Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ногтев Е. Н. ,руководитель интернет-магазина «телегород». Рекламные акции и распродажи в России. Их культура или бескультурьеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сегодня Россия стоит перед очередным витком своей Новейшей Истории, в конце 2007г. прошли очередные выборы в Государственную Думу и считанные дни остались до Президентских выборов. В связи с этими событиями хочется порассуждать на тему политической рекламы в России и выявить ее особенности. Не так давно, чуть больше 10 лет назад отгремели президентские выборы, которые запомнились своим накалом, обилием интересных рекламных ходов и даже интересным черным пиаром. Наверное, по количеству интересных находок, по продуманности избирательной компании это были самые важные и запоминающиеся выборы в истории России, на которых на свой последний срок был избран Б.Н.Ельцин. Достаточно сказать только о некоторых факторах: Честная политическая борьба, наличие двух очень сильных кандидатов- Г.Зюганов и Б.Ельцин. Грамотное планирование и сопровождение компании Б.Ельцина. Ожесточенная борьба штабов кандидатов. Великолепный, запоминающийся слоган: «Голосуй или проиграешь» Спустя 10 лет в стране поменялась политическая ситуация и Россия, наше государство обрело политическую и экономическую стабильность. В 2006г. были приняты поправки в закон о выборах: ликвидирован порог явки избирателей на выборы любого ранга, для выборов в парламент вырос до 7% контрольный барьер для партий и аннулирована графа в избирательном бюллетене против всех. Все это привело к тому, что текущие и будущие выборы в России стали полностью формальными. Что являлось проблемой миллионов людей, стало проблемой одного человека – нашего президента В.В.Путина, всем понятно, что шансы победить есть только у его приемника Д.Медведева. Но может оно и к лучшему, что россиян оставили без выбора, мы не собираемся сейчас обсуждать политический аспект. Проблема в том, что политическая реклама и связанная с ней деятельность специалистов полностью умерла, т.к. оказалось попросту не нужной. Все те демократические принципы, которые позволяют почувствовать себя гражданином демократического и либерального государства, в России просто не прижились. В США отсутствует порог явки избирателей и по данным социологов на выборы там приходит не более 20% граждан, а также сформирована двухпартийная система, но это не мешает проводить каждую избирательную компанию с максимальным накалом страстей. Назначать приемника там просто не принято, борьба кандидатов длится почти год и эта борьба очень тяжелая, она требует колоссальных затрат, как финансовых, так и эмоциональных и физических. Каждый кандидат проводит множество встреч, дебатов, много выступает. Стать серьезным кандидатом на пост президента США очень не просто, даже если вы и так популярная в политике личность. Каждый кандидат участвует в праймериз – это выборы среди выдвиженцев от одной партии, которые проводятся в каждом штате. Рекламисты, имиджмейкеры, руководители и простые функционеры избирательных штабов трудятся по 24 часа в день. Все это создает неповторимую атмосферу выборов, настоящую борьбу идей и широчайшее поле для деятельности рекламистов. А что мы видим у нас: жалкое подобие избирательных компаний. Кандидаты не только не проводят дебатов, встреч, но такое ощущение, что просто не хотят этого делать. По радио крутятся какие-то дикие речитативы в модном стиле Хип-Хоп оппозиционных кандидатов, в речах Жириновского не слышно былого настроя. Программные документы кандидатов расплывчаты и туманны, поверхностны и несерьезны. Предсказуемость выбора снизила роль политической рекламы в поворотах руля государственного управления, которая могла бы быть по достоинству оценена потомками. СОЛОВЬЁВА А.Е.,заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга Санкт-Петербургского технического колледжа управления и коммерции; НИКОЛАЕВА Н.Б., старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга Санкт-Петербургского технического колледжа управления и коммерции; МАРТАЗОВ В.В., студент отделения управления Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции. ОСОБЕННОСТИ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ В условиях рыночной экономики профессиональное образование является продуктом сферы услуг, а выпускники профессиональных учебных заведений – их интеллектуальным продуктом, который необходимо продвигать на рынке труда. Таким образом, в учреждениях профессионального образования необходимо не только внедрять маркетинговый подход к формированию этого специфического рынка – рынка образовательных услуг, но и формировать практические навыки студентов в рекламе и PR. Предмет маркетинга в образовании – это философия, стратегия и тактика взаимоотношений и взаимодействия работодателей и образовательного учреждения. Целевой результат маркетинговой деятельности образовательной организации – это обеспечение наиболее эффективного удовлетворения личности в образовании с одной стороны, а с другой стороны – потребности фирм в обеспечении необходимым числом квалифицированных сотрудников, способных оперативно и качественно выполнять поручаемую работу. Образовательные услуги – специфический продукт, и как всей сфере услуг, им присущи четыре характеристики: неосязаемость и нематериальность; неразрывность производства и потребления, изменчивость качества, неспособность к хранению. Это определяет приоритет системы продвижения при разработке комплекса маркетинга, в частности, построения связей с общественностью. PR образовательного учреждения – это налаживание отношений между образовательным учреждением и различными контактными аудиториями посредством создания выгодной для образовательного учреждения репутации, положительного «корпоративного имиджа», с одной стороны, и устранением или предупреждением нежелательных слухов и действий – с другой. При построении связей с общественностью важно определить субъектов образовательных услуг, целевую аудиторию: Потребители: 1. учащиеся, студенты, слушатели, их родители; 2. фирмы, организации, предприятия – промежуточные потребители образовательных услуг. Образовательные учреждения, которые формируют товарное предложение образовательных услуг. Посреднические структуры (биржи труда, службы занятости, ….). Государство и его органы управления – создают и поддерживают имидж образования среди населения и работодателей, финансируют государственные образовательные учреждения, предоставляют налоговые льготы, правовую защиту, устанавливают стандарты специальностей. Одна из основных задач связей с общественностью – это деятельность по применению средств убеждения, направленное на формирование, коррекцию или изменение общественного мнения в заданном направлении с целью усиления конкурентоспособности одной идеи среди множества других конкурирующих. Существуют испытанные временем способы, позволяющие преодолевать расхождения в позициях коммуникатора (образовательного учреждения) и установках целевой аудитории или общественности. Приведем некоторые из них: - использование средств информации, наиболее приближенных к позиции аудитории; - использование источника коммуникации, пользующегося наибольшим доверием аудитории по конкретному вопросу; - сведение к минимуму расхождения в позициях коммуникатора и аудитории; - поиск отождествления себя с аудиторией с помощью лексики, юмора, то есть за пределами проблемы, разъединяющей вас; - убеждение в том, что ваша позиция совпадает с мнением большинства, показывая при этом, что это большинство находится в самой аудитории. В Санкт-Петербургском техническом колледже управления и коммерции большое внимание уделяется обучению технике рекламы и PR выпускников-маркетологов. В течение всего обучения студенты привлекаются к работе на выставках и ярмарках, а также выполняют практические и творческие работы по этому направлению маркетинговой деятельности. Интерес представляют следующие работы студентов: 1. рекламный ролик для проведения дней открытых дверей; 2. буклет специальности для проведения профориентационной работы в школах города; 3. пресс-релиз для информирования абитуриентов при работе приемной комиссии.
ТЕЛЕЖКИНА С.В.,старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕКЛАМЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ Социальная реклама сегодня является неотъемлемой частью и незаменимым механизмом реализации гуманистических тенденций современной политики нашего государства. В России огромное внимание уделяется повышению социального благополучия граждан. Правительством Санкт-Петербурга ежегодно осуществляется масса социальных проектов, которые имеют максимально низкую популярность и зачастую целевая аудитория не имеет информации об этих проектах, и в этом случае на помощь приходит такой полезный и нужный инструмент как социальная реклама. Это одна из причин существования социальной рекламы – извещать или доносить информацию о реализации социальных программ или о социальных инициативах властей и приглашать заинтересованных людей к участию в них. Но существует еще несколько причин, а именно: привлечь внимание людей к конкретным социальным проблемам, поиск спонсоров и, конечно же, создание положительного имиджа государственных социальных служб в глазах общественности. Здесь социальная реклама выступает как инструмент государственной информационной политики. Это есть основные функции социальной рекламы. Целью же социальной рекламы согласно общепринятому мнению является изменение отношения общественности к какой-либо социальной проблеме, а в долгосрочной перспективе – выработка новых социальных ценностей. Существуют различные методы в достижении этой цели, например, одновременное использование двух типов социальной рекламы: позитивного и агрессивного. В этом случае в близи друг от друга располагаются носители социальной рекламы агрессивного и позитивного характера, направленных на решение одной и той же проблемы. Так, некоторое время назад вдоль автомобильных трасс ГИБДД размещала социальную рекламу с портретом изуродованного мужчины. Надпись под этим портретом никого не оставляла равнодушным: «Не все, кто садятся за руль пьяным умирают». На противоположной стороне дороги был установлен другой щит с изображением женщины с ребенком на руках и надписью «Мы ждем тебя дома». Долгое время в России не существовало единого органа, который бы занимался вопросами государственной и социальной рекламы, получалось, что если рассматривать государство как одну большую корпорацию, то в России служба безопасности рекламировала сама себя и решала с помощью социальной рекламы свои проблемы, Министерство здравоохранения - себя и т.д. В отличии, например, от Великобритании и США, где уже давно придумана и разработана система производства и размещения социальной рекламы. При чем в этих странах в процессе рождения социальной рекламы не тратиться ни копейки бюджетных средств. Дело в том, что крупные коммерческие компании очень заинтересованы в поддержке своего имиджа как не просто в компании по извлечению прибыли, но и как организации, активно помогающей решать наболевшие проблемы общества. В западных странах это быстро поняли, как руководители коммерческих организаций, так и представители государственной власти. Таким образом, были созданы специализированные агентства, в совет директоров которых входили представители государственного и коммерческого секторов. На совет ежемесячно представители выносили идеи по распространению социально важной информации, требующей освещения в СМИ. Совет разбирал эти идеи и при получении поддержки этого органа, идея в виде проекта передавалась сотрудникам агентства для реализации. Также ежемесячно на этих же советах исполнительный директор агентства докладывал о ходе работ уже по конкретным проектам и представлял на утверждение смету проведенных работ по уже запущенным проектам. После одобрения сметы по производству проекта компании-участники (чьи представители одобряли проект) оплачивали счета агентства. При этом на всех материалах социальных проектов размещались логотипы компаний-спонсоров. В России также появились подобные организации, в частности, в Санкт-Петербурге по инициативе комитета по печати и связям с общественностью была создана Межрегиональная общественная организация «Общественный совет по социальной рекламе Северо-Западного Округа». Основной задачей этой организации является: формирование устойчивых отношений между государственным сектором как основным заказчиком социальной рекламы и производителями, распространителями, СМИ, агентствами наружной рекламы региона, развитие сферы социальной рекламы посредством привлечения внебюджетного финансирования и инвестиций в создание сетей, каналов и СМИ, ориентированных на социальную рекламу и государственную информацию. Правительством Санкт-Петербурга в лице МОО «Общественный совет по социальной рекламе Северо-Западного Округа» ежегодно проводится Международный Санкт-Петербургский Фестиваль Социальной Рекламы. В основном он нацелен на решение социальных проблем в подростково-молодежной среде. Именно поэтому основными темами представляемых на Фестиваль работ являются: утверждение здорового образа жизни, содействие духовному и патриотическому воспитанию, содействие укреплению семьи и охране детства, содействие охране природы. Тема толерантности также является очень актуальной и приветствуется на Фестивале. Основная задача создания подобных мероприятий – поиск более эффективных форм воздействия на общественность с целью решения каких-либо насущных социальных проблем. Такие фестивали не только посвящены решению молодёжных проблем, в них и участвуют, главным образом, молодые люди. На мой взгляд, это очень правильно, ведь эффективность социальной рекламы, разработанной представителем именно той целевой аудитории, на которую данная реклама и направлена, очень высока. Она понята и следовательно более действенна, вот, что особенно важно! И именно поэтому социальная реклама, как механизм исцеления проблем общества и укрепления этики и морали молодого поколения, является сегодня неотъемлемой частью социальной политики. ХАРЧЕНКОВА И.В., аспирант кафедры управления образованием, факультета управления Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. РЕКЛАМА КАК КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ Креолизованные тексты – это такие тексты, в структурировании которых, наряду с вербальными, применяются иконические средства, а также знаковые средства других семиотических систем (шрифт, цвет и др.). Креолизованные тексты обладают высокой степенью информационной насыщенности и большим прагматическим потенциалом. Креолизованные тексты могут быть текстами с частичной креолизацией и текстами с полной креолизацией (Анисимова 2003). В первой группе вербальные и иконические компоненты вступают в автосемантические отношения, когда вербальная часть сравнительно автономна и изобразительные элементы текста оказываются факультативными. Такое сочетание характерно для газетных, научно-популярных и художественных текстов. Большее слияние компонентов обнаруживается в текстах с полной креолизацией, в котором между вербальным и иконическим компонентами устанавливаются синсемантические отношения: вербальный текст полностью зависит от изобразительного ряда, и само изображение выступает в качестве обязательного элемента текста. Такая зависимость обычно наблюдается в плакате, объявлении, карикатуре и рекламе. Реклама определяется как креолизованный текст, поскольку ее вербальный и изобразительный компоненты образуют одно визуальное, структурное и смысловое целое. Связность вербального и визуального компонентов на содержательном уровне обнаруживает себя в семантических связях, которые представлены следующими основными типами: а) прямая денотативная соотнесенность имеет место между вербальными и визуальными знаками (т.е. знаки обоих кодов обозначают одни и те же предметы либо предметные ситуации). В качестве примера можно привести рекламу торгового центра «Домус» («Домус Вашей мечты!»), где в слове «Домус» первая буква представлена в виде рисунка дома; б) опосредованная денотативная соотнесенность между вербальными и визуальными знаками (т.е. знаки обоих кодов обозначают разные предметы и предметные ситуации, которые взаимодействуют между собой тематически или ассоциативно). Так, фото мужского лица в шрамах после аварии сопровождает следующий текст: «Don’t lose face. Drive a Volkswagen!» - выражение «потерять лицо» - «lose face» используется в рекламном тексте (РТ) в прямом смысле. в) чаще всего в РТ вербальные и невербальные средства дополняют друг друга, создавая более яркий и запоминающийся образ. Например, органично выполненное фото машины сопровождал текст - «FORD. Качество. Надежность. Комфорт». Информационная эффективность рекламного сообщения зависит и от непосредственного изображения (иллюстрации), и от самого рекламного текста. Отмечено, что на невербальный аспект рекламы приходится половина нагрузки по передаче информации. Текст и изображение взаимодействуют в рекламе и образуют один многослойный знак, вводящий в контекст сразу несколько значений. Успешная (удачная) реклама – это такая реклама, где составляющие ее компоненты функционируют как единое целое и подчинены общей цели: вызвать положительную реакцию покупателя, стимулировать приобретение рекламируемого объекта или сделать популярным имидж фирмы, упрочить ее положение на рынке. Соотнесенность всех компонентов рекламного текста с предметом рекламы, характером аудитории, целями и задачами темы – это то, что на сегодняшний день отличает качественную профессиональную рекламу. Примечания 1. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация(на материале креолизованных текстов – М.: «Академия», 2003.
БУХИРОВ Д.,аспирант факультета управления РГПУ им. Герцена. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПИАР И РЕКЛАМЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ОРГАНИЗАЦИИ Для достижений высшей эффективности деятельность по связям с общественностью и рекламе должна централизованно координироваться. По мнению С. Блэка компания способна достичь «вполне удовлетворительных результатов», если руководитель отдела рекламы является одновременно и главой отдела пиар. Если же в фирме существует два автономных отдела, то между ними должна быть налажена прочная связь и разрабатываемая маркетинговая стратегия должна согласовываться с каждым отделом. Оптимальным вариантом является тот, когда оба отдела подчинены одному директору или коллегиальному руководящему органу. Некоторые исследователи считают, [1] что реклама — это составная часть пиар, так как «Тот факт, что реклама оплачивается, не меняет сути ее определения....Поскольку реклама является одним из средств связи с общественностью, есть все основания отнести ее к пиар...», «пиар - это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности». Немного иное определение дает Р. Харлоу [1] «пиар - это одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и ее общественностью». Связь с общественностью является термином, который часто неверно истолковывают и описывают им любую деятельность, начиная со сбыта и кончая проведением «дней открытых дверей», в то время как на самом деле это вполне конкретный процесс. Каждая компания, организация, ассоциация и правительственный орган имеют группы людей, на которых оказывает влияние все то, что эта организация делает или заявляет. В эти группы входят служащие, клиенты, акционеры, конкуренты или просто потребители. Каждая из этих групп может быть определена как общественность данной организации. Для управления отношениями с общественностью используется процесс, известный как связь с общественностью («паблик рилейшнз»). Целью всего, что известно как связь с общественностью, является влияние на общественное мнение. В одном случае целью может быть получение поддержки публики, в другом - общественного понимания или нейтралитета, а в третьем обычная реакция на запросы прессы. Реклама понимается как, открыто спонсируемые и оплачиваемые продавцом, отношения между ним и покупателем. Разумеется, как и у связей с общественностью, цель рекламы - воздействовать на общественное мнение. Однако, эта цель обычно достигается через открытые усилия по продаже товаров или услуг фирмы. «Реклама - это печатное, рукописное, устное или графическое осведомление о лице, товарах, услугах или общественном движении, открыто исходящее от рекламодателей оплаченное им с целью увеличения сбыта, расширения клиентуры, получения голосов или публичного одобрения». Как правило, когда говорят, что реклама входит в сферу пиар, то имеют в виду корпоративную рекламу. Имеется несколько типов корпоративной рекламы, включая рекламу связей с общественностью, фирменную рекламу, рекламу по созданию отличительного имиджа и рекламу для привлечения свежих сил. Реклама связей с общественностью является видом корпоративной рекламы и используется в тех случаях, когда фирма хочет напрямую связаться со своими покупателями, чтобы выразить свои чувства или подчеркнуть точку зрения. Когда фирма принимает решение сменить название, логотипы, торговые марки или фирменное написание, а также в случаях слияния с другой большой компанией она использует рекламу по поддержанию фирменного стиля. С. Адаме составил несколько принципов, по которым должны строиться связи с общественностью: 1. Необходимость создания такой организации, которая смогла бы возглавить компанию и объединить людей. 2. Использование национальной и эмоциональной символики и применение продуманных, легко запоминающихся лозунгов. 3. Опережение оппонента в интерпретации событий и своевременная организация действий, оказывающих эмоциональное влияние на публику. 4. Постоянное и непрерывное воздействие на общественное мнение по любым контактным каналам [2] К основным направлениям практической реализации пиар можно отнести: - целенаправленный комплекс форм и методов улучшения контактов между - разработку конструктивных рекомендаций по созданию общественного имиджа фирмы; - реализацию мер, направленных на устранение барьеров, излишних помех (вредные, ложные слухи и т. д.) - подготовку мероприятий, направленных на расширение сферы влияния за счет устранения различных причин недопонимания, активизации средств пропаганды, рекламы, выставок, кинопоказов лучших фирменных образцов и достижений; Пиар не связаны с немедленной продажей товаров и услуг. Они используют рекламу дальнего действия, отсроченного приобретения, готовят к покупке потенциальных клиентов. Поэтому пиар ориентированы на продвижение не товара, а фирмы, и не на рынке, а в обществе. В связи с этим различны источники финансирования рекламы и пиар. Рекламные расходы фигурируют обычно в бюджете маркетинга, а средства на пиар берутся из стратегического бюджета фирмы, из фонда ее развития. Пиар-компании требуют всего 1-2% вложений от товарооборота, а рекламные кампании 5-20% [2]. Пиар обычно рассматриваются как путь для создания общего образа корпорации, прежде чем это сделает общественность в лице правительства, акционеров, сотрудников и т. д., и как средство противодействия возможной негативной пропаганде. При коммуникационном кризисе пиар играет огромную роль. Коммуникационный кризис - это экстраординарное событие или череда событий, которые самым неблагоприятным образом влияют на репутацию и финансовую стабильность организации. При проведении пиар-кампаний создается пресс-центр, который занимается планированием, проведением и освещением мероприятий с целью привлечения внимания общественности к событию. К таким мероприятиям относятся: юбилеи, спортивные соревнования и т. д. Способ, время и место таких мероприятий зависит от того, какой образ хочет создать себе фирма. Задача пресс - центра заключается и в проведении прессконференций или в подготовке выпуска новостей и передаче его в средства массовой информации. Принятие средствами массовой информации таких выпусков наиболее вероятно, если запланированные передачи действительно содержат что-то новое. В обязанности пиар входит и составление пресс-релизов. Ньюс- или пресс-релиз - это сообщение, содержащее важную новость или полезную информацию для широкой аудитории. Хорошо воспринимаются пресс-релизы, иллюстрированные для наглядности фотографиями. Рекламные фильмы - мощное средство пиар. Они очень удобны при выезде на выставки, участии в международных симпозиумах. В сфере пиар часто используется полиграфическая продукция. Очень часто компании издают свои годовые отчеты. Он представляет собой брошюру или проспект с информацией о фирме за прошедший год. Главная идея состоит в том, чтобы показать успехи фирмы (если отчет предназначен для широкой аудитории), из кого состоит компания и что это за люди (отчеты, предназначенные для персонала), общая информация о компании (банковские отчеты, которые обычно предназначены для узкого круга лиц). Плакаты делают упор на отдельные положительные моменты в деятельности фирмы. В полиграфии образ компании поддерживается дизайном того или иного издания. Например, чтобы подчеркнуть свою стабильность и богатство, банки используют золотую фольгу и дорогую бумагу для печати обложек своих годовых отчетов. Фирмы гордятся своими логотипами и стилем. Графический дизайн, в котором выдержаны название фирмы и ее продукция, рассматриваются в качестве ценного капитала компаний, и на защиту их индивидуальности и прав собственности на фирменный стиль затрачивается немало усилий. В системе пиар широко используется лоббирование, которое заключается в информировании и убеждении государственных чиновников с целью создать благоприятный образ компании и способствовать воплощению в жизнь или противостоять тому или иному действию администрации. Картина или имидж компании, - это сумма всех упомянутых и бесчисленного множества неназванных составляющих. Все, имеющие хоть какое-то отношение к компании и предлагаемым ею товаров и услуг, работают на ее имидж. Это произведение, постоянно создающееся как словами, так и образами, в итоге все это перемешивается самым причудливым образом и превращается в сознании общественности в единый имидж. 1. Л. Б. Невзлин. Пиар. Кому это нужно? Москва: Экономика, 2001 2. И. М. Синяева. ПР в коммерческой деятельности. Юнити 2004
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.53.7 (0.011 с.) |