Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение технике игры 6.4.1. Обучение стойкам и перемещениям

Поиск

С изучения стоек и перемещений начинается освоение игры в во­лейбол, им постоянно надо уделять внимание в подготовительной части тренировочных занятий и в процессе совершенствования на­выков технических приемов и тактических действий.

Надо постоянно сочетать развитие физических качеств, особен­но быстроты, с изучением способов перемещений, а изученные пе­ремещения - с техническими приемами.

Подводящие упражнения. 1. Выполнение перемещений медлен­но, по частям, с применением зрительных ориентиров и звуковых

сигналов.

2. Броски и ловля набивного мяча: во время перемещения; после остановки различными способами; после остановки и поворота; с последующим падением. Скорость перемещения постепенно увели­чивают до максимальной. Броски выполняют, стоя лицом и спи­ной по направлению. Расстояние вначале - 1-2 м, затем - 3-6 м.

3. Упражнения в парах: один игрок бросает мяч вверх-вперед, другой бежит, останавливается шагом (скачком), ловит мяч на уров­не головы в положении приема мяча сверху двумя руками; разги­бая ноги, плавным движением кистей бросает мяч партнеру и воз­вращается на место.

4. Упражнения в тройке: один игрок бросает мяч другому, тот после перемещения делает двойной шаг вперед, ловит мяч над го­ловой и бросает его третьему, стоя к нему спиной.

5. Упражнения с падениями и перекатами после перемещений
делают вначале на мягкой опоре, со страховкой, на небольшой

скорости.

6. Очень осторожно надо подходить к обучению перемещениям
спиной вперед, особенно с последующими падениями. В эти упраж­
нения рекомендуется вводить имитацию приемов с падением, за­
тем ловлю и броски набивного мяча.


Упражнения по технике. В упражнениях по технике совершен­ствуют навыки основных способов перемещения: отдельно каждо­го способа, сочетаний способов между собой, в сочетании с вы­полнением приемов с мячом.

1. Перемещение в колонне вдоль определенных границ площад­ки приставными шагами по 4 шага: лицом, правым боком, спиной, левым боком вперед. Чем ниже «посадка» и больше скорость, тем интенсивнее нагрузка.

2. Перемещение заданным способом, на определенном участке -ускорение, остановка и имитация технических приемов.

3. Передача сверху (снизу) двумя руками над собой и перемеще­ние различными способами, остановки.

4. Передачи сверху (снизу) во время перемещения с изменением направления после остановки: передача вперед-вверх, перемеще­ние лицом вперед (бег, приставные шаги), передача над собой, пе­редача назад за голову и перемещение спиной вперед, снова пере­дача над собой и т.д. Более сложное задание - передачи только вперед и назад. То же, но перемещение вправо, влево.

5. Эстафеты с перемещениями различными способами, с выпол­нением различных заданий. Соревнование на скорость перемеще­ния и точность попадания мячом (например, при передачах, при­еме и т.п.).

Обучение передаче мяча двумя руками сверху

Данный прием является основным при организации нападающих действий. С него начинается овладение действиями с мячом. На про­тяжении всего периода обучения этот прием находится в центре вни­мания, а для связующих игроков совершенствование навыков верх­ней передачи составляет основу всех тренировочных занятий.

При передаче важны, во-первых, тонкий расчет движений в со­ответствии с направлением и скоростью полета мяча для своевре­менного принятия исходного положения, во-вторых, правильное воздействие руками на мяч. Это и следует учитывать в процессе обучения данному техническому приему.

Подводящие упражнения. 1. Имитация передачи мяча двумя ру­ками сверху на месте и после перемещения. Внимание акцентиру­ется на следующих основных моментах техники: «мяч приближа­ется» - выпрямиться и поднять руки вверх; «погасить скорость по­лета мяча» - незначительно согнуть руки в локтях и ноги в коле­нях; «передать мяч» - потянуться вперед-вверх, выпрямляя ноги и руки; принять исходное положение.

2. Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче, мяч на полу. Кисти рук располагаются таким образом, чтобы большие пальцы были направлены друг к другу, указательные под углом друг к другу, а все остальные обхватывают мяч сбоку-сверху. Мяч под­нимается с пола в исходное положение над лицом (несколько по-


 




вторений). Затем в исходном положении для передачи занимаю­щемуся вкладывают волейбольный мяч (несколько раз), проверяя положение пальцев и степень их напряжения.

3. Передача сверху двумя руками волейбольного мяча, подве­шенного на шнуре: на месте вперед-вверх, над собой, назад; после перемещения и остановки лицом к мячу и боком с последующим поворотом к мячу.

4. В парах: один занимающийся набрасывает мяч партнеру, тот верхней передачей возвращает ему мяч. Вначале броски выполня­ются точно по определенной траектории, затем траектория и на­правление изменяются.

Упражнения по технике. Упражнения по технике ставят занима­ющихся в различные, постепенно усложняющиеся условия.

1. Передачи над собой на месте, с изменением высоты и исход­ного положения (от высокой стойки до положения сидя и лежа), во время перемещений и после перемещения и остановки.

2. Упражнения у тренировочной стенки (гладкой): изменять вы­соту передачи, увеличивать и уменьшать расстояние от стены, че­редовать передачи в мишень с передачами над собой, выполнять передачу в стену после того, как мяч отскочит от пола.

3. Сочетание передач: в стену; над собой и поворот кругом; в сте­ну, стоя спиной к ней; снова поворот кругом и передача в стену и т. д.

4. Передачи в парах на месте; стоя лицом и спиной к партнеру, расстояние варьируют - от 0,5 м до максимального, на которое спо­собны (варьируют и высоту передачи).

 

5. То же, но один игрок на месте, другой перемещается, точно возвращая мяч передачей партнеру.

6. Упражнения во встречных колоннах так, чтобы передачи про­исходили в пределах границ волейбольной площадки и направле­ние передачи соответствовало направлению первых и вторых пе­редач: зоны 6-3, 6-2, 6-4; 5-3, 5-2, 5-4; 1-3, 1-4, 1-2; 3-4, 3-2; 2-4. То же, но передачи выполняют через сетку: в пределах зон нападения, из зоны нападения на заднюю линию, с задней линии на переднюю, с задней линии на заднюю.

7. В тройках расположение в треугольнике: зоны 6-3-4, 6-2-3, 6-2-4; 5-3-4, 5-2-3 (4); 1-3-2, 1-4-3 (2); 5-3-2 (передача из зоны 3, стоя спиной); 1-3-4 (то же) и т.п. Направление передач здесь соответствует последовательности указания зон, в последней зоне занимающийся выполняет передачу над собой и посылает мяч в зону, названную первой, и т.д. С задней линии мяч посылают и сверху, и снизу двумя руками.

 

8. Передачи в опорном положении и в прыжке на точность: в обручи (кольца) на сетке, на стойке; мишени на тренировочной стенке, на площадке.

9. Игры, способствующие совершенствованию навыков переда­чи: «Эстафеты у стены», «Мяч в воздухе», побеждает команда, до­пустившая меньше падений мяча.


Обучение подачам мяча

Подача в волейболе занимает особое место, с нее начинается игра, подача сразу приносит очко. Если ошибается соперник при приеме, то очко присуждается подающей команде, если ошибка при подаче - команде соперника; подача может серьезно затруд­нить игрокам команды соперника прием и осуществление их так­тических замыслов.

При обучении любому способу подачи подбор и последова­тельность подводящих упражнений и упражнений по технике при­мерно одинаковы.

Подводящие упражнения. 1. Изучение исходного положения и подбрасывания мяча.

2. Подача мяча, установленного в держателе (рис. 43). При обу­чении нижней прямой подаче применяют пружинный держатель; для изучения верхних подач больше приемлем держатель замко­вый. Подачу выполняют из-за лицевой линии через сетку (высота соответственно возрасту).

3. Подача в стену, расстояние 6-9 м, высота отметки на стене 2 м 20 см - 3 м 50 см. Мяч должен коснуться стены выше отметки. То же через сетку.

4. Ударное движение верхних подач по мячу на резиновых амор­тизаторах.

Упражнения по технике. 1. Подача мяча на точность: в пределы площадки; в правую и левую, дальнюю и ближнюю ее половины; в три продольные части (4-5, 6-3, 1-2 зоны); в каждую из 6 зон; к боковым линиям (2,0-0,5 м); к лицевой линии; на партнера, рас­полагающегося в различных точках площадки; двое партнеров стоят рядом, расстояние от 2,0 до 0,5 м - мяч направляют между ними. Применяют технические устройства: мишени, ограничители над сет­кой, рамы и т. п.

2. Чередование способов подач по мере их изучения: нижней пря­мой и верхней прямой, верхней прямой и верхней боковой и т. п.

 

3. Подачи после вы­полнения интенсивных упражнений: прыжков, ускорений, кувырков и т.п. При этом условия выполнения упражнений надо приближать к игро­вым: занимающийся не­сколько раз блокирует, осуществляет серию на­падающих ударов, прием мяча с падением, затем подачу на силу или на точность.


 


4. Выполнение большого количества подач подряд (в зависимо­сти от уровня подготовленности).

5. Соревнования: на большее количество подач подряд без оши­бок (в заданный участок), на заданное число попыток (учет ошибок).

Подачам надо уделять внимание на каждом занятии. Если это не входит в задачу занятия, то в конце его занимающиеся выполня­ют 10-20 подач.

В процессе многолетней подготовки требования постепенно по­вышаются: от нижней подачи до сложных на силу, планирующих

в прыжке.

Нельзя форсировать события - сразу изучать верхнюю прямую подачу, но и нельзя сводить всю работу к изучению и совершенство­ванию одного способа - той же верхней прямой подачи.

Если занимающиеся в совершенстве владеют подачами мяча ос­новными способами и уверенно действуют на приеме подачи - это надежная гарантия успешного выступления на соревнованиях.

Обучение атакующим ударам

Освоение атакующих ударов во многом зависит от развития скоростно-силовых качеств (прыгучести и динамической силы) и координационных способностей (пространственно-временной и мышечной координации) волейболиста. При разучивании ата­кующего удара применяют расчлененный метод: изучаются зак­лючительное движение (финальное усилие) - замах и удар по мячу в опорном положении; прыжок вверх толчком двумя нога­ми с места и разбегу; удар в безопорном положении (в прыжке) с места и после передвижения в один, два и три шага; удар с раз­личных по высоте и расстоянию передач; удар при сопротивле­нии блокирующих.

Упражнения и их методическая последовательность одинаковы по своему характеру для всех способов атакующих ударов.

Подводящие упражнения. 1. Прыжок толчком двумя ногами с ме­ста, взлет вертикальный; то же после перемещений и остановки; то же с поворотом на 90, 180 и 360°; прыжок вверх толчком двумя ногами с разбегу в один, два, три шага. На последнем шаге впере­ди правая нога, левую приставляют к ней.

2. Овладение ритмом разбега: шаги по разметке, с помощью зву­ковых ориентиров (воспроизведение ритма шагов).

3. Освоение удара кистью по мячу: удар по волейбольному мячу кистью, стоя на коленях на гимнастическом мате. Замах неболь­шой, в момент удара рука выпрямлена; удар по мячу, закреплен­ному на резиновых амортизаторах; серия ударов по мячу у тре­нировочной стенки.

4. Бросок теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега.

5. Нападающий удар по мячу, закрепленному на резиновых
амортизаторах в прыжке: с места и с разбегу.


 

6. Нападающий удар через сетку по мячу, установленному в дер­жателе (рис. 44).

7. Освоение удара по летящему мячу. Подбрасывание мяча на различную высоту и удар над головой: стоя на месте и в прыжке. То же в парах с передачи партнера.

8. Нападающий удар через сетку по мячу, направленному с по­мощью мячемета, позволяющего посылать мяч по строго установ­ленной траектории. Если такого устройства нет, мяч подбрасыва­ет тренер или партнер.

9. Нападающий удар с передачи.

Упражнения по технике. 1. Атакующие удары из зон 4,2,3- на­правление полета мяча совпадает с направлением разбега игрока: из зоны 4 в зону 5, из зоны 2 в зону 1 («по диагонали»). Передачи вначале из соседних зон и средние по высоте, затем высокие, низ­кие, удаленные от сетки, стоя спиной к нападающему, длинные (че­рез зону), из глубины площадки.

2. Нападающие удары «по линии» - из зоны 4 в зону 1, из зоны 2 в зону 5. Характер передач и последовательность их усложнения такие же, как и при ударах «по диагонали».

3. Нападающие удары на точность. Применяют мишени, обо­значают определенные участки на площадке. Удары вначале не­сильные, а площадь попадания большая. Затем силу (скорость) уда­ров увеличивают, а площадь попадания уменьшают.

4. Нападение при противодействии блокирующих. Смысл упраж­нений в том, что блоком («блок-щитки», имитатор блока, блоки­рующий игрок на подставке) закрыто какое-либо направление -ударом надо послать мяч в другом направлении. При этом все за­ранее обусловлено: закрыта линия - удар по ходу или с переводом вправо (в зоне 4); закрыт «ход» - удар с переводом влево. И так во всех зонах и во всех направлениях. Вначале «блок» ставят заранее, затем он появляется в последний момент.


5. Нападающие удары: прямой, с переводом, боковой из зоны 4
с передачи из глубины площадки (зоны 6, 1), из зоны 2 с передачи

из зон 6, 5.

6. Чередование способов нападающих ударов по мере их изу­чения из зоны 4, 3, 2 с передач из зоны 3 и 2 и из глубины пло­щадки.

7. Имитация нападающего удара и «обман» (двумя или одной рукой в прыжке). Организация упражнений та же, что и при изуче­нии нападающих ударов.

8. Имитация нападающего удара и передача в прыжке («откид-ка»). Нападающий удар с откидки. Откидку вначале выполняют вперед, затем назад, за голову. Передачу на удар осуществляют пос­ле подбрасывания над собой, затем с «первой передачи».

9. Нападающий удар по блоку «в аут». Блокирующие, стоя на
подставке, располагаются у края сетки в зонах 2 и 4. Нападающий
удар с переводом - от блока под острым углом к сетке. Поочеред­
ное выполнение ударов по блоку и обманных ударов, обманных
ударов и откидок.

10. Атакующие удары с задней линии из зон 2, 3, 4.

11. Выполнение нападающих ударов в системе нападения: со вто­рой передачи игроком передней линии; с первой передачи - удар или откидка и удар с откидки; через выходящего игрока задней ли­нии из зон 1, 6, 5 (основные варианты).

12. То же, но при противодействии блокирующих. Заранее все обусловлено: какая зона закрыта, какой удар надо сделать и в ка­ком направлении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 2038; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.119 (0.009 с.)