Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Основные критерии технологичности
Похожие статьи вашей тематики
Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям:
1. Концептуальность (научность) - каждая педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, содержащую философское, психологическое, дидактическое, социально-педагогическое обоснование реализации педагогических идей.
2. Системность - любая педагогическая технология должна обладать признаками системы: логика процесса; взаимосвязь всех систем процесса; целостность процесса.
3. Структурированность – в технологии должна прослеживаться иерархичность, логичность, алгоритмичность, процессуальность, вариативность.
3. Управляемость – предполагает возможность:
· целеполагания;
· планирования;
· проектирования процесса обучения;
· поэтапной диагностики;
· варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
1. Воспроизводимость - подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами
2. Эффективность: возможность существования технологии в конкурентных условиях, гарантированность достижения определенного стандарта обучения, оптимальность по результатам и по затратам.
Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной:
1. Концептуальный аспект рассматривается с позиции новизны (инновационности), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности.
2. Содержательный аспект образования в рамках технологии рассматривается с позиций современных теорий общего среднего образования, принципов системности, идей развивающего обучения и социального заказа.
3. Процессуальный аспект. В процессуальной характеристике прежде всего определяется целесообразность и оптимальность отдельных технологических элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту обучаемых.
Описывается программно-методическое обеспечение, удовлетворяющее требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления.
4. Критериально-оценочный аспект. Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к субъектам и объектам обучения и воспитания.
Итак, структура педагогической технологии состоит
Критериально-оценочный аспект
| 2. Классификация педагогических технологий
Классификация педагогических технологий выступает в качестве важнейшей исследовательской задачи теории педагогических систем. Попытка создания такой классификации была сделана Г.К. Селевко.
Г. К. Селевко за основу классификации педагогических технологий берет следующие параметры:
1) уровень применения;
2) философская основа;
3) методологический подход;
4) ведущий фактор развития личности;
5) научная концепция (механизм) передачи и освоения опыта;
6) ориентация на личностные сферы и структуры индивида;
7) характер содержания и структуры;
8) основной вид социально-педагогической деятельности;
9) тип управления учебно-воспитательным процессом;
10) преобладающие методы и способы;
11) организационные формы;
12) средства обучения;
13) подход к ребенку и ориентация педагогического взаимодействия;
14) направления модернизации;
15) категория педагогических объектов.
По уровню и характеру применения
Социально-педагогические, общепедагогические (метатехнологии)
Отраслевые, частнопредметные (макротехнологии)
Модульные, локальные, узкометодические (мезотехнологии)
Конкретно-личностные (микротехнологии)
Монотехнологии
Политехнологии
Гибкие и проникающие технологии
По философской основе
(Работаем с заметками на полях)
Материалистические
| Материализм (от латинского materialis - вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное.
| Идеалистические
| Идеализм (от греч. idea – идея) общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью.
Крупнейшие представители объективного идеализма: Платон, Плотин, Прокл; Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель; субъективного идеализма – Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте
| Диалектические
| Диалектика
1. Метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии.
2. Процесс развития чего-либо во всем многообразии его форм и во всей его противоречивости.
3. Первоначально - искусство вести спор.
| Метафизические
| Метафизика
1) философская «наука» о сверхчувствительных принципах бытия.
2) Противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие.
| Гуманистические
| Гуманизм - признание человека высшей ценностью, смыслом бытия.
| Сциетические
(технократические)
| Технократизм — власть науки и техники. Развитие науки является первостепенной задачей, которая позволит разрешить все проблемы. Социальная структура технократического общества базируется на знаниях и квалификации.
| Природосообразные
| Впервые идея природосообразности была высказана Аристотелем, который утверждал, что у человека три вида души: растительная (питание и размножение), животная (ощущения и желания), разумная (мышление). Природа тесно связала их, следовательно, необходимо воспитание вести в соответствии с этой природой: физическое, нравственное, умственное. (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег).
К.Д.Ушинский пошел еще дальше, предприняв попытку разработки педагогической науки, полностью основываясь на принципе природосообразности. Он разрабатывает педагогическую антропологию, в которой описывает физиологические законы деятельности человеческого организма и обусловленные ими психические процессы и явления. Он стремился в самой природе человека почерпнуть громадные средства воспитания.
Познание законов развития человека обогащает арсенал воспитательных средств.
| Прагматические
| Прагматизм (от греч. prágma, родительный падеж prágmatos - дело, действие), субъективно-идеалистическое философское учение. Впервые оно было введено в философию Чарльзом Пирсом. Согласно П., опыт никогда не дан нам изначально как нечто определённое, но все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач. Истиной прагматизм признает то, что лучше всего "работает" на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта
| Экзестенциалистские
| Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, иррационалистическое направление современной буржуазной философии. Э. стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчленённую целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, Э. понимает его как переживание субъектом своего «бытия-в-мире». Бытие толкуется как данное непосредственно, как человеческое существование, или экзистенция. (Н.Бердяев, Сартр, Камю).
| Антропологические
| Антропология – область научного познания, в рамках к-рой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусств, среде.
| Религиозные
| | Эзотерические
|
| Космистские
| Совокупность течений философской и религиозной мысли, ставящие (как в учении Н. Ф. Федорова) в центр своих исследований проблему космического всеединства всего живого, волю к мистико-интуитивному познанию внеземных пространств. Философия русского космизма - комплексное учение о взаимодействии человека и мира, построенное на глобальном планетарном мышлении. (.Э.Циалковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский)
| Коэволюционные
| Коэволюция (со - приставка, обозначающая в ряде языков совместность, согласованность; лат. evolutio - развертывание) - термин, используемый современной наукой для обозначения механизма взаимообусловленных изменений элементов, составляющих развивающуюся целостную систему. В философской литературе применяется, главным образом, в двух основных смыслах: в широком - когда термином "К." обозначается совокупная, взаимно адаптивная изменчивость частей. В более узком смысле понятие "К." используется для обозначения процесса совместного развития биосферы и человеческого общества в рамках любых биосистем.
Согласно принципу К., человечество, для того, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. Коэволюция человека и биосферы (то есть содружественное развитие природы и общества) или ноосфера.
Согласно Вернадскому, "под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - ноосферу".
|
По концепции освоения опыта
Ассоциативно-рефлекторные
|
| Бихевиористические
| Бихевиоризм - направление в психологии ХХ в., считающее предметом психологии поведение, которое понимается как совокупность физиологических реакций индивида на внешние стимулы.
В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные „эмоции“) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами.
| Гештальт-технологии
| "Gestalt" - в переводе с немецкого - фигура, образ, целостность, то, что “из ничего” стало “чем-то”).
Гештальт помогает завершить образ, сделать личность целостной. Это та техника, которая дает возможность человеку завершить неоконченные ситуации "здесь и сейчас".
Уникальные методики гештальта позволяют выделить человека из проблемы, что позволяет трезво взглянуть на проблему со стороны, а не жить с этой проблемой, и в ней самой.
| Интериоризаторские
| Интериоризация - процесс преобразования внешних действий и операций во внутренние умственные действия и операции.
Interiorisation
лат.Interior – внутренний
лат.Exterior - внешний
Экстериоризация(от лат. exterior — наружный, внешний) — процесс порождения внешних действий, высказываний и т. д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека.
| Суггестивные
| Суггестивный (от лат. suggestio - внушение) - внушающий, вызывающий собою какие-нибудь представления, идеи.
| Нейролингвистические
| |
|