Социально-экономические процессы,



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономические процессы,



Которые поддержит жречество

Концепция социально-экономического развития, с какой вы сейчас познакомитесь, идеально соответствует развиваемому комплексу идей.

В упрощенном виде проблема, решение которой будет излагаться, сформулирована в работе [144] в таких простых вопросах и ответах:

«Почему мы так плохо живем?

Потому, что плохо работаем.

А почему мы плохо работаем?

Потому, что хорошо работать не выгодно!

А почему работать хорошо не выгодно?

Потому, что это не увеличивает зарплату работающего.

А почему хороший труд не увеличивает зарплату?

Потому, что результаты хорошего труда присваиваются хозяевами средств производства.

А почему результаты труда присваиваются кем-то?

А потому, что наемники не являются собственниками результатов своего труда!

А почему наемники не являются собственниками результатов своего труда?

А потому, что их за многие столетия оболванили и внушили им мысль, что они могут владеть лишь "пайкой", которую им дают те, кто отобрал у них собственность на средства производства.

И мы пришли к тому, с чего начали...

Сознание человека, его индивидуальность, чувство достоинства, логика мышления являются важнейшими условиями при построении эффективной экономики, справедливой и гуманной политики, мира на Земле».

Могу рассказать вам, как сказанное реализуется на практике в той сфере деятельности, в которой занят я.

Книга, которую вы читаете, давалась мне непросто, требовала много времени. И я устроился на работу, не требующую ежедневных поездок на службу. Накануне выборов депутатов Государственной думы 1999 года я заключил трудовое соглашение и стал писать предвыборные материалы одному из избирательных блоков.

Вот сейчас я печатаю строчку за строчкой страницы книги, а сам ругаю себя: надо прекратить и заняться заданием, полученным в штабе избирательного блока.

Но не могу!

А почему?

Потому, что имени моего под статьей, воззванием или обращением к избирателям, которые я напишу, не будет. Единственное, на что я могу рассчитывать, — это оплата моего труда, за что я искренне благодарю моих заказчиков. Но мои оригинальные идеи, творческие находки, уважение людей достанутся «дяде»...

Свой (!) труд — книгу — я буду писать несмотря ни на что, какие бы неприятности или соблазны ни встретились на моем пути. Спать, есть не буду, умру, а ее завершу. Отбери у меня все, посади в тюрьму, я все равно буду работать, работать с таким рвением и качеством, на какие только способен. Ибо результаты моего труда мне принадлежат! Я поставлю на произведенной мной «продукции» — книге — свое имя. Если мне не понравится сделанное, я могу сжечь рукопись. Заработаю я или не заработаю какие-то деньги — это не принципиально.

В то же время я не хотел бы, чтобы под какими-то написанными мною на заказ статьями оказалось мое имя. Я сам никогда бы такого не написал, если бы был свободным, а не рабом. Как сказала поэтесса О. Седакова [154]:

Велик рисовальщик, не знающий долга

кроме долга играющей кисти:

и кисть его проникает в сердце гор,

проникает в счастье листьев,

одним ударом, одною кротостью,

восхищеньем, смущеньем одним

он проникает в само бессмертье

и бессмертье играет с ним.

 

Что нужно было бы сделать избирательному блоку, чтобы добиться от нанятых сотрудников резкого увеличения производительности труда и с сердцем сделанного дела? Надо было в избирательный штаб пригласить людей, с детских лет мечтающих делать эту работу, помочь им вдохновенно творить, разрешить подписываться под статьями, воззваниями, аналитическими обзорами и прочими материалами и свободно доносить результаты труда до избирателей. Кстати, я пришел к этим людям, веря, что они возьмут меня в свои ряды. Но очень скоро понял, насколько был наивен.

Избирательный блок мог бы реализовать все свои интересы и с много большим успехом, просто помещая на каждом произведении свободно работающих авторов «шапку» со своим великим наименованием.

Многие авторы издают свои произведения за свой счет, терпят убытки и лишения, стремясь сообщить человечеству о сделанном открытии или поделиться с людьми мыслями и чувствами. Но мой заказчик, увы, отказался от этого единственного, если вдуматься, подлинного своего ресурса, хотя на словах был за свободный труд.

Но хватит эмоций. Я все это рассказал с единственной целью — подготовить вас к восприятию политико-экономической доктрины, которая изложена в работе [69]. Воспроизвожу ее в сокращенном и несколько отредактированном виде, который, однако, ни в малейшей степени не трансформирует ни одной мысли автора. Моя задача заключалась только в том, чтобы отыскать в огромном потоке публикаций гениальное произведение и включить его положения в систему доказательств, обосновывающих необходимость рождения нового жречества.

Человечество — часть природы. Развитие человеческого общества возможно только в гармонии с природой и по ее законам.

Поскольку все, что отличает общество от любого другого природного явления, не заложено в человеческом обществе от природы и не свалилось неизвестно откуда людям в руки, а найдено, добыто, обработано, переработано, придумано, построено, создано, основой существования общества является труд.

Материальный мир так устроен, что любой его фрагмент (атом, кристалл, джунгли, континент, планета, скопление звезд) является одновременно и системой, и элементом более высоко организованной системы.

Люди не исключение: человек совершенен, но ему необходимо общество. Заинтересованность и одновременно зависимость человека от общества объясняется рациональностью, эффективностью, выгодностью разделения труда между людьми, специализации человека в труде и органично связанного с ними обмена результатами труда. Разделение труда в человеческом обществе и его воссоединение через обмен результатами деятельности есть единый, обусловленный законами развития материального мира процесс.

Уровень совершенства общества определяется соотношением между разнообразием и качеством доступных людям продуктов, услуг, естественных природных благ, с одной стороны, и ценой (в широком понимании этого слова), которую платит общество, социальные группы, отдельные люди за произведенные и потребляемые продукты и услуги, за обладание естественными природными благами — с другой стороны.

Цена же, т. е. совокупные затраты, включающие истощение природных ресурсов (в ареале жизнедеятельности общества, в масштабах планеты и даже в пределах доступного человечеству мирового пространства), демографические кризисы, нравственные, идеально-духовные потери общества или его членов определяются условиями, создаваемыми в обществе для труда и конкуренции его результатов. Конкуренция — универсальный в материальном мире механизм разрешения противоречий. Противоречие специализации человека в труде разрешается путем универсализации взаимодействия людей при обмене результатами труда с помощью конкуренции. Без конкуренции нет соперничества производителей.

Отсутствие соперничества останавливает механизм развития, поскольку пропадает необходимость вносить какие-л ибо изменения в параметры деятельности, влияющие на качество результатов труда. Ликвидация необходимости постоянного внесения изменений в свойства обмениваемых результатов деятельности замораживает обмен, ибо не появляется ничего нового, что могло бы заставить старое уйти из сферы обмена. Развитие останавливается.

Любое общество, ликвидирующее обмен результатами деятельности, противоестественно, неэффективно и обречено на деградацию и гибель. Наоборот, чем более разнообразны, универсальны и всеобъемлющи формы воплощения конкуренции в обществе, тем более качественным, производительным и ориентированным на удовлетворение действительных потребностей людей становится труд, тем разумней, совершенней, богаче жизнь общества, тем больше возможностей у членов общества влиять и на политические, и экономические решения, определяющие «цену развития общества».

Социалистические страны с целью достижения благородной цели исключения из жизни общества эксплуатации человека человеком положили в основу своего политико-экономического устройства государственную собственность на средства производства с централизованной плановой системой распределения результатов труда и тем уничтожили естественные природные стимулы и саму перспективу своего развития. Но и общественная система, основанная на эксплуатации наемного труда, тоже не может продолжать служить фундаментом благополучия человечества. В мире, почти полностью контролируемом развитыми капиталистическими странами, 30 лет из года в год снижаются темпы роста производительности труда и валового внутреннего продукта на душу населения, экологическое состояние планеты ухудшается, нарастают социальные, межгосударственные, межрегиональные противоречия, что проявляется в политических столкновениях и конфликтах.

Вторая половина XX века — это время научно-технической революции, изменившей характер общественного труда. Не только определяющим будущее, но и просто основополагающим, ведущим в современном высокотехнологичном обществе стал труд творческий, интеллектуальный, ответственный.

Добиться предельных уровней эффективности, выдающихся интеллектуальных результатов труда, высокой ответственности за его результаты проблематично с наемным работником и частной собственностью на средства производства, ибо нельзя проконтролировать полноту отдачи творческого труда работника, не являющегося собственником результатов своего труда. Только заинтересованность, приходящая с собственностью, обеспечивает ответственность и качество труда, которые не надо проверять. Это поняли эксперты, консультирующие правительства и деловой мир экономически развитых государств.

Сегодня в США в результате более 20 принятых Конгрессом и более 100 принятых штатами законодательных актов уже около 12% всей (!) промышленной продукции выпускается предприятиями, полностью или частично выкупленными трудовыми коллективами этих предприятий и использующими систему внутрипроизводственных товарно-денежных отношений между работниками и фирмой.

В ФРГ проблему отчуждения работников от средств производства и от результатов своего труда пытаются решить с помощью создаваемых на паритетных началах администрацией и трудовым коллективом производственных советов, участвующих в решении вопросов развития производства. В Японии нашла распространение идея создания творческих бригад, активизирующих интерес сотрудников фирм при внедрении новшеств, совершенствующих производственный процесс. В Испании сотни предприятий принадлежат работающим на них коллективам.

В развитых странах имеется деловой мир, высококвалифицированные специалисты и рабочие, рыночная инфраструктура, высокопроизводительное производство, современный транспорт, государственные и частные научно-исследовательские организации, колоссальные финансовые ресурсы, и несмотря на это они идут на серьезное преобразование социально-экономических отношений между членами общества, чтобы обеспечить свое дальнейшее развитие.

В первобытном обществе трудовые возможности человека, предметы и результаты труда принадлежали племени, роду, патриархальной семье. В рабовладельческом обществе средства труда (земля, здания, сооружения, орудия производства), предметы труда (например, камни, вырубаемые из скалы, обрабатываемые алмазы, шерсть, превращающаяся в одежду) и сама способность к труду, т. е. непосредственно раб, принадлежали рабовладельцу. При феодализме основное средство труда — земля — принадлежало феодалу, но, например, рабочий скот был крестьянским. Способность к труду находилась в двойной собственности: часть принадлежала феодалу и в силу этого работник не мог покинуть своего хозяина, а часть принадлежала самому работнику, в силу чего феодал уже не мог как рабовладелец лишить работника жизни. И результаты труда — произведенные продукты — принадлежали и феодалу, и частично работникам. На капиталистической стадии развития человеческого общества средства труда (заводы и станки) и предметы труда (изготовляемые изделия) принадлежат капиталисту, а работнику — только способность к труду (рабочие руки, желание и умение трудиться).

Чтобы не законсервироваться на вечные времена в болоте вяло текущего экономического кризиса, наше общество, по крайней мере, его экономически активные слои, должны четко для себя решить: какое соотношение между формами собственности на три основные части воспроизводственной деятельности — на средства труда, предметы труда и на способность к труду — вдохнет жизнь в деградирующую экономику Евразии.

Рабский труд не выгоден никому. Зависимый труд лучше, но наемный работник — не партнер в осуществлении большой экономической и тем более политической мечты.

Настоящая научно-техническая революция, а без нее бизнес — игра в песочнице, начнется в нашей стране только тогда, когда из жизни общества уйдет (все-таки революция 1991 года была в этом смысле попыткой народа вернуться к завоеваниям революции 1917 года) наемный труд, когда производитель материальных ценностей, став собственником результатов своего труда, перестанет ощущать отчуждение от средств производства и наконец вступит с обществом в естественные, соответствующие достигнутому человечеством уровню развития производственно-экономические отношения.

Новый этап, новый характер труда требует, чтобы каждый (!) непосредственный производитель — научный работник, специалист, врач, рабочий — стал личным собственником производимых им продукции, услуг, стал собственником результатов своего труда, причем это должно быть сделано во всех (I) сферах человеческой деятельности, где в той или иной форме можно определить результаты труда.

Поскольку средством эксплуатации человека служат частная или государственная собственность на средства труда, а достигнутый уровень развития общества требует устранения из жизни наемного работника, необходимо собственность на средства труда передать работнику.

Вам не нравится слово «передать»?

Любая экономика многоукладна, имеет предприятия разных форм собственности. В природе новое явление зарождается в старом. Сегодня в недрах капиталистических экономик Запада зарождается то, что специалисты условно называют посткапиталистнческой системой. Производственные связи совершенствуются, и бизнес даст более высокую отдачу после вытеснения из технологических цепочек производств наемного труда, передачи ответственности за изготовление комплектующих сложных, наукоемких изделий работникам — собственникам малых, но технически передовых предприятий, после внедрения адекватных уровню бизнеса отношении между участниками труда.

Нарастание элементов посткапиталистическоЙ системы в экономической и социальной сферах сопровождается изменением сознания людей: финансирование, а следовательно, планирование направленности науки, образования, целевых социальных, экологических программ перекладывается на плечи местного, муниципального самоуправления, широкие слои общества привлекаются к решению вопросов и соответственно к получению своей доли от результатов экономической жизни регионального, государственного, межгосударственного уровня.

Деловые люди получают поддержку на всех уровнях общества и заинтересованных в сотрудничестве исполнителей своих идей. Работники приобретают права личной собственности на предметы труда, продукты труда, доходы от труда и возможность полного использования творческой энергии и ответственного проявления качеств своей личности. Общество, контролируя своим участием осуществление крупных инвестиционных проектов и экономических программ, обеспечивает сбалансированность интересов субъектов деловой жизни, решает экономические проблемы региона, свои социальные и иные злободневные вопросы, не допускает хищнического отношения к природным ресурсам.

Для того чтобы конкуренция и закон стоимости работали эффективно, а не разрушающе, всем производителям необходимо создавать равные экономические условия для осуществления деятельности, что фактически невозможно. Единственной формой собственности, которая устраняет эксплуатацию человека человеком, не позволяет возродиться наемному работнику как явлению, создает для участников хозяйственной деятельности равные возможности, является общественная собственность на средства труда (основные производственные фонды), переданные в полное хозяйственное ведение или аренду непосредственным производителям и трудовым коллективам.

Общественная собственность — это не общенародная и тем более не государственная собственность. Общественные средства труда — это средства труда, являющиеся неделимой собственностью общества, например, жителей деревни или ассоциации производителей. Подчеркиваю, средства труда должны принадлежать Обществу, например, сельскохозяйственная техника, собранная в едином техническом центре, принадлежит обществу производителей, но каждый отдельный производитель может ей воспользоваться, только арендуя конкретный трактор или сеялку.

Арендуя общественные средства труда, производитель самостоятелен и сам отвечает перед собой и участниками хозяйственной жизни за результаты своей деятельности. При удаче он расширяет свое дело. В случае неэффективного использования взятых на время у общества средств труда он будет вынужден их вернуть, заплатив за их амортизацию и аренду.

Общество может быть уверено, что средства труда дадут максимальную отдачу, труд будет творческим, ответственным и максимально производительным. Для того чтобы работники были собственниками результатов своего труда, кроме переданных им во владение как сособственникам средств труда, необходимо, чтобы они были собственниками своей способности к труду и личными собственниками предметов труда.

Только создание общества, где основная часть работников является личными собственниками своей продукции и доходов, общества собственников с сошкой, а не с ложкой, рыночной экономики на базе в основном трудовых коллективов — собственников своих доходов — может создать условия для общественного развития. Но для того чтобы отдельная доярка, инженер, архитектор, исследователь стали собственниками результатов своего труда и могли получить доходы от их продажи обществу внутри предприятий, производств, технологических цепочек, на каждом рабочем месте в любом взаимоотношении работника с кем бы то ни было должны присутствовать ничем не ограниченные, ничем не подменяемые, стопроцентные товарно-денежные отношения (то, чего не было при социализме).

Получив в аренду средства труда, работник ежедневно, ежечасно должен иметь возможность продать и реально продавать результаты своего труда людям, участвующим с ним в производстве и продвижении продуктов к потребителям, т. е. к обществу:

а) доярка ежедневно за реальные деньги должна продавать молоко своему бригадиру;

б) инженер должен иметь возможность ежедневно за реальные деньги продавать технические решения рабочим, в этих решениях нуждающимся, ибо без технологических новшеств рабочие не смогут реально много заработать;

в) архитектор должен продавать даже листы, содержащие предварительные наброски и замыслы, не говоря о проектах и макетах;

г) исследователь, выполняя какие-то запланированные руководителем научной лаборатории теоретические или экспериментальные работы, должен знать, сколько он по окончанию очередных этапов и в конце исследований получит денег, если ожидаемые результаты будут достигнуты, и сколько он должен заплатить руководителю за руководство и консультации.

Свободный труд собственников-работников и адекватные ему отношения собственности и есть те условия, при которых новейшие технологии, ноу-хау, производительные машины, эффективные приборы, мудрые советы и авторитет жрецов станут нужным людям и обществу товаром. Следовательно, новые жрецы должны начать: с консалтинга; с продажи алгоритмов менеджмента и технологических решений, заменяющих наемных работников на заинтересованных производителей («возвращение» из исторической ссылки «кулаков»); с создания и участия в работе ассоциаций производителей — собственников средств труда (новая, добровольная «коллективизация» «кулаков»); с создания системы всеобъемлющего интеллектуального обеспечения хозяйственной жизни созданных ассоциаций, включая внутренние финансовые взаимоотношения; с расширения масштабов их деятельности и влияния на хозяйственную жизнь регионов, в которых они действуют.

Только после создания социально-экономических условий, благоприятствующих началу революции в средствах производства, можно начинать думать о целях и задачах нового жречества.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.120.195 (0.012 с.)