Преодоление затаенных обид (глава 13) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преодоление затаенных обид (глава 13)



Стресс и напряжение, которые переживают многие из пациентов, частично объясняют их трудностями в выражении отрицательных эмоций, особенно таких, как гнев и обида. Сдерживание отрицательных эмоций усиливает переживаемый стресс и мешает выздоровлению. Однако совершенно ясно, что недостаточно просто говорит о том, что человеку «необходимо» или он «должен» освобождаться от чувства обиды. Мы обучаем наших пациентов специальному методу освобождения. Кроме от застарелых неприятных переживаний — примирению с прошлыми отношениями, и преодолению старых обид.

 

Творим свое будущее: выбор целей (глава 14)

Когда человек узнает, что он болен раком, у него часто возникает неуверенное отношение к жизни; он живет как бы с оговорками, избегает связывать себя, будь он деленными обязательствами и строить планы на будущее. Это не только способствует тому, что он начинает бессознательно ожидать смерти — такое неуверенное может отношение к жизни сильно снижает ее качество для того, чтобы жить полной жизнью, очень важно ставить перед собой какие-то цели. Если человек радуется жизни, видит в своем существовании смысл, его воля к жизни значительно возвращается, стает, даже невзирая на существующую угрозу.

Мы помогаем своим пациентам планировать свою жизнь на три, шесть и двенадцать месяцев вперед. Этим они подтверждают, что в жизни есть еще вещи,

 

которых они хотели бы добиться, и что они намерены дожить до выполнения поставленных задач. Кроме того такое планирование часто помогает вскрыть проблемы, требующие немедленного разрешения. Например, может оказаться, ч-го цели, которые человек поставил перед собой, ориентированы исключительно на выполнение каких-то обязательств, что они не уравновешены ничем, что может приносить радость. Возможно, достижение этих целей повлечет за собой стрессовые ситуации, подобные тем, что предшествовали заболеванию. Помимо этого, мы обучаем пациентов особой методике, которая усиливает их веру в возможность выполнения поставленных целей.

 

 

Встреча с Внутренним Наставником (глава 15)

Эта глава посвящена одной из форм работы с мыслительными образами. Человек мысленно встречается и начинает общаться с неким «мудрецом», указывающим ему путь к здоровью. Часто этим существом бывает старец или умудренная жизнью старая женщина, выступающие здесь отражением заботливой и опекающей части личности самого человека. Иногда пациентам удается использовать их для того, чтобы установить связь со своей областью бессознательного и получить важную информацию о своем психическом и физическом состоянии.

Преодоление боли (глава 16)

Несмотря на то, что мы многого о боли еще не знаем, существуют некоторые психологические методы, помогающие с ней справиться. Мы относимся к боли, как к своего рода механизму обратной связи. Боль или ее отсутствие становятся для нас сигналами, которые посылает человеку его тело, о происходящих в нем процессах или о тех проблемах, что занимают в данный момент мысли данного человека. Кроме того, мы убедились, что боль очень тесно связана со страхом, поэтому все те методики, которые описываются в других главах как способы работы со страхом, часто способствуют и уменьшению боли.

Физические упражнения (глава 17)

Мы начали обращать внимание на физические упражнения, когда заметили, что многие из наших пациентов, выздоровевших от рака, были очень активны физически. Поскольку физическая активность является способом освобождения от стресса и напряжения, она хорошо помогает изменять и настроение человека. Поэтому мы разработали определенную программу физических упражнений и рекомендуем всем пациентам ее выполнять. Мы уверены, что регулярные упражнения (а также разумная диета) являются одной из формой участия человека в своем выздоровлении.

Страх рецидива болезни и смерти (глава 18)

Наша цивилизация выработала в людях отношение к смерти с особым страхом — она обычно не обсуждается, не исследуется и не понимается. для онкологических пациентов еще одной страшной темой является возможность снова заболеть. Если эти страхи постоянно подавлять, они растут и усиливаются, пока в конце концов не станут просто невыносимыми. Кроме того, часто наши пациенты чувствуют

 

себя отрезанными от семьи, поскольку не умеют открыто обсуждать с близкими эти вопросы.

В этой главе мы расскажем, как помочь пациентам оценить эти страхи, проанализировать свое отношение к возможности возвращения болезни и представления о том, что физически будет с ними происходить при приближении смерти. Открыто рассматривая с больными возможность смерти, мы тем самым стремимся снять запрет с этой темы и прояснить существующие по этому поводу представления. Сложившиеся у людей бессознательные представления могут оказывать сильное влияние на их жизнь, поэтому с помощью переоценки своих установок они могут существенно улучшить свою жизнь.

 

Система семейной поддержки (глава 19)

Эта глава может помочь близким онкологических больных разобраться в собственных переживаниях по поводу этого грозного заболевания и научить, как с терпением и пониманием относиться к любимому человеку. В ней говорится о том, как создать в вашей семье честную, открытую атмосферу, полную любви и поддержки, чтобы способствовать выздоровлению.

Выполнение программы здоровья

Как вы видели, мы предлагаем своим пациентам несколько путей достижения выздоровления. Так как обычно это происходит под нашим наблюдением, то для тех, кто захочет воспользоваться предлагаемыми методиками самостоятельно, мы решили включить в эту книгу раздел, содержащий несложную, рассчитанную на шесть недель программу действий. Вы сможете приступить к ее выполнению сразу после того, как прочтете вторую часть нашей книги.

Но прежде разрешите сделать два важных замечания. Во-первых, работая по этой программе, не забывайте о традиционных методах лечения: наша методик призвана помогать традиционной медицине, а не заменять ее. Во-вторых, если вы знаете кого-то, кто может предложить вам психологическую помощь, воспользуйтесь ею — психологическое консультирование поможет вам применить предлагаемому программу на практике.

Поскольку любая болезнь служит сигналом какого-то нарушения в объединяющей разум, тело и эмоции системе, то разрабатывая упражнения, мы предполагали, что эту программу можно будет использовать для борьбы с любыми заболеваниями — от простуды и головной боли до рака. Так что даже если у вас нет рака, вам все равно будет полезно пройти эти шаги к здоровью вместе с нами.

Первая неделя

1. Чтение. Закончив эту книгу, вы могли бы продолжить чтение литературы, объясняющей взаимозависимость тела, разума и эмоций. Всем своим пациентам мы особенно рекомендуем книгу доктора Арнольда Хутшнекера «Воля к жизни». Если вы получили естественно-научное образование, вас может заинтересовать книга доктора Кеннета Пеллетьера «Разум — целитель, разум — убийца». Кроме того, мы советовали бы прочесть «Представьте себе...» Майка и Нэнси Сэмуелс. В библиотеках вы сможете найти и другую литературу на эту тему.

2. Релаксация/работа с воображением. Начинайте регулярно, три раза в день, выполнять упражнения, приведенные в одиннадцатой и двенадцатой главах. Если вы записали эти упражнения на видеомагнитофон, то в первую неделю

 

можно прибегать к его помощи. Постепенно же постарайтесь обходиться без под сказок. На второй неделе можно обращаться к записи через раз, на третьей день, и т. д. Если в какой-то момент вы почувствуете особенно сильное напряжение и работать с воображением вам будет трудно, можно снова воспользоваться записью.

 

Вторая неделя

1. Релаксация/работа с воображением. Продолжайте выполнять упражнения три раза в день.

2. Стрессовые ситуации, предшествовавшие болезни. Выполните упражнение, приведенное в девятой главе. Онопоможет вам определить стрессовые ситуации, имевшие место в вашей жизни в период за шесть — восемнадцать месяцев до начала болезни. С помощью этого упражнения вы сможете начать разбираться в том, какое участие вы сами приняли в ее возникновении.

3. «Преимущества» болезни. Выполните упражнение, предлагаемое в десятой главе. Благодаря ему вы сможете определить преимущества болезни и понять, насколько серьезно ваше решение бороться за свое здоровье.

 

Третья неделя

1. Релаксация/работа с воображением. Продолжайте выполнять упражнение трижды в день.

2. Физические упражнения. Начните три раза в неделю по часу, в день заниматься упражнениями, соответствующими вашему физическому состоянию.

3. Психологическое консультирование. Найдите кого-нибудь, с кем вы могли бы поделиться своими переживаниями и чувствами. Этим человеком может стать священник, психолог-консультант, психотерапевт. Естественно, что ему должен быть знаком предлагаемый здесь подход, и вы должны быть уверены, что он относится к вам с участием.

 

Четвертая неделя

1. Релаксация/работа с воображением. Продолжайте выполнять упражнение трижды в день.

2. Физические упражнения. Продолжайте заниматься физическими упражнениями по часу три раза в неделю.

3. Страх рецидива болезни (смерти). Попросите, чтобы кто-нибудь вместе с вами проработал упражнение по визуализации, посвященное страху возвращения болезни и смерти. Оно приведено в восемнадцатой главе. Это упражнение позволит вам понять свои чувства, связанные со смертью, и в какой-то степени уменьшить страх.

4. Преодоление затаенных обид. Каждый раз,когда вас будут переполнять какие-то отрицательные чувства, обращайтесь к методу, описанному в тринадцатой главе. Очень трудно представлять себе, как с кем-то, кто вызывает у вас отрицательные эмоции, происходит что-то хорошее, но попробуйте понять, выполняя это упражнение, какие именно реакции оно у вас вызывает. Скоро вы почувствуете, что эта работа помогает вам во многом разобраться.

Пятая неделя

1. Релаксация/работа с воображением. Продолжайте выполнять упражнения трижды в день.

 

2. Физические упражнения. Продолжайте заниматься ими по часу три раза в неделю.

3. Страх возвращения болезни и смерти. Снова обратитесь к предлагаемому упражнению, чтобы выяснить, не осталось ли у вас каких-то чувств, с которыми надо еще поработать.

4. Постановка целей. Поставьте перед собой три цели — на три, шесть и восемнадцать месяцев вперед, как это предлагается в четырнадцатой главе. После этого включите эти цели или задачи в работу с воображением, представляя себе, как добиваетесь их выполнения, и исследуйте все трудности, которые, на ваш взгляд, могут этому помешать.

 

Шестая неделя

1.Релаксация/работа с воображением. Продолжайте выполнять упражнение трижды в день.

2. Физические упражнения. Продолжайте их по часу три раза в неделю.

3. Внутренний наставник. Попросите, чтобы кто-нибудь прочитал вам инструкции к работе с воображаемым Внутренним Наставником, приведенные в пятнадцатой главе. Если вы почувствуете, что вам удалось установить контакт со своим Внутренним Наставником, разговор с ним можно регулярно включать в работу с воображением.

 

После шести недель

За это время большая часть элементов предлагаемой программы станет неотъемлемой частью вашей ежедневной жизни. Продолжайте заниматься релаксацией и работой с воображением. Если к этому моменту признаки онкологического заболевания исчезнут, можно изменить содержание визуализаций на «отслеживание». Представляйте себе, как белые кровяные клетки патрулируют ваш организм и уничтожают все встречающиеся на пути атипичные клетки. Представляйте себя здоровым, полным энергии. По мере того, как будет крепнуть ваше здоровье, можно все большую часть регулярных визуализаций посвящать достижению поставленных целей, работе с затаенными обидами и разговорам с Внутренним Наставником.

Постановка целей и работа над их выполнением — это постоянный процесс. Естественно, что по мере улучшения здоровья может возникать необходимость в новых задачах — не бойтесь их изменять. Важно, чтобы вы ясно понимали, что именно вам в данный момент нужно, и старались этого добиться.

Мы рекомендуем также не бросать физические упражнения. Когда вы начнете поправляться, у вас возникнет желание увеличить физическую нагрузку — заниматься ходьбой, бегом или другими энергичными упражнениями. Выполняйте их по часу три раза в неделю.

Ценность этой программы обусловлена тем, что все ее элементы действительно выполняются. Поэтому мы настоятельно рекомендуем вам соблюдаем режим, аналогичный приведенному выше. Когда вы начнете замечать положительные сдвиги в своем отношении к жизни и в своем здоровье, то это послужит вам хорошим стимулом, чтобы продолжать начатое, а продолжая, вы тем самым подтверждаете, что верите в свою способность влиять на собственное здоровье.

 

 

СОДЕЙСТВИЕ СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ

Один из пионеров в области биологической обратной связи — БОС — доктор Элмер Грин говорил, что, если люди хотят научиться влиять на свое здоровье, имодинаково важно понять, какие мысли, установки и способы поведения содействуют здоровью, а какие — болезни.

Информация о мыслях и чувствах человека во время ухудшения его здоровья может оказаться бесценной. Наш организм оснащен механизмом, который призван поддерживать в нем здоровье и не допускать возникновения болезней. Поэтому когда в этом механизме происходят сбои и мы заболеваем, необходимо обратить пристальное внимание на свои мысли и поведение. Ухудшение состояния здоровья может служить сигналом, что тот способ, который мы выбрали для борьбы со стрессом, не вполне годится.

Каждый из вас без труда вспомнит, что часто вы подхватывали легкие болезни, вроде простуды или насморка, когда слишком много работали, то есть на фоне физического или эмоционального напряжения. Наверняка вы даже говорили, что простудились, потому что ужасно устали, имея в виду, скорее всего, не просто физическую усталость, а еще и эмоциональное истощение, нехватку энергии и моральных сил. В тот момент вы воспринимали жизнь как лямку, которую приходится тянуть.

Серьезные заболевания, вроде инфаркта или язвы желудка, чаще всего тоже возникают после периода слишком тяжелой работы и напряжения, когда человек делает что-то из последних сил. Обычно люди заболевают ими, когда организм достигает предела своих возможностей, но человек не обращает внимания на эти сигналы и продолжает по-прежнему его эксплуатировать. Все, кто страдает язвенной болезнью, знают, как она реагирует на эмоциональные перегрузки. Язва служит своего рода показателем состояния организма, поскольку боль чаще всего возникает тогда, когда человек переживает напряжение и тревогу. Один знакомый врач как-то сказал мне, что в некотором смысле даже жалеет, что у него удалили язву — теперь он не может точно определить степень своего напряжения и беспокоится, что оно может сказываться еще на чем-то.

Каждый из нас содействует возникновению болезни через сочетание физических, интеллектуальных и эмоциональных факторов. Возможно, вы неразумно питались, пренебрегали физическими упражнениями или отдыхом. Может, вы слишком долго носили в себе эмоциональное напряжение, не предпринимал попыток расслабиться. Может быть, вы выполняли непосильный объем работы или стремились сделать все, что было необходимо окружающим, полностью забыв о собственных потребностях. Возможно, вы находились во власти таких представлений и установок, которые мешали вам получать от жизни радость. Одним словом, вам не удалось распознать ограниченность своих физических и эмоциональных возможностей.

 

В той мере, в какой вы пренебрегали этими законными требованиями своего организма, вы и содействовали возникновению болезни. Когда тело и душа не получают возможности расслабиться, отдохнуть, поучаствовать в какой-то активной физической деятельности, выразить накопившиеся чувства, даже увидеть смысл в жизни, организм может сообщать об этом человеку с помощью болезни.

 

История болезни Джона Браунинга

История Джона Браунинга может служить замечательным примером участия человека в возникновении заболевания и в выздоровлении. Случай, о котором пойдет речь, особенно показателен, поскольку в нем с особой ясностью видна связь между эмоциональным стрессом и раком.

Джон — блестящий ученый и работает во всемирно известной научно-исследовательской фирме. Когда у него обнаружили рак поджелудочной железы, ему было пятьдесят лет. Джону сообщили, что ему осталось жить всего шесть — девять месяцев. Ему всегда сопутствовал профессиональный успех, но по мере приближения к пятидесяти годам Джону пришлось признать, что многое из того, о чем он мечтал в детстве, так и останется невыполненным. Он был хорошо известен в профессиональной среде, но все же это было не совсем то, на что он рассчитывал. Иными словами, он переживал кризис середины жизни.

Помимо всего прочего, за несколько месяцев до обнаружения рака сын Джона поступил в колледж. На протяжении многих лет каждые выходные они с сыном ходили на какие-нибудь спортивные соревнования — Джону было очень приятно, что мальчик интересовался спортом. Но когда тот уехал, Джон больше никуда не выбирался — было ясно, что завершился определенный период его жизни.

Окончание этого периода вызвало напряжение в отношениях между Джоном и его женой. Последние годы она совсем не интересовалась спортом и не разделяла многочисленных спортивных увлечений мужа и сына, отдавая много времени и энергии церкви, работе в разнообразных обществах и т. д. Поскольку Джон больше не проводил выходные дни с сыном, то впервые за многие годы они с женой оказались наедине друг с другом, и им пришлось искать новые способы общения и формировать общие интересы.

Кроме этого Джона иногда одолевали сомнения, правильно ли он поступил, перейдя несколько лет назад из университета в ту фирму, где теперь работал. Тогда он пошел на этот шаг, чтобы подзаработать на продолжение образования сына, и хотя зарплата на новом месте была действительно значительно выше, чем в университете, ему не доставало возможности преподавать, иметь своих учеников.

Одной из главных радостей на новой работе было то, что Джону удалось создать из своих последователей и сотрудников сильную творческую группу, вместе с которыми он смог сделать несколько серьезных открытий. Начальство Джона осталось им чрезвычайно довольно и в награду поставило его во главе нового коллектива, занимавшегося более значительной проблемой. Сам Джон воспринял это продвижение по службе скорее как наказание, чем поощрение, поскольку ему очень не хотелось оставлять прежнюю рабочую группу. Но, как и многим другим из наших пациентов, ему было очень трудно выразить свои чувства, и он ни слова не сказал начальству о том, каким неприятным для него оказалось новое назначение.

Его неспособность защитить свои интересы стала совершенно очевидна, когда мы начали заниматься с Джоном психотерапией. Он сообщил, что регулярно молится, но через какое-то время оказалось, что в молитвах никогда не просит о своем здоровье. Джон считал, что нехорошо просить Бога о чем-нибудь для себя. Эти представления восходили к детству Джона. По его словам, мать у него отличалась «самоотверженностью» и «добродетельностью». Отец же, наоборот, был большим эгоистом: все заработанные деньги он забирал себе и тратил их только на собственные нужды. Джон передал самоотверженность матери, но всегда считал, что в нем живут эгоистические наклонности отца.

Порицая очевидно эгоцентричное и незрелое поведение отца, из страха стать таким же Джон впал в противоположную крайность. Это проявлялось в том, что он был не способен дать знать окружающим ни о своих потребностях, ни о своих чувствах. Смысл жизни он видел в ответственности за других и даже переставал делать что-то, приносившее ему радость, когда не мог разделить эту радость с сыном. Одним словом, Джон чувствовал, что обязан ставить интересы других выше своих. Поэтому, когда его сын уехал учиться, когда Джона лишили старого коллектива и когда оказалось, что его профессиональным мечтам не суждено сбыться, выработанные в ходе всей его жизни внутренние правила помешали ему увидеть, как можно удовлетворить свои потребности. Это вызвало у него глубокую депрессию.

 

Изменение представлений

Первым делом Джон, как и любой другой стремящийся поправиться человек, должен был определить те установки и представления, которые не давали ему возможности вырваться из положения беспомощной жертвы обстоятельств. Психологически было совершенно ясно, что, если он будет продолжать придерживаться старых представлений и считать, что должен жертвовать своими интересами ради других, он, действительно, окажется бессилен удовлетворить свои эмоциональные потребности. Такие представления надо было изменить.

Мы старались помочь Джону увидеть в себе то, на что он раньше не обращал внимания, и одновременно изменить его восприятие других сторон жизни. В результате наших общих усилий он по-новому стал оценивать ситуацию на работе и в конце концов пришел к выводу, что начальство, поставив его во главе новой группы, на самом деле пыталось его как-то поощрить. Им неоткуда было знать, что Джона это назначение расстроило. Мы старались, чтобы он (как и все остальные наши пациенты) понял, что человек должен более серьезно относиться к своим эмоциональным реакциям на возникающие жизненные ситуации.

Мы работали и с его чувством несостоятельности, связанным с невозможностью воплотить юношеские мечты. Как и многие другие честолюбивые люди, Джон направлял большую часть своей энергии на развитие тех сторон личности, которые имели отношение к его работе. Теперь же, когда стало ясно, что мечты недостижимы, мы убедили его разрешить себе исследовать какие-то иные возможности, увидеть новые стороны своей личности, которым он до сих пор не давал проявляться. И наконец, мы работали с переживаниями Джона по поводу отъезда сына. Мы стремились показать, до какой степени он ставил собственное счастье в зависимость от другого человека, и помогли ему увидеть, что он еще может наладить новые отношения с женой.

Не следует воспринимать все это как критику Джона. Многие из нас переживали подобные ситуации и реагировали на них точно так же. В данном случае сложность заключалась в том, что система представлений, которую Джон усвоил еще в детстве под влиянием конфликта между родителями, не позволяла ему найти новые способы реагирования на трудные жизненные ситуации. Ведь выход всегда можно найти. Когда люди чувствуют, что оказались в ловушке, загнаны в угол, это происходит потому, что они ограничены рамками собственных, привычных для них способов реагирования.

 

История болезни Боба Гили

Иногда жизненные изменения, предшествующие болезни, относятся к тому разряду перемен, которые принято считать положительными. Пример заболевшего раком в тридцать девять лет Боба Гилли, показывает, насколько индивидуальны реакции людей на стресс. В самом начале работы с Бобом Стефани, пытаясь установить степень его эмоционального участия в возникновении болезни и вернулись с их первой встречи, подумала было, что наша теория к нему неприменима.

На первый взгляд Боб казался образцом деятельного и успешного предпринимателя. Он стоял во главе собственной корпорации, был хорошо известен среди специалистов и даже получил премию за то, что в течение десяти лет выпускаемая его фирмой продукция занимала первое место по качеству в своей отрасли. И хотя в прошлом Бобу пришлось пережить немало трудностей с партнерами, несколько лет назад ему удалось подобрать таких, с которыми у него сложились идеальные отношения.

Рассказывая о своей семье, Боб говорил, что в начале брака у них с женой не все ладилось, особенно в тот период, когда у него были трудности по работе, но по мере того, как его дело развивалось и ему стал сопутствовать успех, казалось, что и отношения с женой стали выправляться. Кроме всего прочего, несколько лет назад Боб с женой решили взять на воспитание детей, и буквально перед самой болезнью они усыновили второго ребенка. Внешне казалось, что Боб находится на самом взлете своей профессиональной и семейной жизни и должен был бы наслаждаться радостями, доставшимися ему немалой ценой.

Одним из намеков на то, что на самом деле все обстоит не так замечательно, как кажется на первый взгляд, стало замечание, которое Боб обронил во время первой встречи. Он сказал, что одно из немногих предшествующих болезни переживаний, которые он помнит, можно обобщить строчкой из песни Пегги Ли:

«Неужели это все, к чему я так стремился?» Человек, привыкший, что доказательством его профессиональной и семейной состоятельности является успешное преодоление трудностей и достигнувший большинства поставленных целей к тридцати девяти годам, почувствовал себя в полной растерянности. Если ты не научился за всю свою жизнь радоваться покою, отсутствие борьбы и страстей может восприниматься как большая потеря.

Через год у Боба был обнаружен запущенный рак, ему снова словно бросили вызов — на смертельный поединок. За этим последовали месяцы и годы самоанализа, посвященные в основном тому, чтобы научиться радоваться достигнутому и принимать себя таким, каков ты есть, а не стремиться постоянно доказывать свои достоинства, преодолевая бесконечные препятствия и ища трудности.

 

Как оценить значение событий

Нетрудно понять, кто и какое зна5ение придает определенным событиям в своей жизни. Гораздо сложнее разобраться в этом на своем личном примере. Потеря

 

работы, например, может иметь для человека разное значение. Она может означать:

1. Поражение или признак неудачи.

2. Вызов.

3. Возможность начать все сначала.

4. Подтверждение того, что в жизни нет справедливости.

Какое из этих значений придаст тот или иной человек потере работы, будет определяться другими его представлениями, например:

1. Видит ли он возможность найти другую работу.

2. Насколько человек воспринимает данную работу как показатель собственной ценности.

3. Является ли он хозяином своей жизни.

4. Его способностями создать новую положительную ситуацию.

Принцип, применяемый для определения значимости события, годятся для всех ситуаций, которые обычно выделяются как возможные причины рака. Какими бы болезненными ни были эти ситуации сами по себе например, потеря любимого человека или важной роли, с которой вы себя отождествляете, величина стресса и особенно степень того, насколько эти события заставляют вас ощущать свою беспомощность я безнадежность, зависят от того значения, которое вы им придаете.

Как только вы начинаете внимательно изучать свои сложившиеся представления, ограничивающие ваши реакции, как только даете себе возможность рассмотреть другие возможности интерпретации событий и реакций на них, у вас появляется реальный шанс изменить для себя оценку значения тех или иных ситуаций и превратить негативные ситуации в позитивные. Когда вскрываются и уничтожаются основные установки, блокировавшие нормальный ход жизни, она снова начинает течь спокойно и беспрепятственно, а вместе с этим возвращается и жизненная энергия, которая восстанавливает здоровое функционирование естественного защитного механизма человека.

И хотя у разных людей это высвобождение энергии происходит по-разному, оно почти всегда связано с тем, что человек разрешает себе по-новому воспринимать жизнь. Кто-то может способствовать своему выздоровлению, научившись говорить окружающим «нет», другой — говоря «да» новому опыту и тем сторонам своей личности, которых он раньше не признавал. Когда энергия высвобождается, человек встречает неизбежные трудности и стрессовые ситуации, веря, что они разрешимы и преодолимы. Он знает, что способен принимать решения, которые помогут ему поправиться.

Определение своей роли в возникновении заболевания

С чего лучше всего начать, чтобы распутать клубок старых представлений и отказаться от привычного способа реагирования на стресс? Работая с онкологическими больными, мы обнаружили, что очень полезно бывает попросить пациентов определить те стрессовые ситуации, которые они переживали в период от полугода до полутора лет перед началом болезни.

Связь между эмоциональными состояниями и заболеванием касается не только рака, но и всех других болезней, так что процесс определения взаимосвязи между

 

стрессом и болезнью может оказаться полезным для всех. Поэтому мы предлагаем не только онкологическим больным, но и всем остальным читателям выполнить приведенное ниже упражнение. (для того, чтобы лучше представлять себе, какие ситуации могут привести к заболеванию, вы можете воспользоваться шкалой, которую мы обсуждали в четвертой главе.) Это упражнение поможет вам перейти от общих представлений к собственному опыту.

1. Подумайте о болезни, которой вы сейчас страдаете или которая у вас когда-то была. Если у вас был рак или вы больны им сейчас, при выполнении этого упражнения имейте в виду именно его.

2. Если у вас рак, выпишите на листке бумаги пять основных стрессовых ситуаций, с которыми вы столкнулись в период от полугода до полутора лет перед тем, как обнаружили свое заболевание.

3. Если вы больны чем-то другим, то перечислите пять основных стрессовых ситуаций, произошедших в течении шести месяцев, предшествовавших болезни. (для менее тяжелых, чем рак, заболеваний, по-видимому, следует говорить о более коротком периоде времени.)

4. Если вы когда-то пережили рецидивы этого заболевания, вспомните пять серьезных стрессовых ситуаций, произошедших за шесть месяцев до рецидива.

Если вы просто прочтете эти вопросы, не задумываясь над ними и не записав свои ответы, вы не получите той пользы, которую могла бы принести эта книга. То же самое можно сказать и о всех других упражнениях.

Отвечая на поставленные вопросы, большинство людей обнаруживает, что за предшествовавший заболеванию период они пережили несколько серьезных стрессов. Если вам не удалось найти каких-то чрезвычайно тяжелых внешних стрессовых ситуаций — смерти супруга или супруги, потери работы и т. д. — обратитесь к внутренним стрессам. Не приходилось ли вам переживать внутреннюю борьбу с такими проблемами, как разочарование, связанное с невозможностью воплощения юношеских надежд, серьезными трудностями в личных отношениях, кризисом самоутверждения как личности? Все это может иметь не меньшее значение в появлении чувства беспомощности и безнадежности, чем при очевидных внешних стрессах.

Если вам удалось определить в своей жизни серьезные внешние или внутренние стрессы, попробуйте решить, какое участие вы приняли в этих ситуациях. Может, вы сами создали их, или стрессу способствовал способ вашего реагирования на происходящее? Не привела ли к этому ваша привычка всегда ставить интересы окружающих выше своих, то, что вам трудно сказать *нет*, или то, что вы забыли об ограниченности своих физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей? А если стресс был вызван внешними событиями, например, смертью любимого человека, не могли ли вы выбрать какие-то другие способы реагирования? дали ли вы себе, скажем, возможность выразить горе или решили ни за что не показывать своих чувств? Обратились ли за помощью и поддержкой к друзьям?

Такой самоанализ нужен для того, чтобы определить те представления и способы поведения, которые вы бы хотели сейчас изменить. Поскольку эти установки представляют собой угрозу вашему здоровью, необходимо их пересмотреть.

Следующее упражнение поможет вам определить пять основных стрессовых ситуаций, которые вы переживаете в настоящий момент, и найти альтернативные

 

способы реагирования на них. Это упражнение носит профилактический характер, и цель его в выявлении и устранении тех моментов, которые в будущем могли бы сделать вас уязвимым для болезни.

1. Выделите пять основных стрессовых ситуаций, которые вы переживаёте в настоящий момент.

2. Подумайте над тем, насколько вы сами способствуете возникновению этих ситуаций.

З. Обдумайте, как можно было бы устранить эти стрессы из вашей жизни.

4. Если вы не видите разумного способа избавиться от стресса, подумайте, помогаете ли вы себе с ним справиться другими средствами? Принимаете ли поддержку друзей? Даете ли себе возможность получать какие-то удовольствия? Позволяете ли себе выражать чувства по поводу стрессовой ситуации?

5. Если бы вы чаще ставили свои потребности выше интересов окружающих, не помогло бы вам это избавиться от стрессовых ситуаций или уравновесить их? Задумываетесь ли вы над тем, в чем заключаются ваши собственные интересы? Пробовали ли вы когда-нибудь их удовлетворить вопреки тому, что, как вы считаете, они противоречат интересам других?

Выполнив это упражнение, обязательно сравните, как вы реагировали на стресс до заболевания и как — сейчас. Нет ли в этих реакциях сходства? Если есть, то пересмотрите свое поведение — возможно у вас выработался привычный способ реагирования на стрессы, который не способствует вашему здоровью.

 

Возьмите на себя ответственность за свое здоровье

Разбираясь в том, как вы могли способствовать возникновению у себя рака, хорошо обратиться за помощью и поддержкой к психологу-консультанту или психотерапевту. Часто одно лишь это бывает первым шагом к тому, чтобы пересмотреть правила*., которые вы выработали когда-то в детстве; попыткой установить новые, более здоровые способы реагирования на стресс. К сожалению, многим из нас бывает трудно обратиться за помощью, когда дело касается наших эмоциональных проблем. Отчасти это результат принятых в нашем обществе установок. Ведь когда мы узнаем о том, что нам грозят тяжелое заболевание, мы, не испытывая ни смущения, ни неловкости, обращаемся за помощью к квалифицированному врачу, многие годы изучавшему человеческий организм. Точно так же нет никакого смысла стесняться специалиста, который поможет понять, каким способом стресс содействовал возникновению вашего заболевания.

В результате самоанализа большинству наших пациентов удается увидеть взаимосвязь между заболеванием и душевным состоянием, как и то, какую роль они сами играли в поддержании этого состояния. Но иногда, осознав, что болезни способствовали их собственное поведение и представления, пациенты начинают испытывать чувство вины за свои прошлые действия. Поэтому мы бы хотели повторить здесь совет, который обычно даем своим пациентам.

Во-первых, мы ни в коей мере не стремимся вызвать у вас чувство вины в том, что вы способствовали возникновению заболевания. Есть существенная разница между тем, что человек в чем-то «виноват» и тем, что он чему-то способствовал. Как можно обвинять кого-то, что, живя в обществе, он полностью следовал его правилам — ведь мало кто умеет адекватно обращаться со своими эмоциями.

 

Более того, о вине можно говорить лишь в том случае, когда человек знает, что его способ реагирования чреват саморазрушением и сознательно выбирает такое поведение. Это ни коем образом не относится к людям, у которых физическое заболевание развилось как реакция на стресс. Как и все, вы даже не подозревали о существовании какой бы то ни было связи между эмоциональным стрессом и болезнью. Поэтому ваше участие почти наверняка было результатом бессознательных представлений и принятых в обществе норм поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.084 с.)