Организация проведения социологических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация проведения социологических исследований



Социологическое исследование - анализ социальной действительности на основе систематизации факторов об изучаемых социальных явлениях и процессах, их связях, отношениях, зависимости.

Виды социологических исследований

1) В зависимости от цели:

а)Конкретные(эмпирические)

б)теоретические

2) В зависимости от изучения явления в статике и динамике

а) разовые

б) повторные

Методология – система научного исследования, которая определяет, в какой мере собраны факты могут служить реальным и надежным обоснованием объективного знания

Методика – это совокупность технических приемов связанных с методом исследования включая частные операции их последовательность и взаимосвязь

Метод - это основной способ сбора, обработки и анализа данных

Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования соответствующего метода.

Этапы и программы соц. исследований

Программа соц. исследования - научный документ, отражающий логически обоснованную схему перехода от общих теоретических представлений об исследуемых явлениях к использованию инструментария и выполнения исследовательских процедур (сбор, обработку, анализ полученной информации)

Программа выполняется в 2 этапа:

Методологический

1.1 Информационный поиск

1.2 Определение проблемной ситуации

Соц. проблема – это противоречивая ситуация о реальной жизни которая имеет массовый характер и касается интересов социальных общностей или групп

1.3 Формирование проблемы

1.4 Определение целей и задач исследования

Задачи исследования – логически сформулированное положение, подсказки, последовательное решение которой конкретизирует поставленную цель и обеспечивает её реализацию.

1.5 Определение объекта и предмета исследования;

Объект соц. исследования – определённая соц. реальность, которая требует целенаправленного изучения.

Предмет соц. исследования – наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, стороны объекта, которые необходимо исследовать.

1.6 Системный анализ предмета исследования

1.7 Формирование гипотез.

1.8 Интерпретация и опперационализация основных понятий, которыми оперирует социолог и которые чаще всего не воспринимается респондентами из-за сложности к относительно простым характеристикам, отображает его суть.

Респондент – лицо, которое является источником соц. информации во время опроса.

2. Методический:

2.1 Разработка стратегического плана исследования, т.е. его задание состоит в разработке последовательности, направленности операций направленных на достижение цели.

2.2 Разработка методического плана исследования. Цель - организация и упорядочивание методом сбора и анализа первичной соц. информации.

2.3 Разработка инструментария (состав исполнителей, срок работы).

2.4 Обоснование выборки.

Метод выборки – научно обоснованный подход, по результатам которого делают вывод про объект исследования как целое, опираясь на данные анализа определений его части. Используя метод выборки необходимо знание таких понятий:

- генеральная совокупность – ограниченный территориально и во времени объект исследования.

- выборочная совокупность – определённое количество выбранных по строгим правилам элементов генеральной совокупности.

Построение выборки сводится к решению 3 основных проблем:

1.Определение объёма выборки (количество человек, которых нужно опросить)

2.Опредиление типа выборки – построение конкретной схемы процедуры отбора.

3. Оценка качества выборки – определяет, с какой вероятностью и степенью точности опроса выборочной совокупности можно будет перенести ту или иную часть населения. Для этого можно определить методы исследования и анализа.

Сбор и обработка первичной информации.

3.1 Разработка рабочего плана исследования;

3.2 Проведение пилотажного исследования;

3.3 Уточнение инструментария после пилотажного исследования;

3.4 Проведение полевых работ;

3.5 Проверка, кодирование и подготовка данных к обработке;

3.6 Обработка данных;

Анализ и интерпретация полученных данных

4.1.Статистический анализ;

4.2.Проверка гипотезы;

4.3.Написание отчёта

4.4.Разработка и внедрение рекомендаций.

Методы сбора и анализа первичной социологической информации

1 Анализ документа

2 Опрос

3 Наблюдение

4 Социальный эксперимент

1 Анализ документов

Документ – это созданный человек предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации.

Классификации документов

В зависимости от статуса

- официальные (исходящие от тех или иных органов власти)

- неофициальные (личные карты, анкеты, заявления)

По форме фиксирования

- Вербальные (устные)

- Статистические (цифровые)

- Письменные

- Икографические (фотографии, картинки, видео)

- Фонографические (пластинки, кассеты)

По целевому назначению

- Косвенные (справочные издания)

- Специальные (анкеты, тесты)

По источнику информации

- Первичные (на основе непосредственного изучения соц. деятельности) – протоколы, отчеты.

- Вторичные - обработка и обобщение, сделанное на основе первичной информации.

По степени персонификации

-личные (автобиография, характеристики)

-безличные (архивы, протоколы, отчеты)

Способы анализа документа

1. Традиционный (классический) – умственные операции, интерпретация информации, содержащаяся в документальных материалах по выявлению их сути.

Качественный анализ предполагает выявление авторства документа, времени его создание, цели, обстановки, вызвавшей появление документа.

2. Количественный (формализованный) Приемом количественного анализа выступает контентанализ.

Опрос

1 Анкетирование

2 Интервью

3 Социометрический опрос

Анкетирование

Анкетный опрос – это один из видов опроса, существенной особенностью которого является использование анкет.

Анкета – упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов, воплощенный в виде вопроса.

Структура анкеты

1 Вводная (обращение к респонденту, инструкция, гарантия анонимности анкеты)

2.Основная (содержатся вопросы, высказывания рассчитаны на последовательные раскрытия содержания исследуемой проблемы).

3 Паспортичка (Отвечает на вопросы, ответы на которые характеризуют социальное положение респондента)

Классификация вопросов

1. По содержанию

- О фактах и событиях

- Об оценках и мнениях

2. По функциям

- Основные (для получения информации о соц. факторах)

- Фильтрующие вопросы (позволяют отсеять некомпетентных респондентов)

- Контрольные вопросы (позволяют уточнить правдивость ответов на основные вопросы)

- Контактные (позволяют установить доброжелательное отношение между исследователем и респондентов)

3. В зависимости от структуры

- открытые (респондент сам формулирует ответ)

- закрытые (содержать перечень вариантов ответов)

4. По форме

- прямые (касающиеся существующей ситуации)

- косвенные (ситуация задается в вопросе)

Интервьюирование

Интервью – метод сбора информации об исследуемом объекте в процессе личного общения с респондентом по специально составленному опросу, который предназначен не для респондентов, а для исследователей.

Виды интервью

1. Свободное интервью – длительная многочасовая беседа. Применяют на начальном этапе исследований. Оно не имеет заранее подготовленного плана и сформулированных вопросов. Исследователь может задавать все вопросы, которые считает нужным в любой формулировке и последовательности. Задается лишь тема интервью.

2. Глубинное интервью – кроме тематики задается определенный круг вопросов, как который следует получить ответ.

3. Направленное (сфокусированное) - изучение конкретной ситуации

Преимущества

Интервью позволяет получить малодоступную для других методов информацию. Благодаря непосредственному контакту с респондентом имеется возможность видоизменять вопросы в соответствии с получаемыми ответами, уточнять вопросы, ставить дополнительные, и тем самым обеспечить получение более глубокой информации; непосредственный контакт с респондентом позволяет фиксировать подтекст, эмоции, интонацию.

Недостатки

Трудоемкость, наличие специалистов высокой квалификации.

Социометрический опрос

Социометрия - измерение степени дружеский отношений.

Основное отличие социометрии от других разновидностей опроса, состоит в возможности с её помощью выявить взаимные чувства симпатии и неприязнь членами коллектива и на этой основе получить качественную оценку межличностных отношений.

Позволяет измерять степень сплоченности групп, выявить авторитет членов группы по признакам симпатий-антипатий, где на крайних полюсах находятся лидер группы и отверженные, выявить неформального лидера.

Основным инструментом проведения социологического опроса есть социологическая карточка.

Социокарта - разновидность анкеты, в которой имеются вопросы не о фактах и событиях, а об отношении опрашиваемого к членам группы по различным критериям.

Наблюдение

Наблюдение - непосредственное целенаправленное восприятие и рассмотрение социальных процессов.

Классификация наблюдения:

1)В зависимости от местонахождения исследователей относительно исследуемого объекта.

а)включенные - наблюдение изнутри

б)не включенные – наблюдение со стороны

2)В зависимости от степени осведомленности исследуемой группой

а)открытое- группа знает о проведении исследования

б)закрытое- не знают

3)От жесткости предписаний, относительно от того что и как наблюдать.

а)Свободное(бесструктурное)-отсутствуют жесткие предписания исследуемых объектов,

б)Стандартизированное- проводится по заранее составленному плану, используется для проверки и уточнения результатов, полученных другими методами, применяется, как основной метод для точного описания и проверки гипотез.

4)По принципу регулярности во времени:

а)Систематические- посещают исследуемый объект в течение определенного времени.

б)Эпизодические- ограничиваются однократным посещением

5)От количества наблюдаемых объектов

а)сплошные- наблюдаются объекты, имеющие отношение к данной проблеме

б)Частичные- проводятся на отдельных объектах

6)По месту проведения и способу организации

а)полевые – над реальными социологическими группами в естественных условиях их жизнедеятельности

б)Лабораторные- проводятся над группой людей отобранных исследователями и поставлены в специально подготовленные условия.

Преимущества

1)его осуществляют одновременно с развитием изучаемого явления или процесса, фиксирует явления непосредственно в момент протекания и проявления конкретных связей в реальном времени.

Недостатки:

1)Трудоёмкость его осуществления предполагает сбор информации большого числа исследователей высокой классификации.

2)Использование метод ограничивается временем совершения события, фиксирует тишь те события, что имели место в момент наблюдения.

3)Исследования осложнены невозможностью повторения ситуации.

Соц. эксперимент

Соц. эксперимент - метод сбора информации о характере и специфики изменений показателей деятельности и поведения работников под воздействием заданных и управляемых факторов.

Соц. эксперимент проводится с целью проверки действенности внедряемых форм жизнедеятельности коллективах, апробирование новых способов управления развитием соц. процессов.

Соц. эксперимент близок к наблюдению. Его отличия от наблюдения заключаются в активном воздействии исследователя на исследуемую ситуацию.

Виды эксперимента: 1) Лабораторный эксперимент проводится в искусственно созданных условиях. 2) Полевой проводиться над реальными соц.группами и коллективами.

Преимущества:Исследователь занимает активную позицию, создавая определенные условия, он имеет возможность полнее учитывать определенные факторы, четко определять их влияния на объект исследования, а также устанавливать причины возникновения и изменения соц.явлений, за счет раскрытия влияния того или иного из созданных условий. Недостаток: Специально создаваемые условия могут нарушить естественность протекания изучаемого соц.явления.


ТЕМА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.158 (0.032 с.)