Интеллектуальные и вещные права



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеллектуальные и вещные права



Интеллектуальные права ( и исключительное и личные неимущественные, иные) на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

Иные: право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства, право на использование служебного произведения.

Вещные - субъективные права гражданские, объектом которых является вещь, обеспечивающая субъекту возможностьудовлетворять свои потребности, непосредственно воздействуя на вещь. В этом главное отличие В.п. отобязательственных прав (реализация последних требует определенного поведения обязанного лица). Ввещном правоотношении обязанные лица конкретно не определены, а содержание обязанности состоит ввоздержании от любого действия, которое может уничтожить или умалить .

 

Принципы авторского права

Чтобы не только применять законы, но и создавать их, надо понимать принципы права. Итак, Панкейк пишет, что это:

- принцип свободы творчества закреплен в Конституции РФ, статья 44. Гарантирует каждому гражданину свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Спасибо, кэп.

- принцип возникновения авторского права – для осуществления и защиты прав не надо регать произведении и все эти формальности нафиг.

-принцип независимости интеллектуальных прав от права собственности на материальный носитель, в котором выражено произведение. Переход права собственности на вещь не влечет за собой переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной собственности, выраженный в этой вещи. Передача или продажа автором рукописи (фотки, партитуры) не дает приобретателю юзать без разрешения автора. То есть вы не можете взять вот эти мои конспекты, в другой файл их забить и сказать, что это ваши, даже если заплатите мне ломовые бабки!

- принцип свободы распоряжения результатами интеллектуальной деятельности. Только автор решает – обнародовать или нет, как использовать, уступать или не уступать ему исключительное право, на какой срок.

- принцип охраны произведения как формы и охраны прав автора. Закон охраняет не содержание произведения ( идеи, концепции, принципы), а форму, в которой оно воплощено. И конечно же, куда без права на авторство и на имя. Они неотчуждаемы и непередаваемы, охраняются бессрочно. Использовать произведение без согласия правообладателя – можно загреметь на зону.

-принцип сочетания интересов автора и общества. Иногда законодатель позволяет себе свободно использовать произведение. Некоторые произведения исключены из перечня объектов авторского права. Когда срок действия истекает -à общественное достояние.

- принцип ограничения срока действия исключительного права. По общему правилу – в течение жизни автора и 70 лет после смерти(1281 статья предусматривает исключения)

- принцип сочетания транснационального характера произведения с национальным и территориальным характером имущественных прав автора. Произведение охраняется во всех гос. участках. По поводу произведений лит-ры , науки, литературы и искусства , то исключительное право на 1) произведения, обнародованные в рашке, признается за авторами 2) произведения, обнародаванные за пределами рашки и признается за авторами, гражданами рашки.

 

Соавторство

1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

Определяющее: «совместный творческий труд». Право на использование произведения в целом принадлежит авторам совместно, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Каждый из соавторов может использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению. Соглашением между соавторами может быть порядок проставления фамилий на переплете книги в выходных данных. Если произведение соавторов - неразрывное целое, то надо помнить, что главное результат. И, да. Вся эта фигня по поводу того, что один надиктовывает, другой записывает( как это у Булгакова с женой было) . Соавторами такие чуваки не являются, если рассказчик не принимал участия в создании формы произведения. Но если чел участвовал в творческом процессе, то тогда конечно.

Распоряжение исключительным правом

Это единое имущественное право. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом, то есть самостоятельно осуществлять или разрешать осуществлять ряд действий в отношении произведения. Автор не только решает вопрос об обнародовании, то и решает, в каком объеме, каких формах, пределах будет открыт к нему доступ для неопределенного круга лиц.

Произведение: воспроизведение, распространение, публичный показ, импорт оригинала или экземпляров произведения, прокат оригинала или экземпляров произведения, публичное исполнение произведения, сообщение в эфир, сообщение по кабелю, перевод и другая переработка произведения, практическая реализация архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта, доведение произведения до всеобщего сведения.

Право на воспроизведение – основополагающее. Без его реализации нет смысла говорить о прочих способах использования.

Открыв доступ к своему произведению, автор одновременно может реализовывать свое имущественное право на распространение. Если право не передано по договору, то никто не имеет права кроме автора не может юзать и вводить экземпляры в гражданский оборот.

Еще одна фишка – разрешение на публичный показ ( любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, кадра и тд). Ключевое слово «публичность». Если показ не обладает этим, то нет оснований говорить о неправомерном использовании произведения.

Исключительное право также включает в себя понятие «прокат»( временное пользование в целях исключения прямой и косвенной коммерческой выгоды).Потом публичное исполнение. Сообщение в эфир.

Вообще там много, читайте книжку.

Объекты авторских прав

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения. К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

2. К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Производные произведения

П.п.( представляющие собой переработку других произведений). К производным произведения относятся переводы с других языков, аранжировки, инсценировки. Автору производного произведения принадлежат авторские права на осуществленный им перевод или иную переработку оригинального произведения, но использовать любым способом можно только с разрешения правообладателя. Важно знать, является ли произведение охраняемым. Любой гражданин может свободно переводить сонеты Шекспира или романы Бальзака. Но для публикации Грасса или Вербера потребуется договор с правообладателями. Исключительное право принадлежит переводчику, и только он волен разрешать использование сделанного им перевода. В равной степени это относится и к фольклорным произведениям. При использовании производных произведений журналисты должны в обязательном порядке соблюдать как личные неимущественные права ( право на имя, право на неприкосновенность произведения), но и имущественные.

Автор произведения

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное.
На взгляд Панкеева определение «Гражданин» менее точно, чем определение «физическое лицо» ( Ибо есть физические лица и без гражданства). Физическое лицо сразу вносит отличие от юридического лица. Юридическое лицо не может являться автором. Редакция, издательство или любая иная организация может по договору приобрести у автора или иного правообладателя определенные имущественные права на использование произведения ( воспроизведение, распространение, перевод, импорт и тд), но автором произведения от этого юридическое лицо не станет. «Творческий труд» . почему важно? Да потому что любое произведение характеризуется неповторимостью формы, которую создает автор. Граждане, которые как-то там консультировали автора ( предоставляли какие-то услуги материальные) не могут быть признаны авторами или соавторами, так как творческий вклад в создание произведения они не вносили. НЕ ПУТАТЬ «право авторства» и «право распоряжения произведением». Автором может быть и недееспособный гражданин ( псих какой-то), и неправоспособный( ребенок). Но такие произведения могут быть использованы только с разрешения их законных представителей. Исключительное (имущественное) право на произведение первоначально возникает у автора и затем может быть передано другим лицам по договору или может перейти к ним по иным основаниям, установленным законом. Но изначально только автор вправе запрещать или разрешать использовать созданное им произведение. Отсутствие запрета – не значит согласие.

9) Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.008 с.)