Формальные компоненты реферата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формальные компоненты реферата



 

Титульный лист

Оглавление

Введение

Основная часть (главы с параграфами)

Заключение

Список литературы

Приложения (если таковые имеются)

Структура реферата

 

Введение

Эта короткая часть должна содержать несколько вступительных абзацев, непосредственно вводящих в тему реферата. Во введении необходимо обосновать выбор данной темы, коротко рассказать о том, почему именно она заинтересовала автора. Здесь же определяется ее научная и практическая значимость, актуальность. Раздел также должен содержать постановку проблемы в рамках выбранной темы, ее суть. Во введении указывается цель реферата и задачи, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью. При их формулировании используются, например, такие глаголы: изучить… выявить… установить… и т.п. Здесь же дается беглый обзор использованной литературы. Введение по объему текста составляет 2-3 страницы.

Введение – ответственная часть работы, своеобразная ее визитная карточка. Но полный текст введения лучше написать после окончания работы над основной частью, когда будут точно видны результаты реферирования.

 

Основная часть

В данном разделе должна быть раскрыта тема реферата.

В основной части, как правило, разделенной на главы, необходимо раскрыть все пункты составленного плана, связно изложить накопленный и проанализированный материал. Излагается суть проблемы, различные точки зрения на нее, собственная позиция автора реферата. Важно добиться того, чтобы основная идея, выдвинутая во введении, пронизывала всю работу, а весь материал был нацелен на раскрытие главных задач. Каждая глава основной части должна открываться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами.

 

I глава

Этот раздел доказательно раскрывает отдельную проблему или одну из ее сторон. В первой главе даются все определения понятий, теоретические рассуждения по их поводу, этимология и сравнения.

Теоретическая глава чаще всего пишется по принципу: от общего к частному. То есть вначале рассматриваются общие подходы к чему-либо, затем они конкретизируются.

Когда описывается какое-либо явление, то оно может рассматриваться:

- по хронологическому принципу, то есть во временном интервале, или в историческом аспекте;

- по логическому принципу, в этом случае рассмотрение явления нужно делать по следующему плану.

1. Феноменология, т.е. описание проявлений данного явления в социуме, место данного явления среди других, его взаимосвязи, его компоненты, связи между компонентами.

2. Определения данного явления, общее и отличное в определениях разных авторов. Студент может из 100 определений, найденных им, выбрать в качестве наиболее подходящего для данной работы какое-то одно. При этом нужно указать, почему именно оно выбрано.

3. Практика использования данного явления, для каких отраслей науки и сфер деятельности.

В теоретической части нельзя целиком помещать разделы и главы из учебников, книг, статей. В процессе их проработки следует выделять и отмечать тот текст, который значим для данной главы реферата. Эти фрагменты текста можно помещать в свою работу как цитату либо иллюстрацию к вашему анализу, сопоставлению.

В процессе описания какого-либо явления, студенту также необходимо указывать свою точку зрения.

Для того чтобы грамотно написать теоретическую главу, необходимо проработать достаточно большое количество научных, научно-методических и других источников по теме диплома. Как правило, не меньше 30.

После каждой главы следует раздел Выводы по главе, в котором освещаются основные положения, рассмотренные в данной главе.

 

II глава

Основная научная часть реферата. Вторая глава является смысловым продолжением предыдущей. Здесь в логической последовательности излагается весь собранный материал по теме реферата: проблемы, их социальные предпосылки, причины, современная ситуация, процессы развития, различные аспекты данной проблемы, перспективы и прогнозы. Для большей прозрачности изложения весь материал главы целесообразно разбить на подпункты или параграфы. - 1.1., 1.2. (с указанием в оглавлении соответствующих страниц).

Содержание материала должно быть максимально полным, изложение последовательным и носить проблемно-поисковый характер.

 

Заключение

В заключении подводятся итоги по всей работе, делает краткий обзор или обобщенный вывод по теме реферата, суммируются выводы, содержащие ясные ответы на поставленные вопросы. Здесь даются собственные заключения с учетом различных точек зрения на изложенную проблему, отмечается то новое, что получено в результате работы над данной темой. Подчеркнем, что выводы должны быть строго соотносимы с теми целями и задачами, которые ставились в начале работы, во введении.

Заключение по объему не должно превышать введение.

Список литературы

Список использованной литературы завершает работу. В нем фиксируются только те источники, с которыми работал автор реферата. В списке литературы обязательно указывать источник, из которого была взята статья либо цитата. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг, в оглавлении обозначается словом «Литература».

Работа считается фактом плагиата, если в ней присутствуют цитаты длинной в одно предложение без кавычек или пересказ чужих мыслей без указания в тексте ссылки на источник.

Список используемой для написания реферата литературы составляется по следующему правилу:

порядковый номер литературного источника. Фамилия, инициалы автора. Полное название книги (без кавычек, исключение – если название – цитата). Место (город) издания. Год издания – цифра без буквы «г.». Может быть указано количество страниц или конкретные страницы.

Статья из сборника записывается так: порядковый номер источника. Фамилия, инициалы автора. Заглавие статьи // Заглавие сборника: Подзаголовок / Редактор. Составитель. Место (город) издания. Год издания.

Статья из журнала или газеты: порядковый номер источника. Фамилия, инициалы автора. Заглавие статьи // Название журнала. Год выпуска. Номер выпуска. Страницы статьи. (см. Приложение 3)

Литературные источники следует располагать в следующем порядке:

- энциклопедии, справочники;

- книги по теме реферата;

- газетно-журнальные статьи;

- иностранные источники (изданные на иностранном языке);

- электронные (цифровые) ресурсы.

Фотографии, рисунки, карты, схемы можно оформить в виде приложения к работе.

Приложения

 

Приложение к реферату позволяет более полно представить работу и глубже раскрыть тему. В состав приложений могут входить: копии документов (с указанием «копировано с…»), графики, таблицы, фотографии и т.п. Приложения могут располагаться в основной части реферата или в конце всей работы на усмотрение автора. Приложение должно иметь название или пояснительную записку и вид прилагаемой информации – схема, список, таблица и т.д. Сообщается и источник, откуда взяты материалы, послужившие основой для составления приложения (литературный источник обязательно вносится в список использованной литературы).

Каждое приложение начинается с нового листа, нумеруется, чтобы на него можно было сослаться в тексте с использованием круглых скобок например: (см. Приложение 1). Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем реферата не включаются.

Язык реферата

 

Язык реферата должен быть простым и понятным. Стиль письменной научной речи – это безличный монолог, поэтому изложение обычно ведется от второго лица множественного числа: «Мы считаем…». Научной терминологией следует пользоваться там, где это необходимо. Значение непонятных терминов обязательно поясняется (в скобках или сносках). Допустимы косвенные заявления авторской позиции: «Как представляется…», «Думается, что…», «На наш взгляд…». В качестве языковых средств связи в тексте используются выражения: прежде всего…, следовательно…, тем не менее…, остановимся на…, во-первых… и т.п. Язык и стиль подготовленной работы лучше всего позволяет судить об общей культуре автора, поэтому на редактирование текста, на его «доводку» не следует жалеть времени.

Оформление ссылок и сносок

Ссылки и сноски необходимо правильно оформлять. При цитировании следует дать точные указания (ссылки, откуда извлечена цитата): фамилию, инициалы автора, место издания, год издания, номер тома, страницы. При повторении ссылки на тот же источник описывают его сокращенно – без выходных данных или с заменой названия работы после фамилии автора словами «Указ.соч.». Если повторная ссылка следует сразу же после первоначальной, она заменяется словами «Там же» с указанием соответствующей страницы. При ссылке на используемый, но не цитируемый источник тексту ссылки должно предшествовать слово «см.», после чего ставится двоеточие. Ссылки на источник помещают либо в нижней части страницы, под основным текстом, либо в конце реферата.

Сноски бывают внутритекстовые, подстрочные и затекстовые. Внутритекстовые сноски являются неразрывной частью основного текста. Например, «В известной книге…». Подстрочные сноски располагают под чертой внизу страницы с указанием номера сноски или какого-либо значка. Затекстовые сноски вынесены за текст всего реферата либо его части, в этом случае их следует применять сквозную (через всю работу) нумерацию. Допускается сокращенный вариант сноски, например: (7, с.15). Это означает, что цитата взята с 15 страницы источника, который в списке источников и литературы стоит под седьмым номером. Сокращение слов в тексте не допускается за исключением общепринятых (рисунок – рис., год – г., страница – с.) и должно соответствовать ГОСТ 7.12-93.

Критерии оценки реферата

Эрудированность в рассматриваемой области:

– актуальность заявленной проблемы;

– степень знакомства с современным состояниям проблемы;

– использование известных результатов и научных фактов в работе;

– полнота цитируемой литературы.

Собственные достижения автора:

– использование знаний вне программы;

– степень новизны;

– научная значимость проблемы;

– владение научным и специальным аппаратом.

Общая характеристика работы

– грамотность и логичность изложения материала;

– структура работы (введение, основная часть, вывод, приложения, список литературы);

– соответствие оформления реферата стандартам.

 

Реферат должен быть глубоким по содержанию, современным по заложенным в нем идеям и аккуратным по оформлению. Это станет свидетельством высокого уровню культуры вашего интеллектуального труда.

Требования к докладу

Как написать реферат
Несколько НЕ
Реферат НЕ копирует дословно книги и статьи и НЕ является конспектом.
Реферат НЕ пишется по одному источнику и Не является докладом.
Реферат НЕ может быть обзором литературы, т.е. не рассказывает о книгах.
В реферате собранный по теме материал систематизируется и обобщается.

РЕКОМЕНДАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКАМ ПО НАПИСАНИЮ реферативных работ.

Реферативнаяработа - начальная ступень научного творчества учащихся. Необходимо разделять учебные и творческие рефераты.
Главная задача учебных рефератов - усвоение материала школьной программы (при этом ставятся, как правило, достаточно общие темы).
Цель творческого реферата - максимально полное освещение какой-либо темы под определенным, специальным углом зрения. Творческий реферат требует более узкой темы и тщательного подбора материала из источников именно под этим углом зрения.
Исследовательскаяработа отличается тем, что в ней поднимается та или иная проблема, ставится цель решить какую-либо задачу с помощью определенной методики и делаются выводы на основе собственной практической деятельности (с образцами, пробами живых и неживых объектов - в естественных науках, с источниками, архивными данными - в гуманитарных науках).

Научная культура реферативной работы проявляется в соблюдении определенной последовательности изложения, обоснованности использования в тексте выдержек из тех или иных источников, их объема, наличия ссылок на первоисточники.
В общем случае реферат должен состоять из 3 основных разделов или глав:
I глава «Вступительная часть». Эта короткая глава должна содержать:

1. обоснование выбора темы реферата;

2. цель работы, описание задач, решаемых в данном реферате;

3. анализ источников и литературы*** по данному вопросу (при необходимости). Здесь от автора реферата требуется не только указать, что и кем было ранее написано, но и попытаться охарактеризовать материал, который он использовал при написании реферата.

Введение заканчивается словами: "Реферат состоит из введения,... глав и заключения. Во введении дан анализ литературы и сформулированы основные идеи работы. Глава 1 посвящена.... во 2-й главе речь пойдет о... В заключении сформулированы основные выводы...".
II глава. «Основная научная часть реферата». Здесь в логической последовательности излагается материал по теме реферата. Основная часть реферата может быть разделена на несколько глав, посвященных различным аспектам выбранной темы. Алгоритмы написания основной части могут быть разными. Выводы формулируются в основной части реферата согласно логике изложения. В тексте формулировки выводов выделяются в абзац и начинаются словами: "Итак...", "Таким образом..."
III глава. «Заключение. Выводы». В заключении автор реферата должен кратко (не более чем на 1 стр.) сформулировать основные моменты реферата и соответствую­щие выводы.
В конце работы следует оформить оглавление (образец можно посмотреть в любой имеющейся под рукой книге), а также должен быть приложен список использованной литературы.
Список использованных источников и литературы оформляется в алфавитном порядке, однако, вначале указываются источники (Конституция, законы и др.); библиографические сведения (место и год издания, название издательства) указываются так же, как при оформлении сносок (см. ниже).
Во время работы над рефератом необходимо делать ссылки на источники информации, а также правильно оформить сноски.
Ссыпки обязательно делаются:
• при цитировании;
• при указании цифр, фактов, названий;
• при формулировании определений.
Сноски чаще всего оформляются следующим образом. Над ключевым словом или цифрой ставится номер сноски. Внизу текста слева сноски отделяются от основной части чер­той (3—4 см). Под чертой указывается номер сноски и полные библиографические данные:
Фамилия автора, инициалы. Название работы (без кавычек). — (тире) Место издания (сокращенно указываются: Москва (. — М.) и Санкт-Петербург (. — СПб.).: (двое­точие) Наименование издательства (без кавычек), (запятая), год издания (без буквы "г."). — (тире), номер стра­ницы или количество страниц в изда­нии (С. 39—48, или 495 с.), (точка).
Например:
2 Корнан Я. Дефицит. — М.: Наука, 1990.— С. 47.
5 Акофф Р. Искусство принятия решений. — М.: Мир, 1982. — С. 71.
Сноски на периодические издания имеют отличия: вначале указывается название издания (без кавычек), затем год (через запятую), номер (можно указать и день, например, 27 июня) и страница.
Например:
4 Коммерсант, 1996, № 176, С. 3.
Кроме того, реферат должен иметь титульный лист и оглавление с указанием страниц. На титульном листе реферата старшекласснику необходимо указать:
1) Название и номер школы (вверху листа).
2) Имя, отчество, фамилию автора (посередине листа прописными буквами).
3) Тему реферата (прописными буквами без кавычек).
4) Наименование работы (строчными буквами — курсовая работа, реферат и т.п.).
5) Фамилию и инициалы учителя (справа через 5 см после текста, расположенного посередине).
6) Место и год написания работы (посередине внизу, прописными буквами).
Поля для рефератов устанавли­ваются стандартными: верхние и нижние 2 см, слева 3,5 см, справа 1,5 см.

Работа должна содержать следующие этапы:
• выделение проблемы;
• постановка целей и задач исследования;
• анализ литературного материала;
• определение и освоение метода исследования;
• сбор и обработка материала;
• анализ и обобщение результатов исследования, выводы;
• оформление и представление работы.

***Под "источниками" здесь подразумеваются законы, различные нормативные документы и др., а под "литературой" — книги, монографии, публикации в периодической печати.

Требования к реферату

Может быть представлен как в устном, так и письменном виде.

Требования к письменной форме изложения сообщения.

1, Сообщение содержит не более 7 печатных листов формата А-4

2. На титульном листе размещена тема и данные автора.

3. Материал не копирует дословно с книги и статьи и не является конспектом. Предлагается в основной части раскрыть тему, выбирая только самое главное.

4. На последней странице указывается источник информации.

Требования к устной форме изложения сообщения.

1. Выступление не должно занимать более 10 минут.

2. Материал не читается, а рассказывается. Допускается зачитать лишь отдельные выдержки.

Требования к сообщению

Общие требования:

  • Наличие титульного листа.
  • Количество слайдовне более 12.
  • Соответствие теме сообщения.
  • Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.
  • Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Допустимо выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради. Текст легко читаем.
  • Правильность используемой терминологии.
  • Отсутствие ошибок правописания и опечаток.
  • Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.
  • Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, максимально равномерно заполнить все экранное поле. Но при этом не перегружать слайд зрительной информацией.
  • Наличие выводов по рассматриваемой проблеме.
  • Наличие однотипных элементов навигации на всех слайдах (управляющие кнопки, гиперссылки)
  • Работа всех ссылок.
  • Единый стиль оформления всех слайдов.
  • Соответствие дизайна слайда содержанию. Сочетается фон, текст и графика.
  • Целесообразно использование эффектов анимации.
  • Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

к содержанию
1) соответствие заявленной теме и целям;
2)наличие логической связи между рассматриваемыми явлениями и показателями;
3) представление информации в виде картосхем, графиков и диаграмм;
4) отсутствие географических, грамматических и стилистических ошибок;
5) формулировка вывода по результатам проведенной работы.

к оформлению:
1) дизайн должен соответствовать содержанию презентации;
2) анимационные эффекты не должны отвлекать от информации, представленной на слайде;
3) предпочтительно представлять информации кратко, в виде схем, тезисов, карт, диаграмм и т.д., в едином стиле, масштабах и цветовой гамме;
4) чередовать использование разных видов слайдов для обеспечения разнообразия,
5) размер шрифта должен соответствовать важности информации.

Презентация должна содержать не более 12 слайдов.

На первом слайде размещается тема работы и данные автора или авторов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.031 с.)