Заготовление — Производство — Реализация
Метод бухгалтерского учета — это совокупность способов и приемов, проверка результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Метод бухгалтерского учета включает следующие элементы:
1. Документирование — письменное свидетельство о совершенной хо- зяйственной операции, предающее юридическую силу данным бух- галтерского учета.
2. Инвентаризация — это способ проверки фактического наличия ма- териальных ценностей, денежных средств и финансовых обяза- тельств. Она или подтверждает данные бухучета или выявляет неуч- тенные ценности, или допущенные потери, хищения, недостачи.
3. Оценка — оценка в денежном выражении для отражения в бухгал- терском учете имущества, обязательств и иных фактов хозяйствен- ной деятельности. Оценка имущества, приобретенного за плату осу- ществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку.
Оценка имущества полученного безвозмездно осуществляется по ры- ночной стоимости на дату оприходования. Оценка имущества произведен- ии! о в самой организации осуществляется по стоимости его изготовления.
4. Калькуляция — это способ подсчета и определения себестоимося единицы работ или продукции (фактическая себестоимость), т.е. па калькулированием себестоимости продукции и работ понимаете расчет затрат, связанных с её производством и реализацией.
5. Счета бухгалтерского учета — предназначены для группировки | текущего учета однородных хозяйственных операций.
Двойная запись — сумма каждой хозяйственной операции, записывг ется на счетах бухгалтерского учета дважды (по дебету — Дт однол счета и кредиту другого счета — Кт).
6. Баланс — в бухгалтерском учете рассматривается как способ обоб щения и группировки хозяйственных средств предприятия и их ив точников на определенную дату.
7. Отчетность — как элемент метода бухгалтерского учета является за! вершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются имущесл венное положение предприятия, результаты его хозяйственной дея тельности за отчетный период (квартал, год).
Бухгалтерский баланс и другие формы отчетности предприятия
Баланс — это способ обобщения и группировки хозяйственных средст) предприятия и их источников на определенную дату. Форма бухгалтерског] баланса представлена в Приложении 2.
Баланс делится на разделы и статьи. По своему строению он представляв1 собой 2-х стороннюю таблицу. Левая сторона которой — актив — отражав; состав и размещение хозяйственных средств, а правая — пассив — отражав; источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение.
В переводе с латинского «баланс» означает 2-х чашечные весы, т.е. в не» должно присутствовать обязательное равенство итогов. Сумма всех стате] актива баланса должна быть равна сумме всех статей пассива баланса.
Для отражения конкретного вида средств или источников в балансе кЗ ждому виду ресурсов отводится отдельная строка, которая называете) статьей баланса. Статьи баланса носят название конкретных видов финан совых ресурсов.
Классификация хозяйственных средств по составу и размещению
Хозяйственные средства предприятия — это товарно-материальны* ценности (ТМЦ) и денежные средства как принадлежащие предприятию, так и временно находящиеся вне его собственности.
Они являются активом предприятия и по составу и функциональной ро- ли подразделяются на внеоборотные, оборотные и отвлеченные.
К внеоборотным средствам относятся основные средства и нематери- альные активы.
Основные средства — это здания, машины и оборудование, вычисли- тельная техника, транспорт и др. Они принимаются к бухгалтерскому учет} по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим затратам на их приобре- тение, сооружение, изготовление.
Основные средства постепенно изнашиваются, что позволяет предпри- ятию их стоимость включать в себестоимость производимой продукции или работ частями в течении нормативного срока службы основного средства путем начисления амортизации.
М бухгалтерском балансе основные средства отражаются по остаточной
| ПРИМОСТИ.
Нематериальные активы — это объекты, имеющие стоимостную нцгнку, но не являющиеся вещественными ценностями (право на пользова- ....... емлей, водой и прочими природными ресурсами, различные изобрете- нии, интеллектуальная собственность, ноу-хау и др.)
I К-материальные активы также, как и основные средства переносят свою и. риоиачальную стоимость на затраты производства в течение активного I их службы путем начисления износа и отражаются в бухгалтерском шее по остаточной стоимости. К оборотным активам относятся:
сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, запчасти, незавершенное производство и др. Оборотные активы отражаются в балансе по их фактической себестоимости;
денежные средства — сумма наличных денежных средств в кассе предприятия, свободные денежные средства, хранящиеся на расчет- ном, валютном и прочих счетах в банке;
средства в расчетах — задолженность предприятия за выполненные работы, выданные авансы, полученные векселя и др. Отвлеченные средства — это налоги и прочие платежи из прибыли в
.... ижет или прибыль, использованная на образование фондов специального
Ишничения.
Нее указанные выше средства могут быть образованы за счет следую- щих источников.
Классификация источников образования хозяйственных средств Источники образования хозяйственных средств являются пассивом И|)| шриятия и по составу и функциональной роли подразделяются на ис- шчмики собственных средств и источники привлеченных средств. Источники собственных средств предприятия:
- уставный капитал — представляет собой совокупность денежных
вкладов учредителей в имущество предприятия при его создании. Он предназначен для обеспечения деятельности создаваемой организа- ции в размерах, определенных учредительным документом (уставом организации);
- добавочный капитал — образуется за счет переоценки основных средств по решению правительства в сторону их увеличения или за счет безвозмездного поступления прочих активов;
- резервный капитал — создается за счет прибыли предприятия и предназначен для покрытия непредвиденных потерь и убытков;
- специальные фонды — предназначены для создания источников, обеспечивающих расширение производственных площадей, обнов- ление основных средств (фонд накопления) или создающих базу для материального поощрения сотрудников, их отдыха (фонд социаль- ной сферы и фонд потребления);
- прибыль — сумма превышения доходов над расходами предприятия,
полученная с начала года до отчетного периода от реализации про- дукции, работ, ТМЦ, основные средства и т.п.
Тема 12. Анализ финансово-хозяйственной деятельности строительных организаций
Финансовое состояние предприятия — это характеристика его финансо- вой конкурентоспособности, использования финансовых ресурсов и капи- Гала, выполнение обязательств перед государством и перед другими пред- приятиями.
Финансовый анализ — это один из основных элементов финансового менеджмента в строительных организациях. Основная цель финансового Мализа — получение ряда параметров, характеризующих финансовое со- стояние строительной организации, её прибылей и убытков, изменение в • [ руктуре активов и пассивов, в расчетах с кредиторами и дебиторами.
Пользователи информации финансового анализа: руководство и персо- нал строительной организации, в первую очередь работники финансовых служб; собственники средств организации, в т.ч. акционеры; банки и другие финансово-кредитные учреждения; поставщики; налоговые органы; ауди- торские фирмы и др.
Основным источником информации для проведения финансового анали- за является бухгалтерский баланс (ф. №1), отчет о прибылях и убытках (ф. №2), а также отчет о движении денежных средств (ф. №4).
Анализ платежеспособности
Денежные средства, используемые строительной организации по источ- никам их возникновения подразделяются на собственные привлеченные.
Осуществление хозяйственной деятельности за счет только собственных средств в условиях рынка практически невозможно, и, как правило, не це- лесообразно. Использование же привлеченных средств требует своевре- менного возврата и платы за их использование. В результате строительная организация должна рассчитываться по своим обязательствам, т.е. быть платежеспособной.
Платежеспособность означает наличие у организации финансовых возможностей для своевременного погашения своих долговых обяза- тельств. Строительная организация считается платежеспособной, если имеющиеся у нее денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и расчеты с дебиторами покрывают её краткосрочные обязательства.
Для оценки платежеспособности строительной организации использу- ются следующие показатели:
- коэффициент абсолютной ликвидности, показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть покрыта наиболее лик- видными оборотными активами (может быть погашена организацией в ближайшее время).
Коэффициент абсолютной ликвидности определяется по формуле:
Ка„ = А\:П, (12.1)
где А 1 — наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные ценные бумаги); П — краткосрочные обязательства (кредиторская задол-
жениость и прочие пассивы; ссуды не погашенные в срок; краткосрочные Кредиты и заемные средства).
Рекомендуемое нормальное значение коэффициента абсолютной лик-^ видности находится в пределах: К^О,! — 0,5.
- коэффициент критической ликвидности характеризует платежные возможности организации при условии своевременных расчетов с! дебиторами (заемщиками) и показывает ожидаемую платежеспособ- ность на период, равный длительности одного оборота дебиторской задолженности и определяется по формуле:
КЫ = (А\+А2):П, (12.2)|
где А2 — быстрореализуемые активы (дебиторская задолженность и прочие оборотные активы). Нормальное значение коэффициента критической лик- видности должно быть: Кк, >1.
- коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) от- ражает платежные возможности строительной организации с учетом таких элементов оборотных активов, как денежные средства, кратко- срочные финансовые вложения, дебиторская задолженность, а также медленно реализуемых активов и определяется по формуле:
Ктл = (А\+А2+АЪ): П, (12.3)
где АЗ — медленно реализуемые активы (запасы и затраты, за исключением расходов будущих периодов, долгосрочных капитальных вложений и рас- четов с учредителями). Величина этого коэффициента должна быть: К„и > 2.
Сумма наиболее ликвидных, быстрореализуемых и медленно реализуе- мых активов составляется оборотные средства организации.
Ликвидность активов — это способность их превращения в денежные средства. Степень ликвидности активов — это скорость их превращения в денежные средства.
По степени ликвидности активы предприятия подразделяют на 4 группы:
- наиболее ликвидные активы А1 (денежные средства и ценные бума- ги), т.е. ценные бумаги легко продать (превратить их в денежные средства);
- быстрореализуемые активы А2 (дебиторская задолженность и прочие оборотные активы). Дебиторская задолженность включает векселя к получению, задолженность покупателей и заказчиков, задолжен- ность дочерних и зависимых обществ и др.);
- медленно реализуемые активы АЗ (запасы и затраты организации, за исключением расходов будущих периодов, долгосрочных капиталь- ных вложений и расчетов с учредителями), т.е. запасы, сырье и ма- териалы труднее - продать, превратить в деньги, чем ценные бумаги;
труднореализуемые активы А4 — это основные средства, нематери- альные активы, незавершенные капитальные вложения, оборудова- ние к установке. Их наиболее сложно реализовать, «превратить» в денежные средства.
|