ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Джихад с вершителями притеснения, нововведения и порицаемых качеств



Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Что касается джихада с вершителями притеснения, нововведения и порицаемых дел, то он имеет три степени. Первая: рукою, при наличии силы (къудра). Если же сил нет, то переходится к языку. Если и это невозможно, то – сердцем”. См. “Зад аль-Ма’ад” 3/11.

На эти уровни джихада с вершителями притеснения, нововведения и порицаемых дел, о которых упомянул Ибн аль-Каййим, указывает хадис Абу Са’ида, да будет доволен им Аллах. Он сказал: “Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Кто из вас увидит порицаемое, пусть изменит его рукой. Если он не в состоянии сделать это, то – языком. Если и это он не в состоянии сделать, то – сердцем. И это – признак наиболее слабой веры»”. Муслим № 49.

Также и хадис Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Какого бы пророка ни направлял Аллах до меня к тому или иному народу, у него обязательно были апостолы и сподвижники из его народа, следовавшие его сунне (пути) и выполнявшие его веления. А на смену им пришли говорящие то, чего они не делают, и делающие то, чего им не велели. Борющийся с такими собственноручно является верующим, и борющийся с ними своим языком является верующим и борющийся с ними своим сердцем является верующим, а за этим нет веры и с горчичное зерно!» Муслим № 50.

Поэтому джихад с вершителями притеснения, нововведения и порицаемых дел требуется от мусульманина либо рукою, либо языком, либо сердцем. И все это связано со способностью (къудра).

Бороться сердцем может всякий мусульманин. Эта борьба заключается в отвержении сердцем ереси, порицаемых дел и грехов, неприятии и ненависти к ним, желании их уничтожения и гибели.

Что касается борьбы языком, то не каждый может это сделать. Это в состоянии сделать лишь тот, кому даровано знание и разъяснение, кто наделен пониманием религии Аллаха, либо пониманием конкретного вопроса, который он желает отвергнуть.

Что касается борьбы рукою, то это – не для всякого, а лишь для обладателей силы и власти, и тех, кто имеет ответственность. Вот эти люди и изменяют порицаемое рукой.

Из вышеуказанного становится ясно, что у джихада на пути Аллаха имеются виды и степени, и что каждый мусульманин способен совершать джихад на пути Аллаха каким-либо из этих видов, или какой-либо из этих степеней. Поэтому выдающийся ученый Ибн аль-Каййим сказал после того, как упомянул об этих видах джихада: “Это – тринадцать уровней джихада. «А кто умрет, не приняв участия в священной войне, и даже не помышляя об этом, то он до самой смерти страдал одним из проявлений лицемерия» Муслим 1910”. См. “Зад аль-Ма’ад” 3/6.

 

Третье:

Положение джихада

 

Джихад на пути Аллаха является одним из самых великих исламских лозунгов и одним из самых важных религиозных обязательств. И его предписание различается в зависимости от его видов и уровней, а также относительно состояния тех, на кого возлагается эта обязанность.

Джихад с самим собой является обязанностью каждого, и никто не совершает это за кого-либо, ибо это связано с особенностью каждого человека, и потому что его собственные счастье и успех достигаются лишь им самим.

Так же и джихад с шайтаном является обязательным для каждого лица, ибо это определено в особенности для каждого человека, как сказал Всевышний Аллах: «Воистину, шайтан является вашим врагом, и относитесь к нему как к врагу!» (Творец, 6).

Выдающийся ученый Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Веление относиться к шайтану как к врагу, является обращением внимания на приложение всех усилий в сражении и борьбе с ним, словно это враг, который не ослабевает и не делает упущений в сражении с рабом Аллаха ни на один вздох”. См. “Зад аль-Ма’ад” 3/6.

Что касается джихада с неверными, лицемерами и приверженцами нововведений и порицаемых дел, то здесь ситуация несколько иная. И правильным является то, что данный вид джихада является личной обязанностью каждого мусульманина, выполняемой либо сердцем, либо словом, либо имуществом, либо рукой (чем-либо из этих видов). Поэтому мусульманин по мере сил должен сражаться, используя какой-либо из этих видов. См. “Зад аль-Ма’ад” 3/72.

Относительно же всей общины он является коллективной обязанностью (фард кифая). Если достаточное количество мусульман исполнит его, то с остальных будет снята ответственность его выполнения. В противном случае все они совершат грех, если оставят его при наличии знания (об этом) и силы (для его исполнения). См. “Фатх аль-Бари” 6/37, “Маджму' аль-фатауа Ибн Баз” 18/62.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Таким же образом и призыв к одобряемому и запрещение порицаемого не являются обязательными каждому в отдельности, а являются коллективной обязанностью, как указывает на это Коран. И поскольку джихад есть высшая форма призыва и запрещения, то на него также распространяется подобное предписание. В случае невыполнения его тем, на ком лежит данная обязанность, каждый способный на это будет грешным по мере его возможностей. Поскольку он является обязательным для каждого человека по мере его сил, как об этом сказал посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах: «Кто из вас увидит порицаемое, пусть изменит его рукой. Если не сможет, то – словом. Если не сможет, то – сердцем. И это будет проявлением самой слабой степени веры». См. “Маджму’ аль-фатауа” 28/126.

Под высказыванием о том, что джихад против неверных относится к коллективной обязанности, имеется в виду наступательный джихад, согласно наиболее распространенному мнению ученых. Некоторые из них даже упомянули о единогласном мнении (иджма’) в данном вопросе, и доказательств в пользу этого очень много. К примеру, Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «Те из верующих, которые отсиживаются, не испытывая тягот, не равны тем, которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Аллах возвысил тех, которые сражаются своим имуществом и своими душами, над теми, которые отсиживаются, на целую степень, но каждому из них Аллах обещал наилучшее. Аллах возвысил сражающихся над отсиживающимися благодаря великой награде» (Женщины, 95).

Из этого аята ученые сделали вывод, что джихад против неверных, инициируемый мусульманами с целью распространения призыва к религии Аллаха относится к коллективной, а не к индивидуальной обязанности, так как Аллах, Всемогущ Он и Велик, завершил аят словами: «…но каждому из них Аллах обещал наилучшее». Ведь речь идет о двух группах верующих, тех кто отсиживается, не испытывая тягот и тех, кто сражается, каждой из которых Аллах уготовал наилучшее. В этой связи хафиз Ибн Касир сказал: “В этом аяте содержится доказательство тому, что джихад не является индивидуальной (всеобщей) обязанностью, а относится к коллективной обязанности”. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/241.

К этим доводам относится также и хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Того, кто уверовал в Аллаха и Его посланника, выстаивал молитву и постился в месяц Рамадан, Аллах обязательно введет в Рай, независимо от того, сражался ли он на пути Аллаха или же находился в своем родном селении». Сподвижники сказали: «О, посланник Аллаха! Не обрадовать ли нам людей?» Тогда он сказал: «Поистине, в Раю есть сто степеней, которые Аллах приготовил для сражающихся на пути Аллаха. Расстояние между каждой из степеней подобно расстоянию между небом и землей. И если вы просите у Аллаха (рая), то просите Фирдаус, который, воистину, находится в середине Рая и в высшей его части. Над ним расположен Трон Милостивого, и из него берут начало райские реки». аль-Бухари № 2790.

Также от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра передано, что он сказал: “Один человек пришел к пророку, да благословит и приветствует его Аллах, и попросил у него разрешения на участие в джихаде. Тогда (посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах), задал ему вопрос: «Живы ли твои родители?» Пришедший ответил: «Да». И посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Так прояви же свое усердие в услужении им». аль-Бухари № 3004, Муслим № 2549.

Ибн Кудама прокомментировал приведенный хадис следующим образом: “Дело в том, что совершение благодеяния родителям является фард ‘айн (обязанностью каждого), а сражение относится к фард кифая (коллективной обязанности). И выполнение фард ‘айн стоит на первом месте”. См. “аль-Мугни” 9/170.

Таким образом, джихад против неверных является фард кифая, по утверждению ученых исследователей. Тем не менее, есть три случая, когда джихад становится фард ‘айн, о чем упомянули ученые:

Первая ситуация имеет место тогда, когда мусульманская армия сталкивается лицом к лицу с армией противника. При этом каждый из участников битвы обязан сражаться и ему запрещено убегать. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Те, которые в такой день повернутся спиной к неверующим, кроме тех, кто разворачивается для боя или для присоединения с отрядом, навлекут на себя гнев Аллаха. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия!»[3](Трофеи, 16).

Вторая ситуация связана с наступлением врага на территорию мусульманского государства и его осадой. В этом случае население данной страны обязано сражаться с ними и оказывать им сопротивление.

Третья ситуация возникает тогда, когда правитель мусульман объявляет об общей мобилизации, либо назначает конкретно кого-либо на выполнение определенной задачи. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на пути Аллаха, вы тяжело припадаете к земле?» (Покаяние, 38).

Также на это указывает хадис, переданный от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, в котором пророк, да благословит и приветствует его Аллах, в день завоевания Мекки сказал: «Нет хиджры после завоевания, но остался джихад и намерение. И если вас призвали выступить, то выступайте». аль-Бухари № 2783, Муслим № 1353.

Таким образом, в этих упомянутых трех случаях джихад становится обязанностью каждого (фард ‘айн). См. “Маджму’ аль-фатауа” 28/80 шейхуль-ислама Ибн Таймии, “Фатх аль-Бари” 6/37-38, “Маджму’ фатауа уа макалят” шейха Ибн База 18/62, 163.

 

Четвертое:

Цели джихада

 

Всевышний Аллах предписал джихад в Исламе и вменил его в обязанность мусульманам во имя высших и похвальных целей. Часть из них раскрывается в следующих словах ученых.

1. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Целью джихада является достижение такого положения, при котором Слово Аллаха – превыше всего, а религия целиком принадлежит Всевышнему. Другими словами, цель его – установление религии Аллаха”. См. “Маджму’ аль-фатауа” 15/170, 28/23.

2. Он также сказал: “И цель джихада состоит в том, чтобы люди поклонялись Одному лишь Аллаху, взывали только к Нему, и молились только Ему, и совершали земные поклоны только для Него, постились только ради Него, совершали паломничества исключительно к Его Дому, и приносили жертвы только ради Него, и совершали обеты только ради Него, и клялись только Им, и уповали только на Него, и страшились только Его. Ибо Он – Единственный, кто дарует блага и удаляет зло. Он – Единственный, кто ведет создания по прямому пути. И помогает им только лишь Он. И дарует им удел и обогащает их только лишь Он. И никто не прощает их грехов, кроме Него!” См. “Маджму’ аль-фатауа” 35/368.

3. Шейх ‘Абдуррахман ибн Насыр ас-Са’ди сказал: “Джихад бывает двух видов: джихад, который несет в себе благополучие для мусульман, исправление их вероучения, нрава и всего, что связано с их религиозными и мирскими делами. Также этот вид джихада воспитывает в мусульманах истинные знания и деяния. Этот вид и есть основа джихада и его смысл, и именно на нем основывается второй вид, а это джихад, под которым подразумевается защита Ислама и мусульман от врагов из числа неверных, лицемеров, еретиков и всех врагов религии”. См. “Уджуб та’аун байна аль-муслимин” 8.

4. Уважаемый шейх Ибн Баз сказал: “Джихад бывает двух видов: наступательный и оборонительный. И целью каждого из них является распространение религии Аллаха и призыв людей к ней, выведение их из мрака к свету, и торжество религии Аллаха на земле, и чтобы вся религия принадлежала Одному Аллаху, как сказал Всевышний Аллах в Своей Благородной Книге в суре «Корова»: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху». Он также сказал в суре «Трофеи»: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху». И аятов с похожим смыслом много. Также посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, будут выстаивать молитву и выплачивать закят. И если они сделают это, то оберегут свои жизни и имущества от меня, кроме случаев, когда ислам предоставляет на это право, а ответ они держать будут уже перед Аллахом, Всемогущ Он и Велик». Хадис Ибн 'Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, о достоверности которого согласились аль-Бухари и Муслим”. См. “Маджму’ фатауа ва макалят мутанаууи’а” 18/70.

 

Пятое:





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.205.144 (0.007 с.)