Высотная поясность. Характеристика природы одного из горных районов страны (по выбору учащегося). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высотная поясность. Характеристика природы одного из горных районов страны (по выбору учащегося).



Высотная поясность — это изменение природных комплексов в зависимости от высоты места. При подъёме в горы на каждый ки­лометр температура воздуха опускается примерно на 6°С, возраста­ет количество осадков, изменяется почвенный покров, раститель­ность и животный мир. Набор высотных поясов зависит от географического положения и высоты гор.

Рассмотрим природу горного района на примере Алтая.

Алтай — горная страна в западной части Южной Сибири. Алтай — древние горы, сформировавшиеся в результате герцинской и каледонской складчатости. В современную кайнозойскую эру Алтай испытал дополнительные поднятия, поэтому относится к возрождённым складчато-глыбовым горам. Высота высшей точки Алтая горы Белухи достигает 4506 м, что делает Алтай одной из самых высоких горных систем нашей страны.

Недра Алтая богаты рудами чёрных и цветных металлов: желез­ными, марганцевыми, полиметаллическими, вольфрамовыми, ртут­ными, сурьмяными рудами, золотом и др.

Для Алтая характерен умеренный резко континентальный кли­мат, однако он значительно прохладнее и более влажный, чем на соседних равнинах юга Западной Сибири. Средняя температура ян­варя составляет -16°С, а в Чуйской котловине достигает -32°С, в то время как средняя температура июля составляет +8 — +16°С. На высоте 2100-2300 м располагается снеговая линия, выше которой расположены ледники. На западных склонах выпадает до 2000 мм осадков, тогда как на восточных — только 700 мм. Малоснежная зима в восточных районах Алтая способствует глубокому промер­занию почв и формированию островной многолетней мерзлоты.

Реки Алтая имеют преимущественно снеговое и дождевое пита­ние. Здесь берут своё начало Бия и Катунь, при слиянии которых, образуется Обь. Озёра Алтая располагаются в тектонических котло­винах, особой известностью пользуется Телецкое озеро.

У западных и северо-западных предгорий Алтая располагается степная зона с разнотравно-злаковой растительностью на чернозём­ных почвах. Здесь водятся хомяки, суслики, полёвки. На высоте 500-1500 м расположены горные леса с преобладанием сибирской пихты, кедра, ели, сибирской лиственницы, осины, берёзы, облепихи на серых лесных почвах и бурозёмах. Типичными животными таёж­ной части Алтая являются медведь, рысь, лисица, соболь, горностай, колонок, белка, кабарга, марал, из птиц - глухарь, рябчик, тетерев, кедровка. Выше - на высоте 1800-2000 м располагаются субальпий­ские и альпийские луга, где обитают горный козёл, снежный барс, алтайская пищуха. Альпийские луга сменяются горной тундрой, а на высоте 2300-3000 м начинается царство вечных снегов.

Население Горного Алтая (алтайцы) традиционно занимается овцеводством, яководством, пантовым оленеводством и очаговым земледелием. Живописность Алтая способствует развитию горных курортов (Белокуриха), притоку в летнее время туристов и альпини­стов.

2. Почти 90% продукции машиностроения выпускается европейской части России. Какими факторами это обусловлено? Сравните факторы размещения разных отраслей машиностроительного комплекса и приведите примеры центров машиностроения России, на размещение которых оказывают влияние эти факторы.

Такие высокие показатели доли европейской части страны в об­щем выпуске машиностроительной продукции объясняются целым рядом факторов.

1. Европейская часть России обладает лучшей по развитию и густоте транспортной сетью, а именно транспортный фактор раз­мещения наиболее важен для автомобилестроения (Тольятти, Ниж­ний Новгород, Набережные Челны Ульяновск, Елабуга, Серпухов, Ликино-Дулёво, Калининград, Всеволожск, Таганрог, Энгельс) и железнодорожного машиностроения (Коломна, Муром, Людиново, Чсркасск, Тверь, Орехово-Зуево). В европейской части страны рас­положены крупные морские (Санкт-Петербург, Калининград, Ар­хангельск) и речные порты страны (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград, Астрахань, Великий Устюг), что спо­собствует развитию судостроения {потребительский фактор раз­мещения).

2. В европейской части России производится подавляющая часть чёрных металлов {сырьевой фактор размещения), что приводит к развитию тяжёлого и металлоёмкого машиностроения (Санкт-
Петербург, Колпино, Москва, Электросталь, Белгород, Екатерин­бург, Орск, Таганрог, Волгодонск).

3. В Западной экономической зоне проживает 80% населения страны, что способствует развитию трудоёмких видов машино­строения {фактор трудовых ресурсов) и отраслей машиностроения, ориентированных на потребителя {потребительский фактор) — точное машиностроение, электротехническая, часовая промышлен­ность и др. (Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Углич, Воронеж, Нижний Новгород, Казань, Пенза, Самара).

4. В европейской части России находятся важнейшие научные центры {фактор наукоемкости), что обуславливает развитие науко­ёмкого машиностроения: авиационной промышленности (Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Воронеж, Казань, Самара, Ульяновск, Саратов, Таганрог), ракетостроения (Королёв, Москва, Калинин­град, Златоуст, Волгоград), электронной промышленности (Зелено­град, Москва, Санкт-Петербург, Самара, Казань, Воронеж).

5. Именно Западная экономическая зона производит почти 90% сельскохозяйственной продукции, что объясняет развитие в евро­пейской части сельскохозяйственного машиностроения: тракторо­строения (Челябинск, Волгоград, Липецк, Владимир, Чебоксары, Санкт-Петербург, Петрозаводск) и комбайностроения, Ростов-на-Дону, Таганрог, Тула, Бежецк, Рязань, Люберцы), имеющих потре­бительский фактор-размещения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.124.236 (0.02 с.)