Социальный паспорт несовершеннолетних, содержащихся в СИЗО-1 г. Орла (приведены среднестатистические данные за 2006 г.) 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальный паспорт несовершеннолетних, содержащихся в СИЗО-1 г. Орла (приведены среднестатистические данные за 2006 г.)



 

1. Численность несовершеннолетних __25___

2. Возраст: 14-15 лет __3__

16-18 лет__22__

3. Образование:

а) не имеют ____0_______

б) до 4 кл. ______1________

в) 5-9 кл, н/ср ____23_______

г) среднее общее ____0____

4. Количество обучающихся в школе ___23___

5. Количество лиц без профессии __23__

6. Количество получающих пенсию __5__

а) социальную __5__

б) по инвалидности___0___

7. Из полных семей____11___

8. Нет одного из родителей___11__

9. Родители-алкоголики____2_____

10. Количество воспитанников детских домов ____2_____

11. Семейные связи:

а) поддерживают, регулярно получают передачи ___12___

б) поддерживают, не регулярно получают передачи __6___

в) поддерживают, не получают передач____5____

г) не поддерживают, не получают писем и передач___2___

12. Количество не имеющих паспортов ____5_____

13. Ранее не судимы___7___

14. Статейные признаки:

а) ст. 158___8___

б) ст.161___ 5___

в) ст. 162__ 3__

г) ст.111___2__

д) ст.105___ 3___

е) ст. 131, 132____2____

ж) другие ____1_____

15. Жители г. Орла _____12______

16. Жители Орловской области ___13__

 

Большое значение придаётся взаимодействию СИЗО с ВК. Ведь начатая в следственном изоляторе воспитательная работа должна иметь логическое продолжение в стенах воспитательной колонии. В настоящее время закончена работа над созданием документального фильма об условиях содержания в колонии. При создании фильма учитывались мнения и пожелания подростков, содержащихся в следственном изоляторе.

Среднесписочная численность несовершеннолетних за 2006 год составила 25 человек (АППГ – 26). В течение года в следственный изолятор прибыло 42 несовершеннолетних по подозрению в совершении преступлений, жителей г. Орла и Орловской области (АППГ – 47). 31 несовершеннолетний осуждённый направлен для отбытия срока наказания в Шаховскую ВК (АППГ – 52). Как результат данной работы те подростки, которые стремятся освободиться условно-досрочно, принимают активное участие в общественной жизни колонии, являются членами самодеятельных организаций.

Одной из основных целей воспитательной работы является патриотическое воспитание, направленное на формирование и развитие личности, высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей. На основе существующего договора с Краеведческим музеем города Орла о проведении его сотрудниками лекций и мероприятий по нравственно-патриотической тематике с 2005 года несовершеннолетние, содержащиеся в следственном изоляторе, имеют возможность изучать историю России и историю Орловского края непосредственно из рассказов очевидцев, ветеранов ВОВ, участников боевых действий и локальных конфликтов, встречаться с почётными жителями нашего города.

Большую помощь в нравственном воспитании подростков оказывает Русская православная церковь. Привлечение к мероприятиям, проводимым священнослужителями, осуществляется строго с учётом желания и интереса каждого, исключительно на добровольной основе. Участие представителей религии в воспитательном процессе способствует созданию благоприятных условий для утверждения в сознании заключённых идеалов добра, снятию у них стрессового состояния и эмоционального напряжения, оздоровлению морального климата в коллективе.

Работа церкви дополняет систему воспитания, осуществляемую в СИЗО. В настоящее время созданы условия, позволяющие обеспечить свободу вероисповедания. Постоянно действует домовая церковь для проведения религиозных обрядов и встреч священнослужителей с несовершеннолетними. Администрация СИЗО считает позитивным влияние РПЦ на состояние морально-психологического климата в группе несовершеннолетних и развитию у них духовно-нравственных ценностей.

Эстетическое воспитание направлено на эмоциональное развитие подростков, формирование способностей не только воспринимать достижения отечественной и мировой культуры, но и самим проявить свои возможности. Вот уже несколько лет, начиная с 2004 года, проводятся конкурсы на лучшее сочинение, стихотворение и рисунок о Великой Отечественной войне, предлагается выпустить стенгазету по определённой тематике (Новый год, 23 февраля, 8 марта, День Победы и др.), написать собственную сказку или рассказ. Жюри, в которое вместе с представителями администрации входят и учителя школы, определяет победителей. В торжественной обстановке подводятся итоги конкурса и награждаются победители.

На посту несовершеннолетних оборудована комната отдыха, где психологами проводятся групповые и индивидуальные сеансы релаксации, общие собрания заключённых. В данном помещении организовываются книжные выставки, выставки Орловских художников, в ходе которых подростки имеют возможность приблизиться к духовному наследию, пообщаться с авторами картин, задать интересующие вопросы и получить на них ответы.

Нельзя не отметить ту помощь, которую оказывают государственные органы исполнительной власти. Не остаются безучастными к проблемам неблагополучной категории молодёжи, находящейся в местах лишения свободы, Управление социальной защиты населения и Управление по делам молодёжи и физической культуре администрации Орловской области. При непосредственном содействии и под патронажем Управления социальной защиты населения проводятся ежегодные акции «Рождество за решёткой» и «Дорога в школу».

В каждой камере на посту несовершеннолетних установлен телевизор. Заключённым демонстрируются художественные, анимационные и документальные фильмы, они обеспечиваются местными изданиями периодической печати, художественной литературой. Имеется в наличии юридическая литература для восполнения пробела в правовом образовании.

Физическое воспитание имеет своей целью физическое развитие подростков и снятия психологической усталости от ограниченного пространства, малоподвижного образа жизни. Кроме того, оно направлено на формирование навыков выполнения санитарно-гигиенических требований. При организации данного процесса учитывается тот факт, что среди досуговых интересов несовершеннолетних спорт занимает ведущее место. К занятиям физкультурой и спортом привлекаются все подростки с учетом состояния их здоровья. Созданы условия для игры в настольный теннис, бильярд, шашки, шахматы, занятий силовыми упражнениями. Силами самих несовершеннолетних построена открытая спортивная площадка, на которой проходят соревнования по футболу и волейболу, подростки играют в баскетбол и бадминтон. Рядом с площадкой расположена зона отдыха, фонтан.

На протяжении нескольких лет открытая (сменная) общеобразовательная школа № 47 обучает несовершеннолетних, находящихся в следственном изоляторе №1 г. Орла на основании договора о сотрудничестве в сфере образования. Договор заключается перед началом каждого учебного года между начальником ФГУ ИЗ–57/1 УФСИН России по Орловской области и директором МОУ ОСОШ № 47.

Учащиеся, находящиеся в следственном изоляторе, входят в состав контингента школы и обучаются по заочной форме или индивидуальным планам. Учебный процесс осуществляется на основе Базисного учебного плана. Согласно Уставу школы и Положения о вечернем (сменном) образовательном учреждении группы по заочной форме обучения открываются при наличии не менее 9 человек, в противном случае обучение ведется по индивидуальному плану. Продолжительность учебного года составляет 36 недель. Учебные классы комплектовались дважды в год (на 1 сентября и на 1 января) и утверждались директором школы. По мере поступления в ФГУ ИЗ-57/1 УФСИН России по Орловской области несовершеннолетних, последние зачислялись в учебные классы или группы, согласно имеющемуся у них образованию. За год обучалось 53 человека. По окончании 2005-2006 учебного года была проведена итоговая аттестация учащихся по курсу основной школы. 16 июня 2006 проведён выпускной вечер, на котором 4 человека получили аттестаты об основном общем образовании, 11 учащимся вручены справки об окончании 8,10 и 11 классов (все они приобщены к личным делам).

На 2006-2007 учебный год из числа содержащихся в следственном изоляторе несовершеннолетних сформировано 4 заочные группы: 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс. Вновь прибывшие в течение учебного года будут зачисляться в сформированные классы. По убытию в ВК, для отбывания наказания, в личное дело каждого осуждённого вкладывается справка из школы о том, в каком классе он обучался, чтобы процесс обучения мог продолжиться в колонии. В случае изменения меры пресечения, несовершеннолетний может продолжить обучение или по месту проживания или в школе № 47. На убывших из следственного изолятора учащихся составляются справки об убытии и передаются руководству школы для отчисления и приобщения к материалам личного дела.

Учебный класс представляет собой помещение 24 квадратных метров и оснащен: наглядными пособиями, комплектами карт по истории и географии, периодической системой, мебелью и техникой: телевизор, видео, компьютер. Имеются наглядные предметные стенды, классные уголки. Оснащение персональным компьютером позволяет увеличить объём информации и делает учебный процесс более интересным и разнообразным. Администрация следственного изолятора обеспечивает учащихся за счет собственных средств тетрадями, канцтоварами, дополнительной литературой.

 

Психологическое сопровождение

 

Лишение свободы, как таковое, накладывает сильный отпечаток на личность человека, в особенности на несовершеннолетнего, вызывая при этом сильный стресс. Учитывая тот факт, что процесс развития психики подростков приходится именно на тот возрастной период (14-18 лет), с которого наступает уголовная ответственность, вследствие чего возникают дезадаптивные реакции у подростков, такие как агрессия, направленная на окружающих или на себя и т.п. Проанализировав причины, побуждающие несовершеннолетних к нарушениям распорядка дня и режима содержания, психологи совместно с воспитателями пришли к выводу о необходимости организации совместного взаимодействия следственного изолятора и воспитательной колонии п. Шахово. На наш взгляд преемственность в работе следственного изолятора и воспитательной колонии способна создать единое информационное поле (пространство) для успешной ресоциализации несовершеннолетних. Таким образом, была организована работа сотрудников воспитательной службы следственного изолятора и воспитательной колонии, которая проходит в два этапа. Первоочередной целью стоит необходимость организации психокоррекционной работы в следственном изоляторе по устранению дезадаптивных факторов (первые 3 месяца), негативно влияющих на несовершеннолетнего в период адаптации к условиям изоляции. Дальнейшее пребывание несовершеннолетних в следственном изоляторе ставит перед психологами задачу по коррекции негативных свойств личности, искажённых морально-нравственных ценностей, последствий криминальной заражённости и начало развития эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной структуры личности каждого подростка. А также его подготовка для отбывания наказания в колонии, где будет проводиться дальнейшая работа по этому направлению на втором этапе. Сказкотерапия и арттерапия в данном случае выступает как помощник в процессе поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём, передача общих нравственных ценностей.

Результаты проводимой работы в следственном изоляторе фиксируются не только в дневниках ИВР, но и в тетрадях индивидуально-психологического изучения личности несовершеннолетнего. Эти данные необходимы в первую очередь психологу и воспитателю карантинного отделения ВК для того, чтобы знать, как проходила адаптация каждого несовершеннолетнего, на что необходимо обратить особое внимание. При этапировании несовершеннолетних в воспитательную колонию эти данные отсылаются в личном деле подростка. Данное взаимодействие необходимо и ещё для того, чтобы процесс перехода из статуса подозреваемого или обвиняемого в статус осуждённого проходил безболезненно и без потери коррекционного эффекта, другими словами, “из рук в руки”.

Анализ практической деятельности показывает устойчивое негативное отношение подростков-правонарушителей к взрослым: родителям, сотрудникам правоохранительных органов и т.д. Отрицательный жизненный опыт сформировал у подростков недоверие и страх по отношению к людям старшего поколения. В традиционных воспитательных методиках руководитель группы тренинговых занятий может играть роль как ведущего, так и наблюдателя. Специфика работы с подростками-правонарушителями предполагает обязательное участие группового руководителя в процессе проведения тренинга. Это обусловлено низким интеллектуальным уровнем воспитуемых, их эмоциональной расторможенностью, отсутствием позитивного жизненного опыта. При этом участие взрослого не должно носить навязчивый характер, вызывать раздражение, чувство дискомфорта. Роль группового руководителя - корректирующая, направляющая, помогающая самораскрытию подростка. Давление со стороны взрослого категорически отрицается. Подобный характер группового руководителя с подростками способствует снятию излишнего напряжения, развитию у участников занятий чувства уверенности в себе. Формирование доверительных отношений к руководителю тренинговых занятий, позволяет перестраивать на позитивный уровень взаимоотношения подростков с персоналом учреждения, определяющим в процессе перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, способствует созданию комфортной обстановки для плодотворной работы группы.

Режим в условиях изоляции является одним из основных средств перевоспитания. Но в силу особенностей психофизического развития данной категории лиц дисциплинарные требования подавляют активность подростка в плане личностного самоопределения. Возникает противоречие между потребностями подростка и дисциплинарными требованиями, которое приводит к недоверию, замкнутости, скованности. Состояние внутреннего напряжения несколько ослабляется в процессе группового взаимодействия. На тренинговых занятиях создается атмосфера, которая способствует самораскрытию подростка, побуждает к свободе действий и высказываний, в рамках допустимых норм и правил, принятых и одобренных группой на первоначальном этапе работы.

Ощущение безысходности положения, чувство вины, переживание разлуки с близкими определяет состояние подавленности у подростка. Погруженность в себя и свои мысли создает условия для неадекватных проявлений в поведении. Перечисленные характеристики вызывает «противостояние» со стороны отдельных членов группы. Но в ходе тренинговых занятий негативные проявления в поведении таких подростков изменяются под влиянием позитивно настроенных подростков. Как правило, данный процесс проходит гибко и безболезненно, потому что мнение сверстников является более значимым, чем отношение взрослого человека, что является одним из основных достоинств использования групповых форм работы с подростками-правонарушителями.

Групповая работа в свою очередь помогает приобрести новые социальные навыки как теоретические, так и практические. Групповое взаимодействие позволяет выработать навыки смены негативного состояния (скука, тоска и т.д.) на позитивное. Взаимодействие в подростковой группе дает возможность подростку чувствовать себя свободным, и помогают самовыражению. Групповая работа способствует обретению жизненно-важных социальных навыков, таких как выражение эмпатии, уважения, беспокойства в отношении других.

Изначально необходимо уделить внимание процедуре подбора состава участников группы. Согласно результатам исследований, рекомендуется включать в группу подростков с разрывом в возрасте не более двух лет. Если тренинговые занятия проводятся с подростками шестнадцати – восемнадцати лет, то возрастная разница на работе группы сказываться не будет.

Размер группы не должен превышать 8 человек, оптимальное количество - 6 – 8. В случае несоблюдения данных рекомендаций теряется эффект личностного участия. Если количество членов группы превышает рекомендуемые нормы, то снижается возможность активного участия. При меньшей численности участников нагрузка возрастает, что также отрицательно скажется на работоспособности подростков и, в конечном счете, на работе всей группы в целом.

Критерии формирования подростковой группы следующие:

- разнородность структуры группы (в состав включаются подростки в возрастных рамках от 14 до 18 лет, с различным составом преступлений, имеющие разный криминальный статус и т.д.), поскольку группа является моделью жизненных отношений, и в ходе тренинга воспроизводятся условия, напоминающие жизненные ситуации;

- закрытый характер группы и недопустимость введения новых членов (необходимое условие), так как только в этом случае возможно соблюдение принципа конфиденциальности, лучшее восприятие обсуждаемой проблемы, обеспечение необходимого уровня доверия между членами группы.

В процессе проведения занятий необходимо помнить, что группа проходит определенные стадии развития. На первоначальном этапе взаимодействия участники, как правило, менее инициативны. На втором этапе допустимы конфликтные ситуации. Конечная фаза развития группы – формирование групповой сплоченности. Для достижения эффективности работы необходимо сглаживать конфликтные ситуации либо предупреждать их. Повышенная сплоченность группы также может снижать работоспособность подростков и эффективность воспитательного потенциала тренинга. В целом необходимо ориентироваться на следующие стадии группового развития:

1) стадия ориентации – осознание себя членом группы, выбор ролей, ориентация в складывающейся ситуации, страх перед предстоящим взаимодействием. Формируется «псевдосплоченность»;

2) стадия власти – оформляются роли в группе, идет борьба за лидерство, растет сопротивление, может возникнуть агрессия в отношении одного или нескольких членов группы, формируются нормы и ценности, признаваемые всеми членами группы;

3) стадия переговоров – структурирование группы, оформляется позитивная групповая сплоченность, вырабатываются роли и задачи группы, появляются сходные проблемы и эмоциональные переживания;

4) функциональная стадия – активная работа группы, заинтересованность в разрешении проблем, поддержка членов группы друг другом, искренность и сплоченность – характерные тенденции группового развития, стадия принятия решения;

5) стадия распада группы – отдельные члены группы и группа в целом приходят к осмыслению способов разрешения личностных проблем, обосновываются причины завершения совместной групповой деятельности.

В процессе работы группы возможны проблемные ситуации. Поведение отдельных подростков может нарушать процесс реализации намеченных задач, создавать ситуацию повышенного напряжения. Необходимо знать возможные характеристики таких типов подростков, уметь правильно реагировать на нежелательные проявления в их поведении. Как показывает практика, выделяются следующие типы подростков, способных создать проблемные ситуации во время проведения занятий:

1) Отвлекающие внимание. Им нравится нарушать дисциплину, ослаблять групповые процессы, обесценивать решаемые проблемы, снижать работоспособность и эмоциональный настрой участников группы. На начальном этапе работы такие подростки скрывают свое отношение к происходящему и не нарушают хода тренинга. Понимание сути обсуждаемых проблем, меняет их позитивное поведение на негативное.

Необходимо выяснить причины смены отношения к происходящему. Возможно проведение индивидуальной беседы с «отвлекающим» для сглаживания его негативных реакций. Такие проявления могут быть связаны с реакций на недостаточность внимания со стороны руководителя группы. Необходимо установить личностный контакт с таким подростком. Для этого необходимо включить его в работу группы, предложив напомнить участникам тренинга принятые ранее правила. Осознание необходимости неукоснительно следовать групповым правилам призвано переориентировать его на позитивное принятие происходящего. Руководитель тренинга может поручить ему проведение некоторых упражнений. Если группа отрицательно реагирует на его поведение, можно заручиться поддержкой группы, но при этом помнить о возможной безжалостности подростков. Для избегания отрицательных реакций необходимо создать сострадательную конфронтацию. Если «отвлекающий» пользуется популярностью в группе, необходимо дождаться переломного момента, когда участники тренинга осознают необходимость полного неприятия его поведения и начнут высказывать нарушителю дисциплины свое недовольство.

Нежелательной является и ситуация ухода подростка-правонарушителя из группы. Если предотвращение ухода из группы невозможно, то необходимо соблюсти корректность при его удалении, проявив к подростку уважение и создав ситуацию возможного возвращения. Обязательное обсуждение ситуации с членами группы, которое не должно быть продолжительным по времени и лаконичным по своему воспитательному содержанию.

2) Отрицающие внимание. Поведение таких подростков характеризуется явным противостоянием к тем мерам воспитательного воздействия, которые заложены в занятии. Это выражается негативными высказываниями в адрес участников группы или руководителя, отказом выполнять общие требования, решать поставленные задачи.

Причиной такого поведения чаще всего является их неготовность к предлагаемым формам работы. Данной категории подростков присуще безразличие к негативному отношению к ним со стороны окружающих. Они воспринимают свое положение как терпимое, считают, что нет особой потребности в каких-либо переменах. Отрицание группового воздействия возникает также в случае несоответствия их интеллектуального развития общим возрастным параметрам, наличие инфантилизма, неправильной социализации. С такими подростками необходима предварительная интенсивная индивидуальная работа. Принятие групповой формы работы ими возможно после проведения нескольких сеансов индивидуальных бесед.

3) Привлекающие внимание. Тревожные, апатичные, пассивные подростки, стремящиеся быть услышанными, вызывающие к себе чувство жалости, но не способные к активному взаимодействию с группой. В такую категорию часто попадают подростки из категории «отверженных». Реакция группы на их поведение бывает различной. Либо им начинает оказываться помощь со стороны членов группы, либо они своей замкнутостью и пассивным поведением вызывают агрессию со стороны участников тренинга.

Во время проведения занятий необходимо демонстрировать достоинства такого подростка, активизируя его включенность в процесс группового взаимодействия, вовлекая его в общие дискуссии и обсуждения. Руководитель тренинга должен акцентировать внимание на позитивное проявление заботы к такому подростку со стороны других членов группы, адекватно реагировать на негативные высказывания в его адрес.

Исключительно важной задачей при работе с выделенными категориями подростков является правильное и своевременное выявление их проблем, провоцирующих неадекватность поведения. Понимание его внутренних переживаний позволит удержать подростка в группе, создать ситуацию принятия членами группы. Позитивное отношение к подростку сверстников является сильным воспитательным средством, способным изменить его отношение к себе и окружающим людям.

Доброжелательность, стремление понять друг друга повышает эффективность проводимых занятий. Группа считается успешной в том случае, если в ходе тренинга изменяется общая атмосфера, создаются ситуации, способные вызвать переживания, если возникает потребность к сопереживанию, появляется способность к идентификации ситуации, перенесении ее на себя. При этом возникает желание поддержать своего сверстника и стремление оказать помощь в разрешении его внутренних проблем.

Структура занятий должна включать в себя три основных момента:

1. Вводная часть (разминка с элементами диагностики).

2. Основная часть (рабочая).

3. Заключительная часть.

Вводная и заключительная части занимают примерно по четверти всего времени занятия, около половины всего запланированного времени отводится на основную часть.

Вводная часть первых занятий может быть продолжительнее последующих, в процессе первоначального общения необходимо разъяснить участникам группы суть последующей работы. Необходимым этапом, предваряющим занятия тренинговой группы, является серия упражнений, имеющих единую направленность. Их целью является увеличение групповой сплоченности, способствующей эффективности восприятия предлагаемого материала, развитие эмпатических проявлений. Упражнения, объединенные единой темой «Знакомство»: «Мое имя», «Мое состояние», «Грани различия», «Грани сходства» и т.д. - создают определенный настрой, способствующий развитию навыков самопознания, дают представления об окружающих, служат налаживанию межличностных отношений между членами группы.

Одним из начальных этапов работы с группой является оформление визиток, на которых указывается имя участника. Для этого следует заранее позаботиться о бланках для визиток. Не следует давать установки по форме написания имени, она может быть произвольной. Единственное требование, чтобы имя было написано крупными буквами и разборчиво. Не следует предлагать подросткам придумывать тренинговое имя, так как подобное предложение может быть расценено как общение с использованием кличек. При работе с данной категорией подростков требуется неукоснительное соблюдение правил и норм элементарного этикета, так как это является одним из основных способов противостояния тюремной субкультуре на коммуникативном уровне. Следует заранее продумать и подготовить материал, который можно будет использовать для прикрепления визиток на верхней одежде участников так, чтобы все могли прочитать его имя.

С целью предотвращения возможных конфликтных ситуаций, проявлений агрессивного характера, для улучшения работоспособности группы на начальном этапе взаимодействия необходимо разработать «правила», совместно с членами группы, следование которым поможет предупредить нежелательные последствия. Заранее разработанные «правила» необходимо подробно объяснить и предложить для обсуждения с целью приемлемости. Возможны и даже желательны внесения изменений со стороны членов группы, предложения новых правил. Новые пункты правил можно оговаривать и принимать не только в начале занятий, но и случае острой необходимости в процессе работы группы. «Правила» группы могут включать следующие пункты:

1) доверительный стиль общения – следует определить форму обращения участников группы друг к другу: на «ты» или лучше по именам (предварительно подготовить карточки с именами участников). Такое уравнивание членов группы поможет создать атмосферу доверия;

2) искренность в общении - предлагается говорить откровенно, в противном случае молчать. Открытое выражение своих чувств, эмоциональных переживаний означает уважительное отношение к действиям других

3) участников и к самому себе. Наградой за искренность и откровенность является признательность и благодарность;

4) недопустимость неадекватных сопоставлений – при обсуждении предлагаемых сказочных героев, их поступков и действий нежелательно открытое сопоставление с поведением отдельных членов группы.

5) активное участие в происходящем – это норма поведения, в соответствии с которой каждый член группы, в любую минуту, реально включен в ее работу, проявляет активный интерес к другим участникам;

6) уважение к говорящему – правило, призывающее внимательно слушать говорящего, считаться с его мнением, не перебивать во время выражения собственного мнения. И лишь после окончания высказывания позволить себе задавать вопросы, оспаривать в случае несогласия;

7) конфиденциальность – все происходящее во время занятий не выносится за пределы группы. Это помогает самораскрытию, делает членов группы более раскрепощенными;

8) вежливость в общении – предполагает исключить грубое обращение между членами группы. Тот, кто использует грубую форму общения, делает большую ошибку. Лаской всегда можно добиться больше, чем грубостью. Принятие данного правила способствует улучшению культуры общения, взаимопонимания;

9) определение сильных сторон личности – в ходе проведения занятий стремиться подчеркнуть положительные стороны личности участников. Предполагаются позитивные изменения психологического самочувствия, повышается адекватная личностная самооценка, улучшается толерантность и эмпатические проявления личности.

10) приемлемость общения со всеми членами группы – нивелирование ранее присутствующих негативных установок по отношению к кому-либо из членов группы.

11) недопустимость непосредственных оценок человека – свое обсуждение направлять не на личностные качества человека, а на характеристику его поведения, если оно требует корректировки.

Для повышения эффективности занятий используются различного рода упражнения, которые можно охарактеризовать как игровые «оболочки». Использование упражнений определяет их предназначение для создания необходимого фона, обрамления в предлагаемых занятиях. Они позволяют подросткам расслабиться, активизироваться, настроиться на работу по определенной теме.

Подбор сказок для работы в тренинговой группе осуществлялся в соответствии с группой проблем, наиболее значимых для подростков-правонарушителей. Именно поэтому выбирались произведения, несущие наибольшую воспитательную направленность, имеющие четкую и максимально выраженную мораль. Предлагаемые для работы в группе произведения устного народного творчества формируют способность к сопереживанию, умение

 

принимать людей такими, какие они есть, со всеми их достоинствами и недостатками, учить бесконфликтному разрешению жизненных ситуаций.

Форма работы над содержанием сказок должна быть разнообразной. Сказка читается руководителем тренинговых занятий. В некоторый случаях предлагается чтение сказок по ролям подростками, что способствует развитию творческой активности, повышает образовательный уровень, активизирует мыслительную деятельность. Обязательным этапом работы со сказкой является ее идейно-художественный анализ. Формы проведения анализа могут быть различными:

- репродуктивный анализ проводится участниками группы в монологической форме. Подростки сообщают о полученных впечатлениях, указывают, какие фрагменты сказки заставили их задуматься, запомнились больше других. При этом вывод из монологической речи участников тренинга делается руководителем группы, который корректирует высказывание подростка, делает обобщения;

- композиционный анализ выстраивает на основе последовательного рассмотрения фрагментов сказки в соответствии с ее идейно-композиционной структурой. Сказка разделяется на части: вычленяются завязка, развитие действия, кульминация, развязка (зачин и концовка, если они присутствуют в композиции фольклорного произведения). Выявляется содержательная сторона каждой из частей. Выводы могут делаться как руководителем группы, так и участниками тренинга.

- эвристический анализ проводится руководителем группы по заранее составленным вопросам. В ходе анализа выявляются специфические черты образов героев, их качества, особенности поведения в конкретной ситуации. Выясняется основная идея сказки и соотнесенность сказочного действия с реальной жизнью. При таком анализе содержательная сторона сказки раскрывается постепенно. Участники тренингового занятия приходят к необходимым выводам самостоятельно, в соответствии с системой предлагаемых логически выстроенных вопросов.

Для более глубокого постижения воспитательного потенциала сказки используются различного рода театрализации: инсценировка, театральная постановка, кукольное действие, а также различные виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация. Это способствует развитию творческого потенциала, повышает уровень самораскрытия участников тренинговых занятий.

Арттерапевтический блок упражнений (терапия искусством), используется в качестве средства максимального самовыражения, позволяющее подростку проявлять себя ярче, чем в письме или в речи, а психологу обеспечивает прямой доступ к его бессознательному. Фантазии, которые изображены на бумаге, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате арттерапии несовершеннолетние правильнее и реальней оценивают свои ощущения окружающего мира. Рисование снимает барьер «эго-цензуры», затрудняющий словесное выражение конфликтных бессознательных элементов. Также данное направление можно использовать как успокаивающее средство при агрессивных тенденциях; арттерапия способна при социальной дезадаптации облегчить контакт и выявить скрытые переживания, выполнять активизирующие и адаптивные функции; оказывать расслабляющее действие.

Совместное творчество помогает подростку познать мир другого человека, развивает ценные социальные навыки, учит взаимной поддержке и совместному решению общих проблем, повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности, облегчает социальную адаптацию.

Обсуждение работ происходит непосредственно после окончания рисования. Психолог также может подключаться к обсуждению либо в форме вопросов к интерпретирующим, либо, используя так называемые открытые утверждения, дающие возможность подростку завершить их так, как ему захочется, и оставляющие ему определенную свободу выбора. Задаваемые психологом вопросы направлены на то, чтобы подросток мог рассказать о своей изобразительной работе так, как считает нужным; прокомментировать различные части рисунка и изображенные на нем предметы и персонажи; привести свои ассоциации с цветом, а также рассказать о том, как его работа связана с его жизненной ситуацией. В процессе обсуждения следует обращать внимание на особенности интонаций, положение тела, выражение лица и ритм дыхания подростка, для того чтобы при наличии у него признаков сильного эмоционального напряжения переключить его внимание на другую тему. Также психолог просит рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения.

Необходимо отметить тот факт, что данная работа воспринимается подростками в целом положительно, большинство из них оценивает свое эмоциональное состояние после групповой и индивидуальной работы как более спокойное и расслабленное.

Показатели происходящих изменений в состоянии несовершеннолетних при проведении занятий находят отражение в динамике изобразительной работы и характере создаваемых образов. Как правило, рисунки становятся более ресурсными, яркими, красивыми. Агрессивные тенденции, выраженные на бумаге, в процессе работы постепенно снижаются; темные тона заменяются более светлой цветовой гаммой.

Так, например арттерапия имеет диагностическое значение, в индивидуальной терапии она достаточно эффективно зарекомендовала себя с точки зрения психокоррекционного подхода.

Например: несовершеннолетний С. (ст.105 двойное убийство мужчины и женщины) в ходе проводимых занятий обратился к психологу по вопросу напряженных межличностных взаимоотношений в результате утраты социальных связей, в которых его не устраивала навязчивая подозрительность, ожидание агрессивных действий со стороны, и его аутоагрессивные тенденции. Это эмоциональное состояние отразилось в рисунке (рис. №1)





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.165.57.161 (0.015 с.)