Боязнь Аллаха, Превелик Он и Высок, в тайне и явно, в отсутствии и присутствии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Боязнь Аллаха, Превелик Он и Высок, в тайне и явно, в отсутствии и присутствии.



Всевышний Аллах говорит: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (Развод-2-3).

То есть, создает ему выход из всякой смуты, беды и зла в этой и Последней жизни.

И Всевышний говорит: «Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела» (Развод-4).

И исход – всегда за богобоязненными.

Когда возникла смута во время последователей сподвижников, некоторые искренние люди пришли к Тальку ибн Хубайбу, да смилуется над ним Аллах, и сказали: "Поистине, возникла смута, как же нам уберечься от нее?" Он, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Остерегайтесь ее богобоязненностью". Они сказали: "Изложи нам богобоязненность". Он ответил: "Богобоязненность – это совершение действия повиновением Аллаху в свете от Аллаха в надежде на милость Аллаха, и оставление ослушания Аллаха в свете от Аллаха с боязнью наказания Аллаха". См. "аз-Зухд" Ибн аль-Мубарака с.473.

Отсюда становится ясно, что неразрывность личности с богобоязненностью в свете от Всевышнего Аллаха и со знанием религии является путем спасения для него от всякой гибели и гарантом безопасности от всякого отклонения.

 

2. Познание религии, и понимание слов Всевышнего Аллаха и Его посланника, да благословит и приветствует его Аллах, в соответствии с пониманием праведных предшественников и обладателей основательных знаний согласно словам пророка, да благословит и приветствует его Аллах: «Кому Аллах желает добра, того Он сделает понимающим религию». аль-Бухари № 71, Муслим № 1037.

Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит: «Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: “Мы уверовали в него. Все это – от нашего Господа”. Но поминают назидание только обладающие разумом» (Семейство Имрана, 7).

И понимание религии, освещенное ясно изложенными аятами, ясными хадисами и сообщениями от предшественников, удаляет его обладателя от проступков и ошибок в словах и делах.

 

Необходимость приверженности Корану и Сунне.

Приверженность Писанию и Сунне является путем расцвета, спасения и успеха в этой и Последней жизни. Имам Малик, да смилуется над ним Аллах, имам дома хиджры, сказал: "Сунна подобна кораблю Нуха! Кто сядет на него, спасется, кто оставит его – утонет". См. "Тарих аль-Багдад" 7/336.

Кто сделает Сунну для себя предводителем, будет говорить мудрость, спасется от смуты и достигнет блага этой и Последней жизни.

В достоверном хадисе 'Ирбада ибн Сарийи, приведенном в "Сунанах", сказано, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Поистине, кто будет жить из вас, скоро увидит много разногласий. Вам надлежит придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведущих прямым путем после меня. Придерживайтесь их и ухватитесь за них коренными зубами. Остерегайтесь новшеств в религии, ибо всякое новшество является ересью, а всякая ересь является заблуждением, и всякое заблуждение – в Аду». Абу Дауд № 4607, ат-Тирмизи № 2686, Ибн Маджа № 43, 44, ан-Насаи (№ 1578).

Поэтому привязанность к Сунне благородного пророка, да благословит и приветствует его Аллах, и удаление от противоречащих ей мнений является исцелением от всякого отклонения в религии, поскольку отклонение в религии бывает лишь из-за оставления Сунны и противоречия ей. Кто придерживается Сунны, тот спасется от отклонений.

 

4. Необходимость придерживаться общины (аль-джама’а) мусульман и удаление от разобщенности и противоречия [31]

Поистине, раскол – это зло, а аль-джама’а – это милость. При помощи аль-джама’а появляется сила связи мусульман, крепость их привязанности, могущество их достоинства, единение. Посредством него возникает взаимопомощь между ними во благе, богобоязненности и в том, что приносит им счастье в этой и Последней жизни. Что касается разногласия, то оно приносит им много зла и вреда, а также беды с бесславным исходом. Поэтому от пророка, да благословит и приветствует его Аллах, приведено во многих хадисах завещание придерживаться аль-джама’а и остерегаться раскола. Он, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «аль-Джама’а – это милость, а раскол – это мучение» Ахмад 4/278.

Он, да благословит и приветствует его Аллах, также сказал: «Придерживайтесь аль-джама’а и остерегайтесь раскола». ат-Тирмизи №2165, Ахмад 5/370.

Также он, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Рука Аллаха над аль-джама’а». Ибн Абу 'Асым в "ас-Сунна" 80, 81.

Еще он сказал: «Не разногласьте! Поистине, те, кто был до вас, впали в разногласие и погибли». аль-Бухари № 2410.

 

Хорошая связь с Пречистым Аллахом, искреннее обращение к Нему, настойчивая мольба к Нему, особенно просьба Всеблагого и Всевышнего Аллаха удалить мусульман от явных и скрытых смут, прошение у Пречистого Аллаха защиты от заблуждений смут.

Ведь Аллах защитит того, кто попросит защиты у Него, и даст тому, кто попросит у Него. Ибо Пречистый Аллах не разочаровывает Своего раба в мольбе и не отвергает зов Своего раба. Ведь Он, Всемогущий и Великий, сказал: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, – быть может, они последуют верным путем» (Корова-186).

Пусть не торопится в принятии решения тот, для кого стало неясным какое-либо дело. Ему следует искренне обратиться к Аллаху и попросить у Пречистого наставления на верный путь. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Пусть он старается крепко держаться каждой двери знания посредством переданной от пророка, да благословит и приветствует его Аллах, основы. И если он станет сомневаться в том, о чем люди пришли в разногласие, то пусть совершит мольбу, которую передал Муслим в своем "Сахихе" от 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что когда посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, вставал ночью на молитву, он говорил: «О Аллах, Господь Джибриля, Микаила и Исрафила, Творец небес и земли, Знающий сокровенное и явное. Ты выносишь решение между Твоими рабами в том, в чем они разошлись во мнениях. Направь меня по Своей воле к истине, относительно которой они разошлись во мнениях. Поистине, Ты наставляешь на прямой путь того, кого пожелаешь». Муслим № 770. Всевышний Аллах сказал в сообщении Его посланника, да благословит и приветствует его Аллах, от Него: «О, рабы Мои, все вы (пребываете) в заблуждении, кроме тех, кого Я наставил на верный путь. Так просите же у Меня наставления, и Я наставлю вас» Муслим № 2577 ". См. "Маджму' аль-фатауа" 10/664-665.

Уместно будет привести здесь некоторые слова ученых-исследователей, которые указывают своими наставлениями и указаниями на исправление трудностей и отклонений.

Шейх Са'д ибн Хамд ибн 'Атик сказал в своем послании к своим братьям: "Скорее всего, вы знаете, что самыми большими причинами счастья и успеха в этой и Последней жизни являются держание пути обладателей истины и правильного пути, приобретение света истинного пути из его места, поиск полезных знаний у их носителей и обладателей. А это – люди знания и религии, которые всецело отдали себя в поиске истины и наставления творений на путь истины, так что даже стали свидетелями для них в наставлении и справедливости. Они сохранили себя от качеств людей прихотей и заблудших людей. Но они (обладатели истины и носители знания) – не те невежественные и заблудшие люди, которые заблудились и ввели многих рабов Аллаха в заблуждение, высказались о религии на основе предположений и догадок, стали смутой для подверженных смуте, главами невежд, и стали вместе со своими последователями подобными тем, о ком повелитель правоверных 'Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Последователи всякого кричащего, склоняющиеся за каждым призывающим, не освещенные светом знания. Они не прибегли к прочной опоре»". См. "Дурар ас-сания" 7/304.

Группа предводителей призыва (ученые Наджда) в обращении, направленном к мусульманам, сказала: «Здесь необходимо обратить внимание на одну вещь. Ученые и правители обязаны предостеречь от рассуждений, слухов и разговоров, которые являются причиной раскола и разногласия между мусульманами, и отсутствия различения между обладателями истины и лжи. Поэтому ищущие знания и правители обязаны сделать наставление тому, кто совершил что-либо противоречащее истине, и удержать его от этого. Если же он откажется оставить совершаемое им, то необходимо проучить (исправить, наказать) его так, чтобы сдержать ему подобных». См. "Дурар ас-сания" 7/330.

Уважаемому шейху 'Абдуль-'Азизу ибн Базу был задан вопрос, в котором было сказано: «Как нам решить проблему крайних убеждений?»

Он, да смилуется над ним Аллах, ответил: "Ответ: обучением и направлением со стороны ученых. Если они увидят в каком-либо человеке отклонение и ересь, то они разъясняют ему, например, тому, кто обвиняет грешников в неверии, ибо это религия хариджитов, которые обвиняют в неверии из-за грехов. Однако его необходимо научить тому, что он должен держаться середины. Для ослушника есть свое предписание. Для язычника есть свое предписание. Для еретика есть свое предписание. Его необходимо обучать и направлять к благу, пока он не встанет на прямой путь, не узнает предписания шариата, и не будет ставить все на свое место. Чтобы он не ставил ослушника на место неверующего, а неверующего на место ослушника. Такие ослушники, грехи которых ниже многобожия, как прелюбодей, вор, хулитель, сплетник, пожирающий лихву, имеют свое предписание. Они находятся под волей Аллаха, если умрут в таком состоянии. Язычник же, поклоняющийся лежащим в могилах и просящий помощи у мертвых вместо Аллаха, имеет свое предписание. Это неверие в Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Тот, кто хулит религию и посмеивается над религией, имеет свое предписание. Это неверие в Аллаха. Таким образом, люди делятся на уровни и виды, и они не одинаковы. Поэтому непременно следует ставить их на свои места, и обязательно относить их к своим предписаниям со знанием и доказательством. Не по прихоти и невежеству, а согласно доводам шариата, и это обязанность ученых. Таким образом, ученые должны направлять людей, показывать правильный путь молодежи, в которой есть опасность крайности или грубости и упущения. Их следует обучать и направлять, ибо их знания недостаточны, поэтому их обязательно направлять к истине". См. "Маджму' фатава ва макалят мутанавви'а" 8/236.

 

Тринадцатое:

Джихад и мольба

В этом месте заслуживает внимания мольба, ибо она является ключом всякого блага, искренностью обращения к Аллаху, Всемогущ Он и Велик, совершенством упования на Него, красотой направления к Нему. Для того чтобы Он сберег мусульман от зла их врагов, обезопасил их от них, сохранил их от их коварства и хитростей. И Аллах, Всемогущ Он и Велик, оберегает того, кто к Нему обращается, и является достаточным для того, кто ищет у Него убежища, поскольку все дела находятся в Его длани, и нет живого существа, которое Он не держал бы в Своей длани.

Среди мольб, приведенных в Священных текстах по этой теме, имеется мольба, приведенная Абу Давудом, ат-Тирмизи и другими от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах. Он сказал: "Когда посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, отправлялся в военный поход, он говорил: «О Аллах, Ты – моя опора и мой защитник. С Твоей помощью я стараюсь, с Твоей помощью я нападаю, с Твоей помощью я сражаюсь». Абу Дауд № 2632, ат-Тирмизи № 3584.

/Аллахумма, анта 'адудии уа насыри, бика ахулю, уа бика асулю, уа бика укатилю/.

Его слова: «О Аллах, Ты – моя опора». То есть, моя помощь, и нет помогающего мне, кроме Тебя, и нет прибежища, кроме как к Тебе. У Тебя Одного я прошу помощи, и к Тебе Одному я прибегаю за защитой.

Его слова: «мой защитник». То есть, нет защищающего меня, кроме Тебя. А для кого Аллах является защитником, того не одолеть, как сказал Всевышний Аллах: «Если Аллах окажет вам поддержку, то никто не одолеет вас. Если же Он лишит вас поддержки, то кто же поможет вам вместо Него? Пусть же на Аллаха уповают верующие» (Семейство Имрана, 160).

Его слова: «Бика ахулю», то есть, (с Твоей помощью) я стараюсь. Было также сказано: "Прибегаю к (военной) хитрости". Отсюда произошло слово: "Ля хауля уа ля куввата илля биллях", то есть, нет могущества в каком-либо положении, и нет получения силы, кроме как от Аллаха. Или же: нет хитрости для отражения зла, и нет силы для достижения блага, кроме как от Аллаха.

Его слова: «Уа бика асулю», то есть, с Твоей помощью я нападаю на врага, от слова "ас-сауля", а это – нападение.

Его слова: «Уа бика укатилю», то есть, с Твоей помощью я сражаюсь с моим врагом.

К мольбам в этом месте относится та, что передана Абу Даудом от Абу Мусы аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, что когда пророк, да благословит и приветствует его Аллах, опасался каких-либо людей, он говорил: «О Аллах, мы ставим Тебя напротив них, и просим у Тебя защиты от их зла». Абу Дауд № 1537.

/Аллахумма инна надж'алюка фи нухурихим уа на'узу бика мин шурурихим/.

Его слова: «Аллахумма инна надж'алюка фий нухурихим». То есть, напротив груди ("нахр") врага, чтобы Ты был нашим Хранителем, Защитником и Преграждающим им путь к нам от любого вреда. Здесь особо упомянута их грудь ("нухур"), поскольку враг при сражении выступает грудью. И может быть, в упоминании слова "нахр" имеется благая примета о том, что верующие с поддержкой и помощью от Аллаха отрежут ("йанхаруна") их от других.

Его слова: «И мы прибегаем к Твоей защите от их зла», то есть, от любого их зла по отношению к нам. И Ты – Тот, кто отразит их зло, достаточный для нас от них, и преградит им путь к нам.[32]

Также предписано произносить для мусульманина в подобном состоянии слова: «Для нас достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель»

/Хасбуналлаху уа ни'маль-уакиль/.

В "Сахихе" аль-Бухари передано от 'Абдуллаха ибн 'Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, что он сказал: "Для нас достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель". Это сказал Ибрахим, мир ему, когда был брошен в огонь, и это сказал Мухаммад, да благословит и приветствует его Аллах, когда они сказали: «Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!» (Семейство Имрана-173). "Сахих аль-Бухари" № 4563.

Смысл слов «Нам достаточно Аллаха», то есть, нам достаточно Его для всего, что заботит нас, и поэтому мы будем уповать лишь на Него, и будем полагаться лишь на Него, как сказал Пречистый: «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (Развод-3).

Подобно тому, как Он сказал: «Разве Аллаха не достаточно для Его раба?» (Толпы-36).

Его слова: «Как же прекрасен этот Попечитель и Хранитель». То есть, как же прекрасен Тот, на кого уповают для достижения благ и отражения вреда и несчастий. Как сказал Всевышний Аллах: «И крепко держитесь за Аллаха. Он – ваш Покровитель. Как же прекрасен этот Покровитель! Как же прекрасен этот Помощник!» (Трофеи-40).

Это великое выражение включает в себя упование на Аллаха, опору на Него, обращение к Нему, Пречист Он от недостатков. Это путь к силе (величию) человека, его спасению и безопасности. Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Аллах достаточен для того, кто уповал на Него, и кто обратился к Нему. Он дает безопасность находящемуся в страхе, и дает защиту, просящему ее. И какой Он прекрасный Покровитель, и какой прекрасный Помощник. Кто прибегнет к покровительству Аллаха, обратится к Нему, попросит Его помощи, уповает на Него, полностью устремится к Нему, Аллах примет на Себя его управление, защитит и сохранит его. Кто будет бояться и опасаться Его, Он даст тому безопасность от того, чего тот боится и опасается, и даст ему все полезное, в чем тот нуждается. «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (Развод-2-3). Поэтому не считай, что Его помощь, удел и спокойствие запаздывают, ибо Аллах доводит Свое дело до конца, и Он установил меру для каждой вещи, и она не придет раньше своей меры, и не отсрочится позже нее". См. "Бадаи' аль-фауаид" 2/237-238.

Кроме того, в вышесказанном имеется доказательство важности этой фразы, и что она является словами Ибрахима и Мухаммада, да благословит и приветствует их обоих Аллах, во время трудностей.

Ибрахим, да благословит и приветствует его Аллах, заставил аргументами замолчать свое племя, и разъяснил им убедительными доводами и очевидными доказательствами, что достойным поклонения является лишь Аллах, и что те, кому они поклоняются, являются лишь идолами, которые не могут принести поклоняющимся им ни пользы, ни отразить от них вред. «Он сказал: “Неужели вы поклоняетесь вместо Аллаха тому, что ничем не способно помочь или навредить вам? Тьфу, на вас и на то, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха! Неужели же вы не образумитесь?”» (Пророки, 66-67).

Когда племя было заставлено молчать, и у них не было никакого довода, чтобы противопоставить ему, он прибегли к использованию силы. «Они сказали: “Сожгите его и помогите вашим богам, если вы будете действовать!”» (Пророки-68). Их слова свидетельствуют об их несостоятельности в доводах и доказательствах, и об их сильной глупости и ничтожности ума, поскольку как они поклоняются тому, нужду которого в их помощи они подтверждают.

Затем они разожгли огромный костер и бросили в него пророка Аллаха – Ибрахима, да благословит и приветствует его Аллах, желая убить его самым отвратительным образом. И когда его, мир ему, бросили в огонь, он сказал: «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель». И Аллах помог Своему возлюбленному и сказал огню: «Стань для Ибрахима прохладой и спасением!» (Пророки, 69). И тот стал таковым: прохладой и спасением для него, и он не получил в нем ни вреда, ни неприятности.

А Мухаммад, да благословит и приветствует его Аллах, высказал эту фразу, когда ему сказали: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их» (Семейство Имрана, 173). Это произошло после событий Ухуда. До пророка, да благословит и приветствует его Аллах, и его сподвижников дошло известие о том, что Абу Суфйан и те язычники, которые были с ним, объединились для нападения на них. Тогда пророк, да благословит и приветствует его Аллах, и группа его сподвижников отправились в путь, пока не дошли до Хамра аль-Асад, которая была на расстоянии трех миль от Медины. Тогда Аллах бросил страх в сердце Абу Суфйана, когда до него дошло это известие, и тот вернулся в Мекку. Мимо него проходил караван племени 'Абд Кайс, и (Абу Суфйан) спросил: "Куда вы направляетесь?" Они ответили: "В Медину". Он сказал: "А не доставите ли вы от меня Мухаммаду послание, с которым я отправлю вас к нему?" Они ответили: "Хорошо". Он сказал: "Когда вы прибудете к нему, то сообщите ему о том, что мы собрали войско против него и его сподвижников, чтобы уничтожить с корнем остальных", желая этим испугать и устрашить их. Затем тот караван прошел мимо посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, когда он был в Хамра аль-Асад, и они сообщили ему о том, что сказал Абу Суфйан и его товарищи. Тогда (пророк, да благословит и приветствует его Аллах), сказал: «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель» (Семейство Имрана-173), и их вера и убеждение в Аллаха увеличились. Они вернулись в Медину, и их не постигли ни зло, ни обида в отличие от язычников, которые вернулись с сердцами, полными страха и опасений.

Всевышний Аллах говорит: «Которые ответили Аллаху и посланнику после того, как им нанесли ранение. Тем из них, которые вершили добро и были богобоязненны, уготована великая награда. Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!» Они вернулись с милостью от Аллаха и щедротами. Зло не коснулось их, и они последовали за довольством Аллаха. Воистину, Аллах обладает великой милостью» (Семейство Имрана-172-174).

В этом содержится указание на то, что упование на Аллаха является одной из самых больших причин достижения блага и отражения зла в этой и Последней жизни. См. "Тайсир аль-'Азиз аль-Хамид" с.502-505.

 

И пусть это будет запечатанным мускусом этой книги.

 

Я прошу Аллаха, чтобы Он исправил положение мусульман, сохранил их от зла врагов, оберег безопасность и веру мусульман, сдержал мощь неверных, ведь Аллах могущественнее всех и суровее в наказании. Чтобы Он возвеличил Свою религию и превознес Свое слово, помог нам против неверных.

И да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и его сподвижников.


[1] От автора: Основой этой книги являются две лекции. Первую я прочел в весеннем лагере "Общества исламского возрождения" в Кувейте в 1416 г.х. Вторую я прочел в факультете шариата Кувейтского университета в 1425 г.х. во время конференции по джихаду и его правилам. Потом было произведено редактирование этого и объединение обоих лекций вместе с важными добавлениями и приведением полезных цитат. И Аллаху принадлежит хвала в начале и в конце.

[2] От переводчика: Т.е. Аллах говорит: «Мы возложили на Себя эту ответственность (помощь верующим), отнесли это к личным обязанностям, обещали это, и оно так и будет». См.: “Тафсир ас-Са’ди” 216.

[3] От переводчика: Это касается того случая, когда неверных столько же, сколько мусульман или же больше них в двое, однако если неверных больше мусульман в трое, то тогда стойкость на поле сражения не является обязательной, и дальнейшая обстановка зависит от пользы и ситуации. Если, несмотря на превосходство неверных, мусульмане подготовлены к сражению с ними и даже при некой потери могут дать им отпор, то им не следует уходить с поля боя. Но если неверных больше и они сильнее в военной подготовке и оружии, и противостояние с ними не обернется ничем, кроме как бессмысленной потерей мусульман, то в таком случае следует уходить с поля боя, и нет на отступивших мусульман греха! Более того, некоторые имамы говорили, что отступление в подобной обстановке является обязательным по единогласному мнению, как это передал Абу аль-Ма’али. См. “Тахкык аль-джихад” 50.

Ибн ‘Аббас рассказывал: “Когда был ниспослан аят: «Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они одолеют две сотни», стало это трудным для мусульман, и было им велено не бежать при численности один к десяти. Затем было ниспослано облегчение: «Теперь Аллах облегчил ваше бремя, ибо Ему известно, что вы слабы» . аль-Бухари 4/251.

Также Ибн ‘Аббас, прочитав эти два аята, сказал: “Если человек бежит от троих, то это не бегство с поля боя, бегство – это, если бежишь от двоих”. Ибн аль-Мубарак 235, Са’ид ибн Мансур 2538. Иснад достоверный.

[4] От переводчика: Нет сомнения в том, что все эти достоинства касаются истинного джихада, узаконенного Всевышним. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Коран и Сунна переполнены повелениями совершать джихад и его достоинствами. Однако, необходимо знать различие между джихадом, узаконенным шариатом, который повелели Аллах и Его посланник, да благословит его Аллаха и приветствует, и между джихадом нововведения, который ведут приверженцы заблуждений! Они ведут джихад в подчинении шайтану, тогда как думают, что делают джихад в подчинении Милостивого, как джихад приверженцев своих страстей и нововведений, вроде хауариджей и им подобных, которые воюют со сторонниками Ислама!” См. “Радд ‘аляль-Ахнаи” 326.

[5] От переводчика: То, о чем упомянул шейх, весьма важный аспект! Ведь многие молодые мусульмане ошибочно полагают, что у джихада только одно условие, а это искренность. Это ошибочное понимание религии и в частности вопросов джихада, что явно опровергают ученые и даже сподвижники! Хасан аль-Басри рассказывал: “Однажды один человек пришел к Абу Мусе аль-Аш’ари, когда с ним находился Ибн Мас’уд, и спросил его: “Что ты скажешь о человеке, который вышел со своим мечем, проявляя гнев ради Всевышнего Аллаха, и сражался, пока не был убит. Куда он попадет?” Абу Муса ответил: «В Рай!» Тогда Ибн Мас’уд сказал: «Поистине, этот муфтий (Абу Муса) подобен тебе! Этот человек сражался в соответствии с Сунной или нововведением (бид’а)?!» И Хасан аль-Басри сказал: “И вот, люди подняли свои мечи в соответствии с нововведением!” Ибн Уадах в «аль-Бида’» 1/80.

Также сообщается, что тоже самое спросил Абу Мусу и Хузайфа: «Что ты скажешь о человеке, который вышел со своим мечем, стремясь к Лику Аллаха, если он будет убит, он войдет в Рай?!» Абу Муса ответил: “Да!” Хузайфа сказал: «Нет! Если только он не вышел, стремясь к Лику Аллаха и поступая в соответствии с тем, как повелел Аллах! В таком случае если он будет убит, он в Раю!» Са’ид ибн Мансур 2546.

В другой версии от Абу ‘Убайды ибн Хузайфы сообщается, что Хузайфа сказал: “Поистине, если он сражался, поступая с истиной, и был убит, тогда он в Раю. А если он не поступал в соответствии с правильным и велением Аллаха, тогда он в Аду!” После чего Хузайфа сказал: “Клянусь Аллахом, такой человек войдет в Ад!” На что Абу Муса сказал: “Ты прав!” ‘Абдур-Раззакъ 5/267, Ибн Уадах 1/81.

[6] От переводчика: Под «словом Аллаха» подразумевается призыв к религии Аллаха. См. «Фатх аль-Бари».

[7] От переводчика: Имам ан-Найсабури говорил: “Джихад с помощью довода и призыва к плодам единобожия полноценнее результатом, чем сражение. Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ‘Али, да будет доволен им Аллах: «Поистине, если Аллах наставит твоими руками одного человека, это будет лучше для тебя чем все то, над чем восходит солнце!» И джихад мечем, не станет прекрасным, кроме как после предшествования джихада аргументом. Ведь человек создание благородное, и поэтому когда можно очистить его от порочных качеств, сохраняя его самого – это предпочтительнее, чем уничтожения его сути. Разве ты не видишь как шкура мертвечины, которая может быть полезной в некоторых вещах, шариат побуждает к ее сохранению, как говорил пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Почему бы вам не взять ее шкуру (мертвечины), и не отчистить путем дубления, чтобы использовать ее!» См. “Тафсир ан-Найсабури” 4/209.

Хафиз ад-Думьяты сказал: “Джихад – это средство, а не цель. И целью сражения является – наставление на истинный путь и достижении степени шахида. А что касается убийства неверных, то это не является целью как таковой. И поэтому, если есть возможность наставить на истинный путь с помощью доказательства, без джихада, то это правильнее и предпочтительнее, чем джихад!” См. “И’анату-тталибин” 4/181.

[8] От переводчика: Слова Абу Хурайры являются комментарием к данному аяту, как это приведено в Книге толкования Корана «Сахих аль-Бухари». Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “То есть, они будут пленены и связаны, а когда поймут истинность Ислама, то вступят в него добровольно, и потом войдут в Рай”. См. “Фатх аль-Бари”.

[9] От переводчика: Имам Ибн ас-Салях сказал: “Основа состоит в том, что наличие на земле неверных позволяется, поскольку Всевышний Аллах не желает уничтожение творений и не создал их для того, чтобы их убивали! Поистине, Аллах дозволил убивать только по причине вреда, который может исходить от них, а не потому что это (убийство неверных) является воздаянием за их неверие (куфр)! Ведь мир этот не является обителью воздания, ибо воздаяние за деяния будет в Судный день. И если неверные входят во власть мусульман и соблюдают наши установления, то мы получаем пользу от них в обустраивании быта. И у нас не остается причин для того, чтобы их убивать, а их воздаяние у Аллаха. Ведь когда неверные пребывают в стране мусульман, может быть так, что они увидят то, что Аллах создал в их естестве (фитра). И если дело обстоит таким образом, то нельзя говорить: «Основа состоит в том, что нужно убивать неверных»!” См. “Фатауа Ибн ас-Салях” 224.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Поистине, сражаются с неверными лишь по одной причине, а это – война! И это мнение большинства ученых и на это указывает Коран и Сунна!” См. “ан-Нубууат” 140.

[10] От переводчика: Т.е. правитель защищает от вреда врага, и защищает одних людей от вреда других, а также охраняет неприкосновенность Ислама. Люди боятся правителя и его мощи, и они борются под его защитой против тех, кто выступил с оружием против правителя (как, например, хариджиты и бунтовщики), а также против других сторонников нечестия и насилия. См. “Шарх Муслим” имам ан-Науауи.

[11] От переводчика: Речь идет о правителях мусульман. В версии Абу аль-Асуада есть дополнение: «Слушайся и повинуйся, даже если тебя будут бить по спине и заберут твое имущество». А в версии ат-Табарани говорится: «Если увидишь халифа, то не расставайся с ним, даже если тебя будут бить по спине. А если не будет халифа, то беги!» См. “Фатхуль-Бари” 14/323.

[12] От переводчика: Речь не о том, что после покорения Мекки хиджра стала отмененной, нет! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не прервется хиджра, пока будет приниматься покаяние, и не прекратит приниматься покаяние, пока солнце не взойдет с запада!» Ахмад, Абу Дауд. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 7469. По этой причине речь идет в этом хадисе о хиджре именно из самой Мекки, а не о хиджре как таковой вообще.

[13] От переводчика: Вышеприведенные шейхом слова имама Ахмада указывают на то, что такое условие джихада, как правитель спадает только при необходимости, как внезапное нападение врага и т.п., а не так, кто считают некоторые, что в случае оборонительного джихада (ад-даф’) условие как правитель спадает полностью, и каждый вправе поступать своему желанию. Хорошо известно, что при битве у Рва, который был оборонительным джихадом, сподвижники не поступали, как того хотел каждый, а руководствовались лишь велением посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который являлся их правителем!

[14] Примечание автора шейха ‘Абдурраззака: Все хадисы, что будут упоминаться в данной главе, приводятся в «Сахих аль-джами’» у шейха аль-Альбани.

[15] От переводчика: «Наоборот, такой человек вернется, заслужив грех!» См. «'Аун аль-Ма'буд».

[16] От переводчика: Имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Некоторые ученые сказали, что «аль-‘уммийя» – это заблуждение”. См. “аль-Муфхим” 4/59.

Имам Исхакъ ибн Рахауайх говорил: “Речь идет о сражении по причине национализма”.

Имам ан-Науауи писал: “Речь идет о неясном знамени, чья цель не понятна, как говорил имам Ахмад и большинство ученых”. См. “Шарх Сахих Муслим” 12/331.

Имам ат-Тыби сказал: “Речь идет о цели людей, которые собрались вокруг какого-то деяния, относительно которого не ясно – это истина или ложь. А затем призывают людей сражаться за это”. См. “Шарх аль-Мишкат” 7/223.

[17] От автора: Смысл этих слов: «Поистине, лучшими из вас являются первые мухаджиры и ансары, которые опередили остальных. Они же являются потомками язычников, поскольку их отцы были неверными», как сказал это шейхуль-Ислам в «Даръу ат-та’аруд» 8/364.

[18] От переводчика: Известный последователь Мутарриф ибн ‘Абдуллах говорил: “Чтобы Аллах меня спросил: «Зачем ты не убил такого-то?» для меня любимее, чем Он мне скажет: «Зачем ты убил такого-то?!»” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 2/204.

[19] От переводчика: Т.е. не соблюдает покровительство с теми, кому дано покровительство («ахль аз-зимма»). См. комментарий ас-Синди к «Сунану Насаи».

[20] От переводчика: Т.е. отошел от моего пути. См.: комментарий ас-Синди к «Сунану Насаи».

[21] От переводчика: ‘Аммар ибн Ясир рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однажды сказал ‘Али ибн Абу Талибу: «О Абу Тураб, не сообщить ли мне тебе о том, кто два самых несчастных человека из людей?!» Он сказал: “Конечно, о посланник Аллаха!” Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самудянин, который убил верблюдицу (пророка Салиха), и тот, который ударит тебя мечем сюда» и он указал на его шею, «что это зальется кровью» и указал на его бороду”. Ахмад 4/263, аль-Хаким 3/140. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 1743.

[22] От автора – шейха ‘Абдурраззака: Исследователь этой книги (шейха Сахмана) шейх 'Абдуссалям аль-Барджис, да смилуется над ним Аллах, к этим словам добавил следующее примечание: "Так подумай же, о Суннит, это три причины, которые привели хариджитов к их положению: 1. Хорошее мнение об их чтецах. Они прекрасно читали Коран и произносили хорошие речи. Однако они были пустыми в понимании религии. 2. Превышение границ в приказах и запретах. 3. Плохое мнение об ученых-сподвижниках и клевета на них о том, что они являются лжецами в религии Аллаха".

[23] От переводчика: Фай – добытое у врага без военных действий имущество.

[24] Это сообщение передал ‘Абдурраззак в "аль-Мусаннаф" 10/150, Ибн Абу Шайба 15/332 со слов Тарика ибн Шихаба, который сказал: "Я был рядом с 'Али, и его спросили о жителях Нахра: язычники ли они? Он ответил: "Они убежали от многобожия". У него спросили: "Тогда может быть они лицемеры?" Он сказал: "Лицемеры мало поминают Аллаха". У него было спрошено: "Тогда кто же они?" Он сказал: "Люди, которые совершили по отношению к нам несправедливость". От переводчика: Шейх Шу'айб аль-Арнаут назвал эту цепочку достоверной в примечаниях к "Сахих Ибн Хиббан" 15/134. И в этом сообщении не сказано, что ‘Али назвал их братьями, а сказал: «Люди, которые совершили по отношению к нам несправедливость».

[25] От переводчика: Т.е., никого из них не оставил бы. См.: "Фатх аль-Бари".

[26] От переводчика: Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Слушайся и повинуйся правителю, даже если он будет бить тебя по спине и забирать твое имущество!» Муслим 1847.

Несмотря на то, что оберегать свою жизнь и имущество от любого посягающего на них является обязательным, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал правителей исключением из этого общего правила. Имам Ибн аль-Мунзир говорил: “Обладающие знанием единогласны в том, что человек обязан оберегать свои жизнь и имущество, если на это покушаются не по праву. Но вместе с этим все знатоки хадисов считают, что правитель является исключением из этого, на что указывают предания о необходимости терпения несправедливости с его стороны и недопустимости выхода против него!” См. “Фатх аль-Бари” 5/148.

[27] От переводчика: Абу аль-Харис Саигъ рассказывал, что когда люди решили выступить в Багдаде против правителей, спросили имама Ахмада об этом. Он стал это порицать и говорить: «Свят Аллах (Субхана-Ллах)! Кровь, кровь, не одобряю это и не повелеваю это! Терпение того, в чем мы находимся лучше, чем смута, в которой будет проливаться кровь, захватываться имущество и преступаться дозволенное! Я не считаю, что люди дошли до этого». Ему сказали: «А разве то, в чем сегодня пребывают люди это не смута?!» Он ответил: «Даже если так, то эта смута единичная, а если подымится меч, то будет смута всеобщая! Терпение этого и спасение вашей религии лучше для вас». аль-Халляль в “ас-Сунна” 1/132.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.087 с.)