Периодизация истории социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация истории социологии



I. Протосоциологический период – представление об обществе в виде отдельных взглядов, идей, знаний, учений, составляющих неотъемлемую часть общественной жизни, культуры, истории социологической мысли.

II. Классическая западная социология:

· Появление социологии как самостоятельной науки на основе метода позитивизма

· Формирование национальных социологических школ и начало существования больших социальных теорий

III. Современная социология – выход социологии за национальные рамки

1. Протосоциологический период античности ( 1000 до н.э. – V в. н.э.) характеризуется патриархальным натуральным хозяйством, государственной формой собственности на землю, общественным землевладением, определяет социальную структуру системы земельных общин.

Политическая и социальная мысль того времени развивается на основе религиозно-мифологического сознания.

Мифология – это своеобразная форма сознания, является фантастическим отображением действительности, реальных событий, воплощенный в устное творчество миф.

Миф – повествование, возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого стали попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества.

На этом этапе происходит нагромождение знаний об общественной жизни, формируются теории права, морали, государства, общества.

С развитием общества появляются другие формы мировосприятия, такие как эпос (сказ о героическом прошлом, картины жизни народа, его идеалы). Мифы и эпосы постепенно заменяются историческими хрониками.

Идеи:

1) Демокрит:

а) общество возникает в лоне природы;

б) люди развиваются благодаря своим потребностям;

в) рабство – это законное и необходимое явление, а главная цель государства – обеспечение общих интересов свободных граждан;

г) человек – политическое существо, проживающее в государстве и подчиняющемся направленным на достижение блага законам;

2) Платон:

а) раскрыл необходимость государства и закон, выступил с консервативной утопией идеального государства;

б)считал главным злом общества человеческий эгоизм, проистекающей из коммерционализации общества;

в) считал любое общественное изменения регрессом для социальной справедливости;

г) предлагал убрать институт семьи – члены идеального государства счастливы вместе;

3) Аристотель:

а) считал, что природа государства стоит перед природой семьи;

б) выступил защитником прав человека, права частной собственности и обосновал необходимость индивидуальной семьи;

в) выделил в обществе классы: земледельцы, воины, ремесленники, торговцы, знать;

г) распределил вопросы соц управления и соц ценностей.

Средневековье (с V в. по XII в. н. э.)

Эпоха Средневековья по сравнению с античным миром – шаг назад в развитии научных знаний. Научный поиск наказывается, христианская философия рассматривает человека как продукт Божьего творения; главным источником знаний становится религия.

Фома Аквинский - общество должно строиться по принципу «подданный подчиняется царям» на основе законов природных, человеческих, божественных.

 

Эпоха Возрождения (XVII – XVIII вв.) – снижается давление религии.

Эпоха Возрождения стала своеобразным синтезом двух источников – античности и средневековья. Вытесняется догматизм церкви, главным считается уважение к достоинству человека, признание приоритета его прав.

Представители:

Ф. Бекон:

а) люди творят историю;

б) взаимодействие способствует раскрытию таланта в каждом;

в) «не делай другому того, чего не желаешь себе»;

г) решающая роль в развитии гуманитарных наук.

Н. Макиавелли:

а) рассматривает политическую социологию как автономную отрасль знаний, указывает на то, что ее цели и законы зависимы от морали;

б) рассматривал государство как общественное явление и выводит его законы из разума и опыта, а не из теологии;

в) основоположник современного менеджмента и соц управления;

Т. Компанелло:

а) создание идеального государства – «Город солнца» - общество с обширным характером связей и отсутствием частной собственности.

Социологические знания(18-19 веков)

Интенсивное развитие эмпирических, соц. исследований.

Т.Мальтус:

а)теория народонаселения; народонаселение увеличивается по тем же законам, по которым развивается животный и растительный мир, они имеют способность к безграничному размножению;

б) население растет в геометрической прогрессии, а средства существования в арифметической,

в) =>люди сами виноваты в своей бедности, они быстро размножаются и общество порождает нищету.

С.Симон.

В начале 19 века приобретает эмпирические соц. исследования. С. Симон разрабатывает концепцию соц. физиологии. Делает первый шаг к изучению общественных явлений, как элемента целостного организма. Методологические разработки оказали в содействии формирования позитивизма, как направления в философии. Главное направление позитивизма состояло в отказе от абстрактных соображений об обществе создании «положительной социологической теории», которая должна была стать такой же доказательной, как и естественные науки.

Классическая Западная Социология

О. Конт.

Идеи

а)центральное место занимал закон интеллектуальной эволюции человека. Согласно этому закону познавательная деятельность людей и в целом их общ. сознание прошли через 3 стадии своего развития: теологическую, метафизическую, позитивную.

Теологическая стадия: человеческий ум за каждым явлением природы и жизни людей усматривает свет естественной силы. На данной стадии доминирует религиозная мифология. В конце данной стадии доминирует религиозная мифология. Воображение занимает опытное знание о связях и закономерностей явлений внешнего мира. И жизни людей. НО теологический дух был необходим для почитания моральных и политических идей.

Метафизическая - человеческое сознание оперирует не воображением, а понятиями, отражающих реальные процессы внешнего мира. Однако из слабого развития науки эти понятия довольно абстрактные. Развив. метафизический метод, который упрощал теологию, но в тоже время не давал полных ответов на вопросы о природных соц явлениях, а следовательно не позволял окончательно избавиться от мифов.

Позитивная: чел сознания в своих суждениях и выводах исходит преимущественно из научных наблюдений. Истинная наука сочетает наблюдение и продвижение, которое сост. главную черту положительной философии.

Разделил науки на 2 ряда:

1) абстрактный - призванный открывать законы

2) Конкретный - призванный принимать их об исследование явлений.

Социология О. Конт считал самой абстрактной из всех наук

Идея позитивного знания

1) Это знание реально, противоположно эмпирическому

2) Полезное противоположно бесполезному

3) Достоверность противоположно сомнению

4) Организующее противоположно разрушительному

Если соблюдены все критерии, то это знание, которое может бить использовано для достижения практических целей и именно такое знание позволит преодолеть критическое состояние общества.

Идея о соц. статике о динамике

Социальная статика выражает состояние общественных отношений, в каждый конкретный момент времени.

Описание и объяснения процесса перехода составляет содержание соц. динамики. Развитие общество – это прогресс.

Факторы прогресса:

-Ум и дух человеческий

-Скука

-Оптимальная плотность населения на данной территории (большая мешает сосуществованию)

- Роль климата и расы

Препятствие процесса по О. Конту- революционизм

Девиз социологии – порядок и прогресс.

Герберт Спенсер

Основные идеи

1)Общество как организм

Суть теории:

а)общество следует рассматривать как единую систему взаимодействия природных и соц факторов.

б) Все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи

в) Только в рамках целостного соц-природного организма рассматривается подлинное значение любого соц института и соц роль каждого субъекта

Спенсер рассматривает общество как организм, который развивается по естественным (Биолог) законам, он уподоблял общество живому биолог. Организму, обосновывая такой подход с помощью доказательств:

а)как живые организмы так и любое общество в процессе их общественного роста и развития увелич в своей массе.

б) те и другие усложняются

в) их части приходят во все большую зависимость друг от друга

г) те и другие продолжают жить как целое, хотя составляющие их единицы постоянно появляются и исчезают.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.014 с.)