Понятие и сущность государства. Формы государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность государства. Формы государства



Понятие и сущность государства. Формы государства

Государство – суверенная, универсальная орг-ция политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеят-ть людей, имеющая свою территорию, аппарат управления и взимающая налоги.

Признаки государства: Административно-территор. деление; Наличие населения; Наличие власти, имеющей 3 ветви: законодательную, исполнительную, судебную; Суверенитет; Наличие аппарата управления; Единая денежная система, единое экономическое и правовое пространство; Наличие системы взимания налогов; Наличие гимна, герба, флага, столицы.

Суверенитет – верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти. Выделяют:

- суверенитет народа - народовластие;

- суверенитет государства - верховенство гос. власти;

- национальный суверенитет - возможность и право нации самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, определять характер своего бытия.

Форма государства - выражение его сущности и функций:

1) форма правления - организация власти характеризуемая тем, кому принадлежит власть в гос-ве: монархия; республика.

Монархия – форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит одному лицу – монархау (королю, императору) и, как правило, передается по наследству.

- абсолютная: вся власть сосредоточена в руках единоличного главы государства.

- ограниченная: наличие высшего органа представительной власти, наделенного полномочиями.

Респу́блика - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются.

- Парламентская республика: большинство полномочий принадлежит представительным органам власти, а на исполнительно - распорядительные органы накладывается роль только выполняющих.

- Президентская республика: большинство прав и полномочий предоставляется президенту.

2) форма государственного устройства: унитарное гос-во, федеративное гос-во, конфедерация.

Унита́рное госуда́рство - государство, части которого не обладают государственным суверенитетом. Присущи: единые высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция.

Федеративное государство - союзное государство, части которого обладают государственным суверенитетом. Эти части обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. (США).

Конфедера́ция — союз суверенных государств для достижения конкретных целей. Конфедерация неустойчива: она либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Понятие правового гос-ва и гражданского общества.

Правовое государство - форма организации деятельности гос. власти, при которой само государство, индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему.

Принципы правового государства:

1) создание законодательной системы;

2) приоритет прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой;

3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга;

4) верховенство закона.

Правовое государство обеспечивает:

1) верховенство права и закона;

2) максимальную гарантию прав и свобод человека;

3) равенство всех перед законом и судом.

Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие гражданского общества. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

Факторы становления гражданского общества:

1) экономические – разнообразие формы собственности, регулируемые рыночные отношения;

2) политические – разделение властей, доступ граждан к участию в государственных и общественных делах, верховенство закона и равенство всех перед ним;

3) духовные – свобода совести, цивилизованность.

Таким образом, гражданское общество – совокупность общественных отношений, групп, коллективов, объединенных специфическими интересами, обеспечивающих условия жизни человека, удовлетворение и реализацию потребностей.

Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого.

Понятие и сущность права. Норма права и ее структура.

Право – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых государственными органами.

Признаки права:

- право – это система норм;

- право исходит от гос-ва;

- право охраняется государством – нарушение норм права должно повлечь государственное принуждение;

- обязательность права - нормы права обязательны для всех;

- право выступает одним из основных регуляторов общественных отношений.

Чтобы право было воспринято сознанием, оно должно быть материально оформленным. Формой выражения права являются письменно оформленные документы, исходящие от государственных органов и содержащие нормы права.

Норма права – общеобязательное правило, направленное на регулирование общественных отношений.

Структура правовой нормы – это ее внутреннее строение, состоящее из ее элементов. Структура правовой нормы согласно общепризнанной точке зрения состоит из 3-х элементов:

1. Гипотеза – это условия, при которых норма применяется;

2. Диспозиция – это содержание нормы, т.е. устанавливаемое нормой само правило поведения;

3. Санкция – это ответственность за неисполнение.

Нормы права существуют для того, чтобы активно воздействовать на поведение людей, регулировать общественные отношения. Влияние права на поведение людей осуществляется через их волю и сознание. Благодаря правовому регулированию люди могут поступать так, как это предписывается нормами права. Их поведение приводится в соответствие с потребностями общественного развития, общими и индивидуальными интересами граждан государства.

 

Источники права. Правовая система. Система законодательства.

Источники права - внешнее выражение правовых норм:

1. Нормативно-правовой акт – официальный документ, в котором содержатся нормы права, изданный в установленном порядке уполномоченным органом.

2. Правовой обычай – традиция или обычай, которому придана сила закона.

3. Юридический прецедент – решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение при рассмотрение последующих дел.

4. Нормативно-правовой договор – двусторонне или многостороннее соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права.

Правовая система – совокупность правовых актов, которые имеют определенную структуру, взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

Структурные элементы системы права:

- правовые нормы - общеобязательные правила, направленные на регулирование общественных отношений;

- институты права - группы норм права, регулирующих определенный вид общественных отношений;

- отрасли права - совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

- подотрасль права – группа норм, регулирующих общественные отношения определенного вида, характерные для соответствующей отрасли права.

Понятие «правовая система» и «система законодательства» соотносятся между собой как формой, так и содержанием.

Система законодательства - совокупность нормативно-правовых актов различной юридической силы.

Законодательство - совокупность законов и подзаконных актов. Законодательство по уровню юридической силы делится на законы, нормативные указы главы государства и другие. А по сферам регулирования общественных отношений - на гражданское, трудовое, семейное и другие.

Избирательная система РБ

Избирательная система - совокупность общественных отношений, посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Принципы избирательной системы:

- всеобщность - всеобщими признаются выборы, в которых принимает участие большинство населения страны;

- свободное участие в выборах - избиратель сам принимает решение об участии в выборах;

- обязательный вотум;

- равенство граждан при выборах - равная для каждого избирателя возможность воздействия на результат выборов;

- состязательность избирательного процесса;

- равные возможности претендентов;

- гласность при подготовке и проведении выборов и другие.

Способы определения результатов выборов:

- мажоритарная система - депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное законодательством большинство голосов;

- пропорциональная система - полномочия в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией;

- смешанная система – применение совместно мажоритарной и пропорциональной систем.

Референдум - голосование граждан для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни.

На республиканский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной жизни РБ. На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц.

Решение, принятое референдумом, подписывается Президентом РБ и публикуется в порядке, установленном для опубликования актов Президента РБ. Датой принятия решения референдумом считается день референдума.

 

 

Парламент РБ

Парламент - Национальное собрание РБ - представительный и законодательный орган РБ. Состоит из 2 палат: - Палаты представителей; - Совета Республики.

В Палату представителей избирается 110 депутатов. Избрание осуществляется тайным голосованием.

Совет Республики с остоит из 64 членов.8 членов назначаются Президентом РБ, а остальные избираются при тайном голосовании по 8 членов от каждой области и г. Минска.

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин РБ с 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин РБ с 30 лет и проживший на территории соответствующей области, г. Минска не менее 5 лет.

Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе. Депутат Палаты представителей одновременно может быть членом Правительства.

Членами Совета Республики не могут быть: Президент РБ; депутаты Палаты представителей; члены Правительства; судьи.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Срок полномочий Парламента - 4 года.

Палата представителей:

- рассматривает проекты законов;

- назначает выборы Президента;

- дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

- рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

- принимает отставку Президента;

- выдвигает обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления;

- отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей. И др.

Совет Республики:

- одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов;

- дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

- отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

- рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании.

- рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения. И др.

Палаты собираются на 2 очередные сессии в год. Палата представителей и Совет Республики в случае особой необходимости созываются на внеочередную сессию. Внеочередные сессии созываются указами Президента.

Заседания палат являются открытыми.

В случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно.

 

Исполнительная власть в РБ

Исполнительную власть в РБ осуществляет Правительство - Совет Министров РБ. Совет Министров РБ подотчетен Президенту РБ и ответствен перед Национальным собранием РБ.

Состав Совета Министров РБ: Премьер-министр РБ, Глава Администрации Президента РБ, Председатель КГК РБ, Председатель Правления Национального банка РБ, заместители Премьер-министра РБ, министры, председатели государственных комитетов, Руководитель Аппарата Совета Министров РБ, и иные.

Премьер-министр РБ назначается Президентом РБ с согласия Палаты представителей.

Премьер-министр РБ:

– осуществляет руководство деятельностью, организует работу Совета Министров РБ и несет ответственность за его работу;

– подписывает постановления Совета Министров РБ;

– издает распоряжения;

– информирует Президента РБ об основных направлениях деятельности Совета Министров РБ;

– осуществляет полномочия Президента РБ в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей; и другие.

Совет Министров издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории РБ, контролирует их исполнение.

Сов. Мин. действует на протяжении срока полномочий Президента и слагает свои полномочияперед вновь избранным Президентом.

При отставке,Совет Министров РБ исполняет свои обязанности до сформирования нового состава Правительства. Правительство РБ заявляет Президенту о своей отставке и в случае выражения Палатой представителей Национального собрания РБ вотума недоверияПравительству.

Вотум - выражение представительным органом доверия или недоверия правительству, его члену, иному исполнительному органу. Выражение вотума вызывает определенные последствия как для правительства, так и для самого представительного органа.

Президент РБ вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства.

Административные взыскания (АВ) и их характеристика

АВ является мерой административной ответственности.

АВ, налагаемое на физ. лицо, применяется в целях воспитания физ. лица, а также предупреждения совершения новых правонарушений самим физ. лицом, совершившим такое правонарушение и другими физ. лицами.

АВ, налагаемое на юр. лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.

Виды АВ:

1.Предупреждение – письменное предостережение физ. лица о недопустимости противоправного поведения, является наиболее мягкой мерой административного наказания.

2.Штраф - денежное взыскание в пользу государства.

3.Исправительные работы - удержание из заработка физ. лица 20% в доход государства, устанавливаются на срок от 1 до 2 месяцев с отбыванием их по месту работы физического лица, совершившего административное правонарушение.

4.Административный арест – лишение свободы на срок до 15 суток.

5.Лишение специального права, предоставленного физ. лицу (напр., права управления транспортными средствами), применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом. Устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.

6.Лишение права заниматься определенной деятельностью, то есть той деятельностью, на осуществление которой требуется лицензия, на срок от 6 месяцев до 1 года.

7.Конфискация - принудительное безвозмездное обращение в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение.

Независимо от назначенного административного взыскания применяется специальная конфискация - принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения.

8.Депортация - административное выдворение за пределы РБ, которое может быть применено исключительно в отношении иностранных гражданин и лиц без гражданства.

9.Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.

Административные взыскания разделяют на основные и дополнительные.

Основные: предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест.

Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного.

Дополнительные: конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

Бюджетное устройство и бюджетная система РБ

Бюджетное устройство РБ – организация бюджетной системы и принципы ее построения. Оно регламентируется Бюджетным кодексом РБ, в котором определены:

· основы функционирования бюджетной системы РБ;

· отношения между республиканским и местными бюджетами;

· отношения между бюджетами и юридическими, физ. лицами по:

· уплате налогов, внесению других обязательных платежей, иных поступлений,

· использованию бюджетных ассигнований;

· общие принципы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;

Бюджет – это план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства.

Бюджетная система в РБ - регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов РБ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РБ. При этом республиканский бюджет и местные бюджеты включаются в бюджетную систему РБ как самостоятельные части.

Местные бюджеты делятся на:

- бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

- бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

- бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

Закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год должны вступать в силу с 1 января очередного финансового года. Финансовый год для всех бюджетов на территории РБ устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года.

 

 

Рабочее время, его виды

«Рабочее время» - установленное время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности.

Продолжительность рабочего времени предопределяет продолжительность времени отдыха, остающегося у работника после работы и используемого им по своему усмотрению.

Рабочее время нормируется путем установления норм его продолжительности на протяжении календарной недели и в течение суток.

Накануне гос-ных праздников и праздничных дней продолжительность работы для всех категорий работников сокращается на один час.

При работе в ночное время установленная продолжительность работы (смены) сокращается на 1 час с соответствующим сокращением рабочей недели (кроме работников, специально принятых на работу в ночное время, и на непрерывных производствах).

Сверхурочной считается работа, выполненная работником сверх установленной для него продолжительности рабочего времени по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя.

Полное рабочее время не может превышать 40 часов в неделю (Ввела Княгиня Паскевич). Сокращенное рабочее время наряду с полным – виды нормального рабочего времени, поэтому сокращение рабочего времени не влечет уменьшения размера зарплаты. Сокращенное рабочее время устанавливается для следующих категорий работников:

– для работников моложе 18 лет – в возрасте 14-16 лет – не более 23 часов в неделю, 16-18 лет – не более 35 часов в неделю (зарплата выплачивается в том же размере, как за полное).

– для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (35 часов в неделю);

– для инвалидов I и II группы – не более 35 часов в неделю и др.

Неполное рабочее время (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя) регламентируется Трудовым Кодексом РБ и его продолжительность не определена. Она устанавливается по соглашению между работником и нанимателем, и должна быть установлена нанимателем для следующих категорий работников:

– по просьбе беременной женщины, а также женщины, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет или осуществляющей уход за больным членом семьи в соответствии с мед заключением;

– инвалидам в соответствии с медицинскими рекомендациями;

– для совместителей и других категорий работников в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашением.

Рабочее время регулируется Трудовым Кодексом РБ, локальными нормативными актами – правилами внутреннего трудового распорядка и графиком работ, утверждаемым нанимателем по согласованию с профсоюзом. Установленный режим рабочего времени доводится до ведома работников не позднее 1 месяца до введения его в действие.

Режим рабочего времени –порядок распределения нанимателем установленных Трудовым Кодексом РБ норм ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени и времени отдыха на протяжении суток недели, месяца и др.

Классификация режимов рабочего времени:

– режим рабочей недели;

– режим рабочего дня (рабочей смены);

– режим рабочего времени при сменной работе;

– нестандартные режимы рабочего времени.

 

46 Трудовая дисциплина. Документы, определяющие права и обязанности работника

Трудовая дисциплина – добросовестное выполнение работником своих обязанностей, предусмотренных трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, творческое отношение к работе, бережное отношение к оборудованию и материальным ценностям, четкое исполнение приказов и распоряжений руководителей и достижение высоких результатов в труде.

Внутренний трудовой распорядок – система регулируемых нормами трудового права отношений, представляющих собой режим, обеспечивающий полное и рациональное использование рабочего времени, повышение производительности труда, выпуск качественной продукции и выполнение обязанностей всеми участниками трудового процесса. Регулируется Трудовым кодексом РБ, другими актами законодательства: правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР), уставами о дисциплине, локальными нормами; техническими правилами, инструкциями.

Трудовой распорядок определяется:

1) ПВТР – основной документ, регулирующий организацию труда, укрепление трудовой дисциплины. ПВТР подразделяются на типовые, отраслевые и местные.

2) Коллективный договор – это локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.

3) инструкциями по охране труда;

4) штатным расписанием;

5) должностной инструкцией работника;

6) графики сменности работ;

7) графики отпусков.

8) и др.

Наниматель вправе поощрять работников. Виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам в соответствии с законом.

Дисциплинарный проступок – виновное противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником, состоящим в трудовых правоотношениях с нанимателем, за совершение которого предусмотрено трудовым правом применение дисциплинарных взысканий.

Факт совершения дисциплинарного проступка должен быть зафиксирован в установленном порядке, иначе работник не подлежит дисциплинарной ответственности.

 

 

47. Дисциплинарная ответственность. Виды дисциплинарных взысканий

Дисциплинарный проступок – виновное противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником, состоящим в трудовых правоотношениях с нанимателем, за совершение которого предусмотрено трудовым правом применение дисциплинарных взысканий.Дисциплинарный проступок служит основанием для дисциплинарной ответственности работника.

Дисциплинарная ответственность – законная форма воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, устанавливающая неблагоприятные последствия для работника за совершенный дисциплинарный проступок.

Дисциплинарное взыскание – взыскание (наказание), налагаемое на работника в связи с нарушением им трудовой дисциплины.

Трудовой кодекс (ст. 198) за совершение дисциплинарного проступка предусматривает применение к работнику следующих мер дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение.

Увольнение может быть предусмотрено в случаях:

- систематического неисполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него;

- прогула без уважительных причин;

- появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических средств или токсических веществ в рабочее время или по месту работы;

- однократного грубого нарушения правил охраны труда, повлекшего увечье или смерть других работников.

Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника на производстве.

К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными правовыми актами.

48. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности

Дисциплинарный проступок – виновное противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником, состоящим в трудовых правоотношениях с нанимателем, за совершение которого предусмотрено трудовым правом применение дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарный проступок служит основанием для дисциплинарной ответственности работника.

Дисциплинарная ответственность – законная форма воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, устанавливающая неблагоприятные последствия для работника за совершенный дисциплинарный проступок.

Дисциплинарное взыскание – взыскание (наказание), налагаемое на работника в связи с нарушением им трудовой дисциплины.

До применения дисциплинарного взыскания наниматель обязан затребовать письменное объяснение работника.

Дисциплинарное взыскание оформляется приказом, постановлением нанимателя.

Приказ, постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов объявляется работнику под роспись в пятидневный срок.

Работник, не ознакомленный с приказом (распоряжением), постановлением о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Отказ работника от ознакомления с приказом (распоряжением), постановлением оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни работника и (или) пребывания его в отпуске.

Днем обнаружения дисциплинарного проступка считается день, когда о проступке стало известно лицу, которому работник непосредственно подчинен.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев, а по результатам ревизии, проверки, проведенной компетентными государственными органами или организациями, – позднее 2х лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

 

Понятие и сущность государства. Формы государства

Государство – суверенная, универсальная орг-ция политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеят-ть людей, имеющая свою территорию, аппарат управления и взимающая налоги.

Признаки государства: Административно-территор. деление; Наличие населения; Наличие власти, имеющей 3 ветви: законодательную, исполнительную, судебную; Суверенитет; Наличие аппарата управления; Единая денежная система, единое экономическое и правовое пространство; Наличие системы взимания налогов; Наличие гимна, герба, флага, столицы.

Суверенитет – верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти. Выделяют:

- суверенитет народа - народовластие;

- суверенитет государства - верховенство гос. власти;

- национальный суверенитет - возможность и право нации самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, определять характер своего бытия.

Форма государства - выражение его сущности и функций:

1) форма правления - организация власти характеризуемая тем, кому принадлежит власть в гос-ве: монархия; республика.

Монархия – форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит одному лицу – монархау (королю, императору) и, как правило, передается по наследству.

- абсолютная: вся власть сосредоточена в руках единоличного главы государства.

- ограниченная: наличие высшего органа представительной власти, наделенного полномочиями.

Респу́блика - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются.

- Парламентская республика: большинство полномочий принадлежит представительным органам власти, а на исполнительно - распорядительные органы накладывается роль только выполняющих.

- Президентская республика: большинство прав и полномочий предоставляется президенту.

2) форма государственного устройства: унитарное гос-во, федеративное гос-во, конфедерация.

Унита́рное госуда́рство - государство, части которого не обладают государственным суверенитетом. Присущи: единые высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция.

Федеративное государство - союзное государство, части которого обладают государственным суверенитетом. Эти части обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. (США).

Конфедера́ция — союз суверенных государств для достижения конкретных целей. Конфедерация неустойчива: она либо распадается, либо преобразуется в федерацию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1033; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.108 с.)