Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контрасты наших дней (вместо заключения)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Итак, позади 25 столетий жизни города, судьба которого поистине удивительна, 25 столетий, заполненных событиями грозными и славными, трагическими испытаниями и взлетами человеческого гения. Многие десятки поколений его жителей познали здесь радость и горе, участвовали в созидательной деятельности, содрогались при виде насилий и разрушений. Каков же он сегодня — этот город, который Маркс назвал «вечным»? Октябрьские дни 1923 г. стали рубежом, за которым начались колоссальные перемены в жизни древнего города. Стамбул сохранил значение гигантской исторической реликвии, великолепного музея под открытым небом, но в его облик, быт и нравы его населения все настойчивее вторгался XX век. Автору этих строк дважды довелось побывать в Стамбуле на рубеже 60—70-х годов. И больше всего в этом городе поражают контрасты богатства и нищеты. В десяти минутах ходьбы от нарядных улиц центральных районов расположены трущобы, которые выглядят как подлинное царство нищеты. Магазины и рынки полны продуктов, а рабочий люд вынужден довольствоваться супом из потрохов да хлебом с традиционной брынзой. Современный Стамбул — промышленный, торговый и культурный центр Турции. Его жители гордятся своим городом. Они всегда готовы напомнить собеседнику, что в Стамбуле и его пригородах сосредоточено едва ли не 70% всей промышленности страны, что на него приходится более половины объема ее торговли, что он дает стране 90% доходов от иностранного туризма, ибо подавляющее большинство туристов едет в современную Турцию именно для знакомства с городом на Босфоре и его памятниками. Вместе с тем Стамбул — крупнейший центр науки, просвещения и культуры Турецкой Республики. Эмоциональный стамбулец, перечисляя эти доказательства бесспорного первенства Стамбула среди прочих турецких городов, не забудет ни памятников старины, ни первый турецкий университет, ни, наконец, особую красоту горожанок. Последний аргумент далеко не бесспорен, но и остальных доводов вполне достаточно для того, чтобы признать, что, уступив Анкаре — городу куда менее красивому и значительному — роль столицы, Стамбул не перестал быть первым городом страны. А по своим достопримечательностям Стамбул сегодня — один из первых городов мира. Храм св. Софии и церковь Хора, десяток других крупных церквей и храмов византийского времени, обелиск Феодосия Великого, колонна Константина Порфирородного и Галатская башня, византийские водопроводы и водохранилища, византийские стены и башни, когда-то неприступные и грозные... Есть где разыграться воображению туриста! Наконец, множество памятников турецкого средневековья, в том числе соборные мечети — Эйюб и Мехмед Фатих, Сулейманийе и Ахмедийе, многие другие мечети, султанские дворцы Топкапы и Долмабахче, давно превращенные в музеи. Цветные открытки с видами Стамбула — один из самых ходовых товаров в старой части города, где сконцентрировано большинство исторических памятников. Стамбул меньше таких городов-гигантов, как Токио или Нью-Йорк. Но по турецким масштабам его население огромно, и самое главное — оно продолжает быстро расти. Вот несколько цифр: 1968 г.— 2 млн. жителей, 1975 — 3 млн., в начале 80-х годов — 4,5 млн. Темпы роста впечатляющие. Но они же порождают массу социальных и бытовых проблем, которые явно не под силу решить муниципалитету. Прежде всего это проблема жилья. Если приглядеться к Стамбулу чуть внимательнее, то станет видно, что добрая половина домов давно нуждается в ремонте. Деятели муниципалитета и не отрицают, что из 900 тыс. жилых домов половина ждет капитального ремонта, а есть немало зданий, которые ремонтировать и смысла нет. В бытовом отношении положение ничуть не лучше: водопровода в большинстве домов нет, газ имеет еще меньшее число жилых построек, а канализацию — только пятая часть домов. Электричество в Стамбуле— штука ненадежная, электроэнергия подается с перерывами. Что касается отопления, то теплоцентрали для жилых домов здесь лишь мечта, а пока каждый дом имеет свою систему отопления, в старых же домах зимой в ходу допотопные мангалы на древесном угле. Но и это не все. Жилье — вещь в Стамбуле очень дорогая. Приличная комната может стоить треть, а то и половину зарплаты рабочего или мелкого служащего. Такие деньги есть далеко не у всех, а крыша ночью — хотя бы и плохонькая — нужна каждому. Вот и нашли неимущие стамбульцы, как, впрочем, и жители других крупных турецких городов, своеобразное решение проблемы. Они сооружают геджеконду, что в переводе с турецкого означает «построенный за ночь». По турецким обычаям, власти не могут снести жилище, которое за одну ночь подведено под крышу. Вот и строят бедняки с помощью родных и друзей лачуги из всего, что есть под рукой. Обычно это старые доски или фанера, куски жести или ящики. Потом лачугу «благоустраивают», чтобы в ней можно было хоть как-то существовать, имея защиту от ветра, дождей и снега. Геджеконду в сегодняшнем Стамбуле занимают целые кварталы, причем не только на отдаленных окраинах гигантского города, территория которого превысила 300 кв. км. Эта цифра, в свою очередь, напоминает о транспортных проблемах Стамбула. Еще несколько лет назад главнейшей диковинкой Стамбула был изящный висячий мост через Босфор. Тысячи стамбульцев собрались 20 февраля 1970 г. на азиатском его берегу на церемонию закладки моста, проекты которого долгое время казались утопией. Строили мост три года, финансирование осуществляли банки ряда стран, строительная техника и детали поступали из ФРГ, Англии, Франции и Италии. Автором проекта уникального сооружения был английский инженер Браун. Эксплуатация моста началась осенью 1973 г. Он стал по длине четвертым в мире — 1500 м при ширине 33,5 м и высоте над водами Босфора в 64 м. Мост быстро окупил затраты на его строительство. В 1977 г. уже был разработан проект второго такого моста, который должен войти в эксплуатацию в середине 80-х годов. Не успели стамбульцы привыкнуть к этому новшеству, позволившему избегнуть многочасового ожидания переправы через Босфор на традиционных паромах, как появилась новость еще более ошеломляющая. В феврале 1984 г. турецкая печать сообщила, что правительство планирует строительство под Босфором автомобильного туннеля и туннеля для поездов метрополитена, который пока в проекте. Длина каждого из туннелей — 2 км, стоимость обоих проектов — 1 млрд. долл. И снова — контрасты. Новейшая техника, сложные инженерные конструкции соседствуют с сотнями улиц и улочек, где и двум микролитражкам разъехаться — целая проблема. Во второй половине 70-х годов начата реконструкция городских магистралей, появились и первые современные транспортные развязки, но денег муниципалитета едва хватает,на самые неотложные меры по ликвидации пробок автомобильного транспорта, который, как и во всем мире, растет катастрофическими темпами. Автобусов, троллейбусов и трамваев не хватает, и не только в часы пик. Поэтому пока самый популярный вид транспорта в Стамбуле — такси, которое именуется там «долмуш» («наполненный»), ибо его хозяин не начнет рейс, пока не загрузит свою машину (чаще всего микроавтобус) до отказа. Тесно уживаются средневековье и день сегодняшний в городской торговле. Как и прежде, бойко торгует знаменитый Каналы Чаршы. Правда, ассортимент товаров во многом изменился, иной стала одежда покупателей и продавцов. Зато неизменными остались неповторимая атмосфера огромного восточного базара, приемы купли-продажи; сохранились и знаменитые ряды ювелиров. С крытым рынком и другими живущими по старинке базарами соседствуют крупные магазины и конторы торговых фирм, расположенные в современных зданиях из бетона, алюминия и стекла. Они торгуют самой современной техникой, включая электронную аппаратуру. Среди 50 тыс. купцов, состоящих членами стамбульской торговой палаты, имеется множество воротил, связанных с торговыми домами всех стран и континентов. В то же время тысячи людей заняты розничной, а порой и мелочной торговлей. Их заботы весьма далеки от проблем, волнующих обитателей элегантных офисов крупных фирм, акционерных обществ и банков. Кстати, в Стамбуле много разных банков — более 30 турецких, немало филиалов крупных европейских и американских. Их рекламы — едва ли не самая назойливая часть стамбульских рекламных щитов, плакатов и световой рекламы. Двери контор и отделений банков «демократично» открыты для всех. Но какой смысл открывать эти двери бесчисленным мелким торговцам, разносчикам чая или кофе, грузчикам, чистильщикам обуви, большинство которых— 10—12-летние ребятишки. Ребятишки-чистильщики — не случайное явление. Дети разносят покупки из магазинов и с рынков в дома богачей. Малыши, даже не подростки, гнутся под тяжестью пакетов с бельем или выглаженной одеждой для клиентуры многочисленных стамбульских гостиниц. Грустное зрелище, да и глаза у ребятишек грустные. Но они готовы на любую работу, только бы принести матери несколько лир. Они хорошо знают, как он достается — хлеб насущный. Немного веселеют маленькие труженики летом, когда толпы туристов заполняют Стамбул. Ожидая оплаченного поручения или просто надеясь получить сувениры, стайками крутятся они у знаменитых храмов, дворцов и мечетей, играя в нехитрые детские игры, наслаждаясь ветерком, дующим с моря. Вот тут наблюдаешь еще один из стамбульских контрастов. Туристы — хорошо, а порой и изысканно одетые, удивительно благополучные на вид, щелкающие дорогими фотоаппаратами и жужжащие кинокамерами. А им вольно или невольно позируют дети — бедно одетые, истощенные постоянным недоеданием, в глазах удивление ошеломляющей сытостью этих непонятных им людей. Но еще трагичнее сухие цифры. Около 200 тыс. детей в возрасте от 6 до 16 лет трудятся за гроши в мастерских и на предприятиях Стамбула. И еще одна цифра, вообще не требующая комментариев. В городе на Босфоре 10 тыс. беспризорных детей! Эту страшную реальность не затушевать ничем — ни спортивными клубами для молодежи, ни стадионами, ни множеством кинотеатров, где всегда полно молодежи и подростков. Да, они доступны многим, но далеко не всем. Билет на футбольный матч или на новый кинофильм стоит десятки лир, а для ребенка из семьи, которая еле сводит концы с концами, эта сумма означает совсем не то, что для юного шалопая из богатого дома. Но тут сталкиваешься с новым контрастом — теперь уже в культурной жизни Стамбула. Кинотеатры вполне современные, но что в них показывают с помощью новейшей импортной киноаппаратуры? С экранов на зрителя обрушивается культивируемый американскими продюсерами сплав насилия и секса. Хотя турецких фильмов ежегодно выпускается более 200, не всегда можно даже разыскать кинотеатр, где они демонстрируются. Впрочем, подражание американским вестернам наихудшего сорта очень заметно в этих фильмах, основательно начиненных восточным колоритом и мелодраматическими ситуациями, на которые столь падок простой зритель. Но его можно понять. Попав в кинотеатр, он хочет хоть на пару часов забыть о тяготах повседневной жизни. И еще один, едва ли не самый поразительный контраст Стамбула —• постоянно развивающееся промышленное производство и хроническая безработица. В городе немало крупных заводов и фабрик — только на предприятиях тяжелой промышленности работает более 500 тыс. человек. В Стамбуле расположены многие предприятия пищевой, текстильной и кожевенной, деревообрабатывающей и бумажной, химической и стекольной, полиграфической и судостроительной, металлообрабатывающей и электротехнической, строительной и цементной промышленности; на них трудятся почти 20% всех рабочих Турции. И при этом проблема занятости чрезвычайно остра. Тысячи людей согласны на любую работу в мелких кустарных мастерсюгх (а их в городе уйма), готовы немедленно выполнить любое поручение, чтобы хоть что-нибудь заработать. Печальное зрелище представляет собой платформа стамбульского железнодорожного вокзала Сиркеджи, откуда несколько раз в неделю уже многие годы уезжают в Европу, преимущественно в ФРГ, большие группы молодежи, оказавшейся на родине лишними людьми. Сегодня в европейских странах трудится целая армия турецких рабочих — более миллиона человек. Правда, нет данных о том, сколько среди них жителей Стамбула. Наверняка немало, но разве в цифрах дело? Трагично положение людей, занятых поисками права на труд на чужбине. Купить в Стамбуле можно решительно все, но сколько это стоит — вот в чем проблема. Цены очень высоки, и к тому же тенденция к росту у них невероятно устойчивая. А в фешенебельных магазинах одежды, обуви и других товаров на главном проспекте города Истикляль джаддеси (проспект Независимости) цены просто ошеломляют. Не теряющие чувства юмора ни при каких обстоятельствах стамбульцы шутят с грустью, что цены на товары, выставленные в витринах этих магазинов, обжигают, как огонь. Сохранил ли Стамбул свой многонациональный облик? Судите сами. Если в прошлом греки и армяне составляли значительную часть населения, едва ли не 40%, то сегодня в городе с 4,5-миллионным населением насчитывается не более 80 тыс. армян и несколько десятков тысяч греков. Живут здесь и небольшие группы арабов и болгар, албанцев и лазов, евреев и поляков, французов и итальянцев. Но подавляющее большинство населения — турки. Национальная политика младотурок сказалась и на демографии Стамбула, в котором после депортаций армян и греков турецкая часть населения возросла очень основательно. Правда, Стамбул остается единственным городом Турции, где существуют армянские, греческие и еврейские школы и газеты и где представители этих народов занимают определенные позиции в торговле и особенно в сфере обслуживания. Все еще весьма заметна нетурецкая прослойка и в среде стамбульской интеллигенции — врачей и юристов, научных работников и архитекторов, художников и музыкантов. Общественно-политическая жизнь Стамбула удивительно многолика. Здесь всегда функционировали отделения ведущих политических партий, крупные профсоюзные центры, молодежные организации. Рассказать об их деятельности — это значит, в сущности, начать разговор обо всей сложной и противоречивой политической жизни Турции, которая в последнюю четверть века была более чем бурной. Стамбул хорошо помнит майские дни 1960 г., когда мощные антиправительственные демонстрации студентов стали прелюдией к государственному перевороту, вызвавшему многие перемены в жизни страны. С тех пор Стамбул часто видел схватки студентов с полицией на территории университета, да и других учебных заведений, демонстрации рабочих и молодежи под лозунгами борьбы за элементарные человеческие права. Не раз происходили в городе и массовые выступления против американского военного присутствия, за выход Турции из НАТО. Порой такие демонстрации были непосредственной реакцией на заходы в стамбульский порт американских военых кораблей из числа тех, что охраняют «интересы» США в Средиземноморье. Но видели улицы Стамбула и разнузданные сборища молодчиков из профашистских группировок и толпы людей, вдохновлявшихся правыми партиями религиозного толка. Их боевые группы нападали па профсоюзных и молодежных акивистов, избивали, а порой и убивали прогрессивных политических деятелей. На рубеже 60—70-х годов Стамбул, как и вся Тур- ция, был ареной жесточайших схваток левых и правых экстремистов. Слова «анархия» и «анархисты» не сходили со страниц стамбульских газет и журналов, тюрьмы были переполнены. Впрочем, объявив формально войну террористам любого толка, полиция, жандармерия и военные власти направили основной удар против левых сил. Были изданы жестокие законы о шествиях, демонстрациях и собраниях, поставившие эти проявления общественной жизни под строжайший надзор правительственных комиссаров. Почти 15 дет политическую жизнь Стамбула, как и всей страны, контролировали, временами открыто, вооруженные силы. Армейское командование годами было высшей властью в городе, оказывая помощь жандармерии в подавлении любых массовых выступлений трудящихся, даже первомайских демонстраций. Военные транспортеры и усиленные воинские патрули — отнюдь не диковинка на стамбульских улицах. И все же, несмотря на закон о чрезвычайном положении, массовые антивоенные митинги, демонстрации протеста против дороговизны и против существования американских военных баз в Турции проходили в Стамбуле не раз и на рубеже 70—80-х годов. Когда же в сентябре 1980 г. произошел военный переворот и власть взяло в свои руки командование вооруженных сил, Стамбул стал одной из главных арен борьбы с экстремистами. Но борьба с террористами, которые погубили тысячи ни в чем не повинных людей, снова обернулась репрессиями против левых сил. Вместе с террористами всех мастей за решеткой оказались тысячи рабочих, профсоюзных и молодежных активистов, борцов за мир и социальную справедливость. Многое, очень многое изменил наш век в древнем городе на Босфоре. Неизменными остались, пожалуй, лишь памятники старины, великолепный Босфор, который в древности недаром окрестили восьмым чудом света, и сама панорама Стамбула. Автору этих строк пришлось видеть Стамбул с борта авиалайнера, заходившего на посадку в международном аэропорту Ешилькёй, любоваться картиной его европейской части с борта.босфорских паромов и из автомобиля, въезжая в город с самых разных сторон. Пожалуй, наибольшее впечатление производят панорама европейской части Стамбула со стороны Босфора и те виды, которые открываются взору, когда смотришь на самую старую часть Стамбула с противоположной стороны Золотого Рога, Кому-нибудь Стамбул, быть может, покажется городом с сумбурной планировкой и застройкой, неким калейдоскопом памятников старины. Он действительно калейдоскопичен — современный Стамбул. Но в этом смешении архитектур-' ных стилей и традиций, памятников самых разных эпох, даже в явной нерациональности планировки есть нечто цельное, делающее Стамбул, во всяком случае для историка, городом, имеющим законченный облик, свое лицо. Его создала таким сама история. Правда, у нее талантливый соавтор — природа, сотворившая здешние воды, землю и небо. Разнообразен и многолик современный Стамбул. Ему можно посвятить отдельную книгу. Наша задача была иной — рассказать читателю об исторической судьбе этого удивительного города. Что же касается нескольких зарисовок жизни Стамбула, основанных преимущественно на личных впечатлениях автора, то у них цель особая. Пусть рассказ об истории древнего города в двух частях света не будет для читателя закончен. Пусть у него возникнет желание продолжить знакомство с городом, имя которому Византии — Константинополь — Стамбул.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.114 (0.013 с.) |