Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и методы воздействия государства на цены.

Поиск

Свобода предприятий в установлении цен ограничивается не только потребительским спросом, рыночной ценой и участниками каналов товародвижения, но и государством. Можно выделить 3 степени такого ограничения. 1. Фиксация цен. Государство использует следующие основные способы фиксации цен: использование цен прейскурантов. Ряд цен на товары и услуги фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов. Величину цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными. Государственный прейскурант – это официальный сборник цен и тарифов на товары и услуги, который утверждается и издается государственными органами ценообразования, а так же министерствами и ведомствами. Фиксация цен на уровне выше рыночной цены приводит к состоянию избытка предложения на рынке, фиксация цен на уровне ниже рыночной цены – к дефициту; замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и проводится исключительно в целях стабилизации положения. Целесообразным считается применение замораживания цен только в краткосрочном периоде; фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, которое позволяет ему решающим образом влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что в конечном итоге ограничивает свободу действия других участников рынка. 2. Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен), введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление максимального размера разового повышения цен, определение и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий; 3. Регулирование системы свободного ценообразования: запрет на горизонтальное фиксирование цен – запрет на соглашение нескольких производителей о поддержании цен на продукцию на определенном уровне, в случае если совокупная доля рынка этих предприятий будет обеспечивать им доминирующее положение на рынке. запрет на вертикальное фиксирование цен – запрет производителям диктовать свои цены посредникам, оптовой и розничной торговле; запрет на демпинг – запрет на продажу товара ниже себестоимости его производства с целью устранения конкурентов. запрет на недобросовестную ценовую рекламу – подобная реклама создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения их внимания к товару;запрет на ценовую дискриминацию. Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми, так и косвенными. К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности. К основным рычагам прямого ценового регулирования относятся: 1) установление верхнего абсолютного предела цены, «ценового потолка» (самый жесткий рычаг в условиях рынка); 2) ограничение роста цены путем регламентирования норматива рентабельности в процентах к себестоимости; 3) установление ограничений на посреднические вознаграждения; 4) определение нижнего предела цены, «ценового пола».

Посредством первых трех рычагов сдерживается рост цен во избежание роста инфляции. Четвертый рычаг используется главным образом в фискальных целях. Нижний ценовой порог устанавливается государством для стимулирования научно-технического прогресса.

Крайним вариантом прямого ценового регулирования является установление фиксированных цен (цен однозначного уровня), когда продавец не имеет права отклоняться от них в какую-либо сторону. К государственным методам регулирования цен относятся предварительное уведомление продавцом об изменении цен, декларирование цен продавцом, совместное соглашение о ценах между продавцом и государством.

 

8. Государственное регулирование цен в РБ. Закон РБ «О ценообразовании».

Состав и характеристика Законодательных актов Республики Беларусь о ценообразовании.

В социально ориентированной переходной экономике приоритетной задачей выступает достижение важнейших социальных результатов, в частности, обеспечение достойного прожиточного минимума, предоставление гражданам, в первую очередь, малообеспеченным, возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости. Концепцией были определены главные составляющие политики цен на ближайшую и долгосрочную перспективу. Учитывая специфику переходного периода, финансовую нестабильность национальной экономики в тактическом плане, предусматривается усиление роли государства в сфере регулирования цен. Изменившиеся институциональные, макроэкономические и внешние условия выступили предпосылками необходимости обновления концепции ценообразования в РБ, ориентации на создание рыночного механизма ценообразования в сочетании с его гибким государственным регулированием. В новой редакции концепция утверждена постановлением Совета Министров от 20.07.2005 № 799. концепция предполагает совершенствование ценообразования в целях повышения обоснованности системы цен и усиления их воздействия на повышение эффективности национальной экономики, дальнейшего снижения уровня инфляции. В качестве принципов ценообразования определены: сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов); разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов); установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, при необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер государственной поддержки; осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о ценообразовании.Правовые основы гос. политики в области ценообразования, сфера применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, были заложены в законе Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999 г.). Этим же документом установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, к которым отнесены предприятия с правом юридического лица, предприниматели, республиканские и местные органы государственного управления. Республиканские органы государственного управления устанавливают цены на целый ряд товаров и услуг. Министерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, продукцию оборонного значения, поставляемую по оборонному заказу, квартплату, торговые наценки на некоторые другие товары и услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены министерства транспорта и коммуникаций, связи, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, лесного хозяйства. Местным органам власти дано право регулировать цены и торговые наценки на социально значимые товары и услуги, реализуемые предприятиями на их территории, услуги тепло- и водоснабжения, канализации для предприятий, коммунальные услуги для населения, перевозку пассажиров городским транспортом, продукцию общественного питания и др. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства.Согласно закону РБ «О ценообразовании» в республике могут использоваться следующие основные способы государственного регулирования цен: установление фиксированных цен (тарифов); установление предельных цен (тарифов); установление предельных торговых надбавок (скидок) к ценам; установление предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф); установление порядка определения и применения цен (тарифов); декларирование цен (тарифов). Государственное регулирование цен – воздействие на процессы формирования, установления и применения цен и тарифов со стороны государственных органов путем проведения законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации экономических процессов в государстве. Состав и хар-ка Закон-ых актов РБ о ценообр-и. Закон РБ «О ценообр-и» Ценообр-е -процесс по установл-ю, регул-ю цен (тарифов) и контролю за примен-ем установленного законод-м порядка ценообр-я. Осн-е принципы ценообр-я: опр-е основ гос. политики в области ценообр-я; сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов); разграничение полномочий субъектов ценообр-я по установлению и регулированию цен (тарифов); установление регул-х цен (тарифов) на товары (работы,услуги) на ур-не, обеспечивающем субъектам хоз-я покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспр-ва прибыли с учетом гос-х дотаций и др. мер гос-й поддержки; гос. контроль за соблюдением действующего порядка ценообр-я, установл-х нормативов и регул-х цен(тарифов). Способы регулирования цен(тарифов) осущ-ся посредствам: фиксированных цен(тарифов); -предельных цен(тарифов); предельных торговых надбавок(скидок) к ценам; предельных нормативов рент-сти, исп-х для опр-я суммы прибыли, подлежащей включению в регул-ую цену (тариф); порядка опр-я и применения цен (тарифов); декларирования цен - это регистрация цен в гос-х органах юр. лиц, занимающих доминирующее полож-е на тов. рынках республики. Концепция ценообразования в РБ ориентирована на созд-е рын. механизма ценообр-я в сочетании с гибким гос. регулированием. Важнейшими принципами ценового регул-я должны стать: обеспечение действенного контроля со стороны гос-ва за уровнем цен в монопольных отраслях; создание условий добросовестной конкуренции; обеспечение соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда; недопущение опережающего роста цен(тарифов) без принятия соответствующих мер по соц-й защите населения; обеспечение межотраслевых ценовых пропорций. Для опр-я обоснованного уровня цен, усиления контроля за уровнем и динамикой с/с предпол-ся значительно улучшить нормир-е затрат, планир-е, учет и калькулирование с/с продукции. Инструкция о порядке формир-я и примен-я цен и тарифов. Отпускные цены форм-ся с учетом конъюнктуры рынка на основе плановой с/c, налогов и ненал-х платежей, прибыли; с учетом или без учета расходов по их доставке до покупателя (на условиях франко). Торговые орг-и, осущ-щие опт.торговлю товарами несобств-го пр-ва, взимают опт.надбавку к отпускным ценам, в размере не более 20% независимо от кол-ва участвующих торг.орг-й. Розничные цены опр-ся путем суммирования: отпускных цен и торг. надбавки, взимаемой к отпускной цене, в размере не превышающем 30%. При приобретении товаров на территории РБ у торг. орг-и, осущ-щей опт.торговлю, торг.надбавка взимается с учетом опт.надбавки. Закон РБ«О гос-м регулир-и внешнеторговой деят-ти». Гос рег-е осущ-ся посредством: таможенно-тарифного рег-я; нетарифного рег-я(кол-е ограничения и лицензирование); запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности; мер экон-го и административного хар-ра, содействующих разв-ю внешнеторговой деят-ти (информац-ое обеспечение). Закон РБ«О противодействии монополистической деят-ти и развитии конкуренции». Меры по предупреждению, ограничению и пресечению монопол-й деят-ти хоз. субъектов, а также по финансовому, информац-му и иному обеспечению усл-й для разв-я конкуренции и товарных рынков: осущ-я гос контроля за деят-тью хоз. субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке; принятия в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хоз. субъектов, занимающих доминир-е положение на тов-м рынке; осущ-я гос. контроля за реорганизацией и ликвидацией хоз. субъектов; осущ-я гос. контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хоз. субъектов;

-оказания содействия осущ-ию общественного контроля за соблюдением антимонопольного закон-ва; принятия иных мер.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.25.249 (0.006 с.)