ТОП 10:

Общая характеристика рельефа России, причины его разнообразия.




Уровень моря АВ - абсолютная высота ОВ - относительная высота

Рисунок 2. Абсолютная и относительная высота

Рельеф совокупность неровностей земной поверхности. Раз­личают две главные формы рельефа: равнины и горы. Равнины — это форма рельефа с небольшими (до 200 м) перепадами относи­тельных высот. Горы это форма рельефа с большими (более 200м) перепадами относительных высот. Относительная высо­та превышение одной точки земной поверхности над другой, в то время как абсолютная высота это высота места над уров­нем моря.

Большую часть России занимают равнины. Горы расположены преимущественно на юге и востоке нашей страны, что приводит к общему уклону территории России к северу.

На формирование рельефа оказывают влияние внутренние и внеш­ние силы. В первую очередь главные формы рельефа зависят от текто­нического строения территории. Для платформенных областей — древних Русской и Сибирской платформ или молодой Западно-Сибирской плиты — характерны равнины: Восточно-Европейская рав­нина, Среднесибирское плоскогорье и Западно-Сибирская равнина соответственно. На территории древних платформ могут встречаться все виды равнин: низменности, возвышенности и плоскогорья, а на территории молодых платформ преобладают низменности.

Низменность — это вид равнин с абсолютными высотами до 200 м (Прикаспийская низменность, Западно-Сибирская равнина, Северо-Сибирская, Колымская низменности).

Возвышенность — это вид равнин с абсолютными высотами от 200 до 500 м (Среднерусская, Смоленско-Московская, Валдайская, Приволжская, Ставропольская).

Плоскогорье — это вид равнин с абсолютными высотами более 500 м (Среднесибирское плоскогорье).

Если кристаллический фундамент древних платформ выходит на поверхность (щиты), то возникают возвышенные формы рельефа — возвышенности (Среднерусская возвышенность на Воронежском массиве), плоскогорья (на Анабарском щите — Анабарское плато) или даже платформенные горы (Хибины на Балтийском щите и Ал­данское нагорье на Алданском щите).

Крупнейшими равнинами России являются Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская равнина и Среднесибир­ское плоскогорье.

Складчатым областям (геосинклиналям) соответствует горный рельеф.

По абсолютной высоте различают низкие, средние и высокие горы.

Низкие горы — это горы с абсолютными высотами ниже 2000 м (Хибины, Уральские горы, Бырранга).

Средние горы — это горы с абсолютными высотами от 2000 до 5000 м (Алтай, Саяны, Алданское и Чукотское нагорья. Верхоян­ский хребет, хребет Черского, Сихотэ-Алинь).

Высокие горы — это горы с абсолютными высотами более 5000 м (Большой Кавказ).

Для древних гор (байкальская, каледонская и герцинскаясклад­чатости), как правило, характерны низкие горы (Урал), областям средней (мезозойской) складчатости соответствуют средневысотные горы (Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь), а для молодых гор (кайнозойская, альпийская или тихоокеанская складчатости) характерны высокие горы (Кавказ). Для областей молодой складчатости характерны активные проявле­ния сейсмичности и вулканизма (Камчатка и Курильские острова), где и расположены все действующие вулканы России — Ключев­ская Сопка, Корякская Сопка, Толбачик, Шивелуч, Тятя и другие.

Особую группу образуют обновлённые (или возрождённые) го­ры: эти горы имеют древний возраст, но в своей истории они испы­тали дополнительные поднятия и достигают довольно больших аб­солютных высот: горы Южной Сибири — Алтай, Саяны, Становое нагорье и другие.

Самыми высокими горами России является Большой Кавказ, высшая точка которого — потухший вулкан Эльбрус — 5642 м. На Камчатке находится самый высокий по высоте конуса действующий вулкан мира— Ключевская Сопка (4688 м).

Самая низкая точка России — уровень Каспийского моря: -28 м.

Основными внешними силами рельефообразования являются деятельность ледников, ветра, текучих вод и человека.

В результате древнего оледенения возникли моренные (леднико­вые) формы рельефа —«бараньи лбы» в Карелии, моренные холмы игряды (Валдайская возвышенность, Смоленско-Московская воз­вышенность, Северные Увалы, Сибирские Увалы).

В результате деятельности ветра образуются эоловые формы рельефа — барханы в пустынях и останцы (например, Красноярские столбы или гора Кольцо в районе Кисловодска).

Под воздействием текучих вод образуются овраги и балки, ха­рактерные для южной части Русской равнины, а также оползневые и карстовые формы рельефа.

Под воздействием хозяйственной деятельности человека обра­зуются терриконы (горные отвалы) и карьеры в местах добычи по­лезных ископаемых, а также курганы и др.

 

Роль водного транспорта в России во все времена была огромной. В каких регионах страны «на особенно велика? Какие природные особенности рек и озёр важны для развития водного транспорта? Как деятельность человека и развитие науки влияют на возможности использования водного транспорта в хозяйстве страны?

 

Водный транспорт включает в себя речной (внутренний водный) иморской транспорт.

Наиболее велико значение речного транспорта в Поволжье, Вол­го-Вятском районе, Европейском Севере, на севере Сибири и Даль­него Востока, где на его долю приходится свыше трети всех перево­зимых грузов.

Для развития речного транспорта необходимы крупные равнин­ные судоходные реки (Волга, Нева, Свирь, Днепр, Дон, Северная Двина, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена, Амур и др.) и озёра (Ла­дожское, Онежское и др.). Для большинства регионов России речной транспорт имеет сезонный характер, что объясняется ледоставом в зимний период года. Большую трудность для речного транспорта на севере Сибири и Дальнего Востока представляют ледяные заторы, образующиеся в весенний период. Огромную роль играют судоход­ные речные каналы (канал имени Москвы, Волго-Балтийский, Беломорско-Балтийский, Волго-Донской), образующие с системой рек и озёр единую глубоководную систему европейской части России, бла­годаря которой Москву называют «портом пяти морей». Появление новых типов кораблей (на подводных крыльях, на воздушной подуш­ке, река-море, контейнеровозов, современных ледоколов) значитель­но расширяют возможности речного транспорта.

Морской транспорт имеет огромное значение в приморских ре­гионах России: в Северо-Западном районе (Балтийское море), на Северном Кавказе (Азово-Черноморский и Каспийский бассейны), на Европейском Севере и севере Сибири (выход в Северную Атлан­тику и Северный морской путь), а также на Дальнем Востоке (Тихо­океанский бассейн). Для развития морского транспорта в России необходима модернизация имеющихся и строительство новых глу­боководных портов, модернизация имеющегося торгового флота и строительство современных специализированных кораблей (паро­мы, танкеры, газовозы, контейнеровозы, лихтеровозы, рефрижера­торы, атомные ледоколы и т.д.), а также развитие круизного флота. Без развития водного транспорта невозможно освоение районов Крайнего Севера и развитие внешней торговли России.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.219.217.107 (0.007 с.)