Упражнение-знакомство «Мое имя» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение-знакомство «Мое имя»



В начале работы с группой провести первичное знакомство с использованием приема – оформление визиток. Приветствие каждого члена группы с обязательным произнесением своего имени. Таким образом, происходит знакомство, так как подразумевается, что здесь и теперь старое воспринимается как негативный опыт и с этого момента начинает строиться жизнь в ином русле. Такую переориентацию дает нам наше имя, которым мы должны гордиться и которое не следует менять или искажать. «Не имя красит человека, а человек имя», - в этой пословице заложен позитивный смысл личностной переориентации подростка.

На первоначальном этапе работы с группой проводится разъяснение порядка проведения занятий, совместная разработка «правил группы». Для лучшего восприятия целесообразно заранее приготовить несколько копий правил и раздать их участникам для обсуждения. Для закрепления выбранных «правил» провести упражнение, которое поможет их запомнить и правильно понять. Оно способствует в ненавязчивой форме выполнению поставленной задачи. Для этого можно использовать слова, предназначенные для совместного произнесения, которые используются в групповых правилах (конфиденциальность, искренность – говорить откровенно, уважать говорящего и т.д.).

 

Упражнение «Волшебная рука»

Цель упражнения.

- создание атмосферы, способствующей групповой сплоченности, комфортной обстановке на занятиях;

- формирование установки на самопознание;

- обучение навыку правильно представлять себя и уметь давать характеристику окружающим людям.

 

Инструкция.

На листе бумаги обводим свою руку. На пальчиках пишем свои хорошие качества, а на ладошке – то, что ты хочешь изменить.

При выполнении данного упражнения, возможно, возникнут затруднения при определении качеств характера которые необходимо записать. Предложить подросткам подумать, дать для этого некоторое время (3 – 5 минут). Предложить вспомнить яркие жизненные эпизоды, которые помогут им охарактеризовать себя. Обсуждение провести в форме продолжения знакомства. Если вы не задумывались раньше о том, какой вы человек после нашего упражнения, наверняка, согласитесь, что знать о себе интересно и необходимо.

 

Упражнение «Мое состояние».

Цель упражнения.

- выявить скрытые переживания;

- облегчить контакт, создать комфортную обстановку на занятиях.

Инструкция.

На подготовленном стандартном листе бумаги в окружности предлагается нарисовать своё состояние. По окончании назвать его. Дискуссия начинается с предложения психолога вдуматься, вчувствоваться в рисунок, чтобы понять и объяснить, что выражает этим автор. Проводится обсуждение рисунка. После этого предлагается внести изменения в рисунок.

Упражнение на личностное самоопределение: «Кто Я?»

Следующее задание, которое предлагается членам группы – дать ответ на вопрос: «Кто Я?». На листе бумаги необходимо несколько раз ответить на поставленный вопрос. На выполнение задания отводится 5 минут. Листы должны быть подписаны. Записи участников необходимо собрать. Данное упражнение следует проводить на каждом занятии. Все предыдущие записи отчерчиваются горизонтальной линией и нумеруются. На заключительном занятии необходимо предоставить членам группы зачитать свои записи в той последовательности, в которой они производились, провести анализ полученных результатов, оценить уровень личностного роста, определить дальнейшие перспективы развития. Данное задание можно провести с использованием заранее подготовленных бланков-тестов, имеющих следующий вид:

Таблица №1.

№ п/п Ф.И.О. Кто Я?
  Я……
  Я…….
  Я……
  Я………
  Я…….….
Вывод:

После проведения упражнений приступить к прослушиванию и анализу русской народной сказки «Лиса и козел».

Русская народная сказка «Лиса и козел»

Бежала лиса, на ворон зазевалась – и попала в колодец. Воды в колодце было не много: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет. Идет козел, умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул, от нечего делать, в колодец, увидел там лису и спрашивает:

- Что ты там, лисонька, поделываешь?

- Отдыхаю, голубчик, - отвечает лиса. – Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно! Водицы холодненькой – сколько хочешь.

А козлу давно пить хочется.

-Хороша ли вода-то? – спрашивает козел.

- Отличная! – отвечает лиса. – Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли, хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил, а она ему:

- Эх, бородатый дурень! И прыгнуть – то не умел – всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

Предлагаемый анализ сказки:

Сказка «Лиса и козел» написана с использованием народных традиций. В народных сказках лиса - это персонаж с закрепленными характеристиками. Она всегда наделялась хитростью, житейской мудростью, способностью выпутаться из любых самых сложных жизненных ситуаций. Козел - полная противоположность лисе: простоват, глуповат, наивен. Его легко можно обмануть. К.Д.Ушинский, очевидно, когда создавал эту сказку, использовал традиционные сказочные сюжеты, но упростил, для того, чтобы сказка была более понятна восприятию ребенка. Он дополнил сказку авторскими чертами, потому, что лиса у К.Д Ушинского, в отличие от народной сказки, наделена не только хитростью, но прекрасным знанием психологии, умением использовать свое видение человека в собственных интересах и целях. В жаркий солнечный день она прекрасно осознает, что козел испытывает жажду. Поэтому она, сыграв на его желаниях, на самых обыкновенных бытовых потребностях, заставила козла спуститься в колодец и выбралась с его помощью. В сказке автор сосредотачивает внимание на жестокости лисы. Вместо того, чтобы поблагодарить козла за спасение, изначально попросить его о помощи лиса, злится на него за то, что он ее обрызгал. В последней фразе: «Эх, бородатый дурень! И прыгнуть-то не сумел – всю обрызгал», - скрыта определенная ирония по отношению к козлу. Заканчивается сказка оптимистически. Народная сказка закончилась бы на предпоследнем предложении, где лиса сумела выскочить из колодца, а козел остается внизу.

Эта сказка учит осмотрительности, осторожности. В ней показано, что бездумная доверчивость, граничащая с глупостью, может обернуться обманом или даже гибелью. Следует обратить внимание на то, как лиса общается. Она добивается своей цели с помощью использования в своей речи ласковых слов, заманчивых уговоров. Сказка учит, что необходимо относиться осторожно к таким приемам в общении.

Итог

Завершающей частью группового взаимодействия является подведение итогов проведенного занятия. Участникам группы предлагается заранее приготовленный бланк с вопросами или просто вопросы, ответы на которые они записывают на листе бумаги. Бланк опросного листа выглядит следующим образом:

Таблица №2.

№ п/п Ф.И.О. Занятие № Возраст
  Самым интересным на занятии было…
  Раньше я не предполагал, а теперь знаю что…..
  Мне не понравилось….
  Сказка меня научила….
  Я был бы более откровенным, если бы….
  После обсуждения поведения сказочных героев я решил, что…
  Для меня было сложно….
  На следующем занятии я хотел бы …..
Дата. Подпись.  

 

Подобная форма завершения занятия позволит подвести некоторый итог работы группы. Анализ ответов определит эффективность воздействия предлагаемого материала. Предлагаемые вопросы являются элементом, который способствует возникновению потребности у подростков в умении анализировать, размышлять, делать определенные выводы. В перспективе, отработанные перечисленные навыки научат подростков использовать приобретенные знания в своей повседневной жизни. Несловесная форма изложения мыслей позволит предположить, что ответы будут носить объективный характер. Использование данного вопросника рекомендуется после каждого занятия. Начало заполнения очередных опросных листов следует начинать с общего анализа предыдущих.

Занятие 2.

Тема: «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь».

Цели занятия:

- формирование чувства ответственности за свое поведение в обыденной жизни;

- развитие желания поступать справедливо, в своих действиях руководствоваться чистыми помыслами, не наносить обид своим близким и друзьям;

- формирование высокой коммуникативной компетентности личности подростков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1038; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.008 с.)