Билет. Невербальные средства общения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет. Невербальные средства общения.



Общение – процесс выработки новой информации, общей для общества людей и рождающий их общность. По способу общение выделяются вербальное (словесное) и невербальное

(неречевое) общение. Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов. К нему относятся:

- мимика

- интонация

- движения тела

Мимика. Глаза помогают общающимся устанавливать визуальный контакт.

Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, это помогает нам

сосредоточиться на том, что он говорит. Настойчивый и пристальный взгляд воспринимается нами как вмешательство в личные дела. Более того, такой взгляд воспринимается как признак враждебности и создает у нас неблагоприятное впечатление. Визуальный контакт помогает регулировать разговор. По мимике, движениям, вегетативным проявлениям (“покраснел”, “побледнел"), по выражению глаз, величине зрачка мы судим об эмоциях человека. Брови очень подвижны. Человек может поднимать одну или две брови вверх и опускать вниз, сводить их к переносице, переводя при этом глаза то вверх, то вниз в сторону. Такие движения могут иметь разные значения от стремления обратить на себя внимание до выражения удивления, недоумения. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же

время улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных и культурных различий: так, южане склонны улыбаться чаще, чем жители северных районов.

Каждый из людей располагает набором масок для “безличной” коммуникации и для “межличностной” коммуникации. Маска - это совокупность знаков (речевых, жестовых), подача

которых, обеспечивает “гладкое” и безопасное взаимодействие в человеческой группе. Примеры: маска вежливости.

Интонация. Голос как совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков,

издаваемых человеком при помощи голосового аппарата, обладает различными

диапазоном, выразительностью и выносливостью. Эмоции оказывают влияние на управление речевым общением, что возможно проследить по ряду характеристик речевого высказывания отдельного человека: звучанию голоса, интонационному рисунку и др. Эта связь наиболее заметна при анализе затруднений в управлении звучанием собственного голоса. Например, в состояние тревоги преобладают высокие частоты, и на слух голос воспринимается как резкий, пронзительный, энергичный и привлекающий внимание. Интонационная оформленность характеризуется такими свойствами целого, как общий тон, темп, громкость произношения, обусловленными смысловым и эмоциональным наполнением текста, а также ситуацией его произнесения.

Движения тела (жесты). Многие жесты не фиксируются сознанием, но в полной мере передают настроение и мысли человека. Так, если человек отводит глаза – это является самым ярким показателем того, что он что-то скрывает. Обиженный человек чаще всего принимает следующую позу. Он приподнимает плечи и опускает голову. Если собеседник принял именно эту позу, то тему разговора следует поменять. Человек самодовольный и высокомерный складывает кисти рук вместе. Уверенного в себе человека, который хочет показать своё превосходство над другими, можно распознать по жестам «закидывание рук за спину с захватом запястья» и «закидыванием рук за голову».

В заключении нужно сказать, что информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информацию, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной.

 


16 вопрос. Психологические закономерности восприятия человека человеком


Автор: Александр Cepгeeвич Oгнeв, доктор психологических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ, консультант по организационному развитию.

Существенная сторона общения — восприятие людьми друг друга, формирование отношения к личности другого (перцептивная сторона общения). Это отношение формируется с учетом представлений человека о том, как он выглядит в глазах своего партнера по общению.

Характер отношений человека в значительной мере зависит от имеющихся у него и активно действующих в данный момент стереотипов — упрощенных образов другого, возникающих на основе отрывочных, часто поверхностных сведений. Так, например, представление о человеке может быть составлено с учетом только его возраста, пола, профессии, национальности.

Формирование нашего отношения к другому человеку происходит также под действием стремления понять мотивы его поведения путем постановки себя на его место.

Восприятие другого человека, отношение к нему может существенно меняться в зависимости от актуальных для нас в данный момент проблем.

Помимо влияния актуальных проблем в психологии зафиксирована сильная зависимость восприятия другого от отношения к самому себе. Оказывается, чем выше уровень самоприятия, тем вероятнее доброжелательное отношение к другому. Заметьте, что речь идет не о самооценке, т. е. не об уровне оценки своих способностей, заслуг и т. п., а о самоприятии — добром отношении к такому себе, какой я есть — со всеми своими недостатками, изъянами, горестями и неудачами. По-видимому, в этом случае относиться к другому с симпатией помогает человеку собственный опыт самоприятия, выработанное умение за шелухой неудач и недостатков чувствовать, понимать и уважать самоценность человека.

Наше отношение к человеку может сильно меняться в зависимости от того, насколько опасна ситуация, в которой происходит взаимодействие. Если опасность для нас общая и преодолеть ее легче сообща, то уровень симпатии чаще всего возрастает. Если источник опасности — сам собеседник, то это делает его в наших глазах менее привлекательным, чем раньше.

Еще более сильными факторами, влияющими на уровень нашей симпатии и антипатии к человеку, оказываются его потенциальные возможности (сила в широком смысле слова) и внешность. Если расположить указанные выше факторы по степени их влияния на уровень симпатии — антипатии, то их места распределятся следующим образом.

Первое место займет сила, влияние, могущество как способность решать сложные задачи разного рода (финансовые, экономические, научные, производственные и т. д.).

На втором месте окажется внешность человека. При этом следует учитывать, что привлекательная внешность не способствует формированию симпатии, если становится очевидным стремление человека использовать свою привлекательность для манипуляций другими.

На третьем месте по степени влияния на результат межличностного восприятия следует расположить характер взаимодействия. Научные исследования и повседневная практика свидетельствуют:

чем больше оказывается услуг, не предписанных нормами поведения, тем в большей степени они влияют на уровень симпатии к человеку (услуги, представляющие собой разновидность нормативного поведения, такого воздействия обычно не имеют);

чем услуги индивидуализированнее, тем они кажутся ценнее (если услуга оказывается всем без разбора, то ее ценность ставят под сомнение);

услуги, предполагающие ответные услуги, могут восприниматься как вымогательство (следует учитывать, что услуги типа взяток вызывают скрытую неприязнь и у того, кто их принимает, так как дающий — свидетель и напоминание того, как берущий «утерял свое лицо»).

4.На четвертом месте по степени влияния на характер взаимовосприятия находится соотношение свойств воспринимающего и воспринимаемого. Выведен даже эмпирический закон аттракции (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) привлекательности, притягательности: чем больше общего между людьми (и важного, и второстепенного), тем выше их взаимная симпатия. Сила такого суммирования тем выше, чем меньше у людей времени для более детального знакомства.

Далее следует поместить субъективное восприятие ситуации.

При этом, как уже было отмечено выше, большое влияние на характер взаимовосприятия может оказывать наличие или отсутствие опасности:

если существует общий для людей источник тревоги, то симпатия возрастает (единение перед лицом общего врага по принципу «против кого дружить»), что особенно заметно в условиях, когда источник тревоги имеет неясный характер;

если источник тревоги для меня — мой партнер, то он становится менее симпатичным.

И наконец, замыкает этот перечень существенных факторов взаимовосприятия упомянутое выше отношение человека к самому себе:

на высокий уровень симпатии, готовность к доброжелательному восприятию других наиболее сильное влияние оказывает самоприятие человека, т. е. принятие себя таким, какой он есть, — сказывается наличие опыта самопрощения;

тяготению к антипатии в отношении к другим способствует сочетание высокой самооценки и недовольства собой в целом (если человек считает себя способным ко многому и при этом сам к себе беспощаден, то по отношению к другим он часто беспощаден вдвойне).

Если кратко охарактеризовать динамику развития эмоционального приятия одного человека другим, то прежде всего следует выделить такие этапы:

формирование симпатии к другому как результат положительной оценки его отдельных качеств (хорошего здоровья, приятной внешности, влиятельности и т. п.);

приятие другого как позитивный результат сравнения его и своих ценностей;

притягательность контактов с другим как результат согласованности социально-ролевого взаимодействия с ним.

Выделенные этапы носят достаточно условный характер и не являются строго заданной последовательностью. Но в ряде случаев, как, например, при формировании семьи, эти этапы наблюдаются достаточно отчетливо.

Так, первоначальное знакомство может состояться как пролог к серьезным отношениям, если человек обладает для нас субъективной привлекательностью.

Решение вступить в брак требует согласования базовых жизненных ценностей, положительного ответа на вопрос о том, смогу ли я с таким человеком жить вместе.

А уже на этапе собственно супружеской жизни мы вынуждены проходить через череду согласования тех ролей, которые играем в семье. Взаимодополняющий характер ролей, как правило, способствует усилению взаимоприятия, а их конкурирующий характер может стать серьезным испытанием для чувств супругов (вспомните хотя бы знаменитое «семейная лодка разбилась о быт»).

Часто для того чтобы понравиться собеседнику, произвести на него впечатление, мы демонстрируем наши возможности, показатели нашей силы разного рода. При этом кто-то пытается демонстрировать рельефную мускулатуру, кто-то интеллектуальную мощь, кто-то свои связи с сильными мира сего, а кто-то — принадлежность к их числу.

И как показывают научные исследования, интуитивно действуем мы правильно. Действительно, сила человека, способность решать сложнейшие проблемы повышают его привлекательность. Но есть определенный уровень, начиная с которого сила только пугает, и тогда в действие вступает уже описанное ранее снижение симпатии к другому как к источнику опасности.

Сравнивая себя со всемогущим, не каждый может примириться со своим бессилием, ничтожеством перед ним. Чтобы хоть как-то добиться соразмерности самооценки и общей оценки другого, человек стремится к преувеличению его недостатков и к умалению его достоинств. Отсюда простое практическое следствие: не стоит увлекаться ни демонстрацией своих достоинств, ни переживаниями по поводу собственных недостатков, так как не всегда известно, за что именно окружающие нас терпят и что именно позволяет некоторым из них любить.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.006 с.)