Вопрос Социальная фасилитация и социальная ингибиция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос Социальная фасилитация и социальная ингибиция



Эффект социальной фасилитации: эффект связан с усилением доминантных реакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году. Эксперимент Триплета заключался в изучении результатов влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста и сравнении их с результатами, полученными в одиночной гонке. Триплет установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

Ингибиция социальная [лат. inhibere — сдерживать, останавливать] — ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных, так и воображаемых. Свойство И. противоположно фасилитации. Например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.

Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции. Однако тогда, когда известен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит, социальное возбуждение, т. е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении же простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению.

Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такого рода реакций являются:

количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей;

взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;

значимость окружающих людей для человека;

степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

 

Результаты экспериментов позволяют понять, почему хорошо известный в футболе эффект "своего поля" гораздо более значим для команд среднего уровня, чем для по-настоящему классных спортивных коллективов. Вполне понятно, что присутствие многочисленной благожелательно настроенной аудитории усиливает доминантные реакции. В то же время, если последние недостаточно развиты, негативная реакция трибун может оказывать ингибирующее воздействие. При этом, чем выше класс команды, тем лучше усвоены ее членами навыки, связанные как с индивидуальными действиями на спортивной площадке, так и с командным взаимодействием, а следовательно, тем ниже степень зависимости эффективности от реакции болельщиков.


12 вопрос Особенности группового принятия решений

С одной стороны, психологически верно привлекать подчиненных к процессу принятия решения, так как человек охотнее делает то, на что он решился самостоятельно. Однако такое поведение всегда требует больших временных и собственно личностных затрат руководителя.

Известно, что для эффективного принятия решений в каждой конкретной проблемной ситуации необходим некий баланс ответственности между всеми уровнями групповой структуры. В противном случае возможно возникновение конфликта.

Виды принятия группового решения:

  • дискуссия (совещание);
  • групповое интервью ;
  • метод «мозгового штурма» .

Совещание — одна из самых дорогостоящих форм (совещаются руководители и специалисты), эта форма связана с большой потерей времени.

К преимуществам такого принятия решения можно отнести:

  • привлечение знаний и опыта, которыми отдельный человек не обладает;
  • группа более успешно избегает ошибок и неудач в работе;
  • психологически решение группы принимается более доброжелательно, чем индивида;
  • больше ответственность («сами решили — самим выполнять»);
  • «групповой эффект» — результат группы выше суммы вкладов индивидов, все участники совещания должны уметь говорить «Я».

Психологические проблемы группового мышления.

  • Иллюзия неуязвимости .
  • Ложная рациональность . Жертвы группового мышления не только склонны игнорировать предупреждения об опасности, но они склонны коллективно, рационально обосновывать свои поступки для преуменьшения значимости тревожных сигналов.
  • Групповая мораль . Жертвы группового мышления слепо верят в высшую справедливость целей своей группы, и эта вера заставляет их игнорировать этические или нравственные аспекты последствий принимаемых решений.
  • Стереотипы . Жертвы группового мышления придерживаются стереотипных взглядов на лидеров враждебных групп.
  • Давление . Жертвы группового мышления оказывают прямое давление на любого индивида, который выразит сомнения относительно какой-либо из групповых иллюзий или выдвинет аргументы в пользу курса действий, противоположного одобряемому курсу большинством группы.
  • Самоцензура . Жертвы группового мышления избегают отклонения от того, что можно назвать групповым консенсусом.
  • Единодушие . Жертвы группового мышления разделяют иллюзию единодушного принятия группой решения.

13 вопрос Общение:определение виды и функции

Общение и коммуникации: различные подходы. Основные методы общения с людьми (по Д. Карнеги ). Специфика делового общения . Психология выступления . Психологический контакт в общении. Некоторые правила делового этикета .

8.1.

Общение и коммуникации: различные подходы

Общение — взаимосвязь субъектов потребностью деятельности или личностной необходимостью. Это метод коммуникации, позволяющий решать задачи самоидентификации и социальной адаптации. Общение — это процесс, форма активности субъекта. Общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми.

Чем выгодна жизнь в сообществе? Это совместная защита от врага и холода, добыча пищи, формирование коллективного опыта и передача его последующим поколениям.

Общение осуществляется при помощи вербальных (словесных, устных) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомима; качество голоса, паузы, смех, плач, темп речи; пространственные формы организации пространства; контакт глаз).

Структура общения состоит из трех взаимосвязанных сторон:

1) коммуникативной, которая проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;

2) интерактивной, заключающейся в организации межличностного взаимодействия, т.е. когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями;

3) перцептивной, которая проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

В зависимости от отношения людей к ситуации и вида общения, существуют следующие типы взаимодействия:

кооперация;

конкуренция (конфликт).

Проблемы общения.

Формы выражения содержания на уровне межличностных отношений.

Проблема деятельности и общения:

принцип единства общения и деятельности;

общение как особый вид деятельности;

речевая деятельность.

Виды общения.

Эффективные виды общения:

понимающее общение — безоценочное реагирование на то, как видит (что говорит) себе партнер, но и с учетом его поведения и разговора, способствует установлению и развитию контакта;

рефлексивное общение — характерно для психолога («Я думаю за моего партнера и хочу понять, правильно ли я его понимаю»).

Неэффективные виды общения:

принижающее общение — ущемление прав партнера;

агрессивное общение — то общение, в процессе которого имеют место нападки на партнера;

защитно-агрессивное общение — агрессивное общение, вызванное другим партнером, ориентировано на оказание прямого психологического воздействия на собеседника для достижения своих целей. Любая агрессия — это признак слабости, это форма, через которую человек защищается.

директивное общение (прямое, указывающее) — прямое воздействие на другого без принижения его достоинств, качеств и т.д.

Существуют две стратегии психологического воздействия в общении.

Манипулирование .

Развитие, приобщение, привлечение.

Язык — система кодов для передачи информации и опыта. Основная характеристика — побуждение к активности. Передает информацию (язык животных, язык запахов, света, звука). Природный язык — крик.

8.2.

Основные методы общения с людьми (по Д. Карнеги)

Нужно иметь горячее страстное желание учиться и твердую решимость научиться обхождению с людьми!

Д. Карнеги

«Не плюй в колодец…».

Критиковать человека:

не имеет смысла, потому что критика заставляет его защищаться и, как правило, искать оправданий;

опасно, так как критика наносит удар его гордости, задевает чувство собственной значимости и обижает его.

Когда у нас появляется желание кого-то покритиковать или отчитать, давайте начинать с самих себя. Даже с точки зрения Вашего самолюбия это намного полезнее, чем попытка изменить других, и к тому же не так опасно.

Не сетуйте на соседа, что он не убрал снег со своей крыши, если Ваш собственный порог не очищен.

Конфуций

Критика — это опасная искра, которая может стать причиной взрыва на пороховом складе гордости.

Д. Карнеги

Величие великого человека состоит в том, как он обращается с маленькими людьми.

Т. Карлейль

Всякий думающий человек способен критиковать, осуждать и выражать недовольство. А вот чтобы проявлять понимание и снисхождение, личность должна быть с сильным характером, уметь владеть собой, уважать чужое мнение. Менеджеру необходимо научиться понимать, почему люди поступают так, а не иначе; это более полезное и интересное занятие, чем критика («Все понять — значит все простить»).

Секрет искусства обхождения с людьми.

Если хорошенько подумать, существует лишь один способ заставить кого-либо сделать что-либо — это заставить другого человека захотеть это сделать! Самый простой пример — Том Сойер, который организовал детей красить забор.

Можно заставить раба, можно принудить подчиненного угрозой увольнения, можно заставить ребенка ремнем, но все эти методы могут привести к нежелательным последствиям. Единственный эффективный способ заставить Вас сделать что-либо — дать Вам то, что Вы желаете.

Если человека просто учить чему-либо, он никогда этому не научится.

Б. Шоу

Чего хочется вам, а чего — собеседнику.

Когда Вы говорите, не имеет смысла говорить о том, что нравится вам, ведь все стремятся лишь к тому, чтобы достичь того, чего желают сами. Отсюда следует, что чтобы оказать влияние на другого человека, надо говорить ему то, что он хотел бы услышать, как он мог бы достичь желаемого.

8.3.

Специфика делового общения

Управленческое общение — деловое (деятельностное) общение, т.е. общение как вид деятельности.

Виды управленческого общения:

деловое совещание, конференция;

прием по личным вопросам и др.

Любое общение — это в той или иной форме управление людьми. Задача любого делового общения — достижение взаимопонимания и организация совместной работы.

Девять правил, соблюдение которых дает возможность воздействовать на людей, не оскорбляя их, не вызывая у них чувства обиды.

Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.

Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.

Сначала поговорите о собственных ошибках, а уж потом критикуйте своего собеседника.

Задавайте собеседнику вопросы вместо того, чтобы ему что-то приказывать.

Давайте людям возможность спасти свой престиж.

Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте «чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу».

Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую Вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что Вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.

Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что Вы предлагаете.

Стиль делового общения . Стиль — качественная характеристика процесса. Стиль — соответствие между целями и способами достижения цели. Этапы формирования стиля:

1) анализ ситуации;

2) адаптация;

3) оптимальный стиль деятельности.

Если нам необходимо приобрести друзей, давайте встречать людей с воодушевлением и радостью.

Самый верный путь к сердцу собеседника — это разговор с ним на тему, которую он знает лучше всего.

Т. Рузвельт

Спор — это словесное состязание, в котором каждый отстаивает свою точку зрения. В основе спора лежат доказательство и опровержение . В структуре спора опровержение противостоит доказательству и связано с ним. Доказательство первого участника спора превращается в опровержение доказательства второго участника спора, и наоборот.

Структура доказательства:

1) тезис;

2) аргумент;

3) демонстрация;

4) фактический материал.

В споре характерны две группы приемов:

1) обращение к делу;

2) обращение к человеку.

Возможны некоторые уловки, которые могут запутать собеседника:

софизм (применение словесных ухищрений, вводящих в заблуждение);

парафраз (ведение спора, начиная с повторения сказанного собеседником, а затем, подстраиваясь к его словам, высказывая свое мнение).

Научные данные утверждают, что в 90% споры заканчиваются тем, что каждый участвующий в них убеждается в своей собственной правоте. При этом тратится масса времени и энергии, а результатом может явиться даже разрыв отношений.

Цивилизованно прекратить спор можно только тактом, дипломатией, доброжелательностью и искренним стремлением понять точку зрения собеседника.

Вы можете положить конец спору, признав, что можете ошибиться. Так Вы дадите вашему оппоненту возможность со своей стороны проявить объективность и откровенность. Он может также признать, что мог и ошибаться.

Защищать свои ошибки может любой глупец — большинство из них так и поступает — но тот, кто признает свои ошибки, оказывается выше остальных, использует ситуацию и торжествует.

Двенадцать правил, соблюдение которых дает возможность склонить людей к Вашей точке зрения.

Единственный способ выиграть спор — это не спорить.

Проявляйте уважение к мнению собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.

Если Вы неправы, признайте это быстро и решительно.

С самого начала придерживайтесь дружеского тона.

Заставьте собеседника сразу же сказать Вам «да».

Пусть большую часть времени говорит Ваш собеседник.

Пусть Ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.

Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения собеседника.

Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.

Взывайте к наиболее благородным мотивам.

Театрализуйте Ваши идеи, подавайте их эффектно.

Бросайте вызов, задевайте за живое.

Деловая беседа направлена на реализацию следующих задач:

обмен информацией;

поиск новых направлений и начало перспективных мероприятий;

контроль начатых мероприятий;

поиски и оперативная разработка рабочих идей и замыслов;

поддержание деловых контактов на уровне предприятий, фирм, отраслей, стран.

Деловые совещания и оценка деловых качеств подчиненных. В деловом совещании могут участвовать 7—9, максимум — 12 человек. Тема обсуждения должна быть заранее определена и сообщена участникам. В целях снятия пассивности участников могут применяться:

1) высказывания по кругу;

2) метод «мозгового штурма» .

Деловые переговоры — это один из видов социальной практики. Переговоры — это, прежде всего, деятельность по обмену информацией (коммуникации), это спровоцированная встреча лиц, которых в данном случае можно назвать главными действующими лицами.

Действующие лица представляют либо свои собственные интересы, либо интересы группы, они могут обладать отдельным мандатом либо входить в состав делегации при участии в переговорах («двойная принадлежность»). Действующие лица могут считать себя противниками или партнерами. Ситуацию нельзя прогнозировать заранее: партнеры могут стать противниками и наоборот, в зависимости от развития ситуации. Соответственно различными будут и переговоры. Специфика переговоров зависит и от решений, которые должны принять действующие лица. Главное, чтобы действующие лица верили в успех переговоров. Переговоры — это испытание, в котором участвует каждая из сторон.

В динамику переговоров входят понятия расхождения и соглашения . Составляющие переговоров:

консультации;

дискуссии;

согласование.

Пример расположения участников (рассадка):

«круглый стол» позволяет объединить людей и избежать создания подгрупп, хорош при необходимости равноправного обмена мнениями;

«лицом к лицу» — участники противостоят друг другу;

«треугольник» — участники видят друг друга и могут легко общаться между собой, положение руководителя соответствует положению «лидера».

Типы переговоров:

конфликт;

полное согласие;

зона уступок;

компромисс;

зона согласованности.

Некоторые модели конструктивных переговоров:

модель «Переговоры без проигравших»;

модель «Разумные переговоры»;

модель «Постоянные переговоры».

Стратегия ведения переговоров:

«жесткий прессинг» — каждая из сторон выбирает стратегию победить любой ценой;

«взаимный компромисс» — каждая из сторон видит сильные и слабые стороны друг друга, идет на взаимные уступки;

«использование манипулятивных воздействий» — участник переговоров пытается психологически воздействовать на оппонента с целью принятия им невыгодных для себя условий.

Психологические ловушки, в которые можно попасть при переговорах:

ожидание, что другие ответят нам так, как мы от них ожидаем;

игнорирование сигналов (не воспринимается вся поступающая информация);

ложное понимание.

Некоторые общие правила делового общения

Там, где это возможно, здоровайтесь за руку.

Если сидите за столом, и к Вам пришел деловой партнер, лучше выйти из-за стола и пригласить его сесть.

Начав разговор, поинтересуйтесь личными делами собеседника, которые волнуют его.

Улыбайтесь, будьте открыты собеседнику.

Ищите «зону общих интересов».

Уступайте собеседнику в мелочах.

Заканчивая деловой разговор, «перекиньте мостик» на следующую встречу.

Постарайтесь, чтобы собеседник ушел от Вас с хорошим настроением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.106 с.)