Воспитательная работа с несовершеннолетними обвиняемыми и подозреваемыми, содержащимися в ФГУ ИЗ-57/1. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитательная работа с несовершеннолетними обвиняемыми и подозреваемыми, содержащимися в ФГУ ИЗ-57/1.



ВВЕДЕНИЕ

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Временная каторжная тюрьма в г. Орле являлась одним из звеньев той цепи каторжных тюрем, которые были созданы в России после разгрома первой русской революции.

Необычайно быстрый рост численности политических каторжан, осо­бенно за период с 1906 по 1908 год, привел к необходимости увеличения количества каторжных тюрем.

Для решения этой задачи Главное тюремное управление приступило к спешной организации каторжных тюрем в пределах Европейской России. Притом наряду с созданием новых тюрем шло преобразование некоторых гу­бернских в так называемые "временные каторжные тюрьмы". К разряду пос­ледних и относилась "Орловская каторжная тюрьма", стяжавшая себе из­вестность ужасного царского застенка.

Днем образования считается 29 февраля (13 марта) 1908 года на ба­зе Исправительного арестантского отделения, созданного после 1870 года из арестантской роты, существовавшей в Орле с 1840 года.

С 1930 года ис­пользовалась как тюрьма НКВД, в которой находились лица, подвер­гавшиеся политическим репрессиям.

С октября 1941 года по июль 1943 года на территории тюрьмы су­ществовал, созданный немецкими оккупационными властями, лагерь для со­ветских людей.

 

ФГУ ИЗ-57/1 дислоцируется в г. Орле по ул. Красноармейской, 10. Фактическая площадь земельного участка 3,07 га, площадь земель под здания и сооружения – 11985 м2.

Лимит наполнения составляет 955 человек. Фактически среднесписочная численность наполнения - 890 человек.

Размещение заключенных под стражу в камерах происходит в соответствии со ст.33 Федерального Закона Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 21.06.1995 №103. Раздельно содержатся несовершеннолетние и взрослые, лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы, обвиняемые и осужденные.

В учреждении в наличии имеется 281 камера.

Нормы, предусматривающие 4 кв.м. санитарной площади на одного человека, в ФГУ ИЗ-57/1 соблюдаются. Общая площадь камер составляет 3499,1 кв. м.

Оперативная обстановка руководством учреждения контролируется и управляется. На протяжении ряда лет в подразделении не допущено преступлений и нарушений законности.

В результате проведенных профилактических мероприятий в текущем году было предотвращено 18 преступлений (АППГ - 17). Во взаимодействии с территориальными ОВД раскрыто 130 преступлений (АППГ - 135).

Некомплект личного состава в первом квартале 2007 года - 2 единицы или 0,6 % (по УФСИН - 2,2 %). Текучесть кадров по сравнению с АППГ сохранилась на прежнем уровне и составила 1,8%. Отсутствуют факты увольнения сотрудников первом году службы и по отрицательным мотивам

Среднесписочная численность осужденных за 1 квартал 2007 года составила 130 чел. Уровень нарушений в расчёте на 1000 человек уменьшился с 17 до 8 (на 9 ел.), за отчётный период произошло снижение количества случаев водворения в ШИЗО с 1 до 0.

Проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы, практика работы учреждений уголовно-исполнительной системы ФСИН России в современных условиях требует внедрения и использования передовых технологий, форм и методов работы с лицами, находящимися в изоляции от общества и местах лишения свободы.

Несмотря на практикуемые государством меры: амнистия среди несовершеннолетних, изменения в уголовно-исполнительном законодательстве, финансовое оздоровление деятельности учреждений УИС, улучшение положения подростков, содержащихся в следственных изоляторах, является актуальной проблемой. В настоящее время ставятся задачи:

- создание необходимых условий для социальной адаптации и оказанию психологической помощи в период адаптации к новым условиям жизни несовершеннолетних, способствующих гуманизации процесса воспитания и исправления;

- формирование субъективной готовности подростка к восприятию воспитательного воздействия;

- восстановление социально-полезных связей.

Половозрастные и психофизические особенности несовершеннолетних, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи (дискомфорт семейных взаимоотношений, отсутствие нормальных ценностных ориентаций, которые откладывают негативный отпечаток на процесс формирования собственной личности), диктуют необходимость использования новаторских путей воздействия на подростков-правонарушителей.

Выбор воспитательных средств, рекомендуемых в работе с подростками, совершившими преступления, базируется на основных принципах и идеях психологии и педагогики. Наиболее значимыми из них являются:

1) подбор мер воспитательного воздействия, не затрагивающих уязвимую болезненную психику подростка;

2) формирование усилий, способствующих уходу от пессимистических мыслей и переживаний, пробуждению позитивного настроя, жизнерадостности, целеустремленности;

3) нивелирование представления подростка о негативном отношении к себе со стороны окружающих;

4) создание условий, способствующих опосредованному приобретению опыта бесконфликтного взаимодействия;

5) гуманное отношение к подростку, которое предполагает не формирование личности по заданным образцам, а развитие потребности в самопознании и самореализации духовных и физических возможностей, основанных на самостоятельном выборе решений.

Использование перечисленных принципов направлено на решение следующих задач:

- подготовить подростка к адекватному самовосприятию;

- научить самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность;

- создать условия к позитивному восприятию переживаний, действий и оценок окружающих;

- сформировать качества необходимые для личностного совершенствования.

Показания к проведению групповых тренинговых занятий: скованность и неуверенность в общении, высокий уровень тревожности, сниженные адаптивные способности, высокая степень недоверия к окружающим, эгоистические проявления, склонность к эгоцентризму и т.д.

Предпочтительность работы с подростками в тренинговых группах определяется специфическими особенностями данной категории лиц, находящейся в изоляции от общества, переживающих состояние угнетенности, стресса, тревоги. При таких условиях совместное обсуждение в ограниченной среде сверстников, с похожими проблемами, позволяет осознать наличие тождественных эмоциональных переживаний. Осознание общности проблем помогает подростку преодолеть ощущение одиночества, придает уверенность в себе, способствует стабилизации психоэмоциональной расторможенности.

Диаграмма №1.

Динамика дисциплинарной практики на посту несовершеннолетних ФГУ ИЗ/57 УФСИН России по Орловской области с 2004 по 2006г.г.

Рисунок №2.

 

 

Исходя из анализа рисунков и интерпретации, используемых цветом изменение его состояния было очевидно. Как показали дальнейшие наблюдения, его психоэмоциональное состояние выровнялось, уровень его коммуникации на занятиях значительно повысился. Появилась мотивация к самопознанию, раскрытию. Подросток был снят с профилактического учёта.

Заключительная часть занятия является важнейшим этапом работы с группой подростков, так как способствует выявлению накопившихся впечатлений и предоставляет возможность отрефлексировать их. В заключительной части также рекомендуется проведение упражнений, относящихся к группе игровых «оболочек». Такие упражнения не только подводят итог, снимают эмоциональное напряжение, полученное после обсуждения идейно-художественного содержания сказки, настраивают на повседневные дела, но и увеличивают значимость основной части, делают ее более рельефной, выпуклой, придают занятию большую композиционную завершённость.

Завершающий этап работы тренинговой группы включает в себя два вида упражнений, подводящих общий итог. Первым является упражнение на личностное самоопределение: «Кто я?». Цель данного упражнения - предоставить возможность подросткам задуматься над своим внутренним содержанием, научится анализировать положительные и отрицательные личностные характеристики. Специфика данного упражнения направлена на выявление динамики личностного роста. На протяжении всей системы тренинговых занятий участниками группы заполняется специально разработанный бланк-тест, в котором фиксируется личностная самооценка. Анализ теста позволяет увидеть зафиксированные изменения самовосприятия (рис.3,4).

Рисунок №3.

Рисунок №4.

Второе упражнение, завершающего этапа, направлено на выявление уровня эффективности воспитательного воздействия сказкотерапии на процесс перевоспитания подростков-правонарушителей. Для этого используется специально разработанный опросный лист, который включает вопросы следующего характера: «Что вам понравилось или не понравилось на сегодняшнем занятии?», «Что вас удивило?», «Что новое вы для себя сегодня открыли?», «Я был бы более откровенным, если бы…» и т.д. Вопросник заполняется членами тренинговой группы после каждого занятия. Анализ опросных листов завершает работу с группой. С учетом результатов анализа опросных листов строится последующий цикл занятий.

Подобная форма позволяет обобщить работу группы, так как анализ ответов определяет эффективность воспитательного воздействия, проводимых упражнений. Предлагаемые вопросы, способствуют возникновению у подростков потребности к осмыслению полученной информации, умению делать выводы. В перспективе, сформированные знания, умения и навыки помогут более успешной реализации подростка в повседневной жизни (рис.5,6).

 

Рисунок №5.

Рисунок №6.

 

Важной формой работы является анализ творчества самих воспитанников. В особенности использование авторских сочинений (рис.7,8) для работы с психокоррекционной группой. Ниже приводятся работы подростков в процессе адаптации (рис.7) и перед этапированием в воспитательную колонию (рис.8).

Рисунок №7.

Рисунок №8.

ВЫВОДЫ

 

Ряд проблем, определяющих тенденцию роста рецидивной преступности в среде подростков, совершивших правонарушение и отбывающих наказание в местах лишения свободы, связано со снижением эффективности средств воспитательного воздействия, применяемых к данной категории лиц. Совместный комплекс мероприятий воспитательного характера с подростками-правонарушителями, находящимися в следственном изоляторе, а после этапируемых в воспитательную колонию, представляет собой целостный процесс, который имеет определенную направленность и заложен в основе перевоспитания. Одним из основных компонентов этого процесса могут стать созданные условия содержания несовершеннолетних и использование инновационной формы работы по сказкотерапии и артерапии с подростками.

Достижение целей перевоспитания возможно через реализацию предлагаемых занятий (приложение №1), с учетом характерологических особенностей спецконтингента, находящегося в следственном изоляторе или колонии, а также специфики работы учреждения, в котором они находятся. В основе занятий заложены идеи, принципы и средства психологии и педагогики. В отношении подбора средств предпочтение отдано работе со сказками и арттерапии.

Занятия проводятся в форме тренингов. Их структура предполагает поэтапное вхождение в проблемы воспитательного характера, заложенные в сказке, арттерапия является в данном случае вспомогательной. Для этого используются упражнения, позволяющие подросткам приобрести некоторые знания по выявлению личностных особенностей, навыки выстраивания правильного межличностного взаимодействия, умение определять свои жизненные позиции, адекватно реагировать на негативные проявления со стороны окружающих людей. Выявление основного проблемного поля воспитанников перед этапированием в колонию осуществляется через упражнения, смысловое содержание которых определяется темой занятий. Вся эмпирическая часть психокоррекционного сопровождения в следственном изоляторе направляется в воспитательную колонию в тетрадях индивидуально-психологического изучения личности каждого несовершеннолетнего.

С учетом выявленных отрицательных тенденций развития личности подростка-преступника подобраны воспитательные средства, способные оказать эффективное воздействие в реальных условиях. Основной упор делается на приемлемость форм бесконфликтного поведения. Для возможности принятия такого поведения подростками, предлагаются средства воспитательного характера, воздействующие на развитие эмпатических способностей, умение понимать поведение других людей, принимать их мировосприятие таким, каким они его представляют. Потенциал возможностей, способных разрешить поставленные задачи, определяется одним из основных средств народной педагогики – русской народной сказкой.

Отсутствие жизненного опыта часто обусловливает неправильное поведение, провоцирует подростка на противоправные действия. Почерпнуть необходимые знания позволяет идейный смысл, заложенный в произведениях народного творчества. Духовно-нравственные ценности, передаваемые от поколения к поколению, имеют особую значимость для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей. Народная сказка является одним из эффективных средств, способных передать такой опыт, помогающий находить правильные решения, положительные внутренние резервы для правильного реагирования.

Жизненная мудрость и умение управлять своими эмоциями является необходимой характерологической составляющей личности у подростка-правонарушителя. Формирование адекватного мировосприятия возможно в процессе проведения системы занятий, построенных на обсуждении и анализе занятий по сказкотерапии и арттерапии. Эффективность воспитательного воздействия средствами устного эпического творчества определяется через умение правильно реагировать на серьезные жизненные ситуации.

Анализ сказочных сюжетов и различные формы работы со сказкой, предоставляют возможность подросткам-правонарушителям приобрести определенный жизненный опыт. Обсуждение поведения сказочных героев позволят увидеть возможное позитивное завершение развивающихся отрицательных межличностных отношений. Полученный опыт расширит представления подростков о различных проявлениях человеческого характера. Заложенные в сказках идеи сформируют потребность в умении быть добрее, сопереживать внутреннему состоянию постороннего человека. В перспективе такое восприятие предполагает в своей основе профилактическую значимость, направленную против преступного поведения.

Результатом обсуждения сказок являются выводы, которые подростки-правонарушители извлекут для себя в ходе групповой работы. Наиболее значимое из них - главным достоинством каждого человека является доброжелательные поступки, имеющие бескорыстный характер. По завершению проведения предлагаемых занятий предлагается также мотивировать подростков на самостоятельное сочинение сказочных историй и обсуждение их в ходе групповых занятий. За счёт этого эффективность и результативность работы будет выше.

Под воздействием проведенных тренингов у подростков сформируется перечень качественных характеристик, составляющих представление о человеке, как личности достойной особого внимания, наделенной добродушием, умением сопереживать, обладающей скромностью, порядочностью. Результатом занятий является усвоение представления о том, что каждый человек имеет право на собственное специфическое видение окружающей действительности. Владение такими знаниями будет способствовать правильному выстраиванию взаимодействия с окружающими, поможет научиться принимать любого человека таким, какой он есть, правильно понимать его поведение, своевременно предотвращать нежелательные проявления с его стороны, разрешать негативно складывающуюся ситуацию.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Занятие 1.

Тема: «Сказки о животных, их воспитательное значение».

Цели занятия:

- создание комфортной обстановки в группе, снятие лишнего эмоционального напряжения;

- определение степени заинтересованности к занятиям через знакомство со сказкой.

 

Упражнение «Волшебная рука»

Цель упражнения.

- создание атмосферы, способствующей групповой сплоченности, комфортной обстановке на занятиях;

- формирование установки на самопознание;

- обучение навыку правильно представлять себя и уметь давать характеристику окружающим людям.

 

Инструкция.

На листе бумаги обводим свою руку. На пальчиках пишем свои хорошие качества, а на ладошке – то, что ты хочешь изменить.

При выполнении данного упражнения, возможно, возникнут затруднения при определении качеств характера которые необходимо записать. Предложить подросткам подумать, дать для этого некоторое время (3 – 5 минут). Предложить вспомнить яркие жизненные эпизоды, которые помогут им охарактеризовать себя. Обсуждение провести в форме продолжения знакомства. Если вы не задумывались раньше о том, какой вы человек после нашего упражнения, наверняка, согласитесь, что знать о себе интересно и необходимо.

 

Упражнение «Мое состояние».

Цель упражнения.

- выявить скрытые переживания;

- облегчить контакт, создать комфортную обстановку на занятиях.

Инструкция.

На подготовленном стандартном листе бумаги в окружности предлагается нарисовать своё состояние. По окончании назвать его. Дискуссия начинается с предложения психолога вдуматься, вчувствоваться в рисунок, чтобы понять и объяснить, что выражает этим автор. Проводится обсуждение рисунка. После этого предлагается внести изменения в рисунок.

Итог

Завершающей частью группового взаимодействия является подведение итогов проведенного занятия. Участникам группы предлагается заранее приготовленный бланк с вопросами или просто вопросы, ответы на которые они записывают на листе бумаги. Бланк опросного листа выглядит следующим образом:

Таблица №2.

№ п/п Ф.И.О. Занятие № Возраст
  Самым интересным на занятии было…
  Раньше я не предполагал, а теперь знаю что…..
  Мне не понравилось….
  Сказка меня научила….
  Я был бы более откровенным, если бы….
  После обсуждения поведения сказочных героев я решил, что…
  Для меня было сложно….
  На следующем занятии я хотел бы …..
Дата. Подпись.  

 

Подобная форма завершения занятия позволит подвести некоторый итог работы группы. Анализ ответов определит эффективность воздействия предлагаемого материала. Предлагаемые вопросы являются элементом, который способствует возникновению потребности у подростков в умении анализировать, размышлять, делать определенные выводы. В перспективе, отработанные перечисленные навыки научат подростков использовать приобретенные знания в своей повседневной жизни. Несловесная форма изложения мыслей позволит предположить, что ответы будут носить объективный характер. Использование данного вопросника рекомендуется после каждого занятия. Начало заполнения очередных опросных листов следует начинать с общего анализа предыдущих.

Занятие 2.

Тема: «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь».

Цели занятия:

- формирование чувства ответственности за свое поведение в обыденной жизни;

- развитие желания поступать справедливо, в своих действиях руководствоваться чистыми помыслами, не наносить обид своим близким и друзьям;

- формирование высокой коммуникативной компетентности личности подростков.

Упражнение «Моя группа».

Цель упражнения.

- создание атмосферы, способствующей групповой сплоченности, облегчить контакт, создать комфортную обстановку на занятиях;

- формирование установки на самопознание;

Материал: гуашь, кисти, бумага.

Инструкция.

На листе бумаги (формат А3 или ватман) предлагается нарисовать коллективный рисунок «Моя группа» и назвать его. После обсуждения выполненной работы каждым подростком выполняются следующие рисунки: «Я – растение», «Я – посуда», «Я – оружие», Я – украшение».

Упражнение: «Очередь»

Цели заключительного упражнения:

- научение умению находить компромиссное решение, аргументировать и отстаивать свою жизненную позицию;

- уметь правильно реагировать на проблемную ситуацию; изменять свое решение или поведение в случае необходимости;

- формирование правильного построения общения с другими людьми, через понимание их сущности (использование опыта, полученного в ходе обсуждения сказки).

Инструкция.

Из группы выбираются несколько человек, из которых один – водящий. Остальные становятся друг за другом, как бы в очередь, а водящий должен пройти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели. При этом некоторые участники могут иметь игровые задачи. Например, не пропустить «нахала» к прилавку или взять его к себе в компаньоны для чего – либо.

После проигрывания сценок, ведущий обращает внимание на успешность или не успешность основного участника, вербальные и невербальные компоненты основного контакта. Вторые участники делятся впечатлениями, что побуждало их идти навстречу просьбе, а что снижало это желание. Если основному участнику не удалось достичь цели, то отмечается, что было недостаточно, на что нужно обратить внимание в следующий раз. Ведущий обязательно акцентирует внимание на том, что было удачным. Второй участник обычно не обсуждается. Желательно, чтобы основной участник проиграл сценку несколько раз подряд.

Итог

Завершающей частью занятия является подведение итогов через заполнение заранее подготовленных бланков, отражающих впечатления участников.

 

Занятие 3.

Упражнение: «Вижу разницу»

Цели упражнения:

- улучшение способности наблюдать и уметь сообщать о своих наблюдениях;

- развитие способности к описательным высказываниям, так как в отличие от оценочных определений такое умение вызывает в процессе общения большее желание понять и изменить свое поведение.

Так как на данном занятии предлагается сказка, которая занимает достаточно продолжительное время, необходимо провести упражнение, способное заострить качества, необходимые для лучшего восприятия важных моментов в сюжете сказки.

Инструкция.

«Пусть один из нас (доброволец) какое – то время побудет за дверью. Мы тем временем, разделимся на две подгруппы по какому – то выбранному нами признаку. Признак должен быть зрительно виден и однозначно делить группу на две части (например, наличие шнурков на обуви). Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах комнаты, чтобы быть обозначенными пространственно. Вернувшийся участник должен будет определить, по какому признаку группа разделилась на две части. Кто хочет попробовать?»

Затем выбираются другие добровольцы.

 

Упражнение: «Как все»

Цели заключительного упражнения:

- проведение данного упражнения целесообразно в конце занятия, для закрепления ранее поставленных целей, умение понимать других людей.

Инструкция.

«Не обсуждая вслух, постарайтесь написать такой день недели (вкусное блюдо, цвет и т. п.), который напишут большинство, то есть ваша задача – не разминуться с другими».

Подведем итог

Продолжаем заполнять бланки, которые отражают впечатления участников группы после прошедшего занятия.

Занятие 4.

Упражнение: «Ассоциации»

Цели упражнения:

- усилить сплоченность и взаимопонимание между членами группы, активизировать работоспособность подростков;

- развитие наблюдательности, стремления к самопознанию, умению видеть себя со стороны.

Инструкция.

Один из участников (доброволец) становится водящим. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадывают. Задача водящего – угадать загаданного человека. У него есть три попытки. Для того, чтобы отгадать, ведущий задаёт вопросы следующего типа: «Если бы это был цветок (животное, погода, мебель, одежда, машина, посуда, здание, фигура, насекомое и т. п.), то какой?» Участник, к которому обращается водящий, говорит свою ассоциацию. Например, «это нарцисс». Если водящий отгадывает, угаданный участник становится водящим.

Упражнение: «Вообрази»

Цель упражнения:

- развитие способности понимать и правильно оценивать внутренний мир другого человека.

Инструкция.

Каждый пишет ответы на следующие вопросы, (лист подписывается):

1. Какие три предмета взяли бы вы с собой на необитаемый остров?

2. Если бы вас колдун превратил в животное, то в какое?

3. Ваша любимая пословица или поговорка?

4. Когда меня хвалят я….

Ведущий собирает ответы, перемешивает их и зачитывает. Каждый участник отмечает у себя, как он думает, кто это написал. Затем, когда будут прочитаны все ответы, зачитываются имена написавших. Проводится обсуждение. Всех ли отвечавших на вопросы угадали? У кого сколько совпадений? С чем связанна успешность (степень знакомства, способность чувствовать другого человека).

Итог

Проведем анализ прошедшего занятия. Отметим наиболее понравившиеся моменты. Что на ваш взгляд следует изменить? Может быть, вы хотите внести какие либо свои предложения и дополнения в отношении содержания занятия?

Занятие 5.

Итог

Заключительная часть нашего с вами взаимодействия – анализ нашей встречи. Ответьте на уже знакомые вам вопросы, которые помогут вам отразить ваши впечатления, полученные в ходе нашей встречи.

Занятие 6.

Знакомство

Среди множества качеств, которые характеризуют человека во всех его проявлениях, есть такие, которые крайне необходимы в различных жизненных ситуациях. К таким качествам, например, относятся вежливость, учтивость, честность и многие другие. Умеете ли вы правильно оценивать свои качества? Оценка своих возможностей называется самооценкой. Если человек низко себя оценивает, скорее всего, он не будет стремиться к самосовершенствованию. И, наоборот, тот, кто оценивает себя достаточно высоко, всегда будет стараться удержаться на определенной планке в своей деятельности, поступках, взаимоотношениях с людьми.

А как оцениваете вы себя? Для того, чтобы определить уровень вашей самооценки, выполним следующее задание. Из перечня предлагаемых качеств необходимо выбрать те, которыми на ваш взгляд вы обладаете.

Итог

Завершающей частью занятия является подведение итогов, определение положительных и отрицательных моментов совместного взаимодействия. Свое мнение участники могут не только написать на заранее подготовленных бланках, но и высказать его вслух. Допустимо совместное обсуждение.

Занятие 7.

Тема: Волшебная сила добра.

Цели занятия:

- научиться распознавать в людях доброе и злое начало;

-помочь обрести веру в действенность собственных добрых начинаний;

- уметь противостоять злу.

Рисунок: «Я и мой мир вокруг меня»

Цели заключительного упражнения:

- научиться осознавать, выделять и изображать наиболее значимые сферы своего окружения;

- уметь реально определять правильность своих взаимоотношений с окружающим миром.

Инструкция.

Возьмите лист бумаги. Рисуйте, оставляя середину листа пустой. Нарисуйте все, что вас окружает в жизни, с кем и с чем вам приходится общаться, взаимодействовать, ваш социальный мир. Нарисовали? Теперь в центре нарисуйте себя.

Обсуждение.

Расскажи что–нибудь о своем рисунке. Нравится ли тебе твой рисунок, нравится ли тебе твой портрет? Что из нарисованного для тебя наиболее важно, а что – наименее? Есть ли разделяющая граница между тобой и окружающим миром? К чему из окружения ты обращен на рисунке? Как ты взаимодействуешь с тем, что нарисовано вокруг тебя? Что это для тебя значит?

Итог.

Итоговая часть последнего занятия заключается в том, что вам необходимо будет описать свои впечатления, полученные от всех проведенных встреч. Зафиксировать наиболее понравившиеся моменты, изложить свои замечания и дополнения.

 

ВВЕДЕНИЕ

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Временная каторжная тюрьма в г. Орле являлась одним из звеньев той цепи каторжных тюрем, которые были созданы в России после разгрома первой русской революции.

Необычайно быстрый рост численности политических каторжан, осо­бенно за период с 1906 по 1908 год, привел к необходимости увеличения количества каторжных тюрем.

Для решения этой задачи Главное тюремное управление приступило к спешной организации каторжных тюрем в пределах Европейской России. Притом наряду с созданием новых тюрем шло преобразование некоторых гу­бернских в так называемые "временные каторжные тюрьмы". К разряду пос­ледних и относилась "Орловская каторжная тюрьма", стяжавшая себе из­вестность ужасного царского застенка.

Днем образования считается 29 февраля (13 марта) 1908 года на ба­зе Исправительного арестантского отделения, созданного после 1870 года из арестантской роты, существовавшей в Орле с 1840 года.

С 1930 года ис­пользовалась как тюрьма НКВД, в которой находились лица, подвер­гавшиеся политическим репрессиям.

С октября 1941 года по июль 1943 года на территории тюрьмы су­ществовал, созданный немецкими оккупационными властями, лагерь для со­ветских людей.

 

ФГУ ИЗ-57/1 дислоцируется в г. Орле по ул. Красноармейской, 10. Фактическая площадь земельного участка 3,07 га, площадь земель под здания и сооружения – 11985 м2.

Лимит наполнения составляет 955 человек. Фактически среднесписочная численность наполнения - 890 человек.

Размещение заключенных под стражу в камерах происходит в соответствии со ст.33 Федерального Закона Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 21.06.1995 №103. Раздельно содержатся несовершеннолетние и взрослые, лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы, обвиняемые и осужденные.

В учреждении в наличии имеется 281 камера.

Нормы, предусматривающие 4 кв.м. санитарной площади на одного человека, в ФГУ ИЗ-57/1 соблюдаются. Общая площадь камер составляет 3499,1 кв. м.

Оперативная обстановка руководством учреждения контролируется и управляется. На протяжении ряда лет в подразделении не допущено преступлений и нарушений законности.

В результате проведенных профилактических мероприятий в текущем году было предотвращено 18 преступлений (АППГ - 17). Во взаимодействии с территориальными ОВД раскрыто 130 преступлений (АППГ - 135).

Некомплект личного состава в первом квартале 2007 года - 2 единицы или 0,6 % (по УФСИН - 2,2 %). Текучесть кадров по сравнению с АППГ сохранилась на прежнем уровне и составила 1,8%. Отсутствуют факты увольнения сотрудников первом году службы и по отрицательным мотивам

Среднесписочная численность осужденных за 1 квартал 2007 года составила 130 чел. Уровень нарушений в расчёте на 1000 человек уменьшился с 17 до 8 (на 9 ел.), за отчётный период произошло снижение количества случаев водворения в ШИЗО с 1 до 0.

Проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы, практика работы учреждений уголовно-исполнительной системы ФСИН России в современных условиях требует внедрения и использования передовых технологий, форм и методов работы с лицами, находящимися в изоляции от общества и местах лишения свободы.

Несмотря на практикуемые государством меры: амнистия среди несовершеннолетних, изменения в уголовно-исполнительном законодательстве, финансовое оздоровление деятельности учреждений УИС, улучшение положения подростков, содержащихся в следственных изоляторах, является актуальной проблемой. В настоящее время ставятся задачи:

- создание необходимых условий для социальной адаптации и оказанию психологической помощи в период адаптации к новым условиям жизни несовершеннолетних, способствующих гуманизации процесса воспитания и исправления;

- формирование субъективной готовности подростка к восприятию воспитательного воздействия;

- восстановление социально-полезных связей.

Половозрастные и психофизические особенности несовершеннолетних, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи (дискомфорт семейных взаимоотношений, отсутствие нормальных ценностных ориентаций, которые откладывают негативный отпечаток на процесс формирования собственной личности), диктуют необходимость использования новаторских путей воздействия на подростков-правонарушителей.

Выбор воспитательных средств, рекомендуемых в работе с подростками, совершившими преступления, базируется на основных принципах и идеях психологии и педагогики. Наиболее значимыми из них являются:

1) подбор мер воспитательного воздействия, не затрагивающих уязвимую болезненную психику подростка;

2) формирование усилий, способствующих уходу от пессимистических мыслей и переживаний, пробуждению позитивного настроя, жизнерадостности, целеустремленности;

3) нивелирование представления подростка о негативном отношении к себе со стороны окружающих;

4) создание условий, способствующих опосредованному приобретению опыта бесконфликтного взаимодействия;

5) гуманное отношение к подростку, которое предполагает не формирование личности по заданным образцам, а развитие потребности в самопознании и самореализации духовных и физических возможностей, основанных на самостоятельном выборе решений.

Использование перечисленных принципов направлено на решение следующих задач:

- подготовить подростка к адекватному самовосприятию;

- научить самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность;

- создать условия к позитивному восприятию переживаний, действий и оценок окружающих;

- сформировать качества необходимые для личностного совершенствования.

Показания к проведению групповых тренинговых занятий: скованность и неуверенность в общении, высокий уровень тревожности, сниженные адаптивные способности, высокая степень недоверия к окружающим, эгоистические проявления, склонность к эгоцентризму и т.д.

Предпочтительность работы с подростками в тренинговых группах определяется специфическими особенностями данной категории лиц, находящейся в изоляции от общества, переживающих состояние угнетенности, стресса, тревоги. При таких условиях совместное обсуждение в ограниченной среде сверстников, с похожими проблемами, позволяет осознать наличие тождественных эмоциональных переживаний. Осознание общности проблем помогает подростку преодолеть ощущение одиночества, придает уверенность в себе, способствует стабилизации психоэмоциональной расторможенности.

Воспитательная работа с несовершеннолетними обвиняемыми и подозреваемыми, содержащимися в ФГУ ИЗ-57/1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.69 (0.143 с.)