Знакомство: «Моя ответственность» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знакомство: «Моя ответственность»



Продолжаем процедуру знакомства с членами группы. На этом занятии речь пойдет о такой категории, как ответственность. Каждый человек за что-то отвечает в своей жизни. Если рассуждать о том, как возникает чувство ответственности и каким оно бывает, необходимо вспомнить те моменты из своей жизни, при которых вы несли ответственность за свои действия. Давайте вспомним, какие поручения вам приходилось выполнять. Как часто вы это делали? Какие ощущения при этом испытывали (радость, недовольство и т.д.)? После обсуждения выбрать самого ответственного члена группы.

Упражнение: «Ассоциации»

Цели упражнения:

- усилить сплоченность и взаимопонимание между членами группы, активизировать работоспособность подростков;

- развитие наблюдательности, стремления к самопознанию, умению видеть себя со стороны.

Инструкция.

Один из участников (доброволец) становится водящим. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадывают. Задача водящего – угадать загаданного человека. У него есть три попытки. Для того, чтобы отгадать, ведущий задаёт вопросы следующего типа: «Если бы это был цветок (животное, погода, мебель, одежда, машина, посуда, здание, фигура, насекомое и т. п.), то какой?» Участник, к которому обращается водящий, говорит свою ассоциацию. Например, «это нарцисс». Если водящий отгадывает, угаданный участник становится водящим.

Русская народная сказка: «Жадная старуха»

Жил старик со старухою; пошел в лес дрова рубить. Сыскал старое дерево, поднял топор и стал его рубить. Говорит ему дерево:

- Не руби меня мужичок! Что тебе надо, все сделаю.

- Ну, сделай, чтобы я богат был.

- Ладно, ступай домой, всего у тебя вдоволь будет.

Воротился старик домой – изба новая, словно чаша полная, денег куры не клюют, хлеба на десятки лет хватит, а что коров, лошадей, овец – в три дня не сосчитать!

- Ах, старик, откуда все это? – спрашивает старуха.

- Да вот, жена, я такое дерево нашел – что ни пожелай, то и сделает.

Пожили с месяц; приелось старухе богатое житье, говорит старику:

- Хоть живем мы богато, да что в этом толку, коли люди нас не почитают! Захочет бурмистр, и тебя и меня на работу погонит; а придерется, так и палками накажет. Ступай к дереву, проси, чтобы ты бурмистром был.

Взял старик топор, пошел к дереву и хочет под самый корень рубить.

- Что тебе надо? – спрашивает дерево.

- Сделай, чтобы я бурмистром был.

- Хорошо, ступай с богом!

Воротился домой, а его уж давно солдаты дожидают:

- Где ты, - закричали, - старый черт, шатаешься? Отводи скорей нам квартиру, да чтоб хорошая была. Ну-ну, поворачивайся!

А сами тесаками его по горбу да по горбу. Видит старуха, что и бурмистру не всегда честь, и говорит старику:

- Что за корысть быть бурмистровой женою! Вот тебя солдаты прибили, а уж о барине и говорить нечего: что захочет, то и сделает. Ступай-ка ты к дереву да проси, чтоб сделало тебя барином, а меня барыней.

Взял старик топор, пошел к дереву, хочет опять рубить; дерево спрашивает:

- Что тебе надо, старичок?

- Сделай меня барином, а старуху барыней.

- Хорошо, ступай с богом!

Пожила старуха в барстве, захотелось ей большего, говорит старику:

- Что за корысть, что я барыня! Вот кабы ты был полковником, а я полковницей – иное дело, все бы нам завидовали.

Погнала старика снова к дереву: взял он топор, пришел и собирается рубить. Спрашивает его дерево:

- Что тебе надобно?

- Сделай меня полковником, а старуху полковницей.

- Хорошо, ступай с богом!

Воротился старик домой, а его полковником пожаловали.

Прошло несколько времени, говорит ему старуха:

- Велико ли дело – полковник! Генерал захочет, под арест посадит. Ступай к дереву, проси, чтобы сделало тебя генералом, а меня генеральшею.

Пошел старик к дереву, хочет топором рубить.

- Что тебе надобно? – спрашивает дерево.

- Сделай меня генералом, а старуху генеральшею.

- Хорошо, иди с богом!

Воротился старик домой, а его в генералы произвели.

Опять прошло несколько времени, наскучило старухе быть генеральшею, говорит она старику:

- Велико ли дело – генерал! Государь захочет, в Сибирь сошлет. Ступай к дереву, проси, чтобы сделало тебя царем, а меня царицею.

Пришел старик к дереву, хочет топором рубить.

- Что тебе надобно? – спрашивает дерево.

- Сделай меня царем, а старуху царицею.

- Хорошо, иди с богом!

Воротился старик домой, а за ним уж послы приехали:

- Государь-де помер, тебя на его место выбрали.

Не много пришлось старику со старухой нацарствовать; показалось старухе мало быть царицею, позвала старика и говорит ему:

- Велико ли дело – царь! Бог захочет, смерть нашлет, и запрячут тебя в сырую землю. Ступай-ка ты к дереву да проси, чтобы сделало нас богами.

Пошел старик к дереву. Как услыхало оно эти безумные речи, зашумело листьями и в ответ старику молвило:

- Будь же ты медведем, а твоя жена медведицей.

В ту же минуту старик обратился медведем, а старуха медведицей, и побежали в лес.

Предлагаемый анализ сказки:

Сюжет сказки имеет схожесть со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Известно множество самых разных вариантов этой сказки. Например, в одной из сказок, чудесный помощник, превращает в старика и старуху в собак. Главное то, что в центре сказки образ чудесного помощника – дерево. К нему и обращается старик со своей просьбой.

В отличие от сказки А.С.Пушкина старик отличается не только простосердечием, наивностью, но и полной безынициативностью. В сказке нигде не сказано, что старик испытывал желание стать богатым человеком, барином, бурмистром и т.д. Активным началом является старуха.

В сказке народная мудрость и народная философия выражена в словах дерева, которое говорит: «Ступай старик домой и у тебя всего вдоволь будет». Важно то, что помимо голоса дерева в сказке звучит голос автора, чего обычно в народной сказке не бывает. Голосом автора доказывается, что человек должен довольствоваться тем, что он имеет. Человек должен радоваться тому необходимому, что помогает ему жить. Это новая изба, достаток, деньги, хлеб, куры, коровы. А большего для жизни человека, с точки зрения автора, и не нужно. И поэтому все дальнейшее содержание сказки доказывает, что в человеке уже говорит не необходимость иметь какой-то жизненный минимум, а иметь все больше и больше.

Главная мысль в сказке заключается в том, что жадного человека нельзя остановить. Чем больше он имеет, тем больше хочет. По мысли сказочника, жадность всегда наказуема. Любая народная сказка заканчивается полным крахом и потерей того, что имел человек, который не смог остановиться в своей жадности. Именно поэтому в сказке «О рыбаке и рыбке» старик и старуха остаются у разбитого корыта, а в сказке «Жадная старуха» дерево превращает старика и старуху в медведя и медведицу.

Медведь и медведица – это образы очень значимые для фольклора потому, что они долгое время были тотенимическими образами. Они были своеобразными божествами для древних русских людей. Вероятно, эта сказка имеет более позднее происхождение, когда медведь и медведица утратили функцию образа тотема, который заслуживал поклонения. Здесь они обратились в зверей самых лютых, которые в большей части сказок олицетворяют жадность и жестокость, которые нигде не показаны ни в сказках оптимистического звучания, ни показаны животными умными. Сам строй сказки доказывает, что старик и старуха умом явно обделены.

Сказка имеет ярко выраженную социальную направленность. В ее подтексте ясно звучит мысль о том, что на Руси практически нельзя добиться правды, человек часто остается порабощаемым, угнетаемым. Над крестьянином стоит богатый крестьянин, над ним бурмистр, далее царь и т.д. Отмечается ирония над царем, так как он, являясь представителем высшей власти все равно смертен. Здесь присутствует тема Бога, хотя для народной сказки это было достаточно редко. Дерево говорит: «Иди с Богом!», став царем, старик понимает, что перед Богом все равны.

Воспитательное значение этой сказки еще заложено в том, что как человек проживет свою жизнь, так он будет и отвечать на пороге смерти.

Упражнение: «Вообрази»

Цель упражнения:

- развитие способности понимать и правильно оценивать внутренний мир другого человека.

Инструкция.

Каждый пишет ответы на следующие вопросы, (лист подписывается):

1. Какие три предмета взяли бы вы с собой на необитаемый остров?

2. Если бы вас колдун превратил в животное, то в какое?

3. Ваша любимая пословица или поговорка?

4. Когда меня хвалят я….

Ведущий собирает ответы, перемешивает их и зачитывает. Каждый участник отмечает у себя, как он думает, кто это написал. Затем, когда будут прочитаны все ответы, зачитываются имена написавших. Проводится обсуждение. Всех ли отвечавших на вопросы угадали? У кого сколько совпадений? С чем связанна успешность (степень знакомства, способность чувствовать другого человека).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.017 с.)