Личность преступника и потерпевшего как элементы криминалистической характеристики краж, совершенных несовершеннолетними 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность преступника и потерпевшего как элементы криминалистической характеристики краж, совершенных несовершеннолетними



Отдельной криминалистической характеристики заслуживают данные как о несовершеннолетних, совершающих кражи чужого имущества, так и о потерпевших. Личность преступника представляет собой важный информационный компонент, обеспечивающий планирование и выдвижение версий первоначального этапа расследования данного преступления. Установление связей «потерпевший – способ совершения преступления – преступник» способствует раскрытию и полноценному расследованию краж, совершаемых несовершеннолетними.

Несовершеннолетним признается лицо, не достигшее на момент совершения преступления восемнадцатилетнего возраста. Отсюда следует, что несовершеннолетний обвиняемый (подозреваемый) – лицо, привлеченное в качестве обвиняемого за преступление, которое оно совершило в возрасте до восемнадцати лет. По общему правилу, уголовная ответственность за совершение любого преступления наступает, если обвиняемый достиг шестнадцати лет.

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития личности. Несмотря на относительную кратковременность, он во многом определяет дальнейшую судьбу человека, поскольку именно в этом возрасте завершается формирование характера и становление личности.

По мнению отечественных психологов, подростки обладают следующими особенностями, которые имеют значение для расследования преступлений.

1. Незрелость нервной системы внешне проявляется в несдержанности, импульсивности. Поэтому на мотивацию подростка (в том числе и на позицию в ходе расследования преступления) существенное влияние может оказать эмоциональная возбудимость, сопряженная с колебаниями настроения, вспышками раздражительности.

2. Для подростков присущи следующие черты характера:

а) повышенная эмоциональная возбудимость, быстрая смена настроения и форм поведения;

б) некоторым подросткам свойственны грубость, дерзость, раздражительность, которые обусловлены специфическими условиями жизни и воспитания;

в) на предварительном следствии следователь может столкнуться с таким качеством, как лживость, которое близко примыкает к упрямству. «Наиболее частым мотивом лжи, - пишут В.А. Крутецкий и Н.С. Лукин, - является боязнь, страх наказания, репрессий. Ложь в этом случае является средством скрыть свой другой поступок и тем самым избежать наказания».

3. Также в подростковом возрасте обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным. Эти качества тесно связаны с «чувством взрослости», которое «выражается в отношении подростка к себе как взрослому и желании объективно утвердить свою взрослость». В этом возрасте несовершеннолетние готовы на совершение самых невероятных поступков, лишь бы доказать свою зрелость. При совершении таких действий несовершеннолетнего не интересует, какой вред будет причинен его действиями и какие последствия при этом наступят. Только одного он желает - привлечь внимание ребят к своей личности, показать свое превосходство над сверстниками, создать определенное впечатление о своих действиях и о себе в коллективе.

4. Особая податливость и способность к подражанию связаны с другими чертами характера - робостью и застенчивостью. Несовершеннолетние, обладающие этими качествами, чаще всего воспитывались в семьях, где процветало неуважительное отношение к детям, не развивалась самостоятельность и сковывалась инициатива, где принижалось чувство собственного достоинства. Повышенная внушаемость и способность к подражанию должны своевременно выявляться в процессе расследования групповых преступлений, так как это будет иметь значение при изучении мотивов совершенного преступления. Кроме того, выявленные качества у несовершеннолетнего можно считать основанием признания определенного статуса в структуре преступной группы (ведомый, подчиненный).

5. Для подросткового возраста характерен «групповой инстинкт». Это объясняется естественным стремлением объединиться в условиях «заброшенности» и недружелюбия мира взрослых, поисками столь значимых для молодежи дружеских и сексуальных контактов и привязанностей и пониманием ровесников при непонимании взрослыми и т.п.. Реакция группирования в значительной мере объясняет то, что подавляющее большинство преступлений совершается подростками в составе группы[11].

Более склонными к совершению рассматриваемого вида преступлений являются лица мужского пола. Как показывают результаты проведенных исследований, 92,2% краж, было совершено несовершеннолетними мужского пола, и лишь в 7,8% случаев - женского.

Так, например, 25.09.2010 года в период времени с 07 часов 00 минут до 07 часов 35 минут Лемесева Л.В., состоящая на учете в ПДН, находилась совместно с малознакомым В. в гостиничном номере сауны, где у Лемесевой Л.В. возник преступный умысел на тайное хищение денежных средств, принадлежащих В., у которого их ранее видела, реализуя который она, убедившись, чтоВ. спит и за ее действиями никто не наблюдает и не сможет помешать осуществлению задуманного, взяла из ботинка денежные средства в сумме 10700 рублей. После чего Лемесева Л.В. с похищенным с места преступления скрылась и распорядилась им по своему усмотрению [12].

Кроме того, анализ практики свидетельствует, что кражи совершают несовершеннолетние в возрасте: от 14 до 16 лет - 21,5% случаев; от 16 до 17 лет - 43,5; от 17 до 18 лет- 35,0% случаев.

Состав группы и количество ее участников является важным вопросом, подлежащем глубокому исследованию, что обусловлено следующими обстоятельствами: поведение несовершеннолетнего правонарушителя в период подготовки и при совершении преступления зависит не только от наличия или отсутствия определенных навыков, направленности личности, жизненного опыта, но и от того, действует ли подросток в одиночку или же в составе группы; более уверенно подросток действует в соучастии со взрослыми.

При совершении кражи из помещения группой несовершеннолетних объективно увеличивается возможность применения различных способов – от простых до наиболее сложных, которые не могут быть использованы ворами-одиночками. Когда действует группа, то преступники имеют возможность хорошо подготовиться к реализации преступного замысла, например, более тщательно произвести разведку объекта, принять меры к сокрытию следов преступления и сбыту похищенного разным людям в короткий промежуток времени и т. д.

Анализ изучения уголовных дел свидетельствует, что при совершении краж из помещений состав группы несовершеннолетних в 59,5 % случаев составил 2 человека, в 40,5 % – 3 и более человека. С участием взрослых несовершеннолетними совершено 31 % краж, причем в 28,6 % случаев несовершеннолетние находились в психологической зависимости от взрослого.

При совершении краж из помещений несовершеннолетними в группе они объединялись без предварительного сговора – в 10,7 % случаев, по предварительному сговору – в 76,9 % случаев и совершали кражи организованными группами – в 12,4 % случаев.

Для групп несовершеннолетних характерна устойчивость. Устойчивость группы несовершеннолетних проявляется в систематическом совершении нескольких краж из помещений на протяжении достаточно длительного времени, хотя состав соучастников конкретного преступления не всегда постоянен. Это зависит от различных обстоятельств, обусловленных в основном тем, что подростки проживают с родителями, осуществляющими над ними контроль и ограничивающими их свободное время. Кроме того, количество членов группы, участвующих в совершении конкретного преступления, роль каждого из них в его подготовке и совершении, степень их сплоченности и длительность существования группы определяется сложностью этого деяния, количеством препятствий, которые необходимо преодолеть на пути к достижению преступной цели. Было установлено, что, в среднем, в преступную группу несовершеннолетних, совершающих кражи из помещений, входило 5 - 6 человек.

Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что при расследовании краж совершаемых несовершеннолетними необходимо всегда помнить и учитывать: недостаток жизненного опыта, незавершённость формирования принципов, правил, понятий, критериев самооценки и оценки окружающих и, как следствие, неумение (неспособность) рассмотреть истинный смысл происходящих событий; доверчивость, повышенная эмоциональность, возбудимость и внушаемость, податливость уговорам и угрозам, неуравновешенность, импульсивность, стремление подражать старшим, переоценка своих возможностей.

Также немаловажное значение в криминалистической характеристике краж, совершенных несовершеннолетними, играют сведения о типичной личности потерпевшего.

Потерпевшим по действующему уголовно-процессуальному законодательству признается физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо, в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

Для краж из помещений, совершенных несовершеннолетними, заметно проявляется отношение «преступник-жертва»: более половины краж совершается лицами, знающими потерпевших. Очевидно, во многих ситуациях именно этими обстоятельствами обусловлено некритичное, неоправданно доверчивое поведение потерпевших. Кроме того, как показывают проведенные исследования, 64,2% потерпевших по делам данной категории являлись мужчины.

Проанализировав поведение потерпевших от краж, совершенных несовершеннолетними, можно дать следующую классификацию жертв исследуемого преступления:

1. По способу выбора предмета преступления, а) ситуативная жертва, когда предмет преступления выбран при случайном стечении обстоятельств, б) жертва определена заранее, то есть информация о предмете преступления получена по «наводке» или в ходе предварительной преступной разведки

2. По степени связи преступника и потерпевшего: а) случайные жертвы, б) жертвы из числа знакомых, в) жертвы из числа родственников.

Таким образом, рассмотренные выше особенности криминалистической характеристики краж, совершаемых несовершеннолетними, дают возможность оптимального формулирования специфических обстоятельств, имеющих существенное значение для и подлежащих установлению в процессе расследования преступлений. Кроме того, они позволяют правильно определить: решение каких вопросов и в какой очередности способствует обоснованному возбуждению уголовного дела и точной квалификации кражи, совершенной несовершеннолетними; решение какого вопроса является ключевым для эффективного расследования кражи несовершеннолетних; взаимосвязь отдельных обстоятельств, возможность или затруднительность выяснения одних обстоятельств ранее других; вероятность потери возможности выяснения какого-либо вопроса в случае промедления и т.д., что собственно, и составляет основную задачу первоначального этапа расследования краж, совершаемых несовершеннолетними.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.006 с.)