Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее



Часть фигуры)

Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается или планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Тестируемый активно переходит к реализации своих планов, намерений и наклонностей.

Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это -- не человек действия: лишь незначительная часть планов осуществляется или начинает осуществляться. Нередко проявляется нерешительность и боязнь приступать к каким-либо активным действиям.

Положение "анфас" -- голова направлена на рисующего - трактуется как

эгоцентризм.

Увеличенный размер головы (в сравнении с размером остальной фигуры) говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и в окружающих.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза. Значение детали "уши" - прямое: заинтересованность и потребность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Приоткрытый рот в сочетании с языком без прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ -- как чувствительность.

Открытый рот без прорисовки языка и губ (особенно зачерченный) трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия.

Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращения отрицательного свойства, осуждение, порицание).

Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы -- боязливость, тревожность.

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на отсутствие или наличие ресниц: ресницы -- истироидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин -- женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы означают также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога -- защита или агрессия. Перья -- тенденция к самоукрашению или самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть и подобие прически -- чувствительность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент)

Рассматривается основательность ног и лап и их размер по отношению к размеру всей фигуры в целом.

В случае больших крепких ног или лап – это свидетельствует о наличии основательности, обдуманности поступков и рациональности в принятии решений.

Противоположенный случай свидетельствует о поверхностности суждений, легкомысленности в выводах и импульсивности в принятии решений (особенно при отсутствии или почти полном отсутствии лап или ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точное, тщательное или небрежное, слабо соединены или не соединены вовсе -- отражает степень контроля за своими суждениями, выводами, решениями. Однотипность и одно направленность формы лап, ног и любых элементов опорной части -- конформизм в суждениях и установках, в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей -- своеобразие установок и суждений, самостоятельность, иногда даже творческое начало (если в рисунке реализованы необычные формы) или инакомыслие (если имеет место патология).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

Могут быть украшающими или функциональными: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики типа завитушек-кудрей -- свидетельствуют о широте охвата разных областей человеческой деятельности, уверенности в себе, "самораспространении" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо символизируют любознательность, желание соучаствовать в как можно большем числе дел окружающих, стремление завоевать себе место под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (детали-символы -- крылья и щупальца). Украшающие детали говорят о демонстративности, склонности обращать на себя внимание окружающих, манерности.

Хвосты

Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной (словесной) продукции -- судя по тому, повернуты ли эти хвосты на рисунке вправо или влево.

Хвосты, повернутые вправо, -- отношение к своим действиям и поведению. Влево -- отношение к своим мыслям, решениям, упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этих отношений выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние).

Контуры фигуры

 

Контуры фигуры

Анализируется по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл и т.п.), прорисовки и затемненной линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная -- если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой -- если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительно -- если поставлены щиты, "заслоны", линия удвоена.

Направленность такой защиты соответствует пространственному расположению: верхний контур фигуры -- защита от вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур фигуры -- защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры фигуры -- недифференцированная опасливость, готовность к самозащите любого порядка в любых ситуациях. То же самое -- если элементы защиты расположены не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного: справа -- защита преимущественно процессов своей реальной деятельности; слева -- защита преимущественно своих мнений, суждений, убеждений и вкусов.

Общая энергия

Оценивается общее количество изображенных деталей -- является ли это количество лишь минимально необходимым для того, чтобы дать представление о несуществующем животном, или же имеет место некая избыточность, перенасыщенность деталями. Чем больше количество "усложняющих" деталей, тем выше энергия. В обратном случае -- экономия энергии, астеничность организма, хронические соматические заболевания. О том же самом может сказать и характер линии -- слабая, похожая на паутину линия, "ведет карандашем по бумаге, едва нажимая на него". Обратный характер линии - жирная с нажимом - говорит скорее о тревожности, чем об избытке энергии.

Прочее

Тематически животные делятся на угрожающих, нейтральных и тех, которым что-то или кто-то угрожает. Это символизирует отношение тестируемого к собственной персоне и к своему "Я", представление о своем положении в мире, идентификацию себя с представителями животного мира. В данном случае рисуемое животное представляет самого рисующего. Уподобление нарисованного животного человеку (постановка его на две лапы в положение прямохождения вместо четырех или более, одевание его в одежду, сходство морды с лицом, лап -- с руками и т.п.) свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости.

 

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов на рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии -- клювы, когти, зубы, рога и пр.

Следует обратить внимание на сексуальные признаки животного: наличие вымени, сосков, груди человекообразной фигуры и прочего -- признак фиксации на проблеме секса.

Обратите внимание на случаи вмонтирования механических частей в туловище животного, постановки его на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, вмонтирование электрических лампочек в глаза, торчащие из тела или конечностей рукоятки, провода, кнопки и пр. Чаще всего такое может нарисовать человек, склонный к шизофрении.

Творческие возможности тестируемого, обычно, выражаются через количество использованных в рисунке элементов. Банальность и отсутствие творческого начала проявляются в применении каких-либо заготовок или же в рисовании реально существующего животного, к которому затем пририсовывается какая-либо деталь, которая сразу же делает его несуществующим. Например, рыба с ногами, птица без головы или сказочный дракончик, как он представлен в различных книгах. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не применении целых заготовок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.110.134 (0.007 с.)