Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация проведения социологических исследований
Социологическое исследование - анализ социальной действительности на основе систематизации факторов об изучаемых социальных явлениях и процессах, их связях, отношениях, зависимости. Виды социологических исследований 1) В зависимости от цели: а)Конкретные(эмпирические) б)теоретические 2) В зависимости от изучения явления в статике и динамике а) разовые б) повторные Методология – система научного исследования, которая определяет, в какой мере собраны факты могут служить реальным и надежным обоснованием объективного знания Методика – это совокупность технических приемов связанных с методом исследования включая частные операции их последовательность и взаимосвязь Метод - это основной способ сбора, обработки и анализа данных Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования соответствующего метода. Этапы и программы соц. исследований Программа соц. исследования - научный документ, отражающий логически обоснованную схему перехода от общих теоретических представлений об исследуемых явлениях к использованию инструментария и выполнения исследовательских процедур (сбор, обработку, анализ полученной информации) Программа выполняется в 2 этапа: Методологический 1.1 Информационный поиск 1.2 Определение проблемной ситуации Соц. проблема – это противоречивая ситуация о реальной жизни которая имеет массовый характер и касается интересов социальных общностей или групп 1.3 Формирование проблемы 1.4 Определение целей и задач исследования Задачи исследования – логически сформулированное положение, подсказки, последовательное решение которой конкретизирует поставленную цель и обеспечивает её реализацию. 1.5 Определение объекта и предмета исследования; Объект соц. исследования – определённая соц. реальность, которая требует целенаправленного изучения. Предмет соц. исследования – наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, стороны объекта, которые необходимо исследовать. 1.6 Системный анализ предмета исследования 1.7 Формирование гипотез. 1.8 Интерпретация и опперационализация основных понятий, которыми оперирует социолог и которые чаще всего не воспринимается респондентами из-за сложности к относительно простым характеристикам, отображает его суть.
Респондент – лицо, которое является источником соц. информации во время опроса. 2. Методический: 2.1 Разработка стратегического плана исследования, т.е. его задание состоит в разработке последовательности, направленности операций направленных на достижение цели. 2.2 Разработка методического плана исследования. Цель - организация и упорядочивание методом сбора и анализа первичной соц. информации. 2.3 Разработка инструментария (состав исполнителей, срок работы). 2.4 Обоснование выборки. Метод выборки – научно обоснованный подход, по результатам которого делают вывод про объект исследования как целое, опираясь на данные анализа определений его части. Используя метод выборки необходимо знание таких понятий: - генеральная совокупность – ограниченный территориально и во времени объект исследования. - выборочная совокупность – определённое количество выбранных по строгим правилам элементов генеральной совокупности. Построение выборки сводится к решению 3 основных проблем: 1.Определение объёма выборки (количество человек, которых нужно опросить) 2.Опредиление типа выборки – построение конкретной схемы процедуры отбора. 3. Оценка качества выборки – определяет, с какой вероятностью и степенью точности опроса выборочной совокупности можно будет перенести ту или иную часть населения. Для этого можно определить методы исследования и анализа. Сбор и обработка первичной информации. 3.1 Разработка рабочего плана исследования; 3.2 Проведение пилотажного исследования; 3.3 Уточнение инструментария после пилотажного исследования; 3.4 Проведение полевых работ; 3.5 Проверка, кодирование и подготовка данных к обработке; 3.6 Обработка данных; Анализ и интерпретация полученных данных 4.1.Статистический анализ; 4.2.Проверка гипотезы; 4.3.Написание отчёта 4.4.Разработка и внедрение рекомендаций. Методы сбора и анализа первичной социологической информации 1 Анализ документа 2 Опрос 3 Наблюдение 4 Социальный эксперимент 1 Анализ документов
Документ – это созданный человек предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Классификации документов В зависимости от статуса - официальные (исходящие от тех или иных органов власти) - неофициальные (личные карты, анкеты, заявления) По форме фиксирования - Вербальные (устные) - Статистические (цифровые) - Письменные - Икографические (фотографии, картинки, видео) - Фонографические (пластинки, кассеты) По целевому назначению - Косвенные (справочные издания) - Специальные (анкеты, тесты) По источнику информации - Первичные (на основе непосредственного изучения соц. деятельности) – протоколы, отчеты. - Вторичные - обработка и обобщение, сделанное на основе первичной информации. По степени персонификации -личные (автобиография, характеристики) -безличные (архивы, протоколы, отчеты) Способы анализа документа 1. Традиционный (классический) – умственные операции, интерпретация информации, содержащаяся в документальных материалах по выявлению их сути. Качественный анализ предполагает выявление авторства документа, времени его создание, цели, обстановки, вызвавшей появление документа. 2. Количественный (формализованный) Приемом количественного анализа выступает контентанализ. Опрос 1 Анкетирование 2 Интервью 3 Социометрический опрос Анкетирование Анкетный опрос – это один из видов опроса, существенной особенностью которого является использование анкет. Анкета – упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов, воплощенный в виде вопроса. Структура анкеты 1 Вводная (обращение к респонденту, инструкция, гарантия анонимности анкеты) 2.Основная (содержатся вопросы, высказывания рассчитаны на последовательные раскрытия содержания исследуемой проблемы). 3 Паспортичка (Отвечает на вопросы, ответы на которые характеризуют социальное положение респондента) Классификация вопросов 1. По содержанию - О фактах и событиях - Об оценках и мнениях 2. По функциям - Основные (для получения информации о соц. факторах) - Фильтрующие вопросы (позволяют отсеять некомпетентных респондентов) - Контрольные вопросы (позволяют уточнить правдивость ответов на основные вопросы) - Контактные (позволяют установить доброжелательное отношение между исследователем и респондентов) 3. В зависимости от структуры - открытые (респондент сам формулирует ответ) - закрытые (содержать перечень вариантов ответов) 4. По форме - прямые (касающиеся существующей ситуации) - косвенные (ситуация задается в вопросе) Интервьюирование Интервью – метод сбора информации об исследуемом объекте в процессе личного общения с респондентом по специально составленному опросу, который предназначен не для респондентов, а для исследователей. Виды интервью 1. Свободное интервью – длительная многочасовая беседа. Применяют на начальном этапе исследований. Оно не имеет заранее подготовленного плана и сформулированных вопросов. Исследователь может задавать все вопросы, которые считает нужным в любой формулировке и последовательности. Задается лишь тема интервью. 2. Глубинное интервью – кроме тематики задается определенный круг вопросов, как который следует получить ответ.
3. Направленное (сфокусированное) - изучение конкретной ситуации Преимущества Интервью позволяет получить малодоступную для других методов информацию. Благодаря непосредственному контакту с респондентом имеется возможность видоизменять вопросы в соответствии с получаемыми ответами, уточнять вопросы, ставить дополнительные, и тем самым обеспечить получение более глубокой информации; непосредственный контакт с респондентом позволяет фиксировать подтекст, эмоции, интонацию. Недостатки Трудоемкость, наличие специалистов высокой квалификации. Социометрический опрос Социометрия - измерение степени дружеский отношений. Основное отличие социометрии от других разновидностей опроса, состоит в возможности с её помощью выявить взаимные чувства симпатии и неприязнь членами коллектива и на этой основе получить качественную оценку межличностных отношений. Позволяет измерять степень сплоченности групп, выявить авторитет членов группы по признакам симпатий-антипатий, где на крайних полюсах находятся лидер группы и отверженные, выявить неформального лидера. Основным инструментом проведения социологического опроса есть социологическая карточка. Социокарта - разновидность анкеты, в которой имеются вопросы не о фактах и событиях, а об отношении опрашиваемого к членам группы по различным критериям. Наблюдение Наблюдение - непосредственное целенаправленное восприятие и рассмотрение социальных процессов. Классификация наблюдения: 1)В зависимости от местонахождения исследователей относительно исследуемого объекта. а)включенные - наблюдение изнутри б)не включенные – наблюдение со стороны 2)В зависимости от степени осведомленности исследуемой группой а)открытое- группа знает о проведении исследования б)закрытое- не знают 3)От жесткости предписаний, относительно от того что и как наблюдать. а)Свободное(бесструктурное)-отсутствуют жесткие предписания исследуемых объектов, б)Стандартизированное- проводится по заранее составленному плану, используется для проверки и уточнения результатов, полученных другими методами, применяется, как основной метод для точного описания и проверки гипотез. 4)По принципу регулярности во времени: а)Систематические- посещают исследуемый объект в течение определенного времени. б)Эпизодические- ограничиваются однократным посещением
5)От количества наблюдаемых объектов а)сплошные- наблюдаются объекты, имеющие отношение к данной проблеме б)Частичные- проводятся на отдельных объектах 6)По месту проведения и способу организации а)полевые – над реальными социологическими группами в естественных условиях их жизнедеятельности б)Лабораторные- проводятся над группой людей отобранных исследователями и поставлены в специально подготовленные условия. Преимущества 1)его осуществляют одновременно с развитием изучаемого явления или процесса, фиксирует явления непосредственно в момент протекания и проявления конкретных связей в реальном времени. Недостатки: 1)Трудоёмкость его осуществления предполагает сбор информации большого числа исследователей высокой классификации. 2)Использование метод ограничивается временем совершения события, фиксирует тишь те события, что имели место в момент наблюдения. 3)Исследования осложнены невозможностью повторения ситуации. Соц. эксперимент Соц. эксперимент - метод сбора информации о характере и специфики изменений показателей деятельности и поведения работников под воздействием заданных и управляемых факторов. Соц. эксперимент проводится с целью проверки действенности внедряемых форм жизнедеятельности коллективах, апробирование новых способов управления развитием соц. процессов. Соц. эксперимент близок к наблюдению. Его отличия от наблюдения заключаются в активном воздействии исследователя на исследуемую ситуацию. Виды эксперимента: 1) Лабораторный эксперимент проводится в искусственно созданных условиях. 2) Полевой проводиться над реальными соц.группами и коллективами. Преимущества:Исследователь занимает активную позицию, создавая определенные условия, он имеет возможность полнее учитывать определенные факторы, четко определять их влияния на объект исследования, а также устанавливать причины возникновения и изменения соц.явлений, за счет раскрытия влияния того или иного из созданных условий. Недостаток: Специально создаваемые условия могут нарушить естественность протекания изучаемого соц.явления. ТЕМА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.158 (0.032 с.) |