Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы и методы воздействия государства на цены.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Свобода предприятий в установлении цен ограничивается не только потребительским спросом, рыночной ценой и участниками каналов товародвижения, но и государством. Можно выделить 3 степени такого ограничения. 1. Фиксация цен. Государство использует следующие основные способы фиксации цен: использование цен прейскурантов. Ряд цен на товары и услуги фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов. Величину цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными. Государственный прейскурант – это официальный сборник цен и тарифов на товары и услуги, который утверждается и издается государственными органами ценообразования, а так же министерствами и ведомствами. Фиксация цен на уровне выше рыночной цены приводит к состоянию избытка предложения на рынке, фиксация цен на уровне ниже рыночной цены – к дефициту; замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и проводится исключительно в целях стабилизации положения. Целесообразным считается применение замораживания цен только в краткосрочном периоде; фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, которое позволяет ему решающим образом влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что в конечном итоге ограничивает свободу действия других участников рынка. 2. Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен), введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление максимального размера разового повышения цен, определение и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий; 3. Регулирование системы свободного ценообразования: запрет на горизонтальное фиксирование цен – запрет на соглашение нескольких производителей о поддержании цен на продукцию на определенном уровне, в случае если совокупная доля рынка этих предприятий будет обеспечивать им доминирующее положение на рынке. запрет на вертикальное фиксирование цен – запрет производителям диктовать свои цены посредникам, оптовой и розничной торговле; запрет на демпинг – запрет на продажу товара ниже себестоимости его производства с целью устранения конкурентов. запрет на недобросовестную ценовую рекламу – подобная реклама создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения их внимания к товару;запрет на ценовую дискриминацию. Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми, так и косвенными. К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности. К основным рычагам прямого ценового регулирования относятся: 1) установление верхнего абсолютного предела цены, «ценового потолка» (самый жесткий рычаг в условиях рынка); 2) ограничение роста цены путем регламентирования норматива рентабельности в процентах к себестоимости; 3) установление ограничений на посреднические вознаграждения; 4) определение нижнего предела цены, «ценового пола». Посредством первых трех рычагов сдерживается рост цен во избежание роста инфляции. Четвертый рычаг используется главным образом в фискальных целях. Нижний ценовой порог устанавливается государством для стимулирования научно-технического прогресса. Крайним вариантом прямого ценового регулирования является установление фиксированных цен (цен однозначного уровня), когда продавец не имеет права отклоняться от них в какую-либо сторону. К государственным методам регулирования цен относятся предварительное уведомление продавцом об изменении цен, декларирование цен продавцом, совместное соглашение о ценах между продавцом и государством.
8. Государственное регулирование цен в РБ. Закон РБ «О ценообразовании». Состав и характеристика Законодательных актов Республики Беларусь о ценообразовании. В социально ориентированной переходной экономике приоритетной задачей выступает достижение важнейших социальных результатов, в частности, обеспечение достойного прожиточного минимума, предоставление гражданам, в первую очередь, малообеспеченным, возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости. Концепцией были определены главные составляющие политики цен на ближайшую и долгосрочную перспективу. Учитывая специфику переходного периода, финансовую нестабильность национальной экономики в тактическом плане, предусматривается усиление роли государства в сфере регулирования цен. Изменившиеся институциональные, макроэкономические и внешние условия выступили предпосылками необходимости обновления концепции ценообразования в РБ, ориентации на создание рыночного механизма ценообразования в сочетании с его гибким государственным регулированием. В новой редакции концепция утверждена постановлением Совета Министров от 20.07.2005 № 799. концепция предполагает совершенствование ценообразования в целях повышения обоснованности системы цен и усиления их воздействия на повышение эффективности национальной экономики, дальнейшего снижения уровня инфляции. В качестве принципов ценообразования определены: сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов); разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов); установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, при необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер государственной поддержки; осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о ценообразовании.Правовые основы гос. политики в области ценообразования, сфера применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, были заложены в законе Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999 г.). Этим же документом установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, к которым отнесены предприятия с правом юридического лица, предприниматели, республиканские и местные органы государственного управления. Республиканские органы государственного управления устанавливают цены на целый ряд товаров и услуг. Министерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, продукцию оборонного значения, поставляемую по оборонному заказу, квартплату, торговые наценки на некоторые другие товары и услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены министерства транспорта и коммуникаций, связи, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, лесного хозяйства. Местным органам власти дано право регулировать цены и торговые наценки на социально значимые товары и услуги, реализуемые предприятиями на их территории, услуги тепло- и водоснабжения, канализации для предприятий, коммунальные услуги для населения, перевозку пассажиров городским транспортом, продукцию общественного питания и др. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства.Согласно закону РБ «О ценообразовании» в республике могут использоваться следующие основные способы государственного регулирования цен: установление фиксированных цен (тарифов); установление предельных цен (тарифов); установление предельных торговых надбавок (скидок) к ценам; установление предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф); установление порядка определения и применения цен (тарифов); декларирование цен (тарифов). Государственное регулирование цен – воздействие на процессы формирования, установления и применения цен и тарифов со стороны государственных органов путем проведения законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации экономических процессов в государстве. Состав и хар-ка Закон-ых актов РБ о ценообр-и. Закон РБ «О ценообр-и» Ценообр-е -процесс по установл-ю, регул-ю цен (тарифов) и контролю за примен-ем установленного законод-м порядка ценообр-я. Осн-е принципы ценообр-я: опр-е основ гос. политики в области ценообр-я; сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов); разграничение полномочий субъектов ценообр-я по установлению и регулированию цен (тарифов); установление регул-х цен (тарифов) на товары (работы,услуги) на ур-не, обеспечивающем субъектам хоз-я покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспр-ва прибыли с учетом гос-х дотаций и др. мер гос-й поддержки; гос. контроль за соблюдением действующего порядка ценообр-я, установл-х нормативов и регул-х цен(тарифов). Способы регулирования цен(тарифов) осущ-ся посредствам: фиксированных цен(тарифов); -предельных цен(тарифов); предельных торговых надбавок(скидок) к ценам; предельных нормативов рент-сти, исп-х для опр-я суммы прибыли, подлежащей включению в регул-ую цену (тариф); порядка опр-я и применения цен (тарифов); декларирования цен - это регистрация цен в гос-х органах юр. лиц, занимающих доминирующее полож-е на тов. рынках республики. Концепция ценообразования в РБ ориентирована на созд-е рын. механизма ценообр-я в сочетании с гибким гос. регулированием. Важнейшими принципами ценового регул-я должны стать: обеспечение действенного контроля со стороны гос-ва за уровнем цен в монопольных отраслях; создание условий добросовестной конкуренции; обеспечение соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда; недопущение опережающего роста цен(тарифов) без принятия соответствующих мер по соц-й защите населения; обеспечение межотраслевых ценовых пропорций. Для опр-я обоснованного уровня цен, усиления контроля за уровнем и динамикой с/с предпол-ся значительно улучшить нормир-е затрат, планир-е, учет и калькулирование с/с продукции. Инструкция о порядке формир-я и примен-я цен и тарифов. Отпускные цены форм-ся с учетом конъюнктуры рынка на основе плановой с/c, налогов и ненал-х платежей, прибыли; с учетом или без учета расходов по их доставке до покупателя (на условиях франко). Торговые орг-и, осущ-щие опт.торговлю товарами несобств-го пр-ва, взимают опт.надбавку к отпускным ценам, в размере не более 20% независимо от кол-ва участвующих торг.орг-й. Розничные цены опр-ся путем суммирования: отпускных цен и торг. надбавки, взимаемой к отпускной цене, в размере не превышающем 30%. При приобретении товаров на территории РБ у торг. орг-и, осущ-щей опт.торговлю, торг.надбавка взимается с учетом опт.надбавки. Закон РБ«О гос-м регулир-и внешнеторговой деят-ти». Гос рег-е осущ-ся посредством: таможенно-тарифного рег-я; нетарифного рег-я(кол-е ограничения и лицензирование); запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности; мер экон-го и административного хар-ра, содействующих разв-ю внешнеторговой деят-ти (информац-ое обеспечение). Закон РБ«О противодействии монополистической деят-ти и развитии конкуренции». Меры по предупреждению, ограничению и пресечению монопол-й деят-ти хоз. субъектов, а также по финансовому, информац-му и иному обеспечению усл-й для разв-я конкуренции и товарных рынков: осущ-я гос контроля за деят-тью хоз. субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке; принятия в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хоз. субъектов, занимающих доминир-е положение на тов-м рынке; осущ-я гос. контроля за реорганизацией и ликвидацией хоз. субъектов; осущ-я гос. контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хоз. субъектов; -оказания содействия осущ-ию общественного контроля за соблюдением антимонопольного закон-ва; принятия иных мер.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.109 (0.01 с.) |