Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование переключателей

Поиск

Первый шаг в использовании переключателя – управление простой игрушкой. Это доступно даже ребенку младше года. Многие компании выпускают игрушки на батарейках специально для использования с переключателем. «Адаптер для игрушек с батарейкой» (маленький диск, подключаемый к гнезду, которое вмонтировано в отделение для батареек) предоставляет простой путь адаптации любых игрушек для их использования с переключателем. Сам пульт снабжен стандартными разъемами, и его можно заказать по почте (рис. 11.4).[20]

Ребенок экспериментирует с переключателем и игрушкой во время игры. Перекладывая пульт, найдите самое подходящее для него место – ребенок должен свободно дотягиваться до него и управлять им. Если малыш сидит, то ему, как правило, удобнее, если переключатель расположен сбоку от него, – ему нужно только отвести руку в сторону. Закрепить пульт на гладкой поверхности можно с помощью застежки-липучки. Если ребенок лежит на боку (например, на диване, опираясь спиной о клиновидную подушку или на специальной доске для поддержки правильного положения на боку), то переключатель можно положить прямо перед ним.

Важно следить, чтобы игра не провоцировала движений, повышающих мышечный тонус (от которых ребенок становится очень напряженным) и не вынуждала малыша принимать несимметричную позу. Эксперименты с управляемой игрушкой обычно приводят к повышению мышечного тонуса у детей со спастическими формами церебрального паралича, но усугубление спастичности можно свести к минимуму. Физический терапевт может помочь в этом. Для многих детей лучшей позой для того, чтобы использовать руки, будет положение стоя с некоторым наклоном вперед с поддержкой – в такой позе ребенок может стоять в специальном стояке. Следите, чтобы в этом положении он удерживал голову по средней линии, тогда он сможет наблюдать за своими руками и игрушкой, не поворачиваясь. Вы можете поддерживать его голову приемами «орального контроля» (контроль за ртом).

При гиперкинетической форме церебрального паралича возбуждение, которое связано с игрой, провоцирует непроизвольные движения. В этом случае необходимо поддерживать голову и туловище ребенка в устойчивом положении – так он сможет спокойно наблюдать за происходящим и у него получится управлять переключателем с помощью изолированных движений. Важно совершенно точно определить, какие движения ребенок совершает произвольно, а какие – «случайно».

Задачи родителей

Крайне важно не только обучать малыша основным навыкам использования переключателя в игре и картинок для коммуникации, но и советоваться со специалистами. Наша цель – обеспечить ребенку максимально возможное качество жизни. Непременное условие этого – коммуникация. От нее зависит наше физическое, психологическое, социальное и эмоциональное благополучие. Научиться коммуникации – вероятно, самая важная задача для детей с церебральным параличом.

Мы не можем предсказать, насколько хорошо ребенок освоит речь и движения, но это не должно останавливать наше стремление научить его коммуникации. Как известно, чем активнее человек общается, тем лучше ему это удается. Если малыш хорошо освоил один способ коммуникации, он легко воспримет перемены, которые помогут ему расширить возможности общения. Общение должно приносить радость, и современные технические средства открывают множество путей к этой цели.

Глава 12
Музыка и музыкальная терапия
(ДИАНА ТОРНТОН)

♦ Развитие музыкального языка

♦ Музыкальная терапия

♦ Развитие музыкального диалога

Музыка

Как бы мы ни относились к своим способностям, все мы музыкальны. Представьте себе, что чувствует ребенок в утробе матери. Девять месяцев ребенок слышит ритм биения маминого сердца, ее дыхание, голос и интонации, фразы, которые она произносит, ощущает ритмичные движения ее тела. Он слышит, как на ритмичные звуки сердцебиения накладываются беспорядочные шумы, которые сопровождают пищеварение (и его расстройства!), и шум от тока крови по сосудам. Новорожденный прекрасно знаком с ритмом, темпом, паузами и фразами. У мамы в животе он уже «танцевал» под музыку, доносившуюся до него извне, и можно сказать, что артистические способности к танцам и музыке основаны на опыте, который ребенок получил в утробе матери.

Значение этого опыта для вас и малыша в том, что у вас есть общий для вас обоих музыкальный язык. Многие люди не решаются обратиться к музыке, считают, что у них нет музыкального слуха, просто не знают, что с ней делать. Вероятно, вы никогда не рассматривали музыку с такой «базовой» точки зрения, но я надеюсь, что теперь вы не сомневаетесь в своих музыкальных способностях.

Музыку можно использовать для развлечения ребенка – включать ему аудиокассеты или радио. Но гораздо больше пользы принесет «живая» музыка – песенки и простые мелодии – то, что вы сами внесете в совместные игры и чем обогатите общение с младенцем. Если вы знаете песни и потешки – используйте их, если вы не помните ни одной – выучите их по аудиозаписям. Почему бы вам не сочинить свою собственную «специальную» песенку? Всего-то и надо, что придумать куплет из коротких строк и простой мотив, либо положить свои слова на известную мелодию. Сочините песенки для разных случаев, например «купальную» или «одевальную».

Песенки придут к вам на помощь, когда вы не знаете, что сказать. Они помогут малышу легче усваивать ваши слова, предложения, обороты речи. Песня может стать для малыша ориентиром, который подскажет ему предстоящие события. Ребенок со зрительными нарушениями всегда сможет определить, где вы находитесь, если, занимаясь делами, вы мурлычете песенку.

Отвечать на звуки, которые произносит ваш ребенок, очень важно для развития у него навыков коммуникации и речи, и об этом говорится и в других главах. Может быть, вам станет проще повторять любые звуки вашего малыша, если вы будете считать их музыкой, а не словами. Слушайте ритм звуков, которые произносит ребенок, или наблюдайте за ритмом его движений. Вы можете взять их за основу для игры – повторяйте эти ритмы вслед за малышом и ждите ответа. Можно отбивать ритм ладонями, выстукивать его на теле ребенка или простучать ритм по стульчику, на котором сидит малыш, чтобы он почувствовал колебания. Даже ребенок с нарушениями слуха может воспринимать вибрацию, и, значит, он будет получать удовольствие от игры с ритмом. Если возможности малыша позволяют – положите его на клиновидную подушку и дайте ему постучать чем-нибудь, хотя бы ложкой, по перевернутой вверх дном пластиковой миске, – специальные инструменты вовсе не обязательны.

Насыпьте в пластиковую бутылку или в воздушный шарик, прежде чем надуть его, песок, чечевицу или фасоль – вы получите инструменты с разным звучанием. Привяжите к шелковому шарфу крышки от бутылок или листики хрустящей бумаги и дайте малышу поиграть. Когда ребенок издаст звук, возвратите ему звук своим голосом или с помощью какого-нибудь «инструмента» – так у вас возникнет диалог. Даже если малыш отвечает медленно или плохо чувствует ритм, то возникновение диалога – это самый большой успех вашей общей игры.

Музыкальная терапия

Музыкальная терапия – особый интерактивный метод помощи взрослым и детям с различными видами нарушений, при котором используются музыкальные инструменты и другое оборудование. Суть метода – совместное музицирование. Терапевт использует звуки, которые издает ребенок, его ритмы, а также звуки, которые он извлекает с помощью инструментов, и на этой основе строит свое взаимодействие и отношения с малышом. Музыкальный терапевт – всегда прекрасный музыкант, поэтому он использует все звуки ребенка в качестве элементов музыки. Он отвечает малышу пропетой мелодией или играет в ответ на музыкальном инструменте (например, на пианино, кларнете или скрипке), или наигрывает мелодию на простых игрушечных инструментах.

Любой сигнал ребенка (например, стереотипные звуки или движения) музыкальный терапевт воспринимает как намеренный и значимый. В итоге сам малыш меняет отношение к этим сигналам. Например, начинает использовать их с целью получить ответ. Звук приобретает значение навыка общения – бесполезное действие превращается в полезное. В процессе нормального развития ребенка происходит то же самое. Малыш, который повторяет «па-па-па-па», сначала не имеет в виду «папа». За него «говорят» окружающие, именно они приписывают лепету ребенка определенный смысл. Подобным же образом стереотипным действиям (звукам и движениям, которые озвучены музыкальными инструментами) присваивают значение музыкальной фразы.

Музыкальный диалог, который происходит между ребенком и терапевтом, может оказаться самым длительным и искусным взаимодействием, на которое вообще способен ребенок. Двигательные нарушения и проблемы с речью часто препятствуют обычному каждодневному общению с окружающими. Музыкальная терапия для такого ребенка служит мостиком из мира одиночества.

Ребенок непосредственно влияет на музыку, которую исполняет музыкальный терапевт, – в ответ на любой его сигнал терапевт изменяет мелодию, подстраивая ее под ребенка. Так малыш осознает, что звуки, которые производит терапевт, обращены именно к нему. Это дает ему ощущение собственной значимости. Такой опыт нередко крайне значим для ребенка и стимулирует его развитие наиболее эффективно. Дети получают огромное удовольствие от самого процесса создания музыки, поэтому на занятиях музыкальной терапией мотивация для каждого ребенка очень сильная, это не зависит от того, предпочитает ли он быть только слушателем или принимает более активное участие в занятиях.

Музыка может помочь ребенку «организовать» движения, музыкальный терапевт может учить малыша координировать свои движения (например, когда необходимо стучать в барабан). С другой стороны, музыка обладает эмоциональным воздействием. Она высвобождает чувства ребенка, которые он иногда не может высказать иначе, позволяет ему выразить разочарование, уныние или радость. Она дарит ему возможность почувствовать себя понятым, излить таящиеся в нем чувства, разделить их с другими. Характерные для малыша сочетания звуков открывают музыкальному терапевту окно в его внутренний мир. Терапевт может говорить с ребенком о его чувствах и, в зависимости от ситуации, облекать эти чувства в слова или снова в музыку.

Если музыкальная терапия вас привлекает и вы хотите попробовать ее для вашего ребенка, узнайте о ней в школе или медицинском учреждении. Вы также можете связаться с Ассоциацией музыкальных терапевтов (Association of Professional Music Therapists) (см. Приложение V). Подобные организации существуют во многих странах.

Глава 13
Игра

♦ Исследование мира и сенсомоторное развитие

♦ Игра и развитие крупной моторики

♦ Выбор игрушек

♦ Игра помогает ребенку стать более подвижным

♦ Как самим изготовить простые игрушки

♦ Игры: когда ребенок подрос

Ребенок первых лет жизни учится во время игры. Как мы уже обсуждали, младенец познает окружающий мир, слушая, рассматривая, трогая его и пробуя на вкус, а мама взаимодействует с ним и помогает, если это необходимо. Осознав себя, малыш изучает окружающие его предметы и людей, соотнося их с собой. Развитие координации движений глаз и рук позволяет ему начать исследовать предметы: он берет их и засовывает в рот, начинает узнавать форму и поверхность на ощупь, распознает их вкус – приятный он или неприятный.

Физические возможности ребенка растут, тонкие движения рук совершенствуются, и главным источником информации становятся пальцы. Малыш начинает концентрировать внимание на том, что именно он делает руками. Сначала их действия случайны, затем ребенок повторяет их вновь и вновь, закрепляя навыки.

Он изучает, что может и чего не может делать
с игрушками и другими предметами

Обычные предметы и игрушки для ребенка – это инструменты для исследования и развития. Он обнаруживает, что у них есть верх и низ, внешняя и внутренняя поверхности. Оказывается, что если предмет твердый, то его нельзя смять, а мягкий – можно. Он узнает, что он может положить предметы в емкость и вынуть их оттуда – поначалу он высыпает их разом, но уже к 18 месяцам достает по одному, аккуратно и последовательно. Малыш обнаруживает, что из двух поставленных друг на друга кубиков получается башня. Он узнает, что можно одной рукой держать предмет, а другой действовать. Ребенок учится действовать в соответствии с желаемым результатом – например, одни игрушки толкает, а другие тянет, понимая, что они легче и быстрее едут, когда с ними обращаются именно таким образом. Он открывает для себя возможность выбора и занимается с игрушками, которые ему интересны, а прочие игнорирует.

Малыш узнает и сравнивает свойства предметов и их связи друг с другом: он знакомится с понятиями «рядом», «над», «перед», «позади», сравнивает предметы по ширине и высоте. Он сортирует их по форме, иногда и по цвету, подбирает одинаковые.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.152.102 (0.014 с.)