ТОП 10:

Всякие общество имеет три системы органов



1) поддерживающая система, обеспечивающая питание. В обществе - это производство необходимых ресурсов.

2) Распределительная система, обеспечивающая связь различных частей соц организма на основе разделения труда

3) Регулятивная, обеспечивающая подчинения частей в целом

ОГРАНЫ ОБЩЕСТВА – СОЦ ИНСТИТУТЫ

Идея соц эволюции

Осн.моменты

а)любой процесс развития включает две стороны: интеграция (переход от простого к сложному)и дифференциация (переход од однородного к разнородному)

б) Эти два процесса противоречивы, но не выходят за рамки целого

в)Эволюция - процесс плавный, не допускающий перескакивания стадий и ускорений.

г) Вывод: человек может пойти прямо, только исчерпав все возможнее кривые пути.

3.Идеи равновесия, гармонии и стабильности общества. Социальное равновесие ученый считал результатом приспособительных мыслей, а также компромиссом в действиях людей и соц институтов.

Равновесие – это сбалансированность во взаимоотношениях людей, которая выступает как фактор стабильности общества.

Процессом обратным равновесию – распад общества.

Распад начинается с прекращения эффективных действий государственного института.

Э.Дюркгейм

Основные идеи:

1) Разработал теорию соц реализма, которая доказала, что природу соц явлений следует объяснять с помощью соц, а не психологических факторов, что исходным моментом в анализе поведения людей является общество как система взаимодействий индивидов, соц группы и соответствующих соц институтов, что непосредственная и более широкая соц среда играет большую роль.

2) Был инициатором разработки научного метода социологии, заключающегося в рациональном, то есть строго логическом объяснении явлений общественной жизни.

3) Идеи о соц факторах. Дюркгейм ставит и решает вопрос о соц обусловленности поведения людей. В его учении о соц факторах содержатся важные положения о взаимодействии общества и личности, показана роль группового, коллективного сознания. Всё это, по мнению Дюркгейма, составляет истинный предмет социологии.

Макс Вебер

Разработал методологию соц познания, концепцию понимания и идеальных типов, учение о культуре, этике, религии.

Основные идеи:

1)Социология должна изучать прежде всего поведение и соц деятельность человека или группы людей. Поведение и деятельность считаются социальными, если они осмысленны с точки зрения цели и средств достижения, а также ориентированность на другие субъекты. В этом качестве они представляют собой предмет исследований, понимающий социологию.

2)Концепция понимающей социологии. Вебер разработал её, её задача заключается в объяснении:

-Посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удалось или не удалось.

- Какие понятные социологу последствия имели их стремления для осмысленно соотнесенного поведения других людей.

3) В рамках теории соц действия автор разработал концепцию идеальных типов, представляющих собой некие модели того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам. В качестве идеальных типов выступают моральные, религиозные, политические ценности и вытекающие из них установки поведения и деятельности людей, правила и формы, а также традиции соц общения.

Типы соц действия:

1. Целерациональные – предполагают осознание цели, средств её достижения, возможные реакции других людей.

2. Ценностно-рациональные – действия, которые основываются на сознательной идее в этической, эстетической или религиозной ценности определенного поведения.

3. Объективные – действия, совершаемые под влиянием объекта, то есть бессознательного психологического импульса или чувств.

4. Традиционные, осуществляемые на основе традиций и привычек.

Карл Маркс

Создал материалистическое учение об обществе, согласно которому главной определяющей силой в развитии общества является способ производства материальных благ.

Развитие общества носит закономерный и поступательный прогрессивный характер.

Используя системный подход, Маркс разработал теорию общественно-экономической формации и показал, что смена формации происходит на основе разрешения противоречий.

Теории взаимодействия

Теория обмена

Положения:

а)В поведении человека преобладает рациональное начало, побуждающее его стремиться в получении определенных выгод (вознаграждений).

б)Процесс соц взаимодействия – это постоянный обмен между людьми различными выгодами.

Основные типы социальной организации

В зависимости от ценности, вознаграждении и наказания могут быть выделены различные типы соц организации и соц поведения человека.

а) Чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться

б) Если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от каких-то условий, то человек стремится воссоздать их.

в) Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения.

г)Когда потребности человека близки к насыщению он прилагает меньше усилий к их удовлетворению

2.Теория справедливости (Хьюстман)

Продолжает теорию обмена. Гласит: из множества факторов, влияющих на взаимоотношения людей, наибольшее значение имеет фактор справедливости.

Три аспекта справедливости:

1. Оценивая свои взаимоотношения, люди сравнивают, что они вкладывают, а что получают взамен

2. Неэквивалентность вклада и вознаграждения вызывает беспокойство, психическое напряжение:

-недооценка вызывает чувство обиды

- переоценка вызывает чувство вины

3. Люди, неудовлетворенные своими взаимоотношениями пытаются восстановить справедливость

Теория имеет большое значение для регулирования взаимоотношений «руководитель-подчиненный».

Субъективный характер восприятия справедливости позволяет изменить представления о вкладе и вознаграждении, сохранив жизненные внешние обстоятельства. Это достигается путем информирования сотрудников, формирования новых установок, других оценочных суждений.

3.Теория социальной драматургии (Гоффман)

Каждый человек заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется, главным образом, путем влияния человека на понимание ситуации другими.

Он действует так, чтобы произвести впечатление, под воздействием которого другие будут самостоятельно делать то, что соответствует его замыслам, то есть каждая жизненная ситуация – это драматический спектакль в миниатюре, где люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя «декорации» для создания определенного впечатления о себе.

Четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества

1. Акцентирует внимание на проблемах общества, отодвигает на второй план личность с её субъективными мотивами поведения. (Проявляется в школе функционального анализа Т.Парсонса и теории конфликта Р. Дарендорффа)

2. Обращает большее внимание на личность, чем на общество. (Продолжает развивать это направление Мид и Шюц – межиндивидуальные коммуникации.)

3. Выражается в изучении механизмов взаимодействия общества и индивида. (Работали Сорокин, Хоманс)

4. Марксистский.

ТОФФЛЕР

Предложил картину возможных трансформаций социальной и технологической реальности, названную им «Третьей волной».

Он выделяет в истории цивилизации три волны: первая волна - аграрная (до XVIII века), вторая - индустриальная (до 50-х годов XX века) и третья - пост- или супериндустриальная (начиная с 50-х годов).

Он установил непосредственную взаимосвязь в изменении образа техники и образа жизни.

Техника обуславливает тип общества и тип культуры, причем влияние имеет волнообразный характер.

Индустриализм – это целая цивилизация со старым образом техники, особым образом жизни, который характеризуется централизацией. Единообразием, экономическим упадком. Преодоление пороков индустриального мира Тоффлер считает возможным в будущем.

Символом «третьей волны» он выделяет целостность и индивидуальность, а также человечную чистую технологию.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.186.19 (0.006 с.)