Экономические цели И-фирм (предприятий) и методы их достижения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические цели И-фирм (предприятий) и методы их достижения



Теория инноваций

В начальный период формирования связано с деятельностью экономиста Кондратьева. Он в своих работах выстраивает предположение о том, что существуют «длинные волны» в развитии капитализма. Этот вывод базируется на том, что был проведен анализ экономической деятельности различных стран за период 100 – 150 лет. Кондратьев анализировал индексы цен на товарные группы, индексы цен по государственным долговым бумагам, уровень номинальной заработной платы, объем внешнеторгового оборота, добычи полезных ископаемых, производство различных металлов и т.д.

Суть теории Кондратьева заключается в том, что начиная с первой промышленной революции колебания в экономическом росте, в промышленном производстве и инновационной деятельности укладываются в несколько больших волн (циклов). Каждая волна включает в себя 4 фазы:

  1. Восстановление
  2. Процветание
  3. Снижение
  4. Депрессия

Эти фазы охватывают все стадии научно-технического развития – появление идеи, предпринимательская активность, рост квалификации специалистов, рост производства и потребления новых товаров.

По мнению Кондратьева, на каждой фазе происходят определенные изменения. Повышательная фаза в каждой волне проявляется в развитии различных отраслей промышленности, изменении экономических и социальных условий развития общества. Т.е. подъем на каждой волне связан с прорывом в научной деятельности. Прорыв в науке отразился на производстве, т.к. внедрились (использовались) радикальные нововведения.

Шон Петтер, Менс (?), Форестер (?) – взяли идеи Кондратьева.

Шон Петтер сделал акцент на анализе, как нововведения влияли на рост прибыли в производстве, т.е. подъем в экономике связывал с производством новых товаров и новых видов техники, что вело к образованию новых рынков, открытию новых источников сырья и изменения в организациях производства. Как результат такой активной деятельности – высокий уровень получаемой прибыли.

Когда инновации охватывают различные отрасли экономики, то в целом экономика каждого государства развивается ускоренно. Такой рост наблюдается пока эти нововведения не охватят бóльшую часть производства развитых стран. После этого прибыль рассеивается на различные аспекты производства и потребления и исчезает. Т.е. экономика возвращается к тому состоянию, которое было до подъема, не перерастая в кризис. А появления кризиса Петер связывал с влиянием внешних факторов. Т.е. ученые связывали экономическое развитие на базе применения инноваций.

Существуют понятия «нововведение» и «инновация». По мнению многих это разные понятия.

Нововведение – результат разработки, который не прошел стадию промышленного освоения.

Инновация – нововведение, которое прошло стадию промышленного освоения, в результате чего эта И способна приносить определенную прибыль.

В силу неравномерности развития государств, городов, производств, появляются определенные районы (регионы) с определенной концентрацией инноваций. Эти районы образуют «полюса роста».

Полюса роста влияют на экономику в целом, причем при внедрении новейших технологий появляются новые отрасли в экономике. Это влечет рост квалификации работников и происходит интенсивное потребление рабочей силы. Этот процесс продолжается до насыщения спроса на рабочую силу и на инновации. Параллельно растет заработная плата и соответствующие издержки предпринимательской деятельности. В результате появляется необходимость в применении трудносберегаемых(?) технологий, отлив рабочей силы, снижение заработной платы, спад производства, т.е. наступает спад в экономике.

И, как реализованное новшество, должно обладать новизной и должно быть востребовано потребителями. Без потребления И, без ее продажи, невозможно наблюдать рост экономических показателей, в т.ч. невозможно получить большой объем прибыли. Т.е. научно-техническая новизна и производственная применимость являются неотъемлемыми характеристиками любой И.

И. подразделяются на конкретные группы в зависимости от выбранного классификационного признака. Поэтому существует ряд классификаций. Критерии:

1. В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют:

1.1. Радикальные (базисные) И, которые представляют собой реализованные крупные изобретения, на базе которых формируются различные направления в развитии науки и техники.

1.2. Улучшающие И – мелкое изобретение, которое направлено на адаптацию базисной И к меняющимся условиям в экономике производства (приспособление новой продукции к требованиям потребителей, поэтому часто их называют сопутствующими И).

1.3. Модификационные (частные) И – направлены на улучшение существующих видов техники (технологии).

1.4. ПсевдоИ – они называются несущественными, т.к. появляются как результат проводимой маркетинговой политики (изменение упаковки, цвета изделия).

2. В зависимости от направленности И-деятельности, И можно разделить на 2 группы:

2.1. Продуктовые – новые материалы, виды сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, либо принципиально новая продукция.

2.2. Технологичные (?).

3. Важно классифицировать по типу новизны:

3.1. И, обладающие мировой новизной.

3.2. И, которые являются новыми в отрасли экономики.

3.3. И, которые являются новыми для конкретного предприятия.

Максимизируют прибыль любой фирмы И с мировой новизной и с отраслевой новизной.

И. воздействуют на технологическое развитие производства, на саму экономическую деятельность, на торговые отношения, на социальные результаты деятельности предприятия и на методы управления фирмой.

Часто в экономической литературе понятия продуктовые и технологичные (?) объединяют. Поэтому появились технологичные и нетехнологичные И. Нетехнологичные И – это управленческие, организационные, социальные, финансовые + правовые и др. И, которые определяются спецификой деятельности предприятия.

Освоение бывает двух видов: технологическое и экономическое.

Технологическое освоение предполагает, что мы производим нововведение при соблюдении технических регламентов, технологических режимов и тех видов сырья и материалов, которые указаны в рабочей документации по выпуску нововведения.

Экономическое освоение предполагает организацию выпуска такого объема новой продукции, как минимальная безубыточность работы фирмы. Т.е. достигается запланированный объем выпуска и тот уровень себестоимости единицы продукции, который обеспечит возможность получения прибыли при реализации товаров на рынке.

 

Выручка = Затраты

Цена * Объем = Пост. + Пер. (уд.пер. * Объем)

Ц * О – уд.пер. * О = Пост.

О *(Ц – уд.пер.) = Пост.

О безубыт. = Пост. / (Ц – уд.пер.)

Ц = (Пост. + Пер.) / О

 

При достижении безубыточности мы всегда должны знать какими методами мы можем максимизировать прибыль на какой-то момента времени.

 

Функции инноваций

Выделяют 3 функции:

1) Воспроизводственная

2) Инвестиционная

3) Стимулирующая

Суть воспроизводственной функции заключается в том, что И выступает в качестве источника финансирования расширения производства, т.е. прибыль, полученная от реализации И представляет собой определенный источник финансовых ресурсов. Полученная прибыль уже используется по разным направлениям при ее реинвестировании. Т.е. прибыль может быть капиталом. Мы ее можем применить для приобретения (выпуска) И. Т.е. появляется инвестиционная функция И.

Стимулирующая функция проявляется в том, что получение прибыли отвечает целям любой коммерческой организации, поэтому предприниматель, внедряя И стимулирует изучение спроса на продукцию, которая выпускается, происходит приобретение новой техники, появляется необходимость применения нетехнологичных И.

Каждая И имеет свой жизненный цикл. ЖЦИ – это временной промежуток, который условно делится на определенное количество стадий. На каждой стадии происходит осуществление затрат и не ясно, будет ли прибыль и в каких объемах.

Существуют следующие стадии ЖЦИ:

  1. Стадия разработки нового продукта.
  2. Выход на рынок. Длительность стадии зависит от интенсивности рекламы, организации сбыта, уровня инфляции, т.е. учитываются все те факторы, которые влияют на рост прибыли.
  3. Развитие рынка. Связано с ростом объема продаж И на рынке.
  4. Стабилизация рынка (насыщение). Когда рост реализации не наблюдается.
  5. Уменьшение рынка (объема продаж), спад производства и сбыта нового продукта.

Рассмотренные стадии ЖЦ связаны с той ситуацией, которая образовалась на рынке.

И-деятельность – это процесс создания И, включающий в себя прикладные исследования, экспериментальные разработки, подготовка и выпуск производства на базе разработки маркетинговых исследований, подготовки кадров при проведении организационной и финансовой деятельности.

Существует цикл исследования производства. Он включает в себя:

Фундаментальные исследования – Поисковые исследования (прикладные) – НИОКР – Освоение – Производство

ФИ предназначены для получения новых знаний, идей, реализация которых во времени не известна (нет окупаемости, финансируется за счет госбюджета).

ПИ – отбор тех идей, которые возможно применить для решения определенных задач.

На стадии НИОКР производится разработка нововведения с его проверкой в опытно-экспериментальном производстве, т.е. создаются опытные образцы нововведения. Затем опытный образец проходит стадию освоения и превращается в И, которая поступает в производство.

Прикладные исследования ориентированы на решение конкретных задач в экономике (производстве). Прикладные исследования нуждаются в господдержке (прямая и косвенная).

Прямая господдержка – выделение бюджетных средств на проведение научных исследований. Предоставляются большие средства в виде заключения госконтракта на проведение конкретных видов исследований. Государство заинтересовано в достижении результата. Гранты – выделяются для поддержки проведения исследований. Предоставляются финансы, виды собственности, услуги, оговаривается только срок выполнения работы. Кооперативное соглашение – это не требование получения какого-то сиюминутного результата, а контроль за ходом работ с учетом вклада каждого исполнителя. Здесь в виде соглашения появляется государственная научная программа, где много участников, в т.ч. частный капитал, который берет на себя обязательства.

Обязательно при осуществлении федеральных научно-технических программ, речь идет о применении критических технологий. Под критической технологией понимаются те универсальные технологии, которые можно применить в различных сферах экономики для улучшения конкурентной позиции нашей страны.

Косвенная поддержка:

  1. Налоговый кредит – право списания затрат на НИОКР в виде исключения этих расходов из годовой прибыли предприятия, т.е. уменьшение налогооблагаемой базы.
  2. Амортизационная политика – предоставление права ускоренной амортизации производственных фондов.
  3. Льготное налогообложение – предусмотрено для тех фирм, которые проводят государственные или собственные НИОКР, необходимые экономике.
  4. Предоставление кредитов по снижению процентной ставки, либо компенсации этих процентных ставок государством.
  5. Поддержка прогрессивных форм кооперации – предоставление возможности исследовательским университетам участвовать в выполнении программ, а также проводить собственные исследования, необходимые государству.
  6. Патентная политика. Патент – охранный документ, подтверждающий исключительное право владельца на результат интеллектуальной деятельности.
  7. Внешнеторговая политика, которая должна обеспечить поддержку экспорта продукции за рубеж, поддержка получения прямых иностранных инвестиций, либо это протекционистская политика в части поддержки собственных _____________.
  8. Охрана интеллектуальной собственности – содействие внедрению И.

Существует «малое И-предпринимательство» (1,2%). Нет продержки со стороны государства.

МИП способно оперативно решать научно-технические задачи. Высокая восприимчивость к нововведениям. Быстрая адаптация к изменяющимся внешним условиям. Высокий уровень специализации. Быстрая оборачиваемость средств. Невысокие управленческие расходы.

Продвижение И потребителю определяется степенью проработки «конъюнктуры рынка». КР – это комплексное понятие, включающее в себя:

1) Определение типа рынка

2) Определение соотношения спроса и предложения по конкретному товару

3) Определение конкурентов на существующем рынке

4) Затраты конкурентов на производство аналоговой продукции

5) Наличие аналогичных товарных запасов на рынке

6) Наличие товаров-субститутов (заменителей)

7) Государственная поддержка конкурентов и др.

Венчурное финансирование

Суть ВФ заключается в том, что за счет средств государства, кредитов, спонсоров, образуется венчурный фонд. Затем этот венчурный фонд либо сам отбирает инновационные проекты, которые коммерчески многообещающи, а потом их финансирует; либо венчурный фонд покупает пакет акций того инновационного предприятия, который потребляет венчурный капитал. Образуется управляющая компания от лица венчурного фонда. Управляющие принимают участие в выполнении И-проектов.

Венчурное инвестирование длительное, минимум 5-7 лет. А это требует тщательного контроля за израсходованием средств. Если финансируется ранняя стадия И-процесса, то такое финансирование называется «start up» - стартовые инвестиции.

За рубежом выделяют следующие источники венчурного капитала:

  • средства страховых и пенсионных фондов
  • средства венчурных корпораций
  • средства коммерческих банков
  • средства индивидуальных инвесторов

Для того, чтобы производство было организовано на высоком научно-техническом уровне необходимо воссоздать на производствах лаборатории, контрольные бюро, которые напрямую будут связаны с производством, т.е. воссоздать заводскую науку, которую мы потеряли.

Существуют И-факторы, которые влияют на И-процесс. Это людские ресурсы (исследователи-разработчики, число которых сократилось на 60% с 90-х гг.); технологии; техническая инфраструктура – необходима для доведения технологии до рыночного продукта; накопленные знания; капитал.

По рекомендации ООН И-деятельность развивается нормально тогда, когда в нее вкладывают соответствующие финансовые ресурсы. Уровень вложения должен быть не менее 3% от уровня ВВП.

В РФ в 2009г. на науку выделено 0,86%, в 2010 – 1,4% от ВВП.

Норвегия – 3,5%

Швеция – 3,4%

Япония – 3,1%

США – 3,2%

 

И-процесс состоит из 3 фаз:

1) Научно-исследовательская фаза, где разрабатывают новый продукт и технологии.

2) Стадия производства.

3) Фаза распространения И – это временной отрезок, в течение которого увеличиваются объемы производства различных И до полного насыщения ими отраслей экономики.

Существуют И-факторы, которые необходимы для осуществления И-процесса, к ним относятся: научно-производственный персонал, технологии как основа деятельности, И-инфраструктура, необходимая для разработки нового продукта (технологии) и доведения ее до рыночной реализации, затем накопленный опыт и знания, капитал, включающий в себя реальные активы и финансовые ресурсы. Полнота наличия этих факторов определяет темпы развития И-процесса.

Сам И-процесс может проходить на следующих экономических уровнях:

· Нано-уровень – деятельность разработчика (исследователя), либо автора открытия изобретения;

· Микро-уровень – И-деятельность на уровне одного предприятия, где происходит разработка нововведения, либо выпуск наукоемкой продукции, либо это услуги, сопровождающие И-процесс – консалтинг, юридическое сопровождение, обновление информации.

· Мезо-уровень – И-деятельность, которая проводится определенным количеством предприятий, которые могут преобразовывать какие-то корпоративные структуры;

· Макро-уровень – И-деятельность в рамках самого государства, либо определенных регионов;

· Гипер-уровень – может проявляться либо в И-деятельности транснациональных компаний, либо ряд государств объединяют свои усилия на разработки конкретных видов техники и технологии.

На макро-уровне в основе И-деятельности лежит «национальная инновационная система» (НИС) – совокупность субъектов экономики, которые создают новые знания, затем его трансформируют в технологии и продукты для последующего потребления. В НИС существуют определенные среды, которые играют свою роль в становлении И-системы:

1-я среда – среда производства знаний;

2-я среда – предпринимательская среда;

3-я среда – механизмы взаимодействия двух первых сред.

Инициатором формирования НИС выступает государство. Оно получает от НИС определенные выгоды. Государство вкладывает свои деньги в виде бюджетных средств в И-деятельность и результатом этих вложений является прибыль от реализации различных И-проектов. Но в ряде случаев государство не претендует на прибыль, оно только осуществляет затраты. Примером является вложение государства в фундаментальные исследования.

Краткая характеристика сред: новые знания (университеты, академические институты), которые проводят самостоятельно НИОКР и создают научные заделы. Кроме того, университеты и институты занимаются распространением знаний, при этом активно используют полученные знания в своей деятельности.

Существуют 4 модели характеризующие роль университетов в НИС:

1) Производство знания происходит в рамках университетов и институтов, при этом коллективы получают новые знания и не претендуют на их коммерциализацию.

2) Отличается от 1 тем, что эти образования (университеты и институты) работают на стыке различных наук, т.е. исследования носят междисциплинарные характер. Этот вид исследования уже ориентирован на практическое применение полученных знаний, т.е. речь уже идет о коммерциализации знаний.

3) Тройная спираль – предполагает выполнение третей миссии университетов (1 – образование обучающихся и рабочих; 2 – проведение фундаментальных исследований; 3 – удовлетворение социальных потребностей). Т.е. университеты могут трансформироваться в другие образования типа предпринимательских университетов, которые поставляют квалифицированную рабочую силу во вновь создаваемые фирмы. Кроме того, первая модель предполагает заключение «социального контракта» (государство + университет). Суть заключается в том, что в обмен на финансирование фундаментальных исследований государство получает качественные научные разработки, т.е. любая И-система имеет уже проблемную ориентацию, направленную на удовлетворение потребностей. Предпринимательская среда формируется инновационно-активными предприятиями, которые активно используют полученные новые знания.

4)???????

Поскольку субъекты хозяйствования представляют собой набор самостоятельных ЮЛ, то на базе информационных технологий устанавливается сетевое взаимодействие между людьми, что позволяет формировать промышленные, либо И-кластеры.

Под кластерами понимается определенная совокупность независимых предприятий и научных организаций (служб), которые обеспечивают взаимодействие науки с производством (брокеры товарных и фондовых бирж; консалтинговые фирмы; поставщики и потребители, причем все эти субъекты образуют различные технологические цепочки).

Функции кластеров:

1. Группировка необходимых знаний в выбранных отраслях.

2. Трансферт знаний и технологий (передача потребителям).

3. Формирование склонности работников к риску за счет познании и предвидения этих рисков. А познание рисков ведет к управлению рисками, с целью их минимизации.

Кластеры активизируют предпринимательскую деятельность по следующим причинам:

• фирмы получают высокую степень специализации;

• облегчается (снижается) входной барьер для этих фирм, которые стремятся войти в эти кластеры;

• облегчается доступ к капиталу, т.к. венчурные компании и кредитные ресурсы поступают туда, где окупаются вложения.

Новые результаты к И-деятельности могут быть переданы в производство следующими способами: создание вузовских компаний – спинофс (по англ.) – автономно работающие организации с собственным правовым статусом; кроме того формируются новые экономические условия для широкого использования результатов интеллектуальной деятельности, а именно продукты (объекты интеллектуальной собственности – ОИС); вовлекаются в хозяйственный оборот НА – являются объектами капиталовложений, объектами купли-продажи, они могут быть использованы в виде залога, т.е. ОИСы могут и становятся источниками финансирования основной деятельности.

Если создается государством - задается особый правовой режим, то улучшается степень использования ОИСов в практической деятельности. Для этого государство предоставляет льготы в области интеллектуальной деятельности:

1. снижение платежей за выдачу и поддержание в силе охранных документов на ОИСы;

2. снижение налогооблагаемых сделок, которые связаны с ОИСами;

3. льготное налогообложение прибыли, полученное в результате использования ОИСов;

4. предоставление госгарантий по кредитам, которые используются для приобретения ОИСов;

5. меры по страхованию ущерба, нанесенного нарушением исключительных прав в отношении тех лиц, которые являются собственниками ОИСов.

МИПы играют существенную роль в И-процессах, формируют инфраструктуру И-деятельности. К таким структурам относят:

Ø Бизнес инкубаторы – для поддержки предпринимательской деятельности МИП на начальном этапе их деятельности. Т.е. БИ предоставляют для малых предприятий офисы и производственные площади, осуществляют консалтинговую поддержку, помогают войти в сети по реализации научно-технической продукции и предоставляет доступ к дефицитным ресурсам. Малое предприятие И-сферы находится в БИ 2-3 года, а потом выходит на самостоятельную работу на рынке научно-технических услуг (продукции).

Ø Технополис. В основе технополиса, который является территориальным научно-техническим комплексом, лежит использование ядра (университета), которое создает вокруг себя МИПы, т.е. университет является тем стартовым инструментом, который привлекает венчурный капитал для финансирования выполняемых И-проектов. Т.е. существуют и появляются механизмы взаимодействия между элементами НИС.

Российская И-система имеет свою специфику и по сути это федеральная региональная экономическая система, представляющая собой совокупность хозяйствующих субъектов, которые взаимодействуют между собой по поводу И-деятельности, которая регламентируется государственной научно-технической политикой.

Проблемы в НИС:

1. Научная среда И-системы не является проблемно ориентированной, т.к. не изучались потребности рынка и отраслей экономики. В концепции государственной И-политики существует 9 приоритетных направлений развития науки и техники, технологий; существуют 46 критических (базовых) технологий, которые могут применяться в различных отраслях экономики, но перечень критических технологий научно не обоснован, т.к. нет критерий выделения этих технологий для экономики государства.

2. Неэффективность регулирования И-процессов. В законах РФ нет специального раздела, который был связан с законодательной поддержкой И-деятельности. Мировая практика предоставления льгот для предприятий И-сферы никоем образом не учитывается. Существующий Налоговый Кодекс мало ориентирован на стимулирование И-деятельности.

3. Есть проблемы деятельности предпринимательской среды, а именно:

§ низкий уровень предпринимательской активности в области И;

§ не отработанно участие банковского сектора в стимулировании И-деятельности;

§ нет процедуры банкротства;

§ антимонопольная политика практически не связанна с деятельностью предприятия в И-сфере;

§ слабо развит фондовый рынок в части стимулирования деятельности И-фирм;

§ не отрегулированы вопросы слияний, поглощений И-предприятий;

§ не установлены правила осуществления кооперативных связей;

§ слабо используются стандарты в И-деятельности;

§ слабо используется лицензирование как инструмент управления И-деятельностью.

Остается главной проблемой для РИС то, что уровень трансфера знаний из науки в промышленность весьма низок. Причины в следующем:

1) Система кооперации в России является линейной а не масштабной, т.е. проекты являются двусторонними, а присутствие 3 стороны, как правило, не обнаруживается. Есть определенные надежды на кластеры, которые образуются в различных отраслях, но пока не создана эффективная инфраструктура И-процесса никаких решающих успехов в И-деятельности не может быть.

2) Слабо отработанны вопросы передачи результатов интеллектуальной деятельности в производство, недостаточно работают бизнес инкубатор, т.к. нет прироста МИПов.

Но есть несколько путей выхода из существующего кризиса в И-деятельности:

ü Прежде всего это касается патентной стратегии. Необходимо занимать еще свободные ниши на мировом И-рынке. Для этого надо отбирать те результаты интеллект деятельности (РИДы), которые можно предложить как на национальном, так и на мировом рынках.

ü Второй вариант – нужно продумывать вопросы размещения И-структур в тех регионах, в которых имеются как научные школы, так и квалифицированный научно-производственный персонал. Т.е. выбирать следует те области, где есть квалифицированная рабочая сила, уже созданная научно-техническая инфраструктура и где накоплен основной капитал, который не является устаревшим.

Необходимо сочетать эти две стратегии для сохранения тех конкурентных преимуществ, которые есть в России:

· наличие квалифицированного научно-производственного персонала с невысокой оплатой;

· наличие всех необходимых природных ресурсов;

· наличие базовых технологий, которые можно использовать в различных отраслях экономики.

 

Бюджетные средства

Бюджетные средства выделяются бюджетным организациям, в первую очередь ВУЗы, академические институты, которые выполняют фундаментальные исследования. Эти объемы финансирования устанавливаются по тем заявкам, которые направляются в министерство науки и образования с целью финансирования проводимых исследований. Кроме того, ВУЗы и институты имеют право участвовать в конкурсе на выполнение работ, предусмотренных различными научно-техническими программами. Эти программы бывают федеральными и региональными (субъектов федерации). Субъекты федерации из своего бюджета финансируют те работы, которые предусмотрены в объявлении. Головные институты назначают по каждой программе, и они отслеживают как расходуются бюджетные средства.

Доступ к бюджетным ресурсам могут получать другие организации: проектно-конструкторские бюро, технологические организации, которые могут быть в различной форме собственности, где есть государственное участие. Только победитель в конкурсе имеет право выполнять заявленные программы, конкретные работы, для чего он должен иметь свой научно-производственный персонал, способный выполнять работу. Если нет квалифицированного персонала, опытного производства, то такие организации не могут быть объявлены победителями в конкурсе.

Кроме того, существуют госзаказы на федеральном, региональном уровне, уровне субъектов федерации и муниципальном уровне. Выполняются за счет бюджетных средств. Но к конкурсу допускаются те предприятия, которые либо ранее привлекались к выполнению научно-производственных программ, либо те, чей экономический потенциал соответствует требованиям, предъявляемым к исполнителям работ. Для этого организация должна характеризоваться финансовой устойчивостью за последние 3-5 лет, имущество этих организаций не должно быть под арестом, отсутствие судебных преследований, нормальная кредитная история организации.

По сути, победитель в конкурсе – это та организаций, которая укладывается в выделенный объем финансовых ресурсов, при этом гарантирует высокое качество производимой научно-технической продукции и минимальные сроки выполнения работ.

Выгода использования бюджетных средств заключается в том, что данный источник финансирования более-менее стабилен за счет сокращения научно-технических программ и госзаказов; не нужно искать рынки сбыта (заказчик – государство); именно с ним вместе решаются вопросы коммерциализации И, в частности известна приблизительная цена реализации продукции, поэтому можно планировать так свои затраты, чтобы получить определенный доход (прибыль) после реализации выполненных работ (услуг, продукции).

Но при выполнении работ по программе нельзя допускать дублирования работ, предусмотренных различными программами.

Ряд программ может проходить при государственном частном партнерстве в области финансирования, т.е. выполнение программы за счет средств частных инвестиций, которые потом получают льготы в доступе к работам по другим программам, по тем проектам, которые являются коммерчески выгодными. Когда есть государственное частное партнерство, бизнес претендует на участие в прибыли. Если _____________, государство дает гарантии частному капиталу, что он получит доход, а в случае неудачи, часть затрат будет компенсирована государством.

Если участвует КБ, то государство берет на себя обязательство предоставить ему бюджетные средства в случае потери ликвидности. Ликвидность – это способность коммерческого участника выполнять взятые на себя обязательства в краткосрочном периоде.

Собственные средства

Под ними будем понимать прибыль, накопленная организацией (фирмой, предприятием) в результате реализации продукции (работ, услуг) за определенный период. По сути, это чистая прибыль, которая остается у ЮЛ после возмещения всех обязательных платежей и налогов. Эту ЧП, которая является нераспределенной, полностью (частично) можно пускать на финансирование И-деятельности.

Также источником финансирования является накопленная амортизация ОФ и определенные виды НА. Накопленная амортизация является источником обновления ОФ. ОФ являются те фонды, которые служат более 1 года и которые переносят свою стоимость на продукт по частям.

Резервные фонды, которые созданы в организации на основе существующего законодательства, либо на основании распоряжения вышестоящих министерств, ведомств, либо на основе решения собрания акционеров. В РФ это не сумма денег, это доходные ценные бумаги, которые приобретены конкретным предприятием на фондовой бирже. Их перепродажа – превращение в денежные ресурсы (является наиболее ликвидным).

Кредитные ресурсы

Их выделяют коммерческие банки под определенный процент. Т.е. каждый банк имеет свою методику оценки кредитоспособности заемщика (способность заемщика вернуть кредит и проценты за его использование).

Стоимость кредита зависит от факторов:

  • Объем кредита
  • Длительность использования кредита (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный)
  • Инфляционное ожидание по годам использования кредита
  • Ситуация на рынке кредитов
  • Ставка рефинансирования (устанавливается ЦБ – 8,5%)

Методики оценки кредитоспособности могут быть разделены на две группы: одни методики основываются на финансовом анализе деятельности заемщика, другие основываются на расчете денежных потоков, которые образуются на предприятии от трех видов деятельности – операционной, инвестиционной, финансовой.

[Денежный поток – это разница между притоком и оттоком. Сумма всех денежных потоков – сальдо реальных денег.]

Если кредит долгосрочный, то КБ открывает кредитную линию заемщику. Кредит разбивают на части (по годам). Каждая часть называется транш. Плата за каждый транш может быть различной, в зависимости от инфляции. Если риски растут – процент за использование транша возрастает.

Если несколько кредитов, то встает вопрос о стоимости кредитных ресурсов.

_____формула_____

Если кредитные ресурсы использует АО, то тогда рассчитывается средневзвешенная стоимость капитала (WACC).

_____формула_____

Привлеченные средства

Привлеченные средства образуются на предприятии за счет реализации ценных бумаг (акций, облигаций). Все ценные бумаги делятся на две группы: долевые и долговые.

Долевые подтверждают право владельца на долю имущества АО и бывают обыкновенными и привилегированными. Обыкновенные акции – голосующие. Привилегированные – не дают право управлять, но по ним гарантированы ежегодные дивиденды. По обыкновенным дивиденды не гарантированы.

Существует «золотая» акция. Ею наделяется представитель государства в совете директоров АО. «Золотая» акция присутствует в стратегических предприятиях. Дает право вето на любые решения совета директоров, либо АО. Если предприятие исключается из числа стратегических, то «золотая» акция обменивается на обыкновенную.

Увеличить акционерный капитал можно с помощью включения в состав учредителей кого-либо (тот вносит сумму и …)… эмиссией определяется в т.ч. и рыночной стоимостью тех активов, которыми обладает АО. Для этого надо оценить рыночную стоимость активов. Затем сравнить ее с балансовой стоимостью активов. Если разница положительная, то имеем право осуществить дополнительную эмиссию акций. Если рыночная стоимость меньше балансовой, и при этом она будет такой, что опустится ниже 10 000 руб., то АО превратится в ООО и акции не имеем право использовать.

Долговые ценные бумаги (облигации). Облигации – разного вида: либо это облигации с фиксированной процентной ставкой, либо с плавающей, либо облигация с продлением срока действия, либо с сокращением срока действия, либо конвертируемые акции.

Ø Облигации с фиксированной процентной ставкой – по окончании срока действия вернут номинальную стоимость акций + 10%.

Ø Облигации с плавающей процентной ставкой состоят из двух частей:

o первая – привязана к % по краткосрочным депозитам в банке;

o вторая – связана с теми колебаниями, которые проходят на рынке облигаций, либо привязывается к ставке LIBOR (Лондонская ставка по ценным бумагам на бирже), либо в условиях эмиссии оговариваются как будет установлена ставка.

Ø Облигации с сокращением срока действия – разрешается забирать номинал раньше срока действия акций.

Ø Облигации с продлением срока действия – по окончании срока действия имеем право получить такую же облигацию либо на тех же условиях, либо с повышенным % за пользование суммой.

Ø Конвертируемые облигации – обмениваются на обыкновенную акцию.

За рубежом иногда в И-фирмах выполняются фантомные ценные бумаги. Объявляется подписка на суммы. Если все хорошо – выдадут акции на высшие суммы. Если нет – ничего.

Венчурный капитал

Венчурный инвестор не претендует на возврат вложенных средств. Речь идет о том, что каждый венчурный инвестор претендует только на участие в прибылях. Создается совет, который оценивает возможность реализации проекта. Оценивается по показателям NPV, срок окупаемости и т.д. Точность расчета денежных потоков – задача, которую решает каждый оценщик И-проекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.097 с.)