Тема4 Личность в системе социальных связей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема4 Личность в системе социальных связей



Понятие ЧЕЛОВЕК является родовым понятием, указывающим на качественное отличие людей от животных. Служит для характеристики всеобщих качеств и особенностей.

ИНДИВИД означает конкретного человека, единичного представителя человеческого рода.

ЛИЧНОСТЬ – это устойчивый комплекс качеств человека, приобретенных под влиянием соответствующей культуры общества, конкретных социальных групп и сообществ, к которым он принадлежит и к жизнедеятельности которых привлечен.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это то, что отличает одного человека от другого, и как биологического, и как социального существа, это его неповторимые и индивидуальные особенности.

Главное в личности – это не абстрактная физиологическая природа, а её социальные качества.

СОЦИАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО – это способность заниматься социально значимой деятельностью, даже антисоциальной (преступление).

Социальная роль и статус личности

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах.

Основные характеристики:

1) Социальная роль не существует вне системы общественных отношений.

2) Каждая роль предполагает определенный набор правил поведения, которые вырабатывает общество.

3) Ролевые ожидания могут быть более или менее жесткими, зафиксированными обычаем или традицией, могут, осознаваться человеком или нет, но окружающие всегда контролировали и будут контролировать четкость и точность соблюдения правил поведения.

4) Ролевые ожидания являются сильным внутренним мотивом, помогающим человеку преодолевать трудности и достигать целей.

Согласно Парсонсу, любая роль описывается 5-ю основными характеристиками (особенностями):

1. Эмоциональность

2. Способ получения социальной роли

Соц. Роли могут приобретаться естественным путем, а могут требовать определенных усилий.

3. Масштаб

Взаимодействие некоторых ролей строго ограничены определенной сферой интересов, в то время как другие роли подразумевают неограниченную сферу общения.

4. Формализация.

Некоторые роли разыгрываются в соответствии с формальными правилами, тогда когда другие значительно менее формальны.

5. Мотивация

Между ролевыми ожиданиями и ролевыми исполнениями никогда не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества условий, в числе которых решающе значение имеет соответствие роли потребностям и интересам личности. Неисполняющий роли в соответствии с ожиданиями вступает в конфликт с обществом, навлекая на себя общественные и групповые санкции.

Исполнение каждым человеком комплекса социальных ролей формирует его социальный статус.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС – это положение человека в обществе, устанавливаемое через систему прав, обязанностей, привилегий и свобод.

Социальные статусы делятся на:

1. Приобретенные (полученные собственными усилиями)

2. Предписанные (полученные независимо от усилий субъекта)

Формализованные (директор завода, президент)

Неформализованные (лидер группы)

 

Человек может иметь ряд статусов, но лишь один из них главный, который определяет его положение в обществе. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг общения, манеру одеваться, досуг.

Основные характеристики социального статуса:

1. Социальный статус есть у каждого человека.

2. В течении жизни социальный статус меняется.

3. В каждом обществе существует иерархия социальных статусов.

4. Иерархия социальных статусов и сформировавшаяся система продвижения по социальной лестнице составляет систему социальной дифференциации.

5. В каждом конкретном государстве система дифференциации может быть стабильной (устойчивой) или подвижной (неустойчивой).

6. Государство с устойчивой системой дифференциации называется традиционным. В них процедура приобретения социального статуса хорошо известна, понятна и признаваема большинством граждан.

7. Государства с неустойчивой системой социальной дифференциации называются динамическими, в них процедура приобретения социального статуса не обработана, явно не обозначена, следовательно, не всегда понятна гражданам.

8. Социальный статус сопровождается сложной системой символов, поэтому многие люди стремятся повысить свой социальный статус, приобретая вещи-символы.

9. Социальный статус тесно связан с самооценкой личности, которая, как правило, стремится не толь ко сохранить своё общественное положение, но и скрыть от других поступки, несоответствующие статусу.

Становление личности – это итого взаимодействия человека и общества.

Самоотношение личности. Наиболее простым проявлением является общая позитивная или негативная самооценка.

Основные характеристики самоотношения:

1. САМОУВАЖЕНИЕ - это отношение к себе, базирующееся на восприятии окружающими реальных достоинств или недостатков личности.

2. САМОПРИНЯТИЕ – отношение к себе, базирующееся на непосредственно эмоциональном, оторванном от реальности восприятием самого себя.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – это процесс вхождения человека в общество, включение его в социальные связи, интеграция в различные типы социальных общностей.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Компоненты:

1) Образование и воспитание

2) Совокупность стихийных влияний на становление общества.

Этапы:

1) Первичная (социализация ребенка)

2) Вторичная (социализация взрослых)

Подходы:

1) Пассивный (человек – это пассивный объект влияния общества).

2) Активный (парадигма взаимоотношений, которая предусматривает активность общества и отдельного человека)

При социализации личность сталкивается с большим количеством внешних и внутренних факторов, которые условно можно разделить на 3 категории:

1. Совокупность ролей и статусов, которые может занимать человек.

2. Имеющиеся социальные институты и общности, в пределах которых личность может себя реализовать.

3. Система знаний, умений, навыков (ЗУН), жизненных установок, норм и правил поведения, качеств самой личности, необходимых для выполнения социальных ролей и подтверждения социального статуса.

Процесс объединения внешних факторов, характеризующих условия социальной среды с личностными факторами, называется механизмом социализации.

В зависимости от возраста различают 4 этапа социализации:

1. Социализация ребенка. Она связана большей частью с мотивацией.

2. Социализация подростков.

3. Продолжительная целостная социализация.

4. Социализация взрослых нацелена на смену поведения в новой ситуации. Она помогает ему приобрести необходимые привычки.

Десоциализация - процесс, противоположный социализации, означающий утрату индивидом определенных социальных ценностей и норм и сопровождающийся отчуждением индивида от определенной группы.
Ресоциализа́ция — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ (лат. adaptare - приспособлять) - процесс приспособления, освоения, как правило активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды.

Интериориза́ция — формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим. Впервые данный термин был использован в работах французских социологов (Дюркгейм и др.), где интериоризация рассматривалась в качестве одного из элементов социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений.


ТЕМА 5. ОТРАСЛЕВАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Социолгия эк жизни

С изучает соц явления в сфере экономики, субъектов, носителя эк отношений, их взаимодействия. ролевое поведения, а также соц механизмы функционирования и развития экономики. В отличи от эк подхода. при котором человек рассматривается как элемент трудовых ресурсов, социология рассматривает человека как субъекта соц-эк процессов.

Экономика как соц институт выполняет ряд важнейших функций:

1) поддержка и развитие форм общественного разделения труда (воспроизводство трудовых ресурсов, распределение рабочих мест и перераспределение кадров)

2) стимулирующая (обеспечивает усиление стимулов к труду, эк заинтересованности в труде)

3) интеграционная (выражается в обеспечении единства интересов работающих)

4) инновационная (обеспечивает обновление форм и организации производства, системы стимулирования). (Инновационные процессы зависят от того. как относятся субъекты производства к новому, к достижениям науки. каков уровень и характер их активности)

Все эти функции осуществляются с помощью множества соц механизмов. Эффективность реализации данных функций в значительной степени зависит от эк культуры общества.

Социология политики

Социология политики – отрасль социологии, которая изучает взаимоотношение полит сферы со всеми остальными сферами общественной жизни.

Объектом социологии политики является соц-полит сфера общества.

Предметом – законы и закономерности полит деятельности различных соц групп и общностей, функционирование полит институтов.

В основе политики как особого рода соц регуляции лежит согласование интересов различных групп, выработка правил и норм, обязательных для всех граждан, осуществление контроля за их выполнением.

Особенностью политики является наличие в ней властных отношений, которые понимаются как право отдельной господствующей группы лиц осуществлять общественное руководство государством.

Функции полит власти

1) перераспределительная (перераспределение материальных благ между членами общества для обеспечения его стабильности)

2) поддержание соц лидера в обществе. Разрешение конфликтов между индивидами и группами, примирение конфликтующих субъектов.

3) поддержание институционального единства общества, сохранение единого социокультурного пространства. Удержание людей в рамках единого территориального и соц. пространства.

4) мобилизирующая (обьеденение и координация усилий большинства населения в случае нападения из вне, природных катаклизм, голода и тд.)

Социология Культуры

Культура (в широком смысле) – соц механизм взаимодействия (методы. способы, образцы, средства взаимодействия) личности, который обеспечивает передачу опыта и развития преобразовательной деятельности.

Культура (в узком смысле) – ценности, убеждения, образцы, нормы поведения, присущие соц группе, определенному обществу.

Осн элементы культуры

1. Язык – система знаков, которые используются для передачи, хранения, преобразования информации.

2. Ценности – которые включают смысложизненные ценности.

3. Нормы – которые выражают требования общества к поведению.

4. Сложные образцы поведения – обычаи, традиции, обряды.

Основные функции культуры:

1) познавательно-эвристическая состоит в знании материальной и духовной культуры той или иной эпохи и дает возможность адекватно судить о степени познания природы и общества.

2) Регулятивно-аксиологическая (ценностная) Культура выступает как система общественных норм и ценностей в сфере межличностных отношений, осуществляет социальный контроль, стимулирует и регулирует поведение человека.

3) Передача социального наследия. Культура выступает средством хранения и передачи человеческого опыта.

4) Функция интеграции и дифференциации общества, т.е культура обеспечивает целостность общества и общностей.

Социология конфликта

Соц конфликт - борьба людей, которые придерживаются разных ценностей за достижение статуса, власти, материальных благ.

Цель конфликта: не только получение благ (желаемых результатов), но и исключение противника из игры.

Объект -причина конфликта.

Классификация конфликтов

1) с точки зрения количественных характеристик:

- межличностный,

- межгрупповой,

- межорганизационный,

- между личностями и группами,

- между личностями и организациями,

- между группами и организациями.

2) с точки зрения причины:

-объективный (конфликт, который возникает на основе объективных причин)

-частично объективный

-субъективный (возникает на основе мировоззренческих, идеологических, политических и культурных противоречий)

-сложный конфликт (имеет несколько объектов)

-скрытый (конфликт имеет объективную основу, но она скрыта, на первый взгляд причина конфликта иная)

-фальшивый (который практически не имеет объективных причин, его причиной является психологическая нетерпимость)

Стадии конфликта

1. предконфликтная - стадия, на которой конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы прежде чем решится на агрессивные действия.

2. непосредственно конфликт - характеризуется наличием инцидента, т.е соц. действий, направленных на изменение поведения соперника.

3. разрешение конфликта. Внешним признаком завершения конфликта служит завершение инцидента.

Причины конфликта:

-наличие противоположных ориентаций,

-идеологические причины,

-наличие экономического и социального неравенства (объективная причина),

-причины лежащие в отношениях между элементами соц структуры (конфликт в связи с различными целями, из-за желания структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуры)

Характеристика конфликтов:

- острота,

- причина,

- деятельность,

- последствия.

Острота конфликта характеризует интенсивность соц столкновений.

Длительность конфликта характеризует промежуток времени от возниктовения до завершения конфликта.

Последствия:

1)дезитнегративные последствия -ведут к внутригрупповому напряжению, разрушают кооперация, отвлекают внимание членов группы от насущих проблем

2)интегративные - определяют выход из сложившейся ситуации, приводят к разрешению проблем, усиливают групповую сплоченность, ведут к заключению союзов с др группами, приводят группу к пониманию интересов ее членов.

Социология религии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.99 (0.055 с.)