ТОП 10:

ТЕМА 1. Социология как наука



ТЕМА 1. Социология как наука

Социология – это наука, изучающая ассоциации людей, поведения людей в этих ассоциациях, взаимодействия между людьми, а также результаты этих взаимодействий.

Объектом изучения социологии является общество как общность индивидов и взаимосвязь между ними.

Предметом изучения социологии является законы формирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных обществ, а также законы и формы социальных низин людей в конкретных проявлениях, т.е разных по сложности социальных системах: социальные общества, социальные институты, процессы.

Структура социологии

1.Теоретическая социология (ТС)- это многомерные концепции, рассматривающие различные аспекты развития социального общества: всю сферу социальной жизни (соц. общества, соц. институты, соц. процессы, соц. отношения). Социологическая теория охватывает на высоком уровне абстракцию, причинные связи в развитии социальных явлений.

Задачи:

1) Создание базиса для описания и объяснения явлений, факторов соц. реальности в терминах и категориях отражающих их сущностные характеристики, общие и относительные черты.

2) Ориентация на комплексный подход к изучению соц. явлений и процессов

3) Раскрытие сущности социальных законов

4) Формирование методологической основы для социологического познания действительности.

5) Выявление общих закономерностей социального развития общества, а также выработка методологических основ, развитие спец. соц. теорий и эмпирических исследований.

6) Интеграция, синтез, обобщение разрозненных знаний полученных эмпирическим путем формирование их в систему выводов, обобщений, понятий, законов.

2. Специальные социологические теории – это отрасли социологических знаний, которые имеют своим предметом исследование относительно самостоятельные социологические подсистемы общественного целого и социальных процессов.

Задачи:

1) разработка терминов и категориального аппарата, отражающих сущность явлений конкретной социальной сферы

2) разработка методов социальных исследований наиболее адекватных исследуемых процессов и явлений

3) Изучение закономерностей и социальных механизмов, обуславливающих функционирование и развитие отдельных сфер соц. жизни

4) Изучение социальных функций определенной социальной подсистемы

Классификация ССТ:

-Специальные социологические теории, изучающие соц. законы закономерности, функционирование и развитие социальных общностей. Данные теории непосредственно связаны с предметом социологии как науки. (Теория соц. систем, теория соц. стратификации, теория соц. развития)

- Отраслевые социологические теории, критерием дифференциации выступают отдельные сферы общественной жизни и формы массового сознания (соц. труда, соц. образования, соц. управления, соц. науки)

- Особая группа (социология личности, социология морали, соц. Молодежи)

- Социологические теории узкого значения (теория бюрократии, теория мотивации)

3. Эмпирическая социология (конкретные социологические исследования) – это практическая часть социологической науки, которая представляет собой единство конкретных соц. исследований и спец. соц. теорий т.е, это набор специфических методов и приемов позволяющих скрыть закономерности, причины явлений предметной области.

Функции социологии:

1) Теоретическая – это концентрация, разъяснение, пополнение и обобщение существующего социологического знания, разработка законов и категорий данной науки на основе исследования социальной действительности

2) Описательная - систематизация, описание, накопление исследовательского материала в виде аналитических записок, разного вида научных отчетов, статей, монографий.

3) Информационная – сбор, систематизация и накопление соц. информации, полученной в результате проведения исследований и предоставление их общественности.

4) Прогностическая – соц. прогнозирование

2. Основные категории и понятия социологии

Категории:

Социальное действие – это преднамеренные мотивированные поведенческие акты, ориентированные на других и их возможные ответные действия.

Социальная реальность – аналитически вычленяемая из всех явлений, охватывающих жизнедеятельность людей, система действий и взаимодействий между людьми.

Социальные отношения – это постоянные, сложившиеся исторически в конкретных условиях, месте и времени системы связей между отдельными людьми и соц. общностями, которые принимают неодинаковое участие в экономической политической и духовной жизни, имеют различный соц. статус, способ жизни, источник и уровень дохода и личного потребления.

Социальные общности – это реально существующие и эмпирически зафиксированные совокупности индивидов, которые характеризуются относительной целостностью как самостоятельные субъекты социальных действий и поведений; имеет определенный количественный состав, достаточно сильные связи

Социальная группа - совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют на основании общепризнанных ожиданий

Социальное явление - любое проявление отношений или взаимодействие людей или даже отдельный случай или событие

Социальный процесс - течение развития любого явления изменение его состояния

Организация проведения социологических исследований

Социологическое исследование- анализ социальной действительности на основе систематизации факторов об изучаемых социальных явлениях и процессах, их связях, отношениях, зависимости.

Виды социологических исследований

1) В зависимости от цели:

а)Конкретные(эмпирические)

б)теоретические

2) В зависимости от изучения явления в статике и динамике

а) разовые

б) повторные

Методология – система научного исследования, которая определяет, в какой мере собраны факты могут служить реальным и надежным обоснованием объективного знания

Методика – это совокупность технических приемов связанных с методом исследования включая частные операции их последовательность и взаимосвязь

Метод- это основной способ сбора, обработки и анализа данных

Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования соответствующего метода.

Этапы и программы соц. исследований

Программа соц. исследования - научный документ, отражающий логически обоснованную схему перехода от общих теоретических представлений об исследуемых явлениях к использованию инструментария и выполнения исследовательских процедур (сбор, обработку, анализ полученной информации)

Программа выполняется в 2 этапа:

Методологический

1.1 Информационный поиск

1.2 Определение проблемной ситуации

Соц. проблема – это противоречивая ситуация о реальной жизни которая имеет массовый характер и касается интересов социальных общностей или групп

1.3 Формирование проблемы

1.4 Определение целей и задач исследования

Задачи исследования – логически сформулированное положение, подсказки, последовательное решение которой конкретизирует поставленную цель и обеспечивает её реализацию.

1.5 Определение объекта и предмета исследования;

Объект соц. исследования – определённая соц. реальность, которая требует целенаправленного изучения.

Предмет соц. исследования – наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, стороны объекта, которые необходимо исследовать.

1.6 Системный анализ предмета исследования

1.7 Формирование гипотез.

1.8 Интерпретация и опперационализация основных понятий, которыми оперирует социолог и которые чаще всего не воспринимается респондентами из-за сложности к относительно простым характеристикам, отображает его суть.

Респондент – лицо, которое является источником соц. информации во время опроса.

2. Методический:

2.1 Разработка стратегического плана исследования, т.е. его задание состоит в разработке последовательности, направленности операций направленных на достижение цели.

2.2 Разработка методического плана исследования. Цель - организация и упорядочивание методом сбора и анализа первичной соц. информации.

2.3 Разработка инструментария (состав исполнителей, срок работы).

2.4 Обоснование выборки.

Метод выборки – научно обоснованный подход, по результатам которого делают вывод про объект исследования как целое, опираясь на данные анализа определений его части. Используя метод выборки необходимо знание таких понятий:

-генеральная совокупность – ограниченный территориально и во времени объект исследования.

-выборочная совокупность – определённое количество выбранных по строгим правилам элементов генеральной совокупности.

Построение выборки сводится к решению 3 основных проблем:

1.Определение объёма выборки (количество человек, которых нужно опросить)

2.Опредиление типа выборки – построение конкретной схемы процедуры отбора.

3. Оценка качества выборки – определяет, с какой вероятностью и степенью точности опроса выборочной совокупности можно будет перенести ту или иную часть населения. Для этого можно определить методы исследования и анализа.

В зависимости от статуса

- официальные (исходящие от тех или иных органов власти)

- неофициальные (личные карты, анкеты, заявления)

По форме фиксирования

- Вербальные (устные)

- Статистические (цифровые)

- Письменные

- Икографические (фотографии, картинки, видео)

- Фонографические (пластинки, кассеты)

По целевому назначению

- Косвенные (справочные издания)

- Специальные (анкеты, тесты)

По источнику информации

- Первичные (на основе непосредственного изучения соц. деятельности) – протоколы, отчеты.

- Вторичные - обработка и обобщение, сделанное на основе первичной информации.

По степени персонификации

-личные (автобиография, характеристики)

-безличные (архивы, протоколы, отчеты)

Способы анализа документа

1. Традиционный (классический) – умственные операции, интерпретация информации, содержащаяся в документальных материалах по выявлению их сути.

Качественный анализ предполагает выявление авторства документа, времени его создание, цели, обстановки, вызвавшей появление документа.

2. Количественный (формализованный) Приемом количественного анализа выступает контентанализ.

Опрос

1 Анкетирование

2 Интервью

3 Социометрический опрос

Анкетирование

Анкетный опрос – это один из видов опроса, существенной особенностью которого является использование анкет.

Анкета – упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов, воплощенный в виде вопроса.

Структура анкеты

1 Вводная (обращение к респонденту, инструкция, гарантия анонимности анкеты)

2.Основная (содержатся вопросы, высказывания рассчитаны на последовательные раскрытия содержания исследуемой проблемы).

3 Паспортичка (Отвечает на вопросы, ответы на которые характеризуют социальное положение респондента)

Классификация вопросов

1. По содержанию

- О фактах и событиях

- Об оценках и мнениях

2. По функциям

- Основные (для получения информации о соц. факторах)

- Фильтрующие вопросы (позволяют отсеять некомпетентных респондентов)

- Контрольные вопросы (позволяют уточнить правдивость ответов на основные вопросы)

- Контактные (позволяют установить доброжелательное отношение между исследователем и респондентов)

3. В зависимости от структуры

- открытые (респондент сам формулирует ответ)

- закрытые (содержать перечень вариантов ответов)

4. По форме

- прямые (касающиеся существующей ситуации)

- косвенные (ситуация задается в вопросе)

Интервьюирование

Интервью – метод сбора информации об исследуемом объекте в процессе личного общения с респондентом по специально составленному опросу, который предназначен не для респондентов, а для исследователей.

Виды интервью

1. Свободное интервью – длительная многочасовая беседа. Применяют на начальном этапе исследований. Оно не имеет заранее подготовленного плана и сформулированных вопросов. Исследователь может задавать все вопросы, которые считает нужным в любой формулировке и последовательности. Задается лишь тема интервью.

2. Глубинное интервью – кроме тематики задается определенный круг вопросов, как который следует получить ответ.

3. Направленное (сфокусированное) - изучение конкретной ситуации

Преимущества

Интервью позволяет получить малодоступную для других методов информацию. Благодаря непосредственному контакту с респондентом имеется возможность видоизменять вопросы в соответствии с получаемыми ответами, уточнять вопросы, ставить дополнительные, и тем самым обеспечить получение более глубокой информации; непосредственный контакт с респондентом позволяет фиксировать подтекст, эмоции, интонацию.

Недостатки

Трудоемкость, наличие специалистов высокой квалификации.

Социометрический опрос

Социометрия - измерение степени дружеский отношений.

Основное отличие социометрии от других разновидностей опроса, состоит в возможности с её помощью выявить взаимные чувства симпатии и неприязнь членами коллектива и на этой основе получить качественную оценку межличностных отношений.

Позволяет измерять степень сплоченности групп, выявить авторитет членов группы по признакам симпатий-антипатий, где на крайних полюсах находятся лидер группы и отверженные, выявить неформального лидера.

Основным инструментом проведения социологического опроса есть социологическая карточка.

Социокарта - разновидность анкеты, в которой имеются вопросы не о фактах и событиях, а об отношении опрашиваемого к членам группы по различным критериям.

Наблюдение

Наблюдение - непосредственное целенаправленное восприятие и рассмотрение социальных процессов.

Классификация наблюдения:

1)В зависимости от местонахождения исследователей относительно исследуемого объекта.

а)включенные - наблюдение изнутри

б)не включенные – наблюдение со стороны

2)В зависимости от степени осведомленности исследуемой группой

а)открытое- группа знает о проведении исследования

б)закрытое- не знают

3)От жесткости предписаний, относительно от того что и как наблюдать.

а)Свободное(бесструктурное)-отсутствуют жесткие предписания исследуемых объектов,

б)Стандартизированное- проводится по заранее составленному плану, используется для проверки и уточнения результатов, полученных другими методами, применяется, как основной метод для точного описания и проверки гипотез.

4)По принципу регулярности во времени:

а)Систематические- посещают исследуемый объект в течение определенного времени.

б)Эпизодические- ограничиваются однократным посещением

5)От количества наблюдаемых объектов

а)сплошные- наблюдаются объекты, имеющие отношение к данной проблеме

б)Частичные- проводятся на отдельных объектах

6)По месту проведения и способу организации

а)полевые – над реальными социологическими группами в естественных условиях их жизнедеятельности

б)Лабораторные- проводятся над группой людей отобранных исследователями и поставлены в специально подготовленные условия.

Преимущества

1)его осуществляют одновременно с развитием изучаемого явления или процесса, фиксирует явления непосредственно в момент протекания и проявления конкретных связей в реальном времени.

Недостатки:

1)Трудоёмкость его осуществления предполагает сбор информации большого числа исследователей высокой классификации.

2)Использование метод ограничивается временем совершения события, фиксирует тишь те события, что имели место в момент наблюдения.

3)Исследования осложнены невозможностью повторения ситуации.

Соц. эксперимент

Соц. эксперимент- метод сбора информации о характере и специфики изменений показателей деятельности и поведения работников под воздействием заданных и управляемых факторов.

Соц. эксперимент проводится с целью проверки действенности внедряемых форм жизнедеятельности коллективах, апробирование новых способов управления развитием соц. процессов.

Соц. эксперимент близок к наблюдению. Его отличия от наблюдения заключаются в активном воздействии исследователя на исследуемую ситуацию.

Виды эксперимента: 1) Лабораторный эксперимент проводится в искусственно созданных условиях. 2) Полевой проводиться над реальными соц.группами и коллективами.

Преимущества:Исследователь занимает активную позицию, создавая определенные условия, он имеет возможность полнее учитывать определенные факторы, четко определять их влияния на объект исследования, а также устанавливать причины возникновения и изменения соц.явлений, за счет раскрытия влияния того или иного из созданных условий. Недостаток: Специально создаваемые условия могут нарушить естественность протекания изучаемого соц.явления.


ТЕМА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

С.Симон.

В начале 19 века приобретает эмпирические соц. исследования. С. Симон разрабатывает концепцию соц. физиологии. Делает первый шаг к изучению общественных явлений, как элемента целостного организма. Методологические разработки оказали в содействии формирования позитивизма, как направления в философии. Главное направление позитивизма состояло в отказе от абстрактных соображений об обществе создании «положительной социологической теории», которая должна была стать такой же доказательной, как и естественные науки.

О. Конт.

Идеи

а)центральное место занимал закон интеллектуальной эволюции человека. Согласно этому закону познавательная деятельность людей и в целом их общ. сознание прошли через 3 стадии своего развития: теологическую, метафизическую, позитивную.

Теологическая стадия: человеческий ум за каждым явлением природы и жизни людей усматривает свет естественной силы. На данной стадии доминирует религиозная мифология. В конце данной стадии доминирует религиозная мифология. Воображение занимает опытное знание о связях и закономерностей явлений внешнего мира. И жизни людей. НО теологический дух был необходим для почитания моральных и политических идей.

Метафизическая - человеческое сознание оперирует не воображением, а понятиями, отражающих реальные процессы внешнего мира. Однако из слабого развития науки эти понятия довольно абстрактные. Развив. метафизический метод, который упрощал теологию, но в тоже время не давал полных ответов на вопросы о природных соц явлениях, а следовательно не позволял окончательно избавиться от мифов.

Позитивная:чел сознания в своих суждениях и выводах исходит преимущественно из научных наблюдений. Истинная наука сочетает наблюдение и продвижение, которое сост. главную черту положительной философии.

Разделил науки на 2 ряда :

1) абстрактный - призванный открывать законы

2) Конкретный - призванный принимать их об исследование явлений.

Социология О. Конт считал самой абстрактной из всех наук

Идея позитивного знания

1) Это знание реально, противоположно эмпирическому

2) Полезное противоположно бесполезному

3) Достоверность противоположно сомнению

4) Организующее противоположно разрушительному

Если соблюдены все критерии, то это знание, которое может бить использовано для достижения практических целей и именно такое знание позволит преодолеть критическое состояние общества.

Герберт Спенсер

Основные идеи

1)Общество как организм

Суть теории:

а)общество следует рассматривать как единую систему взаимодействия природных и соц факторов.

б) Все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи

в) Только в рамках целостного соц-природного организма рассматривается подлинное значение любого соц института и соц роль каждого субъекта

Спенсер рассматривает общество как организм, который развивается по естественным (Биолог) законам, он уподоблял общество живому биолог. Организму, обосновывая такой подход с помощью доказательств:

а)как живые организмы так и любое общество в процессе их общественного роста и развития увелич в своей массе.

б) те и другие усложняются

в) их части приходят во все большую зависимость друг от друга

г) те и другие продолжают жить как целое, хотя составляющие их единицы постоянно появляются и исчезают.

Идея соц эволюции

Осн.моменты

а)любой процесс развития включает две стороны: интеграция (переход от простого к сложному)и дифференциация (переход од однородного к разнородному)

б) Эти два процесса противоречивы, но не выходят за рамки целого

в)Эволюция - процесс плавный, не допускающий перескакивания стадий и ускорений.

г) Вывод: человек может пойти прямо, только исчерпав все возможнее кривые пути.

3.Идеи равновесия, гармонии и стабильности общества. Социальное равновесие ученый считал результатом приспособительных мыслей, а также компромиссом в действиях людей и соц институтов.

Равновесие – это сбалансированность во взаимоотношениях людей, которая выступает как фактор стабильности общества.

Процессом обратным равновесию – распад общества.

Распад начинается с прекращения эффективных действий государственного института.

Э.Дюркгейм

Основные идеи:

1) Разработал теорию соц реализма, которая доказала, что природу соц явлений следует объяснять с помощью соц, а не психологических факторов, что исходным моментом в анализе поведения людей является общество как система взаимодействий индивидов, соц группы и соответствующих соц институтов, что непосредственная и более широкая соц среда играет большую роль.

2) Был инициатором разработки научного метода социологии, заключающегося в рациональном, то есть строго логическом объяснении явлений общественной жизни.

3) Идеи о соц факторах. Дюркгейм ставит и решает вопрос о соц обусловленности поведения людей. В его учении о соц факторах содержатся важные положения о взаимодействии общества и личности, показана роль группового, коллективного сознания. Всё это, по мнению Дюркгейма, составляет истинный предмет социологии.

Макс Вебер

Разработал методологию соц познания, концепцию понимания и идеальных типов, учение о культуре, этике, религии.

Основные идеи:

1)Социология должна изучать прежде всего поведение и соц деятельность человека или группы людей. Поведение и деятельность считаются социальными, если они осмысленны с точки зрения цели и средств достижения, а также ориентированность на другие субъекты. В этом качестве они представляют собой предмет исследований, понимающий социологию.

2)Концепция понимающей социологии. Вебер разработал её, её задача заключается в объяснении:

-Посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удалось или не удалось.

- Какие понятные социологу последствия имели их стремления для осмысленно соотнесенного поведения других людей.

3) В рамках теории соц действия автор разработал концепцию идеальных типов, представляющих собой некие модели того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам. В качестве идеальных типов выступают моральные, религиозные, политические ценности и вытекающие из них установки поведения и деятельности людей, правила и формы, а также традиции соц общения.

Типы соц действия:

1. Целерациональные – предполагают осознание цели, средств её достижения, возможные реакции других людей.

2. Ценностно-рациональные – действия, которые основываются на сознательной идее в этической, эстетической или религиозной ценности определенного поведения.

3. Объективные – действия, совершаемые под влиянием объекта, то есть бессознательного психологического импульса или чувств.

4. Традиционные, осуществляемые на основе традиций и привычек.

Карл Маркс

Создал материалистическое учение об обществе, согласно которому главной определяющей силой в развитии общества является способ производства материальных благ.

Развитие общества носит закономерный и поступательный прогрессивный характер.

Используя системный подход, Маркс разработал теорию общественно-экономической формации и показал, что смена формации происходит на основе разрешения противоречий.

Теории взаимодействия

Теория обмена

Положения:

а)В поведении человека преобладает рациональное начало, побуждающее его стремиться в получении определенных выгод (вознаграждений).

б)Процесс соц взаимодействия – это постоянный обмен между людьми различными выгодами.

Основные типы социальной организации

В зависимости от ценности, вознаграждении и наказания могут быть выделены различные типы соц организации и соц поведения человека.

а) Чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться

б) Если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от каких-то условий, то человек стремится воссоздать их.

в) Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения.

г)Когда потребности человека близки к насыщению он прилагает меньше усилий к их удовлетворению

2.Теория справедливости (Хьюстман)

Продолжает теорию обмена. Гласит: из множества факторов, влияющих на взаимоотношения людей, наибольшее значение имеет фактор справедливости.

Три аспекта справедливости:

1. Оценивая свои взаимоотношения, люди сравнивают, что они вкладывают, а что получают взамен

2. Неэквивалентность вклада и вознаграждения вызывает беспокойство, психическое напряжение:

-недооценка вызывает чувство обиды

- переоценка вызывает чувство вины

3. Люди, неудовлетворенные своими взаимоотношениями пытаются восстановить справедливость

Теория имеет большое значение для регулирования взаимоотношений «руководитель-подчиненный».

Субъективный характер восприятия справедливости позволяет изменить представления о вкладе и вознаграждении, сохранив жизненные внешние обстоятельства. Это достигается путем информирования сотрудников, формирования новых установок, других оценочных суждений.

3.Теория социальной драматургии (Гоффман)

Каждый человек заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется, главным образом, путем влияния человека на понимание ситуации другими.

Он действует так, чтобы произвести впечатление, под воздействием которого другие будут самостоятельно делать то, что соответствует его замыслам, то есть каждая жизненная ситуация – это драматический спектакль в миниатюре, где люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя «декорации» для создания определенного впечатления о себе.

ТОФФЛЕР

Предложил картину возможных трансформаций социальной и технологической реальности, названную им «Третьей волной».

Он выделяет в истории цивилизации три волны: первая волна - аграрная (до XVIII века), вторая - индустриальная (до 50-х годов XX века) и третья - пост- или супериндустриальная (начиная с 50-х годов).

Он установил непосредственную взаимосвязь в изменении образа техники и образа жизни.

Техника обуславливает тип общества и тип культуры, причем влияние имеет волнообразный характер.

Индустриализм – это целая цивилизация со старым образом техники, особым образом жизни, который характеризуется централизацией. Единообразием, экономическим упадком. Преодоление пороков индустриального мира Тоффлер считает возможным в будущем.

Символом «третьей волны» он выделяет целостность и индивидуальность, а также человечную чистую технологию.

Социальная структура

1) Социально-территориальная (охватывает территориальные общности, основой является не равномерное расселение людей.

2) Социально-классовая( социальные классы,слои,группы.Отражает социальное неравенство)

3) Социально-этическая( возникает как результат обьединения людей по родственным связям, территории,обичаев.

4) Социально-демографическая( трудоспособность населения,возраст)

5) Социально-профессиональная( совокупность профессиональных групп и отношения между ними)

Социальная стратификация –слой, напластывание групп, имеющим различный доступ к социальным благам все их положения социальной иеархии.

Страт –слой людей, имеющих сходные обьективные показатели своего положения в обществе.

Критерии измерения стратификации:

1) Доход –количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период

2) Образование –измеряется количеством мест на обучение

3) Власть –количеством людей на которых распространяется принятое вами решение

4) Престиж –субьективный показатель, уважение социального статуса личности, сложившийся в общественном мнении.

Причины социальной стратификации:

1) Функционализм( причина соц. Неравенства диференциации функций, выполняемых различными слоями классами)

2) Статусный( соц.неравенства – неравенство статусов, вытекающих из способностей индивида выполнять ту или иную социальную роль и из возможностей позволяющих человеку достичь того или иного положения)

3) Экономический( соц.неравенство – отношение собственности)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦ СТРАТ

1.Подход Функциональный

Парсонс, Девис, Мур

Функциональный подход, рассматривает необходимое, неизбежное универсальное явление связанным с естественным многообразием функции соц.ролей.

Иерархическая функция определяет иерархическую соц.группу.

Вознаграждение осуществляется в соответствие с ролью и по этому оно справедливо.

Стратификация обеспечивает оптимальное функционирование обществ.

Однако функцииональный подход не может объяснить дисфункции когда отдельны роли вознаграждаются от нуть не пропорциональной весомости.

Критики функционализма подчеркивают, что вывод о полезности иерархического построения противоречит историческим фактам о столкновении конфликтов страт, которые приводили к сложным ситуациям и порой отбрасывали общество назад.

2. Конфликтный подход (Вебер, Маркс) – анализирует стратификации с позиции теории конфликта, согласно данному подходу социальная стратификация не необходима и не неизбежна. Она возникает из борьбы групп, их конфликтов. Ее определяют интересы власть имущих, поэтому стратификация несправедлива и затрудняет нормальное функционирование общества.

По Веберу, 3 компонента социального неравенства:

· Имущественное неравенство

· Статусное неравенство

· Неравенство власти

3. Эволюционный подход – синтез функционального и конфликтного подходов. Стратификация не всегда являлась необходимой и полезной. На равных ступенях развития иерархии практически не было. В дальнейшем она появилась в следствии естественных потребностей и частично на основе конфликта, который возникает в результате распределения прибавочного продукта. В индустриальном обществе базируется на консенсусе ценностей, власть имущих и рядовых членов общества. Вознаграждение бывает справедливым и несправедливым. Стратификация может способствовать или затруднять развитие, в зависимости от конкретных исторических условий и ситуаций.

Закрытые общества (общества, где перемещения из нижних страт в высшие ограничены):

Рабство – экономическая, социальная и правовая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием. При патриархальном рабстве раб считался «младшим членов семьи», он мог свободно вступать в брак, иногда даже наследовать часть имущества хозяина. При классическом рабстве раб считался собственностью хозяина, не имел никаких прав и был просто говорящим оружием

Каста - социальная группа, обладающая строгим набором прав, обязанностей, свобод , членством которой человек был обязан только своему происхождению.

Сословие – это социальная группа, существовавшая в феодальных обществах, которая обладала юридически закрепленными правами, обязанностями и свободами, которые передавались по наследству. Характерная черта сословий – наличие социальных статусов

А) доиндустриальное

Общество преимущественно с аграрным укладом малоподвижными соц.структурами, основана на традиции социокультурной регуляции.

Характеризуется:

1) Крайне узкие темпы производства

2) Невосприимчивость к нововведениям

3) Любое проявление свободы личности подавляется культурой и соц.властными институтами.

Б) индустриальное

К появлению такого общества привели 2 глобальных процесса

- индустриализация

-урбанизация

Определяется уровнем технического развития, демократизация общ.полит.жизни

Индустриализация – применение научных знаний в промышленных технологиях

В) постиндустриальное

Характеризуется: появлением новых средств производства. Использование микропроцессов в промышленности и сфере услуг, основной сферой деятельности стала сфера услуг

Разделили:

1) Основная сфера деятельности

2) Наиболее влиятельные социальные группы

3) Специфические формы социальной организации

4) Социальная стратификация

5) Социальный статус

Эволюция представления об обществе

Периоды:

1) Конец 18-начао 20ст

Социология функционировала как совокупность взглядом относительно промышленного общества. Все теории того времени исходили из того, что общество которое зарождается, имеет индустриальный характер, а экономическая система определяет тип общества, задает принципы общественного порядка.

2) 20-60 –е года 20ст

Теории данного периода ориентировались на фиксацию новых специфических явлений, обусловленных переходом к стадии организованного капитализма. Здесь общество толковали как государственное, монополистическое, организованное (наличие соц статусов), развитое общество массовой культуры.

3) 70-90 20ст

Возникает концепция информационного общества (постиндустриального). Информационное общество рассматривалось как особая стадия исторического и социально-экономического развития человечества.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

1. Модернизация

2. Информатизация

3. Глобализация

Модернизация – переход от доиндустриального к индустриальному обществу, который растянут во времени и распространяется на все сферы общественной жизни. Её разделяют на :

-органическую

-неорга







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.92.168 (0.058 с.)