аудита – организация подлежащая аудиту.

Аудитор -лицо, обладающее компетентностью проводить аудит.

Аудиторская группа -один или более аудиторов, проводящих аудит, сопровождаемых при необходимости техническим экспертом.

Технический эксперт -лицо, предоставляющее аудиторской группе специальные знания или проводящее экспертизу.

Программа аудитов -совокупность одного или более аудитов, запланированных на определенный период и направленных на достижение конкретной цели.

План аудита -описание мероприятий и организационных вопросов аудита.

Область аудита -масштаб и границы аудита.

Компетентность -демонстрируемые персональные характеристики и демонстрируемая способность применять знания и навыки.

Виды аудитов

Аудит процесса

 

В ходе аудита можно проверить один или несколько процессов. Преимуществом аудитов процессов является то, что они: менее обширны и требуют меньшего объема планирования, чем аудиты СМК; обычно направлены на один или несколько конкретных процессов производства товаров или оказания услуг; могут оказаться очень полезными в совершенствовании рассматриваемого процесса; менее формальны, чем аудиты СМК и их можно выполнить за время от одного до трёх дней.

Обычно для этих аудитов требуется меньше аудиторов, чем при выполнении аудитов СМК. Масштаб аудита поможет определить требуемое число аудиторов.

Аудит подразделения

Существенно проще, чем аудит процесса или СМК; не требует предварительной идентификации процессов и привязки их к организационной структуре, позволяет выбрать для проверки близко расположенные подразделения и минимизировать затраты на перемещение; проще в плане организации и координации проведения аудита. Аудит подразделения может быть рекомендован, когда на первый план выдвигается снижение затрат на планирование и проведение аудитов.

Однако аудит подразделения, как и аудит процесса позволяет получить лишь фрагментарные сведения состоянии предприятия, на основе которых можно принять обоснованное решение лишь о локальных улучшениях.

Документация СМК

Документация СМК с одной стороны может выступать в качестве объекта контроля при проведении аудита, с другой стороны – документация, используемая при проведении внутренних аудитов, является частью общей системы.

Структура документации СМК обычно соответствует либо процессам организации, либо структуре используемого стандарта на СМК, либо их комбинации. Так же могут быть использованы и другие виды построения документов, которые удовлетворяют требованиям организации.

Структура документации, используемой в рамках СМК, может иметь иерархическое представление. Такая структура упрощает распространение, ведение и понимание документации.

 
 

 

 


Рисунок 1 – Типовая иерархия документации СМК

 

Документация уровня А описывает СМК в соответствии с политикой и целями в области качества. Документация уровня В описывает взаимосвязанные процессы и деятельность, необходимые для внедрения СМК. Документация уровня С состоит из детализированных рабочих документов.

Количество уровней может изменяться в зависимости от потребностей организации, например, некоторые источники выделяют не три, а четыре уровня, отделяя рабочие инструкции от форм, записей, средств визуализации, бланков, результатов инспекционной проверки. Еще один вариант создания четвертого уровня иерархии – это выделение документов, устанавливающих требования к продукции (организационные и организационно-распорядительные документы, методические, нормативные и технические документы) и правовых документов (законов Украины, указов Президента, постановлений Кабинета Министров Украины, учредительных документов, лицензий, договоров, контрактов и т.д.).

Объемы документации СМК могут быть разными для каждой конкретной организации и обусловлены:

- размерами организации и видами деятельности;

- сложностью процессов и их взаимодействием;

- компетентностью персонала.

Документация СМК обычно включает:

- политику и цели в области качества;

- руководство по качеству;

- документированные методики (процедуры);

- рабочие инструкции;

- формы;

- программы по качеству;

- технические условия;

- внешние документы;

- протоколы (записи).

Документация СМК может быть представлена на любом носителе, например, электронном или бумажном.

Согласно ДСТУ ISO 9001:2009 в организации должно быть шесть обязательных методик:

- управление документами (п. 4.2.3 ДСТУ ISO 9001:2009);

- управление записями по качеству (п. 4.2.4);

- внутренний аудит (п. 8.2.2);

- управление несоответствующей продукцией (п. 8.3);

- корректирующие действия (п. 8.5.2);

- предупреждающие действия (п. 8.5.3).

Такие методики – это те документы, с помощью которых следует демонстрировать постоянное улучшение.

Структура и форма документированных методик (бумажных или электронных) определяется самой организацией и может включать: текст, карты последовательности работ, таблицы, их комбинации или любое другое представление информации, в соответствии с потребностями организации. Документированные методики должны содержать необходимую информацию и иметь собственное обозначение.

В документированных методиках могут содержаться ссылки на рабочие инструкции, которые определяют упорядоченность конкретной работы. Документированные методики обычно описывают виды деятельности, которые охватывают разные функции, тогда как рабочие инструкции касаются задач в рамках одной функции.

В общем виде документированная методика может иметь следующую структуру:

- Название. В названии необходимо обеспечить четкое обозначение документированной методики.

- Назначение. В названии необходимо указать назначение документированной методики.

- Область применения. В разделе «Область применения» необходимо описать направления применения методики.

- Ответственность и полномочия. В методике необходимо определить ответственность и полномочия персонала и (или) его функциональные обязанности подразделений организации, а так же его взаимосвязи с процессами и видами деятельности. Ответственность и полномочия могут быть описаны в методике в виде карт последовательности работ или в текстовой форме.

- Описание видов деятельности. Уровень детализации может изменяться в зависимости от сложности видов деятельности, использованных методов и уровня квалификации и подготовки персонала, необходимых для осуществления деятельности. Вне зависимости от уровня детализации, необходимо рассматривать такие аспекты, если они применимы: определение потребностей организации, ее заказчиков и поставщиков; описание процессов в виде текста и (или) карт последовательности работ, связанных с необходимыми видами деятельности; установление того, кто и что (лицо или функциональное подразделение) выполняли, почему, где и как; описание способов контроля процессов и способов контроля определенных видов деятельности; определение необходимых ресурсов для выполнения видов деятельности (персонала и его подготовки, оборудования и материалов); определение соответствующей документации, связанной с необходимыми видами деятельности; определение входа и выхода процесса и определение необходимых измерений.

- Протоколы. В этом разделе или в других соответствующих разделах документированной методики необходимо определить протоколы, связанные с видами деятельности связанными с данной документированной методикой. Необходимо установить формы, а так же способ составления, хранения и ведения протоколов.

- Приложения. Документированная методика может содержать приложения со вспомогательной информацией в виде таблиц, графиков, карт последовательности работ и форм.

- Анализ, утверждение и пересмотр. Следует обозначить доказательства анализа и утверждения, номер редакции и дату пересмотра документированной методики.

- Указание изменений. В случае наличия изменений, в методике или в соответствующих приложениях необходимо обозначить их характер.

 

Этапы проведения аудита

Аудит, в общем виде включает несколько основных этапов:

- Начало аудита;

- Проведение анализа документации;

- Подготовка к проведению аудита на местах;

- Проведение аудита на местах;

- Подготовка, утверждение и рассылка отчёта по аудиту;

- Завершение аудита.

 

Начало аудита

Подбор аудиторской группы

Если аудит признан осуществимым, должна быть подобрана аудиторская группа, с учетом требуемой компетентности для достижения целей аудита. При наличии только одного аудитора, последний должен выполнять все предусмотренные обязанности руководителя аудиторской группы.

Первоначальный контакт с проверяемой организацией может быть неофициальным или официальным, но должен устанавливаться лицами, назначенными ответственными за руководство программой аудита, или руководителем аудиторской группы.

 

Подготовка к проведению аудита на местах

 

2.4.3.1 Подготовка плана аудита

Руководитель аудиторской группы должен подготовить план аудита в качестве основы соглашения между аудиторской группой, проверяемой организацией и заказчиком аудита. План должен облегчить составление графика и координации действий по аудиту.

Степень подробности плана аудита должна отражать объем и сложность аудита. Пример плана аудита приведен в приложении А.

Проведение аудита на местах

Сбор и проверка информации

В процессе проведения аудита должна собираться информация о состоянии объекта аудита. Методы сбора информации включают: опрос, наблюдение за деятельностью и анализ документации. Собранная информация в обязательном порядке должна быть соотнесена с критериями аудита.

Формирование данных аудита

Доказательства аудита должны быть оценены с точки зрения критериев аудита для формирования данных аудита. Данные аудита могут указывать либо на соответствие, либо на несоответствие критериям аудита.

Несоответствие – это невыполнение установленного требования. Аудитор должен идентифицировать каждое обнаруженное им несоответствие и классифицировать его по форме проявления и степени значимости.

По форме проявления несоответствие может быть фактическим или потенциальным. В отличие от фактического, доказанного конкретного невыполнения установленного требования, потенциальное несоответствие – это несоответствие, вероятность проявления которого в будущем может быть лишь спрогнозирована с определенной степенью точности.

Примерами потенциальных несоответствий могут выступать:

- неквалифицированный инструктаж операторов производственного оборудования,

- недостаточная компетентность работников при выполнении документированной процедуры,

- значение показателя выделения вредного вещества приближается к предельно допустимому и др.

По степени значимости (величине риска, негативных последствий при неустранении несоответствия) несоответствия могут быть значительными и незначительными.

Значительным несоответствием считается несоответствие в СМК или системе экологического управления, которое с большой вероятностью может повлечь за собой невыполнение требований к продукции и (или) охране окружающей среды.

Примерами значительного несоответствия могут быть:

- необоснованное отсутствие деятельности, предусмотренной требованиями ДСТУ ISO 9001:2009 и (или) ДСТУ ISO 14001:2006;

- невыполнение любого требования ДСТУ ISO 9001:2009 и (или) ДСТУ ISO 14001:2006;

- неоднократное (более двух раз) несоблюдение положений документа СМК или системы экологического управления;

- нерезультативность процесса и др.

Незначительным несоответствием считается отдельное несистематическое упущение, ошибка, недочет в функционировании системы менеджмента качества и (или) экологии, которые могут привести к невыполнению требований к продукции и (или) охране окружающей среды, а также к снижению результативности функционирования процесса или системы менеджмента в целом.

Примерами незначительных несоответствий могут выступать:

- отсутствие объективных доказательств ознакомления сотрудников подразделения с документами СМК или системы экологического управления;

- отдельные нечеткие записи при регистрации данных о качестве и (или) экологических аспектах;

- отсутствие актуализированных копий документированных процедур;

- регистрация данных о качестве и (или) экологических аспектах с нарушением установленных форм.

Обнаруженное аудитором несоответствие или замечание должно быть рассмотрено совместно с представителем подразделения подлежащего аудиту с тем, чтобы получить подтверждение (признание) того, что доказательство аудита верно и несоответствие понято.

Все возможные в этом случае расхождения во мнениях должны быть документированы. К числу несоответствий или замечаний не следует относить отступления или отклонения, санкционированные уполномоченными на это лицами.

Разрешение на отступление – это разрешение на отступление от исходных установленных требований к продукции до ее производства. Такое разрешение, как правило, ограничено количеством продукции или периодом времени.

Разрешение на отклонение – это разрешение на использование или выпуск продукции, которая не соответствует установленным требованиям. Разрешение на отклонение обычно распространяется на поставку продукции с несоответствующими характеристиками при согласовании с потребителем ограничений по времени или количеству данной продукции.

Каждый случай отступления или отклонения должен быть документирован. Выход за рамки, оговоренные разрешением на отступление или отклонение, следует рассматривать как несоответствие.

При обнаружении критических несоответствий применяются следующие действия:

- аудит прекращается, назначается повторный аудит;

- аудит продолжается по просьбе организации, которая сертифицируется, с обязательным проведением повторного аудита.

Указанные действия распространяются как на этап проверки и оценки документации, так и на этап аудита на местах.

К критическим несоответствиям на этапе проверки и оценки документации относятся следующие факты:

- документация СМК разработана и внедрена не в полном объеме.

- документация СМК не отражает ДСТУ ISO 9001:2009.

- в документации СМК не определена последовательность и взаимодействие процессов, установленных в организации.

- в документации СМК не установлены критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности функционирования процессов, установленных в организации и управление ими.

- наличие в документации СМК многочисленных – более 20 – замечаний, связанных с оформлением и повторным отражением требований соответствующих разделов ДСТУ ISO 9001:2009.

 

К критическим несоответствиям на этапе аудита на местах относятся такие факты:

- политика организации в области качества не соответствует всем требованиям соответствующего раздела ДСТУ ISO 9001:2009.

- цели организации в области качества не установлены.

- требования СМК относительно хотя бы одной из шести обязательных документированных методик на практике не выполняются.

- не проводится мониторинг и измерение процессов и продукции, который бы позволил подтвердить способность процессов достигать запланированных результатов и продукции соответствовать требованиям.

- зарегистрированные данные по качеству продукции и функционированию СМК не дают представления о результативности СМК.

- обнаружение отклонений от выполнения требований документации СМК носят систематический характер.

- обнаружены многочисленные – более 10 замечаний, которые не могут быть устранены во время аудитов на местах.

Замечаниями или некритическими несоответствиями являются небольшие ошибки, но не проблема, которая требует немедленного разрешения. Они могут быть устранены организацией, как во время проведения аудита, так и в сроки, оговоренные между проверяемым подразделением и аудиторской группой.

Замечаниями на этапе проверки и оценки документации могут быть такие факты:

- недостатки, связанные с оформлением документации СМК (нет необходимых, предусмотренных подписей, нет всех необходимых ссылок на документацию нижних уровней, не указаны даты утверждения или проведения соответствующих документов).

- недостатки, связанные с полнотой отображения требований разделов ДСТУ ISO 9001:2009.

Замечаниями на этапе аудита на местах могут быть такие факты:

- требования соответствующего стандарта отображены в документации СМК и внедрены в практическую деятельность (есть доказательства), там ни менее необходимо провести небольшие улучшения такой деятельности или корректировку соответствующей документации.

- в практической деятельности обнаружены отклонения от требований документации СМК случайного (несистематического) характера.

Несоответствия должны оформляться протоколом о несоответствии. Пример такого протокола приведен в приложении В.

Подготовка заключений по результатам аудита

До заключительного совещания аудиторская группа должна собраться, чтобы: проанализировать данные аудита и любую другую соответствующую информацию, собранную в процессе аудита, с точки зрения целей аудита; согласовать заключения по результатам аудита; подготовить рекомендации, если это предусмотрено целями аудита и обсудить последующий аудит, если это было включено в план аудита.

Подготовка, утверждение и рассылка отчета по аудиту

 

Подготовка отчета по аудиту

Руководитель аудиторской группы должен нести ответственность за подготовку и содержание отчета по аудиту. Отчет по аудиту должен предоставлять полные, точные, четкие и достаточные записи по аудиту, и должен включать или содержать ссылки на следующее:

- цели аудита;

- объем аудита, в частности, идентификацию проверенных организационных и функциональных единиц или процессов и охваченный период времени;

- идентификацию заказчика аудита;

- идентификацию руководителя и членов аудиторской группы;

- даты и места, где проводился аудит на местах;

- критерии аудита;

- наблюдения аудита;

- заключения по результатам аудита.

Отчет по аудиту так же может содержать и другие сведения, указанные с ДСТУ ISO 19011:2003 «Настанови щодо здійснення аудитів систем управління якістю і (або) екологічного управління». Пример отчёта о внутреннем аудите приведен в приложении Г.

Завершение аудита

 

Аудит считается завершенным, если все действия, установленные планом аудита, выполнены, и утвержденный отчет по аудиту разослан.

 

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ

 

Тематика курсовых проектов разработана в соответствии с требованиями квалификационной характеристики специальности 7.18010001 «Качество, стандартизация и сертификация».

Перечень предлагаемых студентам тем включает следующие темы:

- Организация и проведение внутреннего аудита процесса.

- Организация и проведение внутреннего аудита подразделения.

- Организация и проведение внутреннего аудита СМК.

- Организация и проведение внутреннего аудита системы экологического управления.

- Организация и проведение аудита поставщика.

- Организация и проведение сертификационного аудита.

Студен вправе сам выбрать объект аудит (процесс, подразделение, организацию, СМК или систему экологического управления) и вид аудита. Выбрав вид и объект аудита, студент в теме курсового проекта уточняет название конкретной организации, подразделения, процесса, которые подлежат рассмотрению. Например, «Организация и проведение внутреннего аудита кафедры «Технологий измерений и оценивания»».

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

Задание является основным документом для курсового проектирования. Оно оформляется на бланке установленного образца. Задание составляет руководитель проекта.

Тема проекта в задании должна кратко определять объект разработки или исследования.

Задание обязательно должно иметь подпись студента, свидетель свидетельствующую о том, что задание принято к исполнению.

Перед убытием студента заочной формы обучения к постоянному месту проживания он должен получить от руководителя заполненный бланк задания на курсовое проектирование. Кроме того, руководитель курсового проекта (работы) обращает особое внимание на сбор необходимого материала, который может быть полезен при выполнении курсового проекта (работы).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА (РАБОТЫ)

 

Курсовой проект (работа) должен состоять из пояснительной записки и графической части.

 

Содержание пояснительной записки

 

Пояснительная записка должна в краткой и четкой форме раскрывать результаты теоретической и практической работы студента над курсовым проектом, существо методов исследования, конструкторские и технологические решения, общие выводы и рекомендации.

Общими требованиями к пояснительной записке являются:

- четкость и логическая последовательность изложения материала;

- убедительность аргументации;

- краткость и точность формулировок, которые бы исключали неоднозначность их толкования;

- конкретность изложения результатов проделанной курсовой работы;

- научная обоснованность выводов, рекомендаций и предложений.

 

6.2.1. Общие характерные требования к содержанию отдельных частей пояснительной записки

 

Титульный лист является первым листом пояснительной записки и содержит следующие данные: идентификаторы пояснительной записки, сведения об исполнителе работы, полное наименование документа и год составления. Титульный лист выполняется по форме, приведенной в приложении Д.

Задание является вторым листом пояснительной записки. Образец задания на курсовой проект приведен в приложении Е.

Содержание помещают непосредственно после задания, начиная с новой страницы. В нем указываются наименование всех разделов пояснительной записки и соответствующие им страницы.

Перечень сокращений, условных обозначений включает сокращения и условные обозначения, встречающиеся более трех раз. Если сокращения и условные обозначения встречаются менее трех раз, то расшифровку дают непосредственно в тексте при первом упоминании и не выносят в специальный список.

Введение должно содержать обоснованность необходимости проведения аудитов и их практическую ценность. В нем так же может быть отражена связь аудита с задачами повышения качества на производстве. Введение должно заканчиваться четкой формулировкой цели и задач работы. Общий объем этой части пояснительной записки 1-5 страниц текста.

В разделе 1 основной части, которая называется «Разработка методики аудита», студент представляет разработанную им методику.

Методика должна содержать наименование, область применения, используемые сокращения и обозначения, нормативные документы, которые служили базой для ее создания, последовательность действий при проведении аудита, распределение ответственности и требования к документальному оформлению каждого из этапов аудита. Формы документов, используемых при проведении аудита, могут не включаться в текст методики, но быть вынесены в отдельные приложения.

В качестве справочной литературы, при создании методики, студент может воспользоваться ДСТУ ISO 19011:2003 «Настанови щодо здійснення аудитів систем управління якістю і (або) екологічного управління», ДСТУ ISO/TR 10013:2001 «Настанови з розробляння документації системи управління якістю», а так же другими источниками информации, рекомендованными руководителем курсового проекта.

В разделе 2 основной части, которая называется «Проведение аудита», студент представляет то, каким образом он практически реализует каждый этап проведения аудита (описанный в общем виде в методике аудита):

- начало аудита;

- проведение анализа документации;

- подготовка к проведению аудита на местах;

- проведение аудита на местах;

- подготовка и утверждение отчёта об аудите;

- завершение аудита.

В обязательном порядке во втором разделе должен приводиться образец использованного для сбора информации контрольного вопросника и отчет о результатах аудита.

Отчёт должен быть подкреплен результатами обработки контрольных вопросников, представленными в виде рисунков, графиков, таблиц и диаграмм. Так обработка результатов должна основываться на использовании студентами статистических методов оценки качества.

Материалы этой части должны дать возможность оценить личный творческий вклад студента – автора курсового проекта (работы) в разработку поставленной задачи и его умение не только планировать, но и осуществлять проведение аудита.

Заключение должно содержать, в виде отдельных пунктов, выводы и оценку полученных результатов с точки зрения выполнения задания на курсовой проект (работу).

Список использованных источников должен быть составлен в порядке использования ссылок на источники литературы по тексту и оформляется в соответствии с требованиями действующих нормативных документов: ДСТУ ГОСТ 7.1.2006 «Бібліографічний запис. Бібліографічний опис. Загальні вимоги та правила складання».

Приложения размещают после «Списка использованных источников», начиная с нового листа. В приложения необходимо вынести материалы, использование которых в основной части невозможно вследствие большого объема данных вспомогательного характера или информации, которая затрудняет логическое восприятие основного материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

 

В конце каждого раздела, раскрывающего основное содержание курсового проекта (работы), необходимо делать краткие выводы по рассмотренным в разделе вопросам. В выводах кратко выделяется то наиболее существенное, что явилось предметом исследования, показываются новые элементы, выявленные, подмеченные или открытые студентом благодаря его работе с позиций его темы.

Из выводов данного раздела должны вытекать целесообразность и необходимость рассмотрения круга проблем или вопросов, которым посвящаются последующие разделы проекта (работы).

Заключение (выводы и предложения) содержит оценку результатов выполненного курсового проекта (работы).

В заключении следует изложить в развернутом виде обобщение наиболее существенных положений и итогов всей проделанной в процессе курсового проектирования работы по данной теме и указать на нерешенные вопросы, которые потребуют дальнейшей разработки. Последнее очень важно как для студента, так и для кафедры. Заключение не должно быть простым перечислением принятых в курсовом проекте решений или изложения его содержания.

Заключение по курсовому проекту (работе) в целом дается в виде 4-5 основных положений. В нем кратко перечисляют то, что установлено в процессе курсового проектирования, последовательно излагаются полученные автором результаты.

По форме изложения заключение должно иметь характер тезисов.

В конце заключения указываются основные результаты.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

В приложения следует включать вспомогательный, но необходимый по ходу изложения курсового проекта (работы) материал, который в основную часть пояснительной записки включать нецелесообразно, т.к. он загромождает текст.

К вспомогательному материалу относятся:

- промежуточные математические выкладки и расчеты;

- таблицы вспомогательных данных;

- протоколы и акты;

- инструкции, методики и т.п., разработанные в процессе выполнения проекта (работы) и т.д.

Приложения располагаются в порядке появления ссылок в тексте основных разделов. Если приложений больше пяти, то их объединяют по видам: таблицы, графики, акты и протоколы, расчеты и т.д.

 

ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ КУРСОВОГО ПРОЕКТА (РАБОТЫ)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.167 с.)