Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 8. Полномочия прокурора в арбитражном судопроизводстве.

Поиск

Цель: изучить и понять сущность и объем полномочий прокурора по осуществлению участия в арбитражном процессе.

 

Методические рекомендации:

 

При освоении данной темы необходимо изучить правовые основы участия прокурора в арбитражном судопроизводстве, основные полномочия прокурора по осуществлению участия в арбитражном судопроизводстве.

Практическое занятие.

План:

1.Правовые основы участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.

2. Предмет, цель и задачи участия прокурора в арбитражном судопроизводстве.

3. Полномочия и формы участия прокурора в арбитражном процессе. Статус прокурора в арбитражном процессе.

4. Участие прокурора в рассмотрении арбитражных дел в суде первой инстанции, в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Вступление прокурора в процессе с целью обеспечения законности.

 

Рекомендуемая литература к теме:

1. Учебник «Прокурорский надзор» Под. Общ. Ред. С. Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. Ред. А.Ю. Винокурова; – М.: Изд-во Юрайт, 2013// znanium.com

2. Учебник «Прокурорский надзор» / Под ред. проф. Сухарева А.Я. М.: Норма: Инфра-М, 2014. znanium.com

3. Учебник «Прокурорский надзор»/ Под ред. О.А.Галустяна, А.В.Ендольцевой, И.И.Сыдорука/ М..: Юнити-Дана, 2011.

4. Пособие «Настольная книга прокурора» Под. Общ. Ред. С. Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. Ред. А.Ю. Винокурова –М.: Изд-во Юрайт, 2014// znanium.com

5. Рохлин В.И., Дворянский А.М. Прокурорский надзор. Конспект лекций. СПб, 1999

6. Казанцев С.Н. История царской прокуратуры. СПб., 1993

7.Приказ Генерального прокурора РФ «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» № 181 от 26.04.2012.

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» №2 от 20.01.2003 г.

9. Демичев А. А. Гражданский процесс: Учебник / А.А. Демичев и др.; Под ред. А.А. Демичева. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 320 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (п) ISBN 978-5-8199-0589-0, 500 экз.

10. Миронов Р. Г.Правоохранительные органы: Учебное пособие / Р.Г. Миронов. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0612-5, 500 экз.

11. Нечаев В. И. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ / В.И. Нечаев; Под общ. ред. В.И. Нечаева; Рук. авт. колл. В.В. Ярков. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 816 с.: 70x100 1/16. (п) ISBN 978-5-91768-418-5, 500 экз.

12. Осокина Г. Л. Гражданский процесс. Общая часть: Учебник / Г.Л. Осокина. - 3-e изд., перераб. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 704 с.: ил.; 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-323-2, 1000 экз.

13. Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. А.Я. Сухарева. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 480 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-213-6, 1500 экз.

14. Скобликов П. А.Арбитражный и уголовный процессы: коллизии в сфере доказывания и пути их преодоления / П.А. Скобликов. - М.: НОРМА, 2008. - 144 с.: 84x108 1/32. (обложка) ISBN 978-5-468-00014-4, 1000 экз.

15. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. -1993.- 25 дек.

16. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (ред. 28.06.2014)// // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2002.- N 30.- Ст. 3012.

17. Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе: приказ Ген. прокурора РФ от 25.05.2012 № 223.

18. Об организации взаимодействия территориальных и транспортных прокуроров при реализации полномочий в гражданском и арбитражном процессе: приказ Ген. прокурора РФ от 12.10.2007 № 167.

 

Материалы судебной практики

О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе: постановление Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 № 15 // Вестн. ВАС РФ. 2012. № 5.

О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 № 11 // Вестн. ВАС РФ. 2003. № 2.

О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав: постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 // Вестн. ВАС РФ. 2010. № 6.

О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок: постановление Пленума Верховного Суда РФ № 30, Пленума ВАС РФ № 64 от 23.12.2010 // Вестн. ВАС РФ. 2011. № 2.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24 июля 2003 г. № 72 «Обзор практики принятия арбитражными судами мер по обеспечению исков по спорам, связанным с обращением ценных бумаг» // Вестник ВАС РФ. 2003. № 29

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации// Вестник ВАС РФ. 2004. № 10.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»// Вестник ВАС РФ. 2004. № 10.

 

Задачи:

1. При рассмотрении заявления прокурора об оспаривании ненормативного правового акта арбитражный суд установил, что оно предъявлено в интересах конкретного лица (лиц), в отношении которого акт принят. Суд со ссылкой на пункт 1 статьи 150 АПК РФ прекратил производство по делу об оспаривании ненормативного правового акта.

Вопрос: правомерно ли поступил суд? Может ли в этом случае заинтересованное лицо самостоятельно обратиться в арбитражный суд с заявлением на основании статьи 4 и части 1 статьи 198 АПК РФ? Что следует понимать под ненормативным правовым актом?

 

2. Подготовьте апелляционную жалобу, исходя из следующих обстоятельств:

 

Прокурором оспорено постановление Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству № 017-38-19/09 от 10 августа 2009 года о назначении административного наказания Обществу с ограниченной ответственностью «Туба-лес» за совершение правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 8.31.,ст. 8.32. КоАП РФ.

Определением арбитражного суда Иркутской области от 07.10.2009 года производство по делу прекращено.

Прекращая производство по делу, со ссылкой на ч.2 ст. 207 АПК РФ, суд указал, что прокурор не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности юридического лица.

3. Подготовьте кассационное представление в порядке ст. 376 ГПК РФ, исходя из следующих условий:

Решением Дятьковского городского суда от 10 января 2013 г. в удовлетворении искового заявления прокурора г.Дятьково о понуждении Дятьковской городской администрации провести лесоустройство на территории городского поселения и разработать лесохозяйственный регламент отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 19 марта 2013 г. апелляционное представление прокурора оставлено без удовлетворения, а решение суда – без изменения.

Указанные судебные постановления вынесены с существенным нарушением норм материального и процессуального права и подлежат отмене по следующим основаниям.

В ходе проверки, предшествовавшей направлению искового заявления, прокурором установлено, что на территории муниципального образования «г.Дятьково» по состоянию на 01.01.2012 г. 22 га земель покрыты лесами, 102 га лесными насаждениями (древесно-кустарниковой растительностью). При этом Дятьковской городской администрацией не выполняется предусмотренная законом обязанность в отношении муниципальных лесов, отсутствуют материалы лесоустройства, не оформлено право собственности, границы земельных участков, занятых лесами поселения, не установлены, на кадастровый учет участки, занятые муниципальными лесами, не поставлены. Указанное бездействие ответчика создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля; обеспечения рационального использования лесов; организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (пункт 19 части 1 статьи 14) и городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16). Пунктом 3 статьи 19 Закона предусмотрено, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральными законами или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в статьях 81, 82, 84 Лесного кодекса Российской Федерации….

В силу статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516, устанавливающей требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Согласно пункту 3 Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что проведение указанных мероприятий обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 70 Лесного кодекса Российской Федерации выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим законом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" материалы лесоустройства, так же как материалы иных обследований и изысканий, могут являться основанием для внесения в документы государственного земельного кадастра сведений о земельном участке.

На основании материалов лесоустройства в Единый государственный реестр земель вносятся сведения о количественных, качественных, экономических и иных характеристиках земельного участка, например, сведения о виде разрешенного использования, установленного в соответствии с лесохозяйственным регламентом.

Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.

Учитывая приведенные выше нормы закона, а равно то, что на момент рассмотрения дела по существу администрацией муниципального образования городского поселения «г.Дятьково» лесоустройство на землях городского поселения не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан, то у суда отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Судом сделан вывод о том, что поскольку собственность на лесные участки, находящиеся на территории муниципального образования «г.Дятьково», не разграничена, надлежащим ответчиком будет являться администрация Дятьковского муниципального района, а не городская администрация. Данный вывод основан на неполном исследовании обстоятельств дела и неправильном применении норм материального права.

Нельзя согласиться с выводом суда о том, что все лесные участки на территории поселения находятся на земле, собственность на которую не разграничена, без проведения инвентаризации лесов и лесоустройства.

Только после проведения лесоустройства можно определить принадлежность занятых лесами земельных участков на территории Дятьковского городского поселения и делать вывод о том, разграничена ли собственность на данные земельные участки, или нет, а также определить, администрация муниципального района или городского поселения уполномочена распоряжаться данными земельными участками.

Кроме того, исковые требования прокурора заключаются в возложении обязанности на администрацию поселения провести лесоустройство, а не землеустроительные работы или выбрать способ распоряжения земельными участками, занимаемыми лесом, однако судом отказано в иске прокурору на основании положений земельного законодательства и законодательства о государственном кадастре недвижимости. При этом лесное законодательство и законодательство об общих принципах организации местного самоуправления, подлежащее применению при разрешении данного спора, судом не принято во внимание.

Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения муниципального района в сфере лесных правоотношений отнесено лишь осуществление муниципального лесного контроля. Организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселений муниципального района, к полномочиям муниципальных районов не отнесены.

Следовательно, вывод суда о том, что надлежащим ответчиком является администрация Дятьковского района, сделан на основании не доказанных обстоятельств и противоречит нормам материального права.

Вывод суда апелляционной инстанции о том, что исковые требования прокурора заключаются в возложении обязанности на орган местного самоуправления по принятию нормативных правовых актов не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку в иске прокурор просит, в первую очередь, признать незаконным бездействие Дятьковской городской администрации, выразившееся в несоблюдении законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, и обязать Дятьковскую городскую администрацию провести лесоустройство на землях населенных пунктов муниципального образования «г.Дятьково».

Судом сделаны необоснованные выводы о том, что прокурор избрал неверный способ защиты права, что выявленные нарушения лесного законодательства лишь создают угрозу возможного нарушения прав неопределенного круга лиц в будущем, при этом в настоящее время данные нарушения не угрожают правам и законным интересам населения потерей городского леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В способы защиты гражданских прав (ст.12 ГК РФ) входит, в том числе, присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Учитывая изложенное, рассматриваемое заявление предъявлено прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в целях предупреждения нарушения прав граждан.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности, в связи с чем не могут расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Таким образом, исковое заявление прокурора г.Дятьково носит выраженный предупредительно-профилактический характер и подано в целях предупреждения нарушения прав неопределенного круга лиц (жителей муниципального образования «г.Дятьково») в рамках предоставленных ему федеральным законодательством полномочий и не верно оценено судом как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления. Вопросы о причинах бездействия органа местного самоуправления и последствиях такого бездействия подлежат оценке в судебном разбирательстве.

Кроме того, представителем ответчика и допрошенным в качестве специалиста заместителем директора ГКУ Брянской области «Дятьковское лесничество» Знаменкиным Н.В. был признан факт нахождения на территории муниципального образования особо охраняемого природного объекта «Больничная роща», с которого снят статус памятника природы, поскольку ввиду отсутствия лесоустройства на территории муниципального образования его не включили в актуализированный перечень памятников природы.

Данные факты подтверждают негативные последствия бездействия ответчика, неисполнения им требований природоохранного законодательства в отношении городских лесов, и наличие не только угрозы, но и реально существующих нарушений прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду.

Необоснованно не приняты судом во внимание сведения о площади лесных участков в г.Дятьково, указанные в справке заместителя начальника Дятьковского отдела Управления Росреестра по Брянской области Зайцева П.П., представленной прокурором в обоснование иска.

Постановлением Администрации Брянской области от 06.04.2011 N 304 (ред. от 27.04.2012) во исполнение ст.86 ЛК РФ утвержден Лесной план Брянской области в новой редакции.

В соответствии с п.1.1.2 Лесного плана Брянской области к лесам на землях населенных пунктов, на которых расположены леса сельских поселений и городские леса, относятся, в том числе, леса г. Дятьково (22 га). Однако лесоустройство по лесам г.Дятьково на указанной площади не проводилось.

Таким образом, сведения о площади лесных участков в г.Дятьково, указанные в справке заместителя начальника Дятьковского отдела Управления Росреестра по Брянской области Зайцева П.П., соответствуют содержанию Лесного плана Брянской области.

Исправления даты справки произведены собственноручно Зайцевым П.П., что подтверждено им в ходе судебных заседаний. Таким образом, имеющаяся в материалах дела справка является относимым и допустимым доказательством, надлежащая оценка которому должна быть дана судом.

Согласно ст.387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.76 (0.009 с.)