Топографическая карта. Рельеф и способы его изображения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Топографическая карта. Рельеф и способы его изображения.



Вариант - I

Топографическая карта. Рельеф и способы его изображения.

Рельефом называют совокупность различных по форме неровностей земной поверхности.
К основным формам рельефа относятся: гора (холм), котловина, хребет, лощина, седловина и др.
Гора или холм – возвышенность конусообразной формы.
Котловина – это углубление конусообразной формы.
Хребет – это вытянутая и постепенно понижающаяся в одном направлении возвышенность.
Лощина – вытянутое и открытое с одного конца постепенно понижающееся углубление.
Седловина – небольшое понижение между двумя соседними горами и хребтами.
Характерными точками рельефа являются вершина горы, дно котловины, самая низкая точка седловины.
Характерными линиями рельефа являются линия водораздела, линия тальвега, подошва горы или хребта, бровка котловины или лощины.
Основным методом изображения рельефа на карте является метод горизонталей в сочетании с методом отметок, когда подписывают высоты над уровнем моря отдельных характерных точек местности.

 

2.Организация тур. Похода(составление плана похода, определение цели похода, подбор участников)

Составление плана похода

Любой туристский поход (степенной, категорийный или ПВД) должен быть итогом большой подготовительной работы. Заблаговременное продумывание и планирование мероприятий в походе является основой успешного, интересного и безаварийного путешествия.

В походе все взаимосвязано: цель похода, например, определяет состав группы, снаряжение и маршрут; время проведения — личное и групповое снаряжение; от распределения обязанностей среди участников зависят разработка маршрута, сбор сведений о маршруте, организация питания и т. д. Каждый занимается своим делом: одни разрабатывают маршрут, другие собирают сведения о маршруте, третьи приводят в порядок групповое снаряжение, четвертые организовывают питание и т. п.
Приведенная ниже очередность этапов подготовки к походу оправдала себя на практике:
— определение задачи (цели похода);
— подбор группы участников;
— распределение обязанностей среди участников похода;
— определение района похода;
— сбор сведений о районе путешествия;
— разработка маршрута;
— составление календарного плана;
— составление сметы похода;
— подбор личного снаряжения;
— подбор группового снаряжения;
— организация питания;
— документация похода;
— сам поход;
— подведение итогов похода.
Определение задачи (цели) похода
Цели у похода бывают разные: оздоровительные (прогулки по реке, в лесу), пропагандистско-агитационные (пропаганда здорового образа жизни, самодеятельного туризма, туристской песни), экскурсионные (посещение музеев, выставок), военно-патриотические (походы по местам боевой и трудовой славы), учебные (обучение технике туризма), спортивные (повышение туристской квалификации), экологические (установка кормушек для птиц, очистка от мусора родников), тренировочные (подготовка к более сложным походам) и т. д.
Главное, чтобы каждый участник знал, куда и зачем он идет. Это исключает ошибки в комплектовании группы. Ребята, объединенные единой целью, лучше выдерживают трудности экстремальных ситуаций (дождь, холод, комары, нехватка продуктов).

Узлы для связывания веревок одинакового сечения.

Применяются:

  • Простой(морской)
  • встречный
  • встречный восьмеркой
  • грейпвайн
  • шкотовый на проводнике (с контрольным узлом)
  • брамшкотовый на проводнике (с контрольным узлом)
  • соединение проводников карабином.

Под нагрузкой сильно затягивается. Самопроизвольно развязывается – «ползёт», особенно на мокрых, жёстких и обледенелых верёвках. Используется для связывания верёвок одинакового диаметра. Использование без контрольных узлов недопустимо. При больших нагрузках рекомендуется вставлять в середину узла какой-либо предмет, препятствующий сильному затягиванию (кусок палки, ветки, альпинистский карабин, скальный крюк).

Вариант II

Топографическая карта, масштаб тур. Карт.

Карты классифицируются по содержанию и масштабам. По содержанию карты бывают общегеографические и тематические. На общегеографических картах изображаются населенные пункты, пути сообщения, гидрографическая сеть, рельеф, растительность, границы и т. п. Эти элементы отбираются в их взаимосвязи и значении для народного хозяйства.
На тематических картах подробно изображаются отдельные явления по теме карты. Например, растительные зоны или полезные ископаемые.

По масштабу карты делятся на мелкомасштабные (обзорные) и крупномасштабные. Масштаб показывает во сколько раз линии местности уменьшаются при изображении на карте. Масштаб 1:1 ОООООО показывает, что в 1 см карты содержится 1000000 см (или 10 км) местности. Это мелкомасштабная карта. Более крупные масштабы: 1:200000 (в 1 см - 2 км); 1:100 000 (в 1 см - 1 км); 1:50000 (в 1 см — 500 м). Это крупномасштабные карты.

Для подготовки и проведения походов, особенно категорийных, топографическая карта имеет неоценимое значение. Перед походом собирается весь топографический материал, который можно собрать. Карты могут быть разных масштабов и соответствовать разным целям. Например, карты мелкого масштаба (6-километровка — 1:600000 и более мелкая) могут помочь для подъезда! к начальной точке маршрута, выбрать транспорт (поезд, самолет или автобус), что иногда влияет на количество участников похода. Маленький двукрылый «кукурузник», к примеру, возьмет не более 12 человек.

Карта обновляется, как правило, через 12—15 лет» Если есть возможность, нужно брать разные издания. Одна карта будет дополнять другую.

 

Классификация походов в зависимости от их цели

В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его показателей, характерных для того или иного вида спортивного туризма, походы, согласно ЕВСКМ, разделяются на походы выходного дня, некатегорийные и категорийные. Кроме того, походы разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео- и парусные, а также могут представлять их комбинации.

Спортивные походы классифицируются по возрастающей степени сложности и категорийности трудностей. Классификация походов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме. Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация походов по степеням сложности для парусного, автомото-, спелео- и горного туризма отсутствует.

Основными показателями, определяющими степень сложности похода, являются вид, количество, разнообразие и категория трудности преодолеваемых на маршруте препятствий. Категория трудности препятствия определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для его безопасного прохождения. В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия, отражающие его специфику. Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия.

При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются такие препятствия, которые дают туристам технический опыт, необходимый для безопасного прохождения последующих маршрутов.

Для некоторых видов туризма (пешеходного, лыжного, парусного...) категория сложности похода в значительной степени зависит от географического района похода, его автономности, суммарного перепада высот, набранного группой на маршруте, и др.

 

Узлы проводника

1.Проводник — узел, который используется для организации точек крепления на базовой верёвке.

Достоинства

  • Не скользит и не затягивается;
  • Простота завязывания;
  • Легко вяжется и одной рукой;

Недостатки

  • После нагрузки трудно развязывается. Рекомендуется в сплетение узла вставить крюк, прощелкивать карабин;
  • Плохо работает на середине верёвки;
  • Петля находится под углом к основной верёвке.

Применения

  • Для привязывания верёвки к основным и промежуточным креплениям;
  • Применяется как амортизирующий узел;
  • Применяется для привязывания к середине верёвки, если нет страховочной системы;
  • Для связывания веревок — два проводника на концах верёвок соединяются карабином.

2. Восьмёрка (фламандская петля) — петля, применяемая в альпинизме. Петля не требует контрольного узла на конце и используется в основном для закрепления карабина на основной верёвке.

Петля-восьмёрка представляет собой узел-восьмёрку, завязанный на сдвоенной верёвке.

Достоинства

  • Не нуждается в контрольных узлах.

Недостатки

  • После нагрузки трудно развязывается;
  • Сложно завязать правильно (без "перехлестов", которые снижают надёжность узла), например, на рисунке справа - он завязан с "перехлестами".

3. Встречный проводник — модификация простого узла для связывания двух веревок..

Достоинства

почти единственный узел для связывания лент

Недостатки

Сильно снижает прочность лент,

4. Двойной проводник — простой узел, не развязывающийся, используется когда из узла должно выходить две петли. Применяется в альпинизме, преимущественно, для завязывания репшнуром схватывающего узла

Достоинства

Не требует контрольных узлов, надежен.

Прост для завязывания.

При первой нагрузке перераспределяет натяжение между "ушами".

Красив, когда завязан на веревке.

Недостатки

  • Допускается использование только на закольцованной веревке.
  • Плохо развязывается после нагрузки.
  • Большой расход веревки

 

 

Вариант - III

1.Компас и работа в ним (определение азимута)

Компас — один из наиболее часто используемых в походах приборов. Изобретен компас в Китае. Существует много различных модификаций компасов. В нашей стране наиболее распространен компас системы Андрианова. Во время Великой Отечественной войны этот компас являлся секретным прибором и выдавался только командному составу. По словам генерала Лисова, возглавлявшего в свое время Федерацию спортивного ориентирования Советского Союза, «много бы удалось спасти человеческих жизней, если бы все солдаты умели пользоваться компасом и топографической картой».
Компас Андрианова состоит из корпуса, вращающейся крышки с прорезью и мушкой для визирования, магнитной стрелки со стопорной пластиной, круговой шкалы (лимба); цена деления — 3 градуса.
С помощью компаса можно:
1) определить на местности направление сторон горизонта;
2) определить азимут на предмет;
3) определить направление по заданному азимуту. Порядок работы.
1. При определении азимута на предмет необходимо: — компас поставить горизонтально;
— освободить магнитную стрелку, вытащив стопорную пластину до упора;
— поворачивая компас, установить северный конец магнитной стрелки на север (0 градусов);
— вращая крышку компаса, линию прорезь — мушка установить (прицелиться) на предмет;
— с круговой шкалы «снять» значение азимута.
2. При определении направления по данному азимуту необходимо:
— установить мушку, вращая крышку компаса, на данный азимут (например, 90 градусов);
— поставить компас горизонтально;
— освободить магнитную стрелку;
— поворачивая корпус компаса, не трогая крышки, установить северный конец стрелки на север (0 градусов);
— линия прорезь — мушка покажет направление предмета, азимут которого 90 градусов.

 

При передвижениях на местности с картой и компасом нужно постоянно сверять ориентировку карты, чтобы северный край карты «смотрел» на север. Это проверяется с помощью компаса. Только при сориентированной карте ориентиры местности (тропы, дороги, просеки и т. п.) будут по направлению совпадать с тропами, дорогами и просеками, нарисованными на карте.

 

Контрольные узлы

Служат для подстраховки (контроля) основного узла Применяется: полуткацкий и полугрейпвайн. На узлах круглых опор (штыковые узлы) применяется контрольное стремечко (стремя, завязанный на веревке перед узлом). Контрольный узел должен быть тщательно затянут.

 

Из контрольных узлов менее надежным является полуткацкий. Самым надежным является полугрейпвайн. На двойной веревке более удобен и надежен шкотовый контрольный узел.

 

Организация движения в походе (пеший, водный, велосипед)

Пешеходный

Скорость движения на маршруте ориентируют на слабых участников. Группа, как армейский строй, не должна растягиваться. Так легче и безопаснее идти, можно своевременно помочь отставшему товарищу. По дороге обычно идут по два человека, а по зелени по одному — в цепочку, чтобы меньше топтать траву.

В лесу следует идти по одному с необходимой дистанцией. Ветки лучше отклонять вверх-вниз. В высокой траве надо внимательно смотреть под ноги: могут попадаться ямы, бревна, сучья. С детьми следует в ходовой день идти не более 5 —6 ч, причем две трети времени — до обеда. На обед обычно останавливаются в самое жаркое время дня, с 12 до 15 ч. Из трех часов большого обеденного привала новички около 1,5 —2 ч тратят на приготовление обеда. На отдых остается 1 ч. Чем опытнее группа, тем быстрее она готовит обед и тем дольше отдыхает.

Нужно взять за правило: с рюкзаком за плечами не бегать. На травянистых подъемах турист идет, ставя ногу на полную стопу, при спусках нога ставится с пятки. Не ходите много по асфальтовым дорогам — «намнете» ноги. Идти нужно по полосе встречного движения, когда в распоряжении туриста 1 м дорожного полотна, или лучше по обочине.

Скорость движения зависит от многих факторов. Если поход тренировочный и готовит группу для основного похода, то ее можно повысить. При выборе скорости учитывается физическая подготовка участников. Желательно двигаться равномерно, без рывков, но в тренировочном походе можно передвигаться с неравномерным темпом движения.

Техника и тактика движения
Каждый ходовой день должен начинаться с построения. Руководитель проверяет укладку рюкзаков и их вес. У слабого нужно убавить, а сильному добавить. Старшина проверяет наличие группового снаряжения. Осматриваются места для костра, мусорной ямы

Водный поход.

В зависимости от сложности подходов, протяженности, веса снаряжения группы и физических возможностей участников выбирается тот или иной способ движения — «переходом», «челноком». Для безаварийности таких переходов необходимо зарезервировать в графике время и на разведки, и на непредвиденные осложнения, и на полноценный отдых.

На воде основной элемент тактики — правильный выбор линии движения, что требует знания динамики водного потока, умения быстро разбираться в обстановке и с берега, и с воды. Движение осложняется обилием поворотов при значительном уклоне реки. Образуется прижимное течение в сторону вогнутого берега. Кроме того, в стрежне поток винтообразно закручен: вода движется по поверхности в сторону вогнутого берега, затем вниз и по дну от вогнутого к выпуклому. В мощном потоке у прижимного берега образуются отраженные стоячие волны. Эти «стояки» достигают значительной величины. Таких валов лучше избегать, отгребаясь к выпуклому берегу. Чтобы успеть это сделать, поворот надо начинать как можно раньше. Ну, а если все же затянуло на такой вал, надо не дать потоку нести байдарку вдоль него, а быстро его пересечь и тотчас поставить судно параллельно валу.

При подходе группы к порогам нужно остановиться для разведки. Даже если предыдущая группа или эта же группа в прошлые сезоны составила точное описание этого участка. Дело в том, что с изменением уровня волы картина резко меняется: безобидный порожек может стать непроходимым, и наоборот.

При разведке, намечая линию движения, надо помнить, что ориентиры, отлично видимые с берега, могут быть не видны с воды.

Если порожистый участок сложен и имеет большое протяжение, то разведку можно совместить с обносом груза. Груз нужно отнести сразу на место следующей стоянки: часто дневной переход составляет не более 5 км

Велосипедный поход

На привалах велосипеды хранятся в «стойле» между нависшими деревьями или кустами. На велосипеды натягивается пленка, предохраняющая их от росы и дождя.

Велосипеды, используемые для перевозки детей, должны тщательно проверяться перед дорогой и вечером каждого ходового дня. Замеченные дефекты устраняются немедленно.

Велотуристы следуют цепочкой по одному в ряд с интервалом 5—8 метров. На разбитых участках шоссе, на извилистых тропах, при объезде препятствий, на крутых уклонах, а также в дождь интервал следует увеличить до 10—15 метров.

Движение на велосипедах по дорогам осуществляется по правой стороне, в крайнем правом ряду, в непосредственной близости от тротуара или обочины. В городах, где указано, что движение велосипедистов запрещено, на больших перекрестках при левых поворотах велосипед проводится руками пешком.

При движении за городом необходимо следить за дорожными знаками, за обстановкой на дороге, чтобы не создать своими действиями аварийную ситуацию.

Сложные участки, изобилующие препятствиями, грозящими поломкой велосипеда или падением, следует преодолевать пешком.

Во время затяжного дождя или густого тумана движение нужно прекратить, а в случае крайней необходимости — продвигаться пешком.

В грозу велосипеды должны стоять поодаль от людей, которые в свою очередь не должны располагаться под отдельно стоящими деревьями, вблизи металлических опор и т. д.

Учитывая малоподвижную позу велотуристов, на малых привалах полезно делать гимнастические упражнения на разгибание спины, а некоторую часть пути преодолевать пешком, ведя велосипед в руках.

Вариант - I

Топографическая карта. Рельеф и способы его изображения.

Рельефом называют совокупность различных по форме неровностей земной поверхности.
К основным формам рельефа относятся: гора (холм), котловина, хребет, лощина, седловина и др.
Гора или холм – возвышенность конусообразной формы.
Котловина – это углубление конусообразной формы.
Хребет – это вытянутая и постепенно понижающаяся в одном направлении возвышенность.
Лощина – вытянутое и открытое с одного конца постепенно понижающееся углубление.
Седловина – небольшое понижение между двумя соседними горами и хребтами.
Характерными точками рельефа являются вершина горы, дно котловины, самая низкая точка седловины.
Характерными линиями рельефа являются линия водораздела, линия тальвега, подошва горы или хребта, бровка котловины или лощины.
Основным методом изображения рельефа на карте является метод горизонталей в сочетании с методом отметок, когда подписывают высоты над уровнем моря отдельных характерных точек местности.

 

2.Организация тур. Похода(составление плана похода, определение цели похода, подбор участников)

Составление плана похода

Любой туристский поход (степенной, категорийный или ПВД) должен быть итогом большой подготовительной работы. Заблаговременное продумывание и планирование мероприятий в походе является основой успешного, интересного и безаварийного путешествия.

В походе все взаимосвязано: цель похода, например, определяет состав группы, снаряжение и маршрут; время проведения — личное и групповое снаряжение; от распределения обязанностей среди участников зависят разработка маршрута, сбор сведений о маршруте, организация питания и т. д. Каждый занимается своим делом: одни разрабатывают маршрут, другие собирают сведения о маршруте, третьи приводят в порядок групповое снаряжение, четвертые организовывают питание и т. п.
Приведенная ниже очередность этапов подготовки к походу оправдала себя на практике:
— определение задачи (цели похода);
— подбор группы участников;
— распределение обязанностей среди участников похода;
— определение района похода;
— сбор сведений о районе путешествия;
— разработка маршрута;
— составление календарного плана;
— составление сметы похода;
— подбор личного снаряжения;
— подбор группового снаряжения;
— организация питания;
— документация похода;
— сам поход;
— подведение итогов похода.
Определение задачи (цели) похода
Цели у похода бывают разные: оздоровительные (прогулки по реке, в лесу), пропагандистско-агитационные (пропаганда здорового образа жизни, самодеятельного туризма, туристской песни), экскурсионные (посещение музеев, выставок), военно-патриотические (походы по местам боевой и трудовой славы), учебные (обучение технике туризма), спортивные (повышение туристской квалификации), экологические (установка кормушек для птиц, очистка от мусора родников), тренировочные (подготовка к более сложным походам) и т. д.
Главное, чтобы каждый участник знал, куда и зачем он идет. Это исключает ошибки в комплектовании группы. Ребята, объединенные единой целью, лучше выдерживают трудности экстремальных ситуаций (дождь, холод, комары, нехватка продуктов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.157.56.179 (0.051 с.)