Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра приборов и информационно-измерительных систем↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Курсовой проект
по дисциплине: «Приборы первичной информации» на тему: «Двухкомпонентный струйный датчик угловой скорости»
Выполнил: студ. гр. 3415 _________ Никифоров Д.А.
Принял: _________Никитин А.В.
Дата защиты_______ Оценка____________ Подпись___________
Казань 2013 Казанский национальный исследовательский технический университет Им. А.Н. Туполева-КАИ Кафедра приборов и информационно-измерительных систем Утверждаю Зав. Кафедрой ПИИС ________Солдаткин В.М. "_____" _____________ 2010г.
Задание на курсовой проект
Дисциплина Приборы первичной информации Студент __ Никифоров Д.А. ______Группа 3415 Тема Двухкомпонентный струйный датчик угловой скорости Технические условия 1. Диапазон измерения угловых скоростей………………………………………………..……………………………...1-45град/с 2.Погрешность измерения……………………………………….….………………..…………………(1+0,02w)град/с 3. Рабочая полоса частот……………………………………………………….……0,05-10 Гц 4. Вид выходного сигнала …………………………….…………………………… электрический 5.Габаритно-массовые характеристики - габариты преобразователя..............…………………………….… B х H = (30)х (100)мм -масса преобразователя………………………………………………………………….30±5гр. 6.Условия эксплуатации - рабочий диапазон температур………………………………….………………………±30°С - рабочий диапазон давлений окружающей среды…………….…….............110….40 кПА. - относительная влажность (максимальная)…………….………………..80 % при t = 20° С 7.Электропитание: …………………….…………………….…………...................……±15 ± 10%.
Объем работы
1. Характеристика объекта контроля и анализ требований, предъявляемых к струйному двухкомпонентному датчику угловой скорости(ДУС). 2. Обзор принципов и схем построения струйного двухкомпонентного датчика угловой скорости (ДУС) по материалам патентно-реферативного поиска. 3. Выбор и обоснование структурно-функциональной схемы струйного ДУС. 4. Теоретическое исследование структурно-функциональной схемы струйного ДУС. 5. Расчетно-аналитическое обоснование требований к основным элементам струйного двухкомпонентного датчика угловой скорости. 6. Выбор и обоснование принципов конструктивного построения струйного двухкомпонентного датчика угловой скорости. 7. Анализ доминирующих источников погрешностей и оценка их результирующего значения. Графическая часть
1/2 листа - структурная схема основных элементов струйного двухкомпонентного ДУС. 1/2 листа – сборочный черчеж струйного двухкомпанентного ДУС. 1/2листа - рабочие чертежи основных конструктивных элементов струйного ДУС. 1/2листа – габаритный чертеж и схема соединения струйного ДУС.
Приложение
Введение Для ручного и автоматического управления летательными аппаратами, помимо определения их углового положения, необходимо измерять угловые скорости вращения относительно осей летательных аппаратов. С этой целью широкое применение находят гироскопические измерители угловой скорости — скоростные гироскопы (СГ). Датчики угловых скоростей (ДУС), предназначенные для измерения угловой скорости вращения ВС вокруг какой-либо из связанных его осей, применяются в качестве чувствительных элементов автопилотов, а также бескарданных систем ориентации и бескарданных инерциальных навигационных систем. Угловая скорость— физическая величина, являющаяся псевдовектором (аксиальным вектором) и характеризующая скорость вращения материальной точки вокруг центра вращения. Вектор угловой скорости по величине равен углу поворота точки вокруг центра вращения в единицу времени: , а направлен по оси вращения согласно правилу буравчика, то есть, в ту сторону, в которую ввинчивался бы буравчик с правой резьбой, если бы вращался в ту же сторону.
Датчики угла и угловой скорости (ДУС) В основу принципа действия ДУС положено основное свойство двухстепенного гироскопа (свойство прецессии) – совмещать главную ось собственного вращения гироскопа с осью вынужденного вращения. Скоростной гироскоп имеет две степени свободы, одна из которых – степень свободы рамки – имеет упругое ограничение в виде противодействующей пружины. Если гироскоп ориентирован относительно осей самолета и самолет начинает разворачиваться с угловой скоростью, вектор которой ωс перпендикулярен плоскости рамки, то поскольку гироскоп стремится сохранить неизменным положение оси ротора, опоры рамки, вращаясь вместе с самолетом, будут воздействовать на ось рамки с силами FОП. Таким образом, возникнет момент МОП пары сил FOП, вектор которого направлен, как и ωс по оси у. Этот момент вызовет прецессию с угловой скоростью ω' вокруг оси х рамки, что приведет к деформации противодействующей; пружины Пр. Возникнет момент пружины МПР, вектор которого будет направлен противоположно ω'.Под действием МПР гироскоп станет прецессировать с угловой скоростью ω'', вектор которой параллелен направлению вектора вращения самолета ωс. Таким образом, установившееся значение угла поворота рамки будет пропорционально измеряемой угловой скорости. К основным погрешностям ДУС относятся: - погрешность, вносимая наклоном измерительной оси у; - погрешность, порождаемая моментом сил “сухого” трения в подшипниках; - погрешность, вызываемая нестабильностью характеристик элементов ИУ (определяется конструкцией ИУ и условиями его работы); - погрешность, вызываемая несбалансированностью гироузла; - погрешность от динамической несбалансированности гиромотора.
Задача КП состоит в разработке ДУС, отвечающего заданным требованиям. Также необходимо учесть и то, что разрабатываемый объект должен отвечать современным требованиям надежности, точности и являться конкурентоспособным.
Данная цель достигается путем решения следующих задач: 1) Патентно-реферативная проработка темы. 2) Выбор и обоснование метода построения и структурной схемы; 3) Анализ структурной схемы; 4) Выбор и обоснование конструкторских и схемотехнических решений основных элементов и устройств. 1) Характеристика объекта контроля и анализ требований, предъявляемых к струйному двухкомпонентному датчику угловой скорости (ДУС). Угловая скорость — физическая величина, являющаяся псевдовектором (аксиальным вектором) и характеризующая скорость вращения материальной точки вокруг центра вращения. Вектор угловой скорости по величине равен углу поворота точки вокруг центра вращения в единицу времени: , а направлен по оси вращения согласно правилу буравчика, то есть, в ту сторону, в которую ввинчивался бы буравчик с правой резьбой, если бы вращался в ту же сторону. Единица измерения угловой скорости, принятая в Международной системе единиц (СИ) и системе СГС — радианы в секунду. (Примечание: радиан, как и любые единицы измерения угла, — физически безразмерен, поэтому физическая размерность угловой скорости — просто [1/секунда]). В технике также используются обороты в секунду, намного реже — градусы в секунду, грады в секунду. Пожалуй, чаще всего в технике используют обороты в минуту — это идёт с тех времён, когда частоту вращения тихоходных паровых машин определяли просто «вручную», подсчитывая число оборотов за единицу времени. Вектор (мгновенной) скорости любой точки (абсолютно) твердого тела, вращающегося с угловой скоростью , определяется формулой: где — радиус-вектор к данной точке из начала координат, расположенного на оси вращения тела, а квадратными скобками обозначено векторное произведение. Линейную скорость (совпадающую с модулем вектора скорости) точки на определенном расстоянии (радиусе) от оси вращения можно считать так: Если вместо радианов применять другие единицы углов, то в двух последних формулах появится множитель, не равный единице. В случае плоского вращения, то есть когда все векторы скоростей точек тела лежат (всегда) в одной плоскости («плоскости вращения»), угловая скорость тела всегда перпендикулярна этой плоскости, и по сути — если плоскость вращения заведомо известна — может быть заменена скаляром — проекцией на ось, ортогональную плоскости вращения. В этом случае кинематика вращения сильно упрощается, однако в общем случае угловая скорость может менять со временем направление в трехмерном пространстве, и такая упрощенная картина не работает. Движение с постоянным вектором угловой скорости называется равномерным вращательным движением (в этом случае угловое ускорение равно нулю). Производная угловой скорости по времени есть угловое ускорение. Угловая скорость (рассматриваемая как свободный вектор) одинакова во всех инерциальных системах отсчёта, отличающихся положением начала отсчёта и скоростью его движения, но двигающихся равномерно прямолинейно и поступательно друг относительно друга, однако этих инерциальных системах отсчёта может различаться положение оси или центра вращения одного и того же конкретного тела в один и тот же момент времени (то есть будет различной «точка приложения» угловой скорости). В случае движения одной единственной точки в трехмерном пространстве можно написать выражение для угловой скорости этой точки относительно выбранного начала координат: , где — радиус-вектор точки (из начала координат), — скорость этой точки. — векторное произведение, — скалярное произведение векторов. Однако эта формула не определяет угловую скорость однозначно (в случае единственной точки можно подобрать и другие векторы , подходящие по определению, по другому — произвольно — выбрав направление оси вращения), а для общего случая (когда тело включает более одной материальной точки) — эта формула не верна для угловой скорости всего тела (так как дает разные для каждой точки, а при вращении абсолютно твёрдого тела вектора угловой скорости вращения всех его точек совпадают). При всём при этом, в двумерном случае (случае плоского вращения) эта формула вполне достаточна однозначна и корректна, так как в этом частном случае направление оси вращения заведомо однозначно определено. В случае равномерного вращательного движения (то есть движения с постоянным вектором угловой скорости) декартовы координаты точек вращающегося так тела совершают гармонические колебания с угловой (циклической) частотой, равной модулю вектора угловой скорости. При измерении угловой скорости в оборотах в секунду (об/с), модуль угловой скорости равномерного вращательного движения совпадает с частотой вращения f, измеренной в герцах (Гц), то есть в таких единицах . В случае использования обычной физической единицы угловой скорости — радианов в секунду — модуль угловой скорости связан с частотой вращения так: . Наконец, при использовании градусов в секунду связь с частотой вращения будет: . Связь с конечным поворотом в пространстве. Пусть поворот, изменяющийся во времени, задан величиной угла и ортом оси конечного поворота в пространстве . Тогда угловая скорость, соответствующая этому повороту, равна . Если поворот задан матрицей поворота , где — символ Кронекера, — символ Леви-Чивиты (суммирование ведется по правилу Эйнштейна от 1 до 3), выражение для элементов которой через и могут быть получены, например, с помощью формулы Родрига, то угловая скорость равна . Если для описания поворота используется кватернион, выражаемый через угол и орт оси поворота как , то угловая скорость находится из выражения . В случае, когда поворот описывается с помощью вектора , изменяющегося во времени, обозначим , а также — матрица половинного поворота , — квадрат модуля вектора . Тогда угловая скорость: .
Заключение Спроектированный двухкомпонентный датчик угловой скорости удовлетворяет требованиям, представленным в техническом задании. Перспективным считаю проектирование ДУС, основанных на суммации различных физических эффектов, тем самым компенсируя недостатки одних эффектов использованием других, а также поиск новых конструкторских и схемотехнических решений. Датчик угловой скорости отличается тем, что он построен на основе баллистического эффекта.
Список использованной литературы: 1)Короткова Ф.А. Элементы и устройство струйной техники. М.: Энергия. 1972, 96с. 2)Залманзон Л. А. Аэродинамические методы измерения входных параметров автомагически, систем. М.: Наука. 1973, 464с. Боднер В.А. Системы управления летательными аппаратами. М.: Машиностроение. 1973, 504с. 3)Журнал «Вопросы ракетной техники» 1969 - №№ 1,2. Авторские свидетельства СССР (G0\Р 3/22; G0\Р 3/26; G 01Р 5/08), 1978 - 1983. 4)Елисеев Н. А., Романова Р. Г. Анализ и обоснование структурного построения струйного датчика угловой скорости на основе тепловых эффектов / XIV - Туполевские чтения, Казань 10-12 ноября 2006г. Материалы конференции - Казань: изд-во «Экоцентр» 2006 с. 137-138 5)Елисеев Н.А., Романова Р.Г. Принцип построения и особенности исследования струйного датчика угловой скорости./ Конкурс на соискание премии им. Н.И.Лобачевского. Материалы конференции. Казань. 2006г. 6)Яшков В.А., Корнилов Л.А. Разработка струйного измерителя кинематических параметров ЛА./ 15-я Всероссийская межвузовская научно-техническая конференция студентов и аспирантов Микроэлектроника и информатика-2008 г.» Материалы конференции - Москва; издательский дом МИЭТ 2008 г., 23-25 апреля, с. 197. 7)Разработка и исследование струйного датчика угловой скорости/ Научный руководитель- Кравченко Н.А., Казань, 1984г. 8)Струйный датчик угловой скорости./ Экспресс информация. Часть 2-1./ М: измерительные приборы и стенды, выпуск 48, реферат 314, 1968. 37-51с. 9)Лойцянский Л.Г. Механика жидкости и газа. М.: Наука. 1978. 736с. 10)Абрамович Г.Н. Прикладная газовая динамика. М.; Наука. 1976, 888с. 11)Абрамович Г.Н. Теория турбулентных струй. М.: Физматгиз, 1960. 715с. 12)Костюков Ю.Ф., Кравченко Н.А. К расчету перемещения струи газа в струйном дат чике угловой скорости. (Рукопись отправлена на депонирование в ОЦАОНТИ). 13)Мирошников М.А., Ференец В.А., Кравченко Н.А. и др. Разработка струйного датчика угловой скорости. Техн. отчет, п/я М-5845. Арзамас. 1977.-460с. 14)Кравченко Н.А. Исследование термостабильности параметров узлов преобразователя угловой скорости. Техн. отчет, шифр 3417. этап №2. КАИ. Казань. 1977, 104с., ДСП. 15)Мартынов Е.В. Электропневматический нагнетатель измерительных устройств систем управления. Автореферат диссертации на соиск. уч. степени к.т.н.. Казань: КАИ. 1981, 23с. 16)Овсищер 11.И.. Голованов Ю.В.. Ковешников В.П. и др. Несущие конструкции радиоэлектронной аппаратуры. М.: Радио и связь, 1988. 232с. 17)Блинов Г'.Л. Гибридные интегральные функциональные устройства. М.: «Высшая школа». 1987.
Курсовой проект
по дисциплине: «Приборы первичной информации» на тему: «Двухкомпонентный струйный датчик угловой скорости»
Выполнил: студ. гр. 3415 _________ Никифоров Д.А.
Принял: _________Никитин А.В.
Дата защиты_______ Оценка____________ Подпись___________
Казань 2013 Казанский национальный исследовательский технический университет Им. А.Н. Туполева-КАИ Кафедра приборов и информационно-измерительных систем Утверждаю Зав. Кафедрой ПИИС ________Солдаткин В.М. "_____" _____________ 2010г.
Задание на курсовой проект
Дисциплина Приборы первичной информации Студент __ Никифоров Д.А. ______Группа 3415 Тема Двухкомпонентный струйный датчик угловой скорости Технические условия 1. Диапазон измерения угловых скоростей………………………………………………..……………………………...1-45град/с 2.Погрешность измерения……………………………………….….………………..…………………(1+0,02w)град/с 3. Рабочая полоса частот……………………………………………………….……0,05-10 Гц 4. Вид выходного сигнала …………………………….…………………………… электрический 5.Габаритно-массовые характеристики - габариты преобразователя..............…………………………….… B х H = (30)х (100)мм -масса преобразователя………………………………………………………………….30±5гр. 6.Условия эксплуатации - рабочий диапазон температур………………………………….………………………±30°С - рабочий диапазон давлений окружающей среды…………….…….............110….40 кПА. - относительная влажность (максимальная)…………….………………..80 % при t = 20° С 7.Электропитание: …………………….…………………….…………...................……±15 ± 10%.
Объем работы
1. Характеристика объекта контроля и анализ требований, предъявляемых к струйному двухкомпонентному датчику угловой скорости(ДУС). 2. Обзор принципов и схем построения струйного двухкомпонентного датчика угловой скорости (ДУС) по материалам патентно-реферативного поиска. 3. Выбор и обоснование структурно-функциональной схемы струйного ДУС. 4. Теоретическое исследование структурно-функциональной схемы струйного ДУС. 5. Расчетно-аналитическое обоснование требований к основным элементам струйного двухкомпонентного датчика угловой скорости. 6. Выбор и обоснование принципов конструктивного построения струйного двухкомпонентного датчика угловой скорости. 7. Анализ доминирующих источников погрешностей и оценка их результирующего значения. Графическая часть
1/2 листа - структурная схема основных элементов струйного двухкомпонентного ДУС. 1/2 листа – сборочный черчеж струйного двухкомпанентного ДУС. 1/2листа - рабочие чертежи основных конструктивных элементов струйного ДУС. 1/2листа – габаритный чертеж и схема соединения струйного ДУС.
Приложение
|