Макроэкономика,основные макроэкономические показатели и система национальных счетов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Макроэкономика,основные макроэкономические показатели и система национальных счетов.



Раздел науки о хозяйстве как целом, о проблемах экономического роста и занятости, о возможностях и противоречиях экономического механизма, о функциях государства и экономической политике называется макроэкономикой. Она рассматривает размеры и структуру обществен-ного продукта, эффективность экономики в целом.

ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Наиболее широко применяются в экономическом анализе два важнейших показателя: валовой продукт и национальный доход. Центральным показателем Системы национальных счетов являетя ВВП (валовой внутренний продукт). В статистике ряда зарубежных стран используется и более ранний макроэкономический показатель -валовой национальный продукт (ВНП). Оба они отражают результаты деятельности в двух сферах народного хозяйства-материального производства и услуг; оба определяются как стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год (квартал,месяц). Подсчитываются эти показатели как в текущих (действующих) ценах, так и в постоянных (ценах какого-либо базового года). Разница между ВНП и ВВП в следующем:

-ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку.Это совокупная стои- мость сферы материального производства и сферы услуг,независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны;

-ВНП-это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом).Т.о. ВНП отличается от ВВП на сумму так называемых факторных доходов (доход наемных рабочих,рентный доход,ссудный %,прибыль корпораций) от использования ресурсов данной страны за рубежом (переведенная в страну прибыль от вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности, зарплата граждан,работающих за рубежем) за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД- это вновь созданная за год стоимость, характеризующая,что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. Поэтому при его подсчете,в отличие от ВВП, в него не включаются суммы амортизации, косвенных налогов, государственных субсидий.Это - чистый «заработанный доход» общества,этим и определяется важность НД как макроэкономического показателя и его широкое применения при сопоставительном анализе. В практике различают произведенный и использованный НД. Произведенный НД - это весь объем вновь созданной стоимости товаров и услуг. Использованный НД-это произведенный НД за минусом потерь (от стихийных бедствий,ущерба при хранении и тд.) и внешнеторгового сальдо. В рос-

сийской практике до сих пор применяется разбивка на два фонда:

-фонд потребления - это часть НД,обеспечивающая удовлетворение материальных и культурных потребностей людей и потребностей общества в целом (на образование,оборону и тд.)

-фонд накопления - это часть НД, обеспечивающая производство.

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

Для анализа экономических событий, сложныхх озяйственных взаимосвязей необходима система надежных, взаимодополняющих показателей. От степени достоверности и оперативности инфор-

мационных потоков зависит качество управления. Между тем поставляющая информацию ста-

тистика не всегда способна успешно решить возлагаемые на нее задачи, оправдать запросы и

надежды экономистов, политиков и бизнесменов.

СНС-это система статистических данных о состоянии и динамике экономики (количественная ха-

рактеристика роста или сокращения показателей экономики). СНС, на которую перешла и оте-

чественная статистика, дает ступенчатую картину экономических процессов в стране, в том чис-

ле информацию по стандартному набору счетов для всех секторов. Сектора экономики (предп-

риятия, финансовые учреждения, органы госуд.управления и тд) - совокупность экономических

агентов, занятых одним и тем же видом основной деятельности. Основные виды счетов группи-

руются по конкретным операциям. Каждый счет отражает одну из сторон этой деятельности. В

практике национального счетоводства обычно выделяют следующие основные счета:

СЧЕТ ПРОИЗВОДСТВА отражает результаты производственной деятельности - затраты, промежу-

точное потребление, производство новой (добавленной) стоимости. Его итог-добавленная стои-

мость в рыночных ценах.

СЧЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ДОХОДОВ характеризует процесс образования прибыли, зарплаты, дохо-

дов от собственности, социальных выплат, других доходов.

СЧЕТ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ показывает как доходы распределяются между основными получателями-домашними хозяйствами фирмами,учреждениями,административными структура-

ми.

СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОХОДОВ отражает соответсвующий процесс;из располагаемого вало-

вого дохода образуются конечное потребление и валовое накопление.

СЧЕТ КАПИТАЛА содержит показатели сбережения,изменения запасов, амортизация основного капитала, перечисление капитала.

ФИНАНСОВЫЙ СЧЕТ показывает итоговые изменения финансовых активов и пассивов, образо-

вание сальдо долговых требований и обязательств.

Внедрение в российскую практику СНС потребовало проведения серьезной работы по изменению

состава показателей и методологии их подсчета. Показатели, характеризующие развитие народного

хозяйства России, могут сопоставляться с показателями других стран.

Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие и его формирование.

Важнейшим методом исследования экономической теории является метод равновесного анализа. Этот принцип выступает как постулат о равенстве спроса и предложения на товарном рынке. В масштабе всей экономики на первый план выступает равновесие между доходами и расходами общества. Т.о. в макроэкономическом анализе речь идет о выражении равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. При этом важнейшим вопросом является выяснение обстоятельства: обладает ли рыночный механизм, предоставленный самому себе, способностью обеспечить равенство совокупного спроса и совокупного предложения при полной занятости. Существуют классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия, отвечающие на этот вопрос.

Спрос- это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором устанавливается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Совокупный спрос - это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране. Основными компонентами совокупного спроса, или совокупных расходов в открытой экономике являются: 1)потребительские расходы, 2) инвестиционные расходы, 3) государственные расходы, 4) чистый экспорт.

Совокупное предложение - отражает объем выпуска, который готовы предложить фирмы при каждом данном уровне цен в стране.

Классическая теория

Представители классического направления - Д.Рикардо, А. Смит, А. Маршалл, А. Пигу и др. В основе этой модели лежит закон рынков Ж.-Б. Сэя: предложение товаров создает свой собственный спрос, т.е.произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный ценности всех созданных товаров, следовательно, достаточен для ее полной реализации. Далее разработалась теория макроэкономического равновесия, объясняющая автоматическое обеспечение равенства доходов и расходов при полной занятости.Исходным моментом этой теории является анализ таких категорий как процентная ставка, заработная плата, уровень цен в стране. Эти ключевые переменные в представлении классиков являются гибкими величинами и обеспечивают равновесие на рынке товаров, труда и денежном рынке. Ставка процента уравновешивает спрос и предложение инвестиционных средств; гибкая заработная плата уравновешивает спрос и предложение на рынке труда; гибкие цены обеспечивают "расчищение'' рынка, так что длительное перепроизводство (или недопроизводство) оказывается невозможным; увеличение денежной массы в обращении ничего не меняет в реальном потоке товаров и услуг, оказывая лишь влияние на номинальные величины (номинальные ВВП, заработная плата, абсолютный уровень цен в стране).

Т.о., рыночный механизм в теории классиков сам по себе способен исправлять дисбалансы, возникающие в масштабах национальной экономики, и вмешательство государства оказывается ненужным.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. экономика капиталистических стран столкнулась с устойчивым и длительным состоянием макроэкономического неравновесия, известным под названием Великой депрессии. Классическая теория оказалась неспособной дать адекватное объяснение происходящим кризисным процессам. Дать такое объяснение стремился Дж. М Кейнс.

Кейнсианская модель

Теория построена на допущении о фиксированных ценах. Она рассматривает экономику в краткосрочном периоде. На этом временном отрезке цены и заработная плата негибки, в частности из-за трудовых коллективных договоров о зарплате, которые не пересматриваются каждый месяц. А зарплата - важнейший элемент издержек производства. Следовательно, при жесткости зарплаты и цен на продукцию фирм общий уровень цен остается неизменным.

Согласно кейнсианскому подходу, экономика, находящаяся в депрессивном состоянии, с неполным использованием всех ресурсов, будет отвечать на расширение совокупного спроса увеличением реального ВВП, но без повышения цен в стране.

Основные положения:

1)Кейнс, в отличии от классиков, выдвинул предположение о том, что не совокупное предложение определяет совокупный спрос, а наоборот, совокупный спрос определяет уровень экономической активности, т.е. максимально возможный уровень выпуска продукции и, соответственно, занятости. 2) Кейнс предполагал, что заработная плата и цены не обладают совершенной гибкостью. 3)Процентная ставка не уравнивает объемы инвестиций и сбережений. 4)Полная занятость не достигается в экономике автоматически, и это дает основания для государственного вмешательства в экономические процессы.

Совокупный спрос в кейнсианской модели зависит от таких категорий как функции потребления и сбережения. И потребление и сбережение являются по кейнсу функцией дохода. Кейнс выдвинул предположение: психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход. А если так, то часть созданной продукции не сможет быть реализована, предприниматели понесут убытки и будут сворачивать объем производства.

19.Основные цели и формы воздействия государства на рыночный механизм. Роль государства в механизме рыночной экономики – основная проблема современной экономической теории.Дело в том,что исходный пункт становления рыночной экономики – её освобождение от удушающих пут государства.Однако с 30 –х гг.20 в.(со времени Великой депрессии)рыночная экономика(из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условия социальной эффективности.Основной механизм экономического вмешательства государства – налоги, правительственные закупки,трансферные платежи (перераспределение части налоговых доходов государства в пользу определенных социальных групп). Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы.Поэтому рыночная экономика более,чем любая иная,нуждается в регулировании.Роль регулирующего центра может выполнить только государство («правительство») – институт,представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения.Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели: - минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов; - создание правовых,финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики; - обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества,положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым. Для достижения названных целей государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику. 1) Правовое регулирование(антимонопольное законодательство и дефляционная политика(стабилизация уровня цен)) 2)Финансовое регулирование (налоги, инвестиции,дотации,кредиты,ставки учетного процента,льготы, регулирование цен,

финансирование науки) 3) Государственное предпренимательство (аренда принадлежащих государству природных и производственных ресурсов,коммерциализация деятельности государственных предприятий) 4) Социальное регулирование(гарантия минимума заработной платы,обеспечение занятости,индексация фиксированных доходов)

20. Государственное регулирование макроэкономических процессов. Дерегулирование, сущность, необходимость, основные формы. Гос. регулирование производства материальных благ, состоит в воздействии государства на целесообразное развитие тех или иных отраслей экономики, в выделении инвестиции в инфраструктуру на поддержку предпринимательства, на создание гарантированного рынка сбыта.

Эти меры государства вместе с рыночным саморегулированием образует более широкое понятие, каким является экономическая функция государства и регулирование макроэкономических процессов. Основным механизмом государственного регулирования экономики выступает программирование экономики. Оно представляет единую программу, предусматривающую меры по воздействию на экономическое равновесие страны, формирование благоприятной конъюнктуры, укреплению конкурентоспособности своих товаров и усилению позиций товаропроизводителей на мировом рынке. Гос. программирование в странах Запада стало применятся в 40-х – 50-х гг. 20 века. Первоначально оно носило или отраслевой или региональный характер, но постепенно программирование расширилось. Охватило экономику всей страны и принесло характер национального программирования.

Принципы программирования:

1. Чёткое разграничение макро и микро уровней в экономическом процессе.

2. Сосредоточение регулирования на глобальные проблемы, научно-технические, социальное развитие страны.

3. Выработка установок на приоритетность развития отдельных отраслей, звеньев и т.д.

Важное место в системе гос. регулирования занимает социальный блок. В связи с этим государство выступает как гарант соц. защиты

населения, ибо конечный результат развития производства, его соц. итог - богатство и полнота человеческой жизни.

 

Дерегулирование: государственная собственность, её рост, гос. предпринимательство и активное программирование экономики стали в определённой мере тормозить успешное решение соц-экономических задач.

В этих условиях началось постепенное свёртывание гос. вмешательства в экономику, т.е. ослабление гос. программирования, предпринимательской деятельности и этот процесс получил название дерегулирование.

Оно имеет множество направлений:

1. Либерализация цен.

2. Либерализация условий вступления в рынок новых конкурентов, активизация условий и продаж.

3. Приватизация собственности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.019 с.)