Вопрос 1. Источники (формы) права. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Источники (формы) права.



 

Источник права — форма выражения государственной воли, на­правленной на признание факта существования права, на его формиро­вание, изменение или констатацию факта прекращения существования права определенного содержания.

Виды источников права: правовой обычай, прецедент, нормативный правовой акт, нормативный договор, юридическая доктрина и религиоз­ные тексты.

Правовой обычай — санкционированный государством обычай, приобретший в силу этого характер юридической нормы.

Недостатки правового обычая: чтобы укрепился обычай, уходит много времени; на отмирание обычая уходит тоже много времени; правовой обычай из всех форм права наименее формализован (по­является возможность двоякого толкования).

В России правовой обычай занимает незначительное место.

Прецедент— решение судебного или административного органа по конкретному вопросу, приобретшее силу юридической нормы и ставшее общеобязательным

Виды прецедента:

судебный — решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем; административный;

кассационный — решение, принятое в результате кассации, т.е. обжалования.

Недостатки прецедента:

при использовании прецедента резко сужается круг субъектов пра­вотворчества;

прецедент очень сложно изменить.

К достоинствам прецедента можно отнести более простой порядок введения, чем правовой обычай.

Нормативный правовой акт — акт правотворчества, принятый в особом порядке строго определенными субъектами и содержащий норму права. Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно.

Нормативный акт имеет следующие преимущества перед другими источниками права:

  • государственные органы, принимающие эти акты, имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса;
  • в силу определенных правил изложения нормативный акт являет­ся наиболее целесообразным способом оформления устоявшихся норм;
  • на него легко ссылаться, вносить необходимые коррективы, осуществ­лять контроль над его исполнением.

Ему присущи следующие особенности: исходит от строго определенных субъектов; принимается в четко установленном порядке; имеет установленную форму и реквизиты (название, указание на ор­ган, подпись должностного лица, печать, дата издания); он может быть быстро принят, изменен, отменен; имеет временные, пространственные пределы действия; он всегда содержит юридическую норму.

Классификация нормативного правового акта.

По критерию сферы действия — внешние и внутренние.

По критерию субъектов правотворчества: акты референдума; акты органов государственной власти; акты президента; акты органов государственного управления (правительство, мини­стерства, ведомства); акты должностных лиц.

По юридической силе нормативного правового акта (какие акты при­оритетнее):

обладающие высшей юридической силой — законы; обладающие меньшей юридической силой — подзаконные акты.

С юридической точки зрения, различают: закон в широком смысле слова — синоним права; закон в узком смысле слова — вид нормативного правового акта, об­ладающего высшей юридической силой.

Закон — нормативный правовой акт, принятый в особом порядке ор­ганом законодательной власти, регулирующей общественные отношения и обладающей высшей юридической силой.

Наивысшей юридической силой обладают основные законы государ­ства: конституция, т.е. в ней изложены наиболее важные юридические нормы. Затем законодательство по отраслям права и кодексы, законы, Припятью в порядке текущего законодательства.

На основе закона как нормативного правового акта принимаются подзаконные акты. Это принятые компетентным органом и устанавливаю­щие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не про­тиворечат ему. Вся система таких актов строится на строгой их соподчиненности между собой. Их юридическая сила зависит от положения соот­ветствующего органа, издающего подзаконный нормативный акт, в об­щей иерархической системе органов государства.

В зависимости от органа, принявшего подзаконный нормативный акт, их можно разделить на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные.

Общие подзаконные акты — нормативные правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в преде­лах территории страны.

К общим подзаконным актам относятся: нормотворческие предписа­ния высших органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства.

В зависимости от формы государственного правления нормативные правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выраже­ние в двух разновидностях подзаконных актов: нормативные указы президента. ;постановления правительства.

Местные подзаконные акты — это нормативные правовые акты ор­ганов представительной и исполнительной власти на местах (в районах, городах, поселках и т.д.). В России это органы местного самоуправления.

Ведомственные нормативные правовые акты (приказы и инструк­ции)Это нормативные правовые акты об­щего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, транспортные, банков­ские и т.д.).

Внутриорганизационные правовые акты — это такие нормативные правовые акты, которые издаются различными организациями для рег­ламентации своих внутренних вопросов Нормативный договор — соглашение между различными субъек­тами права, в которых содержатся нормы права. Он является основным источником международного права. В ряде случаев нормативный до­говор используется во внутригосударственном праве.Юридическая доктрина — мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов зачастую клались в основу решения юридических дел.Религиозные тексты — священные книги и сборники, которые не­посредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется в первую очередь в мусульманском праве (Ко­ран — собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна — жизнеописание пророка Мухаммеда).

 

 

Вопрос 2. Конституция – основной закон государства.

 

По юридической силе - Основной закон страны – Конституция РФ, Конституции принимают и республики, входящие в состав РФ, остальные субъекты РФ – принимают Уставы.( ст. 5 Конституции РФ). Конституция обладает высшей юридической силой, т.е. занимает верховное место в иерархии системы законодательства в РФ, все акты государства не могут противоречить Конституции.


Билет № 34

Вопрос 1. Нормативно-правовой акт: понятие и цели.

 

Нормативный правовой акт — акт правотворчества, принятый в особом порядке строго определенными субъектами и содержащий норму права. Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно.

Под нормативным правовым актом понимается акт право­творческих органов государства, содержащий нормы права, прини­маемый в особом порядке и в конкретной письменной форме, а так­же состоящий в иерархических отношениях с другими актами.

Для нормативных правовых актов характер­ны следующие признаки: а) письменная форма; б) содержание норм права, т.е. правил поведения; в) исходят от государства: го­сударственных органов и должностных лиц, наделенных правом правотворчества; г) особый порядок принятия, называемый правотворческий процесс»; д) иерархическая подчиненность.

Ему присущи следующие особенности: исходит от строго определенных субъектов; принимается в четко установленном порядке; имеет установленную форму и реквизиты (название, указание на ор­ган, подпись должностного лица, печать, дата издания); он может быть быстро принят, изменен, отменен; имеет временные, пространственные пределы действия; он всегда содержит юридическую норму.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-25; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.92.164.9 (0.006 с.)