Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы и методы решения основных экономических проблем в различных экономических системах.

Поиск

Спрос на товары и услуги. Предложение товаров и услуг. Эластичность спроса и предложения.

Спрос-требование на товары и услуги со стороны покупателей, подкрепленное наличием определенной суммы денег.

Коренное свойство закона спроса: снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса, и наоборот. Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене покупатель может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении др. альтернативных товаров. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у покупателя появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Эффекты совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает желание и способность покупать большее кол-во товаров по низкой цене.

Цена служит самой важной детерминантой кол-ва любого товара. Максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за данный товар, принято называть ценой спроса. Но сущ-ют еще и неценовые детерминанты: потребительские вкусы; число покупателей; доходы потребителей; цены на сопряженные товары; ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов.

Закон предложения гласит: между ценой и величиной предложения существует прямая связь. При повышении цен соответственно возрастает и величина предложения; и, напротив, со снижением цен сокращается предложение. Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем по низкой.

Цена – основная детерминанта величины предложения любого продукта. Ценой предложения называют минимальную цену, по которой продавцы согласны предложить на рынке данное количество товара. Однако сущ-ют неценовые детерминанты предложения: цены на ресурсы; технология производства; налоги и дотации; цены на другие товары; ожидания изменения цен; число продавцов на рынке.

Суть эластичности спроса заключается в: 1) если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в кол-ве спрашиваемой продукции, то спрос на такие продукты принято называть эластичным; 2) если существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в кол-ве покупок, то в таких случаях спрос неэластичный.

Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса измеряется при помощи коэффициента Ed:

 

Изменение кол-ва продукции изменение цены

Ed =:

Первоначальное кол-во прод-ии первоначальная цена

 

При эластичном спросе коэф.эластичности всегда больше 1. При неэластичном меньше 1. Когда коэф.эластичности в точности равен 1, то говорят о единичной эластичности.

Совершенно неэластичный спрос означает крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции.

Ценовая эластичность предложения: если производители чувствительны к изменению цен, то предложение эластично. И наоборот.

Важным фактором, влияющим на эластичность предложения, является кол-во времени, имеющегося в распоряжении у производителя, для того, чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Чем продолжительнее время, тем больше изменится объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения.

13. Цена. Виды цен и их регулирование.

Цена - сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода. Цена занимает центральное место в рыночных отношениях, сглаживая противоположные экономические интересы продавца и покупателя, приводя в соответствие спрос и предложение.

Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Стоимость - это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответсвующие средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов.

Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена - денежное выражение стоимости товара. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя.

Функция цены является внешним проявлением его внутреннего содержания. Можно выделить 5 функций цены.

1. Учетная функция, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е., являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. В этой функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, которые можно разделить на количественные (ВВП, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др.) и качественные (рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.)

2. Стимулирующая функция. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать:

- научно-технический прогресс;

- экономию затрат ресурсов;

- изменение качества продукции;

- изменение структуры производства и потребления.

Стимулирование осуществляется путем повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене.

3. Распределительная функция связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:

- отраслями экономики;

- различными формами собственности;

- регионами страны;

- фондом накопления и фондом потребления;

- различными социальными группами населения.

4. Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Уравновешивающую функцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулирующая увеличение предложения при нехватке товаров и понижающая спрос при избытке товаров.

5. Функция цены как критерия рационального размещения производства проявляется в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая.

Виды цен.

Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии

с обслуживаемой сферой товарного обращения. В зависимости от этого признака цены подразделяются на:

- оптовые цены на продукцию промышленности (цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота). Подразделяются на 2 подвида: 1-оптовая цена предприятия (отпускная цена), 2-оптовая цена промышленности;

- цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен: 1-сметная стоимость, 2-прейскурантная цена, 3-договорная цена;

- Закупочные цены на с/х продукцию - цены (оптовые), по которым реализуется с/х продукция с/х предприятиями, фермерами и населением. Закупочные цены - договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения;

- Тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемаятранспортными организациями с отправителей грузов и населения;

- Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они являются конечными. По этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве;

- Цена на бытовые и коммунальные услуги - это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами;

- Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими чертами: 1-отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами, 2-находятся в зависимости от цен мировых рынков. Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров и импорте;

- Цены, используемые в учете и статистике.

Классификация цен в зависимости от территории действия.

- Цены единые или поясные устанавливаются и регулируются государственными органами;

- Цены региональные (зональные, местные и т.д.) регулируются региональными органами власти и управления.

Классификация цен в зависимости от порядка возмещенияпотребителем расходов по доставке грузов.

- Цена в месте производства продукции;

- Единая цена с включением расходов по доставке;

- Зональные цены;

- Цены, определяемые на основе базисного пункта.

По степени свободы цен от воздействия государства при их определении.

- Свободные цены - свободно складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов;

- Регулируемые цены - складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формированииопределенное воздействие гос. органов;

- Фиксированные цены -прямо устанавливаются государством.

Также существуют классификация цен в зависимости от степени новизны товара и др.

Регулирование цен.

Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики разных стран. Гос. регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены т.о., чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом.

Различают методы прямого и косвенного регулирования цен.

Методы прямого регулирования цен:

- Административное установление цен;

- "Замораживание" цен;

- Установление предельного уровня цен;

- Регламентация уровня рентабельности;

- Установление нормативов для определения цен;

- Декларирование и др.

Методы косвенного регулирования цен:

- Налогообложение;

- Регулирование денежного обращения;

- Оплата труда;

- Кредитная политика;

- Регулирование гос. расходов;

- Установление норм амортизации и др.

Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования цен государством. Государственное регулирование цен изменяется в зависимости от состояния экономики. В странах с динамчной, сбалансированной рыночной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера гос. регулирования сокращается и происходит постепенный переход к свободному ценообразованию.

 

14. Механизм ценообразования (рыночный и затратный). Равновесная цена.

Рыночным процессом ценообразования управляют законы спроса и предложения. Равновесная цена – это цена, при которой по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара.

Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего о цене говорят как о конкурентном рыночном равновесии. Равновесная рыночная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда кол-во товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их кол-ву, которое производители предлагают на рынке

Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. Но рыночное равновесие это всегда такое состояние рынка, когда Qd = Qs. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия. Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение.

Равновесие – закон для каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом.

Различают индивидуальные затраты(все элементы затрат отдельного производства на производство данного объема продукции), общественные затраты, затраты производства и альтернативные затраты. Многие авторы связывают эти два вида затрат с соответственно бухгалтерским и экономическим подходами к их определению. При бухгалтерском и экономическом подходах по-разному определяется прибыль предприятия. В 1-м случае в виде разницы между выручкой от реализации продукции и ее себестоимостью, во 2-м – в качестве прибыли рассматривается лишь та ее часть, которая превышает нормативную эффективность используемых ресурсов. Величины бухгалтерской и экономической прибыли обычно не совпадают. В микроэкономике принято считать, что в состоянии равновесия экономическая прибыль равна нулю.

Также существуют явные и неявные затраты. Явные – это реальные расходы на оплату использованных в производстве ресурсов. Неявные – собственные ресурсы фирмы, которые находятся в ее распоряжении.

15. Рынок совершенной конкуренции и его характерные черты. Совершенная конкуренция- это соперничество многочисленных продавцов и покупателей за наивыгоднейшую для себя куплю-продажу товаров на доступном для всех рынке.

Она характеризуется определенными признаками:

1. Число продавцов, представляющих различные формы производителей. Их очень много.

2. Тип продукции. Каждый продавец предлагает стандартную однородную продукцию многочисленным покупателям.

3. Контроль над ценой. Ни один производитель не может оказать заметного влияния на изменение цены.

4. Условия вступления в отрасль. Каждый предприниматель может свободно перепрофилировать свое производство на выпуск любого другого товара.

5. Доступ к информации. Любой продавец или производитель имеет равный доступ к информации об уровне цен, технологии производства однородной продукции и др.

Если на рынке отсутствует хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, то такая конкуренция считается несовершенной.

Классическая теория

Представители классического направления - Д.Рикардо, А. Смит, А. Маршалл, А. Пигу и др. В основе этой модели лежит закон рынков Ж.-Б. Сэя: предложение товаров создает свой собственный спрос, т.е.произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный ценности всех созданных товаров, следовательно, достаточен для ее полной реализации. Далее разработалась теория макроэкономического равновесия, объясняющая автоматическое обеспечение равенства доходов и расходов при полной занятости.Исходным моментом этой теории является анализ таких категорий как процентная ставка, заработная плата, уровень цен в стране. Эти ключевые переменные в представлении классиков являются гибкими величинами и обеспечивают равновесие на рынке товаров, труда и денежном рынке. Ставка процента уравновешивает спрос и предложение инвестиционных средств; гибкая заработная плата уравновешивает спрос и предложение на рынке труда; гибкие цены обеспечивают "расчищение'' рынка, так что длительное перепроизводство (или недопроизводство) оказывается невозможным; увеличение денежной массы в обращении ничего не меняет в реальном потоке товаров и услуг, оказывая лишь влияние на номинальные величины (номинальные ВВП, заработная плата, абсолютный уровень цен в стране).

Т.о., рыночный механизм в теории классиков сам по себе способен исправлять дисбалансы, возникающие в масштабах национальной экономики, и вмешательство государства оказывается ненужным.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. экономика капиталистических стран столкнулась с устойчивым и длительным состоянием макроэкономического неравновесия, известным под названием Великой депрессии. Классическая теория оказалась неспособной дать адекватное объяснение происходящим кризисным процессам. Дать такое объяснение стремился Дж. М Кейнс.

Кейнсианская модель

Теория построена на допущении о фиксированных ценах. Она рассматривает экономику в краткосрочном периоде. На этом временном отрезке цены и заработная плата негибки, в частности из-за трудовых коллективных договоров о зарплате, которые не пересматриваются каждый месяц. А зарплата - важнейший элемент издержек производства. Следовательно, при жесткости зарплаты и цен на продукцию фирм общий уровень цен остается неизменным.

Согласно кейнсианскому подходу, экономика, находящаяся в депрессивном состоянии, с неполным использованием всех ресурсов, будет отвечать на расширение совокупного спроса увеличением реального ВВП, но без повышения цен в стране.

Основные положения:

1)Кейнс, в отличии от классиков, выдвинул предположение о том, что не совокупное предложение определяет совокупный спрос, а наоборот, совокупный спрос определяет уровень экономической активности, т.е. максимально возможный уровень выпуска продукции и, соответственно, занятости. 2) Кейнс предполагал, что заработная плата и цены не обладают совершенной гибкостью. 3)Процентная ставка не уравнивает объемы инвестиций и сбережений. 4)Полная занятость не достигается в экономике автоматически, и это дает основания для государственного вмешательства в экономические процессы.

Совокупный спрос в кейнсианской модели зависит от таких категорий как функции потребления и сбережения. И потребление и сбережение являются по кейнсу функцией дохода. Кейнс выдвинул предположение: психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход. А если так, то часть созданной продукции не сможет быть реализована, предприниматели понесут убытки и будут сворачивать объем производства.

19.Основные цели и формы воздействия государства на рыночный механизм. Роль государства в механизме рыночной экономики – основная проблема современной экономической теории.Дело в том,что исходный пункт становления рыночной экономики – её освобождение от удушающих пут государства.Однако с 30 –х гг.20 в.(со времени Великой депрессии)рыночная экономика(из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условия социальной эффективности.Основной механизм экономического вмешательства государства – налоги, правительственные закупки,трансферные платежи (перераспределение части налоговых доходов государства в пользу определенных социальных групп). Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы.Поэтому рыночная экономика более,чем любая иная,нуждается в регулировании.Роль регулирующего центра может выполнить только государство («правительство») – институт,представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения.Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели: - минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов; - создание правовых,финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики; - обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества,положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым. Для достижения названных целей государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику. 1) Правовое регулирование(антимонопольное законодательство и дефляционная политика(стабилизация уровня цен)) 2)Финансовое регулирование (налоги, инвестиции,дотации,кредиты,ставки учетного процента,льготы, регулирование цен,

финансирование науки) 3) Государственное предпренимательство (аренда принадлежащих государству природных и производственных ресурсов,коммерциализация деятельности государственных предприятий) 4) Социальное регулирование(гарантия минимума заработной платы,обеспечение занятости,индексация фиксированных доходов)

20. Государственное регулирование макроэкономических процессов. Дерегулирование, сущность, необходимость, основные формы. Гос. регулирование производства материальных благ, состоит в воздействии государства на целесообразное развитие тех или иных отраслей экономики, в выделении инвестиции в инфраструктуру на поддержку предпринимательства, на создание гарантированного рынка сбыта.

Эти меры государства вместе с рыночным саморегулированием образует более широкое понятие, каким является экономическая функция государства и регулирование макроэкономических процессов. Основным механизмом государственного регулирования экономики выступает программирование экономики. Оно представляет единую программу, предусматривающую меры по воздействию на экономическое равновесие страны, формирование благоприятной конъюнктуры, укреплению конкурентоспособности своих товаров и усилению позиций товаропроизводителей на мировом рынке. Гос. программирование в странах Запада стало применятся в 40-х – 50-х гг. 20 века. Первоначально оно носило или отраслевой или региональный характер, но постепенно программирование расширилось. Охватило экономику всей страны и принесло характер национального программирования.

Принципы программирования:

1. Чёткое разграничение макро и микро уровней в экономическом процессе.

2. Сосредоточение регулирования на глобальные проблемы, научно-технические, социальное развитие страны.

3. Выработка установок на приоритетность развития отдельных отраслей, звеньев и т.д.

Важное место в системе гос. регулирования занимает социальный блок. В связи с этим государство выступает как гарант соц. защиты

населения, ибо конечный результат развития производства, его соц. итог - богатство и полнота человеческой жизни.

 

Дерегулирование: государственная собственность, её рост, гос. предпринимательство и активное программирование экономики стали в определённой мере тормозить успешное решение соц-экономических задач.

В этих условиях началось постепенное свёртывание гос. вмешательства в экономику, т.е. ослабление гос. программирования, предпринимательской деятельности и этот процесс получил название дерегулирование.

Оно имеет множество направлений:

1. Либерализация цен.

2. Либерализация условий вступления в рынок новых конкурентов, активизация условий и продаж.

3. Приватизация собственности.

 

Кредит и его формы.

Ссудным капиталом называется капитал в денежной форме (денежный капитал), предо­ставляемый в ссуду его собственниками на ус­ловиях возвратности за плату в виде процента. Движение этого ка­питала называется кредитом. Важнейшими источниками ссудного капитала служат:

1) денежные средства, предназначенные для восстановления ос­новного капитала и накапливаемые по мере перенесения его стоимо­сти по частям на создаваемые товары в виде амортизации;

2) часть оборотного капитала, высвобождаемая в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи изготовленных товаров и покупки сырья, топлива и материалов, необходимых для продолже­ния процесса производства;

3) капитал» временно свободный в промежутках между поступле­нием денежных средств от реализации товаров и выплатой заработ­ной платы;

4) предназначенная для капитализации стоимость, накапливаемая при расширенном воспроизводстве до определенной величины, зави­сящей от масштабов предприятий и их технического уровня;

5) денежные доходы и сбережения частных лиц, включая все обще­ственные слои населения. Так, для приобретения товаров длительно­го пользования и жилья люди откладывают деньги, которые аккуму­лируются на счетах в банках и сберкассах. Источником ссудного капитала являются и денежные накопления государства.

Бездействие денежных средств противоречит природе рыночной экономики. Кредит разрешает это противоре­чие. Он выступает в двух основных формах: коммерче­ского и банковского кредита. Они различаются по составу участни­ков, объектам ссуд, динамике, величине процента, сфере функцио­нирования. Коммерческий кредит — это кредит, предоставляемый одними предприятиями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием коммерческого кредита служит вексель.

Цель коммерческого кредита — ускорить реализацию товаров и заключенной в них прибыли. Процент по нему, входящий в цену товара и в сумму векселя, ниже, чем по банковскому кредиту, цель которого — получение прибыли по ссудам (займам, кредитам). Раз­меры этого кредита ограничены величиной резервных (свободных) капиталов, имеющихся у предпринимателей.

Банковский кредит предоставляется владельцами денежных средств, банками, специальными кредитными учреждениями заем­щикам в виде денежных ссуд. Объект банковского кредита — денеж­ный капитал.

Банковский кредит носит двойственный характер, выступая то как ссуда капитала, когда заемщики используют его для увеличения объема функционирующего капитала, то в виде ссуды денег — пла­тежных средств, необходимых для погашения долговых обяза­тельств.

Общность обеих форм кредита обусловлена тем, что основой кре­дитной системы является коммерческий кредит, так как он непосред­ственно обслуживает движение товаров из сферы производства в сферу потребления — производственного и личного.

Для современной рыночной экономики характерно переплетение коммерческого и банковского кредита. Это проявляется при кредито­вании не только предприятий, но и потребителей.

Потребительский кредит, как правило, предоставляется тор­говыми компаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением то­варов и услуг с рассрочкой платежа. Обычно с помощью такого кредита реализуются товары длительного пользования.

Под ипотечным кредитом понимается ссуда под залог недви­жимости. Она выдается на приобретение, строительство жилья, покупку земли, т.е. имеет долгосрочный характер. Ипотечный кредит считается одним из наиболее «надежных» для кредитора. Межбанковский кредит — это такая форма кредита, при ко­торой и заемщиком, и кредитором выступают банки.

Межхозяйственный кредит сходен с коммерческим кредитом, но не имеет товарной основы: подразумевает предоставление де­нежных средств взаймы различными хозяйствующими субъек­тами.

Государственный кредит следует подразделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов (раз­мещая государственные ценные бумаги на финансовом рынке) для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга.

Международный кредит отражает движение ссудного капита­ла в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений, связанное с предоставлением валютных и товар­ных ресурсов на условиях срочности, платности и возвратности. В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные фирмы, банки, государственные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации.

Жизнь любого человека в мире рыночной экономики связана с постоянным взаимодействием с разнообразными фирмами. Фирмы нанимают людей на работу, производят товары и услуги. Наконец, результаты деятельности фирм сказываются на природной среде, в которой мы живем.

Фирма- это организация, производящая блага для продажи. Точнее говоря, фирма-огранизация, обладает следующими признаками:

1) Она создана для производства товаров или услуг;

2) Она покупает или арендует факторы производства благ;

3) Свои товары или услуги она продает индивидуальным покупателям, другим фирмам или иным организациям;

4) Ее владельцы хотят получать доход от продажи товаров или услуг в форме прибыли.

 

Если хозяйственная организация отвечает всем этим признакам, то, чем бы она ни занималась - производством самолетов, строительством домов или продажей цветов, - перед нами фирма.

С точки зрения покупателя, фирмы нужны для того, чтобы поставить на рынок пользующиеся спросом блага, т.е. фирма, которая производит то, на что нет спроса, с точки зрения покупателя, просто бессмысленна. Впрочем, невозможность сбыть товар и получить доход неизбежно делает деятельность такой фирмы бессмысленной и для ее владельцев.

С точки зрения предпринимателя, фирма создается для того, чтобы приносить ему доход в форме прибыли и другие выгоды. Но добиться успеха на рынке фирм не всем предпринимателем удается. Большинство предпринимательских начинаний (около 80%) оканчиваются неудачей, и люди не только становятся богаче, но и теряют почти все свои сбережения, вложенные в создание фирмы.

Успех приходит к тем, кто не только хочет быть предпринимателем, но и обладает предпринимательским талантом. Этот талант заключается прежде всего в умении успешно решать задачи, которые встают перед любой фирмой:

1) Какие товары или услуги производить;

2) В каком объеме производить;

3) Какую технологию использовать для производства;

4) Какие факторы производства (ресурсы) приобретать для производства и в каком объеме;

5) Как лучше организовать работу персонала и производственный процесс;

6) Как оплачивать труд персонала, чтобы люди работали наиболее производительно;

7) Как продвигать свои товары на рынок;

8) По какой цене предлагать товары к продаже

Если владелец фирмы или нанятые им управляющие решают эти задачи успешно, то фирма получает выручку от продаж, достаточно не только для покрытия всех своих затрат, но и для получения ее владельцам прибыли.

С точки зрения экономиста, фирмы возникают потому, что они, соединяя факторы производства решают задачи производства более рационально. Чем отдельный человек.

Кроме того производство некоторых благ вообще осуществимо только с помощью фирм, которые способны построить и эксплуатировать крупные предприятия. Без фирм невозможно представить организацию производства такой сложной продукции, как самолеты, корабли, автомобили.

Фирма, как имущественный компонент, включает:

1. недвижимое имущество;

2. фирменный товарный знак;

3. права на интеллектуальную собственность;

4. оборотные средства;

5. обязательства (дебиторская и кредиторская задолженность).

Перечисленные элементы имущества представляют собой активы фирмы. Источниками, за счет которых формируются активы, могут быть собственные средства (учредительный фонд и прибыль) и заемные средства (кредиты банков, других предприятий и т.п.). Состояния имущества фирмы отражается в балансе, который имеет форму двусторонней таблицы. В активе баланса отражаются виды имущества, в пассиве – источники.

Активы бывают:

1) внеоборотные

2) оборотные

Можно различать фирмы по следующим классификационным признакам:

1) по масштабам деятельности

· крупные

· средние

· малые (Существует специальная законодательно оговоренная численность работников в различных областях деятельности, которая дает право на льготы для малых предприятий)

2) по форме собственности

· государственные

· муниципальные

· частные

3) по форме деятельности

· индивидуальные

· коллективные

4) по виду деятельности

· по отраслям национальной экономики (туристические, железнодорожные, медицинские и т.п.)

5) по принадлежности стране

· национальные

· транснациональные

· совместные

6) по функциональной принадлежности

· коммерческие (целью деятельности является получение прибыли)

· некоммерческие (целью деятельности является решение других задач, например пенсионный фонд)

7) по организационно-правовым формам

· товарищества

· общества

предприятия

Экономические функции фирмы:

 

1. Определение и удовлетворение нужд потребителя.

Первая и важнейшая функция фирмы, определить, что нужно производить, т.е. понять, чего хочет потребитель и что сможет оплатить. Те фирмы, которые производят предметы первой необходимости, находятся в лучшем положении: спрос на их продукцию будет всегда. Компании, занятые в производстве предметов роскоши, престижных товаров, зависят от колебаний моды и вкусов людей.

В центре фирмы - всегда предприниматель. Предприниматель- это человек который не боится нововведений и обладает даром предвидеть, сможет ли тот или иной новый продукт, новая технология или новый материал иметь успех на рынке товаров.

2. Организация производства.

Вторая важнейшая функция фирмы. Это, пожалуй, наиболее трудоемкая и сложная функция. От того, насколько эффективно работает компания, во многом зависит, добьется ли она успеха или нет. Ее эффективность, например, зависит от того, какой набор производственных факторов – труда, земли и капитала - она привлекает, чтобы произвести необходимый объем продукции.

3. Распределение дохода.

В ходе постоянного кругооборота экономической жизни фирма распределяет получаемый доход. Деньги, вырученные, скажем, от продажи зерна, идут на оплату труда занятых на ферме рабочих, на оплату удобрений, тракторов и т.д. Если фермеры испытывают трудности, это немедленно сказывается и на их «смежниках»

Фирмы не только решают что производить и как, они также фактически принимают решения о распределении покупательной силы в обществе. Это их третья функция.

Важно учесть, что, когда мы говорим для кого, то не имеем в виду, что фирма определяет, кто будет покупать ее продукцию. Решает сам потребитель на основе своего суверенного права. От фирмы зависит другое.

Она должна решить, сколько будет уплачено поставщики сырья и оборудования, а это, соответственно, определяет и то, насколько возрастет их покупательная способность. От фирмы зависят и решения: какую заработную плату выплачивать своим рабочим, что определяет и платежеспособный спрос населения в целом. В рыночной экономике ответ на вопрос «для кого производят товары?» в конечном итоге зависит от того какие группы населения платежеспособны.

4. Инвестиции в реальный капитал.

Четвертый функцией фирмы является увеличение основных фондов или реального капитала экономики - зданий, сооружений, машин, оборудования, инструментов, т.е. всего того, с чьей помощью производятся товары и услуги. Инвестиции в реальный капитал - важная экономическая функция, потому что она делает возможным расширение и модернизацию производства.

 

Бизнес-план – стандартный документ, в котором содержится ответ на вопрос о целесообразности создания нового бизнеса. Большинство разделов бизнес-плана носят описательный характер.

Табличные формы в бизнес-плане необходимы для подтверждения планов на несколько периодов, которые последуют после начала нового бизнеса. Для обоснованности планов в таблицах представляют ретроспективные данные о предыдущих планах. В теории считается, что для крупных предприятий бизнес-план должен быть составлен на 2-3 года.

В условиях неопределенности российской экономики можно считать возможным и достаточным горизонт планирован



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.193.193 (0.014 с.)