Криминалистическая характеристика краж, совершенных несовершеннолетними 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Криминалистическая характеристика краж, совершенных несовершеннолетними



Введение

 

Преступность несовершеннолетних является одной из злободневных проблем в нашей стране и в Алтайском крае, в частности. В 2013 году на территории Алтайского края был отмечен рост преступности несовершеннолетних и по количеству преступлений, и по количеству лиц, их совершивших. В первом квартале 2014 года произошло некоторое снижение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года с 342 до 218, при этом выявлено 236 несовершеннолетних, совершивших преступления, из них 39 - ранее судимые. При этом большую часть преступлений, совершенных несовершеннолетними, составляют кражи[1].

Расследование краж, совершенных несовершеннолетними, имеет значительную специфику, обусловленную личностью преступников данной категории. Так, совершение несовершеннолетними кражи ведет к образованию особой следовой картины, не характерной для взрослых преступников. Несовершеннолетние используют специфические способы совершения преступлений. Кроме того, существует ряд других особенностей совершения краж несовершеннолетними. Указанное свидетельствует о необходимости использования для расследования таких преступлений особой криминалистической методики расследования, которая бы учитывала отличия в способах подготовки, совершения и сокрытия краж несовершеннолетними. Таким образом, не вызывает сомнений актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.

Объектом настоящей работы является преступная деятельность несовершеннолетних по подготовке, совершению и сокрытию краж, с одной стороны, и деятельность правоохранительных органов по раскрытию и расследованию таких преступлений, с другой стороны.

Предмет выпускной квалификационной работы составляют закономерности деятельности по подготовке, совершению и сокрытию несовершеннолетними следов краж, а также закономерности деятельности правоохранительных органов по раскрытию и расследованию таких преступлений.

Цель написания выпускной квалификационной работы состоит анализе специфики частной криминалистической методики расследования краж, совершаемых несовершеннолетними.

Указанная цель была достигнута посредством последовательного разрешения следующих задач:

- рассмотреть понятие криминалистической характеристики краж, совершенных несовершеннолетними, и определить ее структурные элементы;

- проанализировать предмет преступного посягательства, обстановку преступления как элементы криминалистической характеристики краж, совершенных несовершеннолетними;

- изучить способы совершения преступления и механизм следообразования как элементы криминалистической характеристики краж, совершенных несовершеннолетними;

- изучить личность преступника и потерпевшего как элементы криминалистической характеристики краж, совершенных несовершеннолетними;

- рассмотреть обстоятельства, подлежащие установлению по кражам, совершенным несовершеннолетними;

- выделить типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования краж, совершенных несовершеннолетними, и алгоритм их разрешения;

- проанализировать специфику проведения на первоначальном этапе расследования краж, совершенных несовершеннолетними, таких следственных действий, как осмотр места происшествия; допрос потерпевшего, свидетеля; допрос подозреваемого, обвиняемого; назначение судебных экспертиз.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания (анализ, синтез, наблюдение, описание) и специальные криминалистические методы (криминалистическая диагностика и др.). В ходе проведенного исследования также применялись методы сравнительно-правового, системно-структурного, статистического анализа.

Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов как Р.С. Белкина, В.М. Быков, А.Н. Васильев, Н.Т. Ведерников, И.А. Возгрин, В.К. Гавло, И.Ф. Герасимов, Л.Я. Драпкин, Л.Л. Каневский, И.М. Лузгина, Н.И. Николайчика, В.А. Образцова, И.Ф. Пантелеева, В.Г. Танасевича, А.Г. Филиппова, Н.П. Яблокова и др.

Нормативную базу работы составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, действующее уголовное, уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, иные нормативные акты применительно к теме исследования.

Эмпирическую базу работы составили: результаты изучения материалов 5 уголовных дел, находящихся в производстве следственного отдела по расследованию преступлений, совершенных на территории ОП г. Бийска, 10 приговоров районных судов Алтайского края, а также результаты исследований ученых, занимавшихся разработкой проблемных вопросов расследования краж, совершенных несовершеннолетними.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка используемых источников и литературы.


Криминалистическая характеристика краж, совершенных несовершеннолетними

Первоначальный этап расследования краж, совершенных несовершеннолетними

Особенности тактики проведения отдельных следственных действий при расследовании краж, совершенных несовершеннолетними

Осмотр места происшествия

 

К осмотру места происшествия по делам о кражах, совершенных несовершеннолетними, следователь должен быть профессионально и психологически подготовлен. Если есть основания полагать, что кража совершена несовершеннолетними, целесообразно организовывать следственно-оперативную группу с участием специализированного следователя по делам несовершеннолетних или следователя, который в дальнейшем будет расследовать данное уголовное дело, а также эксперта-криминалиста, которому подведомственны дела рассматриваемой категории. Кроме того, для установления преступников по горячим следам желательно участие кинолога с собакой.

Приступая к осмотру места происшествия по делам о кражах, совершенных несовершннолетними, следователь, при отсутствии информации о субъекте преступления, производит его с учётом криминалистической характеристики преступлений данной категории, если имеются основания предполагать, что преступление совершено несовершеннолетними.

Поиск следов в ходе осмотра места происшествия должен основываться на таких элементах криминалистической характеристики рассматриваемой категории дел, как: способ совершения преступления, место совершения преступления, предметы посягательства.

Материальные последствия, связанные с изменениями в обстановке места происшествия, также могут свидетельствовать об участии в совершении преступления несовершеннолетних, к ним относятся:

- малые размеры имеющихся на месте происшествия следов рук и ног, по высоте надписей на стенах (как правило на уровне глаз). Однако такая возможность реально существует лишь в том случае, когда в преступлении участвовали малолетние или подростки не старше 14-15 лет, так как размеры ног и рук, рост несовершеннолетних старше 15 лет, как правило, уже не отличается от взрослых;

- следы обуви, которую носят обычно подростки (валенки, сандалии, кеды и т.д.);

- личные вещи преступника, оставленные на месте происшествия;

- волосы, по которым в ряде случаев можно определить пол, возраст преступника;

- следы зубов на продуктах, по которым можно определить примерный возраст преступника.

Параллельно с осмотром, если он проводился «по горячим следам», целесообразно организовать немедленный розыск преступников и похищенного на прилегающей территории по приметам, сообщённым очевидцами или потерпевшими, путём подворно-поквартирного обхода, опроса.

Также несовершеннолетний преступник может быть выявлен правоохранительными органами до начала осмотра места происшествия. В этом случае, исходя из криминалистической характеристики данной категории преступлений, при осмотре места происшествия необходимо осуществлять поиск объективных данных, подтверждающих или опровергающих участие подростка в совершении преступления.

Если несовершеннолетний не отрицает своего участия в совершении преступления и даёт объяснения, то его можно привлечь к осмотру места происшествия, предварительно допросив, а при не возбужденном уголовном деле тщательно опросить.

Однако, если имеются основания считать, что участие несовершеннолетнего повлечёт разглашение материалов предварительного следствия, то целесообразно отказаться от участия несовершеннолетнего в осмотре места происшествия.

При осмотре не нужно отсекать и такие версии о том, что несовершеннолетний участвовал не один в совершении преступления, при этом желает скрыть других участников преступления – своих сверстников и взять всё вину на себя, а также участие в совершении преступления взрослых.

Об участии в совершении преступления взрослых могут свидетельствовать: ухищрённые способы проникновения (использование отмычек, специально изготовленных предметов), хищение товаров крупных по габаритам, обнаружение на месте происшествия предметов, свидетельствующих о пребывании взрослых и другие обстоятельства.

Также следует отметить, что очень часто материально ответственные лица пытаются значительно преувеличить ущерб, причинённый подростками. Поэтому для проверки и исключения такой версии в ходе осмотра места происшествия необходимо тщательно фиксировать наличие и отсутствие следов, состояние, габариты, вес товаров, оставшихся на месте происшествия.

Поиск при осмотре места происшествия по рассматриваемой нами категории дел должен быть направлен на выявление навыков несовершеннолетнего, личностных качеств. Получив информацию о таких качествах и признаках несовершеннолетнего преступника, как: физическая сила, телосложение, рост и другие признаки внешности, следователь в процессе осмотра должен проверить, нет ли иных следов подтверждающих эти данные и указывающих на них (например, о росте может свидетельствовать высота надписей, размер обуви и т.д.).

В ходе осмотра места происшествия по делам о кражах, совершенных несовершеннолетними, может быть также получена информация и о личностных качествах несовершеннолетнего преступника, например, о привычках (курение, пристрастие к спиртному и др.)

При осмотре места происшествия по делам о кражах несовершеннолетних большую роль играет такая форма вывода, как умозаключение по аналогии. Обращаясь к аналогии, следователь опирается на выводы, примеры из своего опыта, опыт коллег, при этом анализу должны быть подвергнуты наиболее существенные признаки, характеризующие обстоятельства совершения преступления.

Проведенное исследование показало, что в 100% случаев на месте происшествия несовершеннолетние оставляют следы рук, обуви, 25% - следы биологического происхождения. В 41,6% случаях о совершении преступления несовершеннолетними свидетельствует излишний беспорядок, 8,3% - наличие нецензурных надписей на месте происшествия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ходе осмотра места происшествия по изучаемой нами категории дел необходимо знать элементы криминалистической характеристики преступлений, совершенных несовершеннолетними и использовать такие знания на практике. Правильно и тщательно проведённый осмотр места происшествия поможет сузить круг подозреваемых лиц, подтвердить или опровергнуть следственные версии, направить ход расследования, а значит способствовать быстрому раскрытию и расследованию преступления.

Допрос подозреваемого

 

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого обладает рядом особенностей, обусловленных нравственно-психологическими характеристиками указанной возрастной группы. Следует отметить:

- меньший, чем у взрослых, объем знаний и жизненного опыта;

- слабую сосредоточенность;

- повышенную внушаемость;

- меньшее развитие аналитических навыков при восприятии и оценке воспринятого;

- тенденцию смешивать реально воспринятое и воображаемое;

- эмоциональность суждений и действий.

Особую трудность представляет допрос несовершеннолетнего подозреваемого, к которому должен быть особый подход. С одной стороны, еще нет достаточных доказательств для предъявления обвинения, а с другой - это все-таки не свидетель, заведомо непричастный к расследуемому преступлению, в связи с чем ему предоставляется право на защиту. Перед допросом ему должно быть объявлено, в чем он подозревается (ст.189 УК РФ).

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого должен быть произведен немедленно, если он задержан или заключен под стражу. Это, однако, не исключает предварительного проведения с его участием тех следственных действий, которые могут опровергнуть возникшее подозрение либо, напротив, подтвердить участие в преступлении. Если подозреваемый задержан, о чем родители или другие законные представители не знают, следователь обязан немедленно сообщить об этом, ознакомив с фактами вменяемыми подростку. Прежде чем привлечь их для участия в допросе несовершеннолетнего, необходимо выяснить насколько это возможно. Если препятствий к этому нет, к законному представителю целесообразно обратиться с просьбой помочь установить истину, разъяснить цель и формы его участия в допросе.

Готовясь к допросу несовершеннолетнего подозреваемого, следователь должен продумать, как начать допрос. Очень важна первая фраза, с которой он к нему обратиться. В тех случаях, когда задержание или арест несовершеннолетнего подозреваемого произведен работниками милиции, а следователя он видит впервые, необходимо назвать себя подозреваемому. Если подозреваемый угнетен или напуган (что вполне естественно при задержании или аресте), целесообразно еще до начала официальной части допроса сказать ему несколько ободряющих фраз. При правильной организации допроса несовершеннолетний подозреваемый должен чувствовать, что его ни в чем не обвиняют и что его объяснения могут полностью рассеять возникшие против него подозрения, если они неосновательны. При допросе целесообразно избегать таких терминов, как «преступник», «кража», «разбой», «вина», «виновный». Не говоря уже о том, что у следователя для подобных заявлений, как правило, еще недостаточно оснований, все эти термины вызывают страх у несовершеннолетнего, активизируют его попытки избежать ответственности, в частности, путем дачи ложных показаний. К несовершеннолетнему, как и ко взрослому, следует подходить объективно, чтобы он понял, что следователь стремится выяснить истину и не намерен обвинить его во чтобы то ни стало. Спокойный, уверенный и вместе с тем дружеский тон – непременное условие установление контакта с несовершеннолетним. Даже дерзкий и плохо воспитанный подросток быстро понимает, что глупо занимать по отношению к следователям, настроенного к нему доброжелательно, враждебную позицию. Вместе с тем это должно сочетаться с необходимой настойчивостью и твердостью, чтобы допрашиваемый понял серьезность положения. Если несовершеннолетний расценит доброжелательность и сдержанность следователя, как проявление его слабости, пытается грубить, вести себя развязно, следует сразу же это пресечь.

Так, по уголовному делу № 03/2012 [17] по обвинению Бирюкова Е.М. в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 161 ч.1, 162 ч.2 УК РФ, обвиняемый Бирюков Е.М. отказался давать показания по существу дела. При изучении личности было установлено, что Бирюков Е.М. воспитывался в неблагополучной семье, мать злоупотребляла спиртными напитками, дома постоянно царили ругань, драки и скандалы. Спокойный, доброжелательный, дружеский тон помогли наладить контакт с обвиняемым, после чего он дал правдивые показания.

Многие преступления включают в себя ряд эпизодов или отдельных правонарушений, поэтому следователь на первых этапах может сделать вид, что интересуется главным образом отдельными обстоятельствами или поступками. Когда все обстоятельства, связанные с эпизодом, выяснены, а контакт с несовершеннолетним налажен, постепенно следует переходить к выяснению преступления в целом.

Что и произошло в ходе расследования уголовного дела № 03/2011 [18] по обвинению несовершеннолетних Федорова, Игнатова и Петрова в совершении ряда преступлений, предусмотренных ст.ст.158 ч.2 УК РФ. Указанными лицами были даны показания, что ими на протяжении ночи была совершена одна кража, однако после допроса всех участников преступления и сопоставления их показаний были обнаружены противоречия, касающиеся места и времени совершения преступлений. В связи с этим были произведены повторные допросы Федорова, Игнатова и Петрова. В результате которых, при исследовании некоторых обстоятельств, появилась возможность восстановить полную картину не одного, а целого ряда преступлений, совершенных ими в эту ночь.

Тактика допроса подозреваемого по делу о краже в значительной мере зависит от того, очевидно ли для следователя совершение допрашиваемым преступления или возникают серьезные сомнения, совершал допрашиваемый данное преступление. Если это очевидно, то поведение следователя должно быть более настойчивым, в ином случае он должен вести себя очень осторожно и осмотрительно. Объясняется это тем, что подросток, психика которого обычно более ранима, чем у взрослого, мучительно переживает проявленную к нему несправедливость, проникает ненавистью к следователю, чаще всего замыкается. Поэтому при отсутствии уверенности в виновности несовершеннолетнего следует занять нейтральную, выжидательную позицию. Даже в том случае, когда совершение преступления подозреваемым очевидно, не рекомендуется торопиться изобличать его. Лучше выразить надежду, что допрашиваемый сожалеет о содеянном и, конечно, расскажет правду. Если взрослый подозреваемый обычно сразу же стремиться дать объяснение относительно оснований возникновения подозрений и применения к нему мер принуждения, то несовершеннолетний, наоборот, охотнее отвечает на вопросы о жизни, интересах и т.п., чем о своей причастности к преступлению.

Допрос подозреваемого по делу о краже должен помочь следователю найти ответ на вопрос, соответствует ли его развитие возрасту и нет ли основания, которое препятствовало бы осознанию несовершеннолетним социальной значимости его деяний. Известно, что это обстоятельство, в случае его подтверждения, исключает уголовную ответственность и выяснить его нужно по возможности до, а не после предъявления обвинения. В целом этот вопрос решается психолого – психиатрической экспертизой, но необходимость в ее производстве устанавливается путем изучения данных, характеризующих подростка.

Подготовка к допросу несовершеннолетнего подозреваемого, совершившего кражу, начинается с изучения материалов уголовного дела, определения неотложных следственных действий, которые в полной мере могут осветить обстоятельства совершенного преступления, его участников и в известной мере роль каждого из них, сведений, характеризующих личность правонарушителя. Также заранее необходимо определить круг лиц, участвующих в допросе – защитника, представителей, педагогов и др. Немаловажно определить место и время для предъявления обвинения и осуществления допроса несовершеннолетнего в качестве обвиняемого. Практика показала, что целесообразно планировать предъявление обвинения несовершеннолетнему и его допрос на утренние часы, когда подростки наименее эмоционально возбуждены и не утомлены. При допросах, продолжающихся несколько часов, в случаях явного утомления допрашиваемого, следует устраивать перерывы, фиксируя это в протоколах допроса.

Также заранее необходимо следователю правильно выработать и выбрать линию своего поведения при общении с обвиняемым. Атмосфера при общении с подростком должна быть серьезной, строгой, но вместе с тем и спокойной. Нельзя допускать панибратства по отношении к несовершеннолетнему; он постоянно должен чувствовать грань между собой и следователем, однако не следует быть излишне суровым и официальным. Не возбраняется называть несовершеннолетнего на «ты», поскольку такая форма общения к подростку признается общепринятой. Как правило, на практике данное общение используется к подросткам от 14 – 16 лет, напротив же, к обвиняемым достигшим 16 –18 летнего возраста общение на «вы» может оказаться более целесообразным, так как этим демонстрируется уважение к достоинству допрашиваемому. Необходимо пресекать попытки несовершеннолетнего обвиняемого принять небрежную позу, проявить неуважение к следователю, использовать жаргон, оскорбительные выражения и сразу же пресекать любые другие проявления развязности со стороны допрашиваемого, так как допрос несовершеннолетних это не только способ получения доказательств, но и метод воспитательного воздействия.

Предъявляемое несовершеннолетнему обвинение должно быть предельно обоснованным и мотивированным, изложено в понятных обвиняемому выражениях. Если следователь не опасается, что это может нарушить его тактический план, целесообразно в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого включить ссылку на доказательства. При помощи этого у несовершеннолетнего можно создать убеждение, что следователю уже в основном все известно и пытаться ввести его в заблуждение бесполезно[19].

Выяснению вопроса, признает ли несовершеннолетний себя виновным, должно предшествовать терпеливое и подробное разъяснение ему в чем он подозревается. Необходимо ясно и просто объяснить значение юридических терминов, содержащихся в постановлении, существо обвинения и юридическую квалификацию преступления.

Целесообразно предложить несовершеннолетнему изложить свои показания, начиная с периода, предшествовавшего событию преступления, с тем, чтобы в дальнейшем последовательно подойти к нужному моменту. Если необходимо выяснить обстоятельства сложного события, следует расчленить тему на простейшие эпизоды, облегчив, тем самым, обвиняемому дачу показаний.

Для несовершеннолетних характерно признание своей вины. Проведенные исследования показывают, что подавляющее большинство несовершеннолетних по делам о кражах (88,5%) признают себя виновными в совершенных преступлениях. Это объясняется тем, что подростки, как правило, не готовятся заранее к преступлению, не разрабатывают систему сокрытия следов, не продумывают ссылок на алиби. Обычно преступления несовершеннолетних носят ситуативный, спонтанный характер, нередко перерастают из озорства, праздного нахождения на улице, часто связанны с употреблением спиртных напитков и наркотиков[20].

Согласно ст.173 УК РФ, допрос несовершеннолетнего подозреваемого начинается с того, что обвиняемый дает показания по существу фактов, в совершении которых он подозревается. Это так называемый свободный рассказ. Но следует помнить, что получить достаточно подробный рассказ от подростка – правонарушителя не так-то просто – сказывается уровень общего развития допрашиваемого, отсутствие привычки и умения последовательно и обстоятельно рассказывать о каких-либо событиях, четко излагать свои мысли.

Характерной особенностью допроса несовершеннолетнего обвиняемого является то обстоятельство, что предъявление обвинения и последующий допрос производится с участием защитника. Как правило, присутствие защитника положительно сказывается на поведении подростка на допросе. Он знает, что защитник – это лицо, представляющее его интересы, которое в силу своего процессуального положения обязано выявить обстоятельства, оправдывающие или смягчающие вину обвиняемого. Это убеждает несовершеннолетнего в объективности следствия и способствует получению от него правдивых показаний.

Слушая несовершеннолетнего подозреваемого по делу о краже, следует внимательно следить за ним с тем, чтобы разобраться в его позиции: что его волнует, чем он обеспокоен, виноват ли он или обвинения не обоснованы. Убеждая несовершеннолетнего давать правдивые показания, нужно объяснить ему, почему это важно прежде всего для него[21].

Так, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 19 час. 30 мин. до 21 час. 40 мин. Несовершеннолетний Лесников А.В. находился в доме по адресу: <адрес>, где увидел незапертую дверь в <адрес>, где проживал ранее ему не знакомый Я. В это время у Лесникова А.В. возник преступный умысел, направленный на тайное хищение чужого имущества, с причинением значительного ущерба гражданину, с незаконным проникновением в жилище. Похитил разрешение на ношение травматического оружия на имя Я. не представляющее материальной ценности, водительское удостоверение на имя Я. не представляющее материальной ценности, пластиковая карта банка ВТБ не представляющая материальной ценности, дисконтная карта ССК не представляющая материальной ценности. При этом, после задержания, несовершеннолетний Лесников, всячески отрицал свою причастность к совершенному деянию. Однако в ходе допроса, Лесников допустил оговорку относительно своего места нахождения в момент кражи, чем воспользовался следователь, и при последующем допросе лиц, которые обеспечивали алиби подозреваемого, умело используя полученную от подозреваемого информацию, установил отсутствие алиби [22].

Здесь многое зависит от умения следователя правильно и убедительно ответить на этот вопрос. Особенностью психики несовершеннолетних является повышенная внушаемость. Это допустимо использовать для того, чтобы помочь положительным эмоциям допрашиваемого одержать верх над отрицательными, вызвать раскаяние и стремление искренним поведением загладить причиненный преступлением вред. Вместе с тем, свойство сравнительно легко поддаться внушению со стороны допрашиваемого становится источником самооговора, если от несовершеннолетнего начинают добиваться признания вины при отсутствии веских доказательств.

Допрашивая несовершеннолетнего обвиняемого, следователь, как и при допросе взрослого, должен избегать всякого унижения его личности. Не имея достаточного жизненного опыта и пренебрегая последствиями, несовершеннолетний может отрицать свою вину вопреки здравому смыслу. Призыв к его человеческому достоинству обычно оказывает нужное воздействие.

Важное место при допросе несовершеннолетнего занимает выяснение его взаимоотношений с соучастниками. Если несовершеннолетний обвиняемый дает ложные показания, то прежде всего следует выяснить, не объясняется ли такое поведение на допросе чувством так называемого ложного товарищества. Примером тому является уголовное дело № 3\2012 [23] обвинению Абрамова и Семенова в совершении ряда преступлений, предусмотренных ст.161 ч.2 УК РФ. Оба участника преступления были ранее судимы за аналогичные преступления. Обвиняемый Семенов в инкриминируемых преступлениях всю вину брал на себя. При разговоре со следователем, ранее ведущим расследование, за которое Абрамов и Семенов были ранее осуждены, было выяснено, что Семенов и ранее выгораживал Абрамова. После данной беседы, с учетом полученной информации, допрос был построен таким образом, что в результате обвиняемому Семенову пришлось дать показания, изобличающие Абрамова в совершенном преступлении.

Следователь объяснил, что ему известно о том, что Семенов «покрывает» Абрамова из чувства ложного товарищества и тем самым усугубляет свое положение, обрекая самого себя нести ответственность и за те действия, которые он не совершал.

В этом случае следователю следует убедить несовершеннолетнего в ошибочности и вредности таких представлений о товариществе, разъяснить, что правдивые показания, прежде всего, помогут установить истинную роль каждого из сообщников. Нередко ложь несовершеннолетнего объясняется боязнью мести со стороны соучастников. Если следователь к этому времени располагает доказательствами виновности соучастников, то целесообразно объяснить допрашиваемому, что его показания отнюдь не играют решающей роли в их изобличении, подкрепить это некоторыми доказательствами. По делам несовершеннолетних необходимо учитывать возможность самооговора или сговора, когда несовершеннолетний обвиняемый старается выгородить своих соучастников или преуменьшить их роль. Показания такого рода следует сопоставлять с другими материалами дела сразу же в ходе допроса и обратить внимание допрашиваемого на противоречия.

При расследовании уголовного дела № 02/2010 [24] по обвинению Гришаева, Лебедева и Тимакова в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст.158 ч.2, 161 ч.2 УК РФ, в результате допросов несовершеннолетние Гришаев и Тимаков, выгораживая Лебедева, давали ложные показания. Сопоставив материалы уголовного дела – протоколов осмотра места происшествия, протокол допроса потерпевшей Дмитриевой об объеме похищенного имущества, также внешние физические данные подростков, было установлено, что совершить кражу вдвоем Гришаеву и Тимакову было не под силу. Предъявив данное доказательство обвиняемым Гришаеву и Тимакову, при повторном допросе, подростки указали на третьего взрослого соучастника преступления – Лебедева.

Одним из проявлений неискренности показаний несовершеннолетнего является самооговор. В целях разоблачения самооговора целесообразно учитывать индивидуально-психологические качества несовершеннолетнего (волевые качества, особенности характера, темперамента, склонность к внушению).

Так, по уголовному делу № 6\2011 несовершеннолетний Коров, на допросе заявил, что это он сам решил совершить кражу из магазина, но т.к. не смог отпереть двери, то попросил помочь ему своего двадцатилетнего брата [25]. При этом он достаточно подробно рассказывал о том, как совершал преступление, однако при повторном допросе все показания были озвучены им слово в слово, как – будто текст был заучен наизусть.

Наиболее действенным в целях пресечения лжи является детальный допрос их о событиях и их действиях в момент совершения преступления, времени и признаках совершения преступления и сопоставление полученных данных с другими материалами уголовного дела. При постановке вопросов следователю важно убедиться в том, что допрашиваемый правильно понял их содержание. С этой целью можно использовать метод контрольных вопросов. Если несовершеннолетний не понял содержание вопроса, последний целесообразно разделить на несколько более конкретных и простых.

Способствовать более эффективному допросу несовершеннолетнего подозреваемого по делам о кражах может предварительный допрос его родителей или лиц, их заменяющих, а также педагогов. Это позволит следователю получить полезную информацию о личности допрашиваемого несовершеннолетнего, совершившего кражу, об условиях его жизни и воспитания для последующего установления с ним коммуникативного и психологического контакта и оценки его показаний.

Из вышеизложенного можно сделать выводы: показания несовершеннолетнего подозреваемого по делам о кражах ввиду их возможной неполноты, неточности и изменчивости должны всегда особенно тщательно проверяться; получение этих показаний требует специальных знаний в области психологии, а также большого терпения и такта. Поэтому для производства предварительного следствия по делу, в котором фигурирует несовершеннолетний подозреваемый, должны привлекаться хорошо подготовленные следователи, а также опытные педагоги и психологи.

 

Заключение

 

Подводя итог, вышеизложенному, можно сделать вывод, что криминалистическую характеристику краж, совершаемых несовершеннолетними, можно определить, как систему сведений об особенностях предмета, обстановки, способов совершения краж, механизма следообразования, личности потерпевшего, обусловленные спецификой личности несовершеннолетнего вора.

К элементам криминалистической характеристики краж, совершаемых несовершеннолетними, по нашему мнению, следует отнести: предмет преступного посягательства; обстановка совершения преступления; способы подготовки, совершения и сокрытия преступлений; механизм следообразования; личность преступника; личность потерпевшего.

Проверка сообщений о кражах, совершаемых несовершеннолетними имеет свою специфику, отличную от доследственной проверки по другим видам преступлений. Кроме того, отличия имеют и обстоятельства, подлежащие установлению по делам данной категории. Именно от знания этих особенностей лицом, проводящим проверку зависит качество ее проведения, а также дальнейших успех расследования данного уголовного дела.

Анализ проведенный в ходе написания выпускной квалификационной работы позволяет сделать уверенный вывод о том, что успех расследования краж, совершаемых несовершеннолетними, определяется качеством и оперативностью работы, проделанной следователем на первоначальном этапе расследования, и особенно, при допросе подозреваемого, обвиняемого, свидетелей, родителей, учителей и т.п. Кроме того, существенное значение при расследовании данной категории преступлений имеет взаимодействие следователя с иными службами ОВД, прежде всего с подразделениями ПДН.

При расследовании краж, совершаемых несовершеннолетними, специфику имеют осмотр места происшествия и иные виды осмотра, допрос подозреваемых, обвиняемых, проведения обыска и выемки, а также ряд судебных экспертиз, назначаемых по данной категории уголовных дел, а именно судебно- медицинская экспертиза возраста, а также судебно - психологическая и комплексная психолого - психиатрическая.

Предмет доказывания и криминалистическая характеристика отдельных категорий преступлений - это понятия не однозначные и не одно-порядковые. Круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, строго определен уголовно-процессуальным законодательством. Он обязателен и не может быть поглощен или заменен криминалистической характеристикой преступления, так как установление обстоятельств, входящих в предмет доказывания - задача, которая должна быть решена следователем, а криминалистическая характеристика - средство для наполнения предмета доказывания определенным содержанием и для раскрытия преступления.

Особую значимость в методике расследования краж, совершаемых несовершеннолетними, имеет первоначальный этап, под которым подразумевается временной промежуток от момента поступления сообщения о преступлении и до предъявления обвинения. Первоначальный этап расследования краж, совершаемых несовершеннолетними, ввиду его динамичности, временного и информационного дефицита, требует от лица, производящего расследование, высокого профессионализма, основанного на глубоких теоретических знаниях закономерностей совершения таких преступлений.

Также, особое значение придано методике проведения допроса подозреваемого в совершении преступления, так как именно благодаря налаживанию контакта и тонкой работе следователя, который принимает во внимание особенности личности, возраста, социального положения подозреваемого, и получается добиться признательных показаний.

Таким образом, можно сделать вывод, что расследование краж, совершаемых несовершеннолетними, имеет существенные отличия от расследования преступлений других категорий, и от знания следователем данных особенностей и уровня владения методикой расследования таких преступлений напрямую зависит эффективность решения задач уголовного судопроизводства, а также обоснованного и справедливого привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.

 

 


Список литературы

I. Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ – СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/online



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1996; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.063 с.)