Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет биологии индивидуального развития. Значение достижений этой науки для медицины, зоотехники и других отраслей народного хозяйства.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет биологии индивидуального развития. Значение достижений этой науки для медицины, зоотехники и других отраслей народного хозяйства. Биология индивидуального развития (БИР), как наука о закономерностях и механизмах онтогенеза, принадлежит к одной из биологических дисциплин, изучает следующие периоды развития организма: -предзародышевое развитие (образование половых гамет – оогенез, сперматогенез); -оплодотворение (процесс слияния женского и мужского пронуклеусов); -зародышевое развитие (развитие зародыша внутри яйцевых и зародышевых оболочек, а также личиночный период (у многих беспозвоночных и земноводных); -постэмбриональный (у рыб, пресмыкающихся и птиц) или постнатальный (у млекопитающих) период развития, продолжающийся до превращения развивающегося организма во взрослый. Эмбриология (от греч. embryon – зародыш, logos – слово, наука) – наука о развитии зародыша от момента оплодотворения (зачатия) до рождения на свет. Предметом эмбриологии являются и восстановительные морфогенезы, т.е процессы развития, наступающие после случайных травм или в результате самокалечения. Эмбриологи также изучают и патологические процессы, уродливые формообразования. Таким образом, предметом эмбриологии оказываются разнообразные морфогенетические процессы, совершающиеся в ходе индивидуального развития особи или колонии. Значение: создание искусственных осеменений для повышение поголовья скота, ув-е его продуктивности; искусственная инкубация. Преформизм эпигенез античных авторов 17-18 вв. Гипократ (4-5 в. До н.э)-изучал зародыши млекопитающих. Считал, что плод образуется через смешение мужского и женского «семени». Теория преформизма (впереди, форма)- каждый зародыш является уже вполне сформированным, имеющим все части организмом, которому остается только расти. Эта теория достигала пика в 7 веке. В 4 веке до н.э Аристотель изучал развитие куриного яйца, образуются новые структуры из бесструктурной массы. Аристотель думал, что зародыш человека развивается из менструальной крови. Теория эпигенеза- структуры образуются в процессе индивидуального развития, в результате новообразования, под влиянием внешних факторов среды. Вплоть до 6 века не было никаких достижений-застой. Но в середине 7 века Роберт Гук изобрел микроскоп: Левенгук и Гам рассматривали семенную жидкость рыб и обнаружили сперматозоиды; Грааф- в яичнике открыл яйцеклетку; Мальпигий – с помощью микроскопа изучал развитие зародыша курицы Преформисты разделились на 2 группы: -овисты-зародыш в яйцеклетке; -сперматики или анималькулисты- зародыш в сперматозоиде. Лейбниц развил теорию вложения, т. е. в сперматозоидах яйцеклетках уже заложены зародыши
Вклад К. Ф. Вольфа, К. М. Бэра в понимание зародышевого развития. В 18 в – перелом Вольф- ученый, написал в диссертации теория зарождения, что органы формируются из бесструктурной массы. Показал наглядно, Вольф обосновал теорию эпигенеза. В 19 в. Карл Максимович Бэр обосновал основные принципы эпигенеза. Бэр выступил в поддержку Вольфа, но и с критикой- что образование новой структуры идет из уже существующей. Является основоположником теории эволюции (вторая половина 20 века) и клеточная теория. Издал книгу История развития животных. Сформулировал закон зародышевого сходства: зародыши позвоночных животных на ранних стадиях развития имеют общий план строения. Распространил теорию о зародышевых клетках на всех позвоночных. Первый ученый который увидел яйцеклетки млекопитающих и человека. Ковальский изучал асцидий и ланцетника: увидел стадию развития трех зародышевых листков. Мюллер и Гектель- закон биогенетический. В 20 веке Северцев опроверг теории и сказал, что онтогенез определяет филогенез. Изменения, которые ведут к проявлению и закреплению признака.
Неопреформизм и неопигенез. Экспериментальная эмбриология, опыты В. Ру и Г. Дриша. В конце 19 века возникла механика развития, основоположник Вильгельм Ру (эксперем эмбриология- удаления, пересадка частей зародыша). Он брал участок зародыша и пересаживал их в другие места или разделял зародыш и смотрел, что будет образовываться. В. Ру – сделал вывод, что процессу ИР характерна дифференцировка. Дриш –в опытах на эмбрионах морского ежа, он одним из первых открыл явление эмбриональной регуляции. Дриш обнаружил, что при разделении первых двух бластомеров у иглокожих каждый из них даёт полноценного зародыша, а затем и личинку, из которой может развиться нормальный взрослый организм. В норме каждый из бластомеров образует только половину зародыша. Шпеман- предложил теорию индивидуального развития и разработал прекрасные методики по микрохирургии на зародышах: снятие оболочек яиц животных, пересадка частей одного зародыша другому, изготовление благоприятной жидкой среды для развития.
Происхождение первичных половых клеток в онтогенезе. У растений и низших животных по достижению определенного возраста соматические клетки могут давать начало половым. Молодые половые клетки - гоноциты: губки – соматические клетки (амебоциты), которые могут давать начало половым клеткам; кишечнополостные – соматические клетки (интерстициальные или i клетки), которые могут дать начало половым; плоские черви – необласты. У других организмов нет соматических клеток, которые могли дать начало половым. Половые клетки образуются на ранних стадиях эмбриогенеза внеполовых железах, а в дальнейшем они заселяют семенники яичники. В энтодерме желточного мешка. Ученые облучали, удаляли, вырезали участок полового хроматина – организмы стерильны. Начали проводить опыты на амфибиях. Два пассивных способа достижения половых желез: 1. Перемещение оболочек внутри организма; 2. С помощью тока крови. Активный способ - Амебоидное движение. Гаметогенез – развитие половых клеток. Оогенез – развитие женских половых клеток, сперматогенез – развитие мужских половых клеток. Женские половые клетки развиваются в яичниках, мужские – в семенниках. Общие представления о сходстве и различии половых и соматических клеток. Соматические и половые клетки имеют общее происхождение, так как образуются из генетически одинаковых эмбриональных клеток, которые содержат всю генетическую информацию, необходимую для образования клеток различных типов в ходе развития организма. В организме взрослых животных и растений существует два типа клеток: соматические - клетки тела, и половые клетки. В половых клетках число хромосом в два раза меньше, чем в соматических. В соматических клетках количество хромосом получило название диплоидного и обозначается 2n, а в половых клетках каждая хромосома представлена в одинарном количестве и получил название такой набор - гаплоидный и обозначается (n). При изучении размножения и развития организмов появляются парности в соматических клетках это закономерное явление. При оплодотворении яйцеклетки диплоидный набор возникает заново - одну половину набора организм получает от материнского организма другу от отца. Отличия строения и функции половых клеток от соматических. Половые клетки (гаметы) отличаются от соматических клеток; 1) гаплоидным набором хромосом; 2) резко увеличенными (яйцеклетка) или резко уменьшенными (сперматозоид) размерами; это связано с тем, что яйцеклетка накапливает пита- тельные вещества (желток) для развивающегося из зиготы зародыша, а сперма- тозоид лишь перемещает наследственный материал (гаплоидный набор хромо- сом) к яйцеклетке; 3) низким уровнем обменных процессов, напоминающим та- ковой при состоянии анабиоза.
Типы питания яйцеклеток. Образование желтка. Типы накопления пит. веществ: 1)диффузный или фагоцитарный тип (губки, кишечнополостные)- ооцит перемещается и пожирает клетки. 2)сомитарный (морские звезды, ланцетник)- за счет пит.веществ материнского организма. 3)алиментарный- с помощью вспомогательных клеток: -нутриментарный (членистоногие)- клетка в центре всасывает пит.вещества из сестринских клеток; -фолликулярный (высшие и низшие организмы)- ооцит в яичнике покрывается фолликулярными клетками, образуя слои. Один слой- первичный фолликул, два слоя- вторичный фолликул, принимают участие в питании. Функции фол. клеток- барьерная и вырабатывают гормоны-эстрогены, прогистероны. 13. Биохимия оогенеза: синтез, накопление разных типов РНК. Амплификация рДНК и образование сверхчисленных ядрышек. 1 период размножения. Оогоний 2n 4c, ооциты 1 порядка 2 период – роста: малый рост, или превителлоге нез – в небольшом количестве питательные вещества, а в большом количестве различные виды РНК. рРНК накапливается за счет амплификации генов, образование тРНК идет на обычных генах, иРНК идет на хромосомах. Клетки готовы к мейозу, проходят профазу мейоза.. Происходит накопление Днк, рибосом, белка, т.е. запуск обменных процессов. Способы гаструляции. Фазы гаструляции. Способы протекания I фазы гаструляции: инвагинация, деламинация, иммиграция, эпиболия.В процессе гаструляции выделяют 2 фазы: 1) фаза образования двухслойного зародыша (I фаза); 2) фазаобразования трехслойного зародыша (II фаза). Различают 4 основных способа осуществления гаструляции в I фазе, заканчивающейся образованием двухслойного зародыша. Инвагинация – в результате дробления образуется целобластула (ланцетник). Клетки вегетационной части бластулы впячиваются в бластоцель. Они дадут начало энтодерме и эктодерме. А полость первичной кишечной трубке. Эпиболия – нарастание мелких клеток крыши бластулы на бластоцеле. Иммиграция – самый древний, широко представлен среди кишечнополостных. Зародышевые листки образуются вселением клеток бластодермы в бластоцель. Бывает: -мультиполярная- вселением всей поверхностью -биполярная- из анимального полюса -униполярная- из одного полюса Деляминация (расслоение на экто- и энтодерму) характерна для бластулы типа морула. Периферические клетки уплотняются, между наружными и внутренними клетками образуется базальная пластинка. Эти способы редко встречаются в чистом виде, обычно гаструляция происходит по смешанному типу: инвагинация сочетается с эпиболией (земноводные), деляминация - с иммиграцией (иглокожие). Развитие ланцетника Развитие не прямое, через личинку, в водной среде. Яйцеклетки очень мелкие от 100-120 микрометра. Яйцеклетки олиголецитальные, гомолецитальные. Оплодотворение наружное. Образуется зигота, дробление (полное, равномерное), целобластула (имеет один слой клеток). В эктодерме верхней стороны зародыша обособляется медуллярная пластинка, края которой смыкаются. Возникающая таким путем нервная трубка сохраняет на переднем конце (через невропор) некоторое время сообщение с внешней средой. Затем на месте невропора остается обонятельная ямка. На спинной стороне первичной кишки появляется продольное выпячивание. В последующем оно отделяется и превращается в хорду. По бокам от хорды появляются два ряда выпячиваний первичной кишки: по мере разрастания они отделяются от нее и образуют зачатки мезодермы - целомических мешков. По мере дальнейшего развития каждый целомический мешок делится на два отдела: верхний - сомит и нижний - боковую пластинку. Впоследствии полости боковых пластинок, сливаясь между собой, образуют целом. При дальнейшей дифференцировке сомита возникают следующие зачатки: 1) склеротом (нижняя внутренняя часть сомита) дает начало клеткам, образующим опорные лучи в плавниках 2) миотом (часть сомита, прилегающая к хорде) формирует туловищную мускулатуру; 3) кожный листок, верхняя и наружная часть сомита образует соединительнотканную часть кожи. Регенерация. Регенерация - восстановление утраченных структур во время их удаления или физиологической жизнедеятельности. В процессе эволюционного развития в организме возникла соответствующая приспособительная реакция. Она имеет большое значение не только для здорового организма, но и для больного. Различают регенерацию физиологическую и патологическую. Физиологическая регенерация - постоянное восстановление отмерших клеток молодыми. Этот процесс происходит в течение всей жизни организма. Интенсивные процессы регенерации обнаруживают при восстановлении клеток крови, эпидермиса слизистых оболочек. К ним относят также линьку млекопитающих и птиц, рост резцов у грызунов и др. Патологическая регенерация - процесс восстановления поврежденных тканей и органов после действия чрезвычайных раздражителей. Регенерация происходит у всех животных. У высших позвоночных способность к регенерации ограничена, у них могут регенерировать только некоторые органы. Так, например, из одной доли печени может восстанавливаться вся печень. Однако у низших позвоночных (некоторые амфибии) может регенерировать целая конечность или хвост, а у высших беспозвоночных (морские звезды, планарии и т. д.) регенерационная способность так же хорошо выражена, как и у кишечнополостных.
Предмет биологии индивидуального развития. Значение достижений этой науки для медицины, зоотехники и других отраслей народного хозяйства. Биология индивидуального развития (БИР), как наука о закономерностях и механизмах онтогенеза, принадлежит к одной из биологических дисциплин, изучает следующие периоды развития организма: -предзародышевое развитие (образование половых гамет – оогенез, сперматогенез); -оплодотворение (процесс слияния женского и мужского пронуклеусов); -зародышевое развитие (развитие зародыша внутри яйцевых и зародышевых оболочек, а также личиночный период (у многих беспозвоночных и земноводных); -постэмбриональный (у рыб, пресмыкающихся и птиц) или постнатальный (у млекопитающих) период развития, продолжающийся до превращения развивающегося организма во взрослый. Эмбриология (от греч. embryon – зародыш, logos – слово, наука) – наука о развитии зародыша от момента оплодотворения (зачатия) до рождения на свет. Предметом эмбриологии являются и восстановительные морфогенезы, т.е процессы развития, наступающие после случайных травм или в результате самокалечения. Эмбриологи также изучают и патологические процессы, уродливые формообразования. Таким образом, предметом эмбриологии оказываются разнообразные морфогенетические процессы, совершающиеся в ходе индивидуального развития особи или колонии. Значение: создание искусственных осеменений для повышение поголовья скота, ув-е его продуктивности; искусственная инкубация.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.82.128 (0.011 с.) |