Тема. 10 Регулирование внешнеэкономических связей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. 10 Регулирование внешнеэкономических связей



Тенденции международного товарообмена и инвестирования. Применение таможенных пошлин. Квотирование и другие количественные ограничения экспорта. Таможенный союз. Современный протекционизм и стимулирование инвестиций.

 

Тема. 11 Опыт планирования промышленно-развитых стран мира, ЕС и возможности его использования в Российской Федерации

 

Особенности общегосударственного (макроэкономического) планирования в развитых индустриальных странах.

Опыт планирования в странах Западной Европы (на примере Франции, Италии, Швеции).

Особенности планирования в Японии. Система органов, осуществляющих плановую работу на макроуровне. Организация работы над планами. Гармонизация отношений между государством и частным сектором.

Практика планирования в США. Система органов, осуществляющих планирование в США. Роль и развитие макроэкономического прогнозирования национальной экономики и федерального программирования. Типы федеральных программ и организация их разработки.

Современная система планирования в ЕС.

Пути и формы использования зарубежного опыта в практике РФ. Учет специфического состояния российской экономики.

Образовательные технологии

Изучение дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» предусматривает сочетание аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов.

Аудиторные занятия включают чтение лекции, проведение практических занятий и семинаров.

Лекция раскрывает студентам основные вопросы и проблемы дисциплины, даёт общее представление по изучаемой теме, ориентирует их в терминах. В ходе проведения лекции делаются акценты на наиболее значимых вопросах курса. Основная цель проведения лекции - дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные знания, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме; обеспечить в процессе лекции творческую работу студентов совместно с преподавателем; воспитывать у студентов профессионально-деловые качества, любовь к предмету, и развивать у них самостоятельное творческое мышление.

Практические занятия и семинары предусматривают выполнение студентами тестов, контрольных работ, опрос, защиту рефератов и эссе, проведение коллоквиума. На семинарских занятиях студенты под руководством преподавателя развивают и углубляют знания, полученные на лекциях.

В процессе внеаудиторной работы студенты самостоятельно изучают учебную литературу, нормативные документы, материалы представленные в специализированных периодических изданиях.

Цель практических занятий и самостоятельной работы состоит в следующем: во-первых, закрепить, конкретизировать, расширить и углубить материал лекционных курсов; во-вторых, привить студентам навыки и приемы самостоятельной работы; в-третьих, проверить, насколько усвоен студентами лекционный материал; в-четвёртых, научить студентов самостоятельно анализировать изучаемый материал, мыслить и формировать своё мнение по конкретному вопросу или проблеме.

В ходе изучения дисциплины предполагаются следующие формы контроля за её усвоением студентами: тестирование, решение задач, устный опрос, контрольные работы, защита рефератов и эссе, обсуждение наиболее значимых и сложных вопросов дисциплины. Итоговый контроль по данной дисциплине предусмотрен в форме экзамена.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

6.1 Виды самостоятельной работы и формы контроля

N п/п Наименование тем Содержание самостоятельной работы Форма контроля
  Сущность, цели и задачи планирования и прогнозирования макроэкономических процессов Работа с учебной литературой Опрос
  Формы и методы макроэкономического планирования и прогнозирования Работа с учебной литературой, подготовка к тестированию Тестирование
  Информационное обеспечение макроэкономического планирования Работа с учебной литературой Опрос
  Прогнозирование и индикативное планирование базовых условий социально-экономического развития Работа с учебной литературой, подготовка к контрольной работе Контрольная работа
  Прогнозирование развития материального производства Работа с учебной литературой, подготовка реферативного обзора Защита реферативного обзора
  Планирование социального развития Работа с учебной литературой, подготовка к контрольной работе Контрольная работа
  Планирование производства в государственном секторе Работа с учебной литературой Опрос
  Система национальных счетов Работа с учебной литературой Опрос
  Органы индикативного планирования Работа с учебной литературой, подготовка к контрольной работе Контрольная работа
  Регулирование внешнеэкономических связей Работа с учебной литературой Коллоквиум
  Опыт планирования промышленно-развитых стран мира, ЕС и возможности его использования в Российской Федерации Работа с учебной литературой, подготовка эссе Эссе

Примерная тематика реферативных обзоров и эссе

 

1. Место планирования и прогнозирования в системе регулирования экономики страны.

2. Сущность, цели и задачи планирования и прогнозирования макроэкономических процессов.

3. Формы и методы макроэкономического планирования.

4. Методы прогнозирования.

5. Информационное обеспечение макроэкономического планирования.

6. Индикативное планирование.

7. Эволюция форм индикативного планирования.

8. Государственное программирование.

9. Нормативное регулирование и государственные закупки.

10. Органы индикативного планирования.

11. Национальные счета.

12. Модели долгосрочных макроэкономических прогнозов.

13. Модели среднесрочных макроэкономических прогнозов.

14. Прогнозирование базовых условий социально-экономического развития.

15. Балансовые межотраслевые модели прогнозов.

16. Макроэкономическое и межотраслевое балансовое планирование.

17. Регулирование деятельности предприятий.

18. Регулирование деятельности государственных предприятий.

19. Отраслевая промышленная политика.

20. Промышленная политика Европейского общества.

21. Современная региональная структура и подходы к регулированию.

22. Принципы и опыт децентрализованного планирования.

23. Региональные институты децентрализованного планирования.

24. Правительственные институты децентрализованного планирования.

25. Организация децентрализованного планирования.

26. Тенденции международного товарообмена и инвестирования.

27. Применение таможенных пошлин.

28. Квотирование и другие количественные ограничения экспорта.

29. Таможенный союз.

30. Современный протекционизм и стимулирование инвестиций.

6.3 Методические указания по самостоятельной работе

 

Самостоятельная работа студентов является важной составной частью учебного процесса. Основная цель самостоятельной работы студента - обеспечение глубокого и прочного усвоения материала;приобретение новых знаний; выработка умений творческого характера, умения применять знания в решении учебных и практических задач. Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

Самостоятельная работа реализуется непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении контрольных работ; в контакте с преподавателем при выполнении индивидуальных заданий; в библиотеке, дома, на кафедре при изучении учебной литературы и выполнении студентом учебных и творческих задач.

В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы студентов, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Самостоятельная работа выполняется в виде подготовки к контрольной работе, тестированию, эссе, реферативного обзора.

Контрольная работа — промежуточный метод проверки знаний студента. Обычно проходит в письменном виде на уроке и этим отличается от домашней работы. Отличительной чертой письменной контрольной работы является её большая объективность по сравнению с устным опросом. Виды и характер письменных контрольных работ зависят от содержания и специфики учебной дисциплины. Для письменных контрольных работ важно, чтобы система заданий предусматривала как выявление знаний по определённой теме (разделу), так и понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умений учащихся самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и навыки.

Контрольная работа осуществляются с целью выявления умений и навыков студентов проводить определённые исследования и применять на практике полученные знания.

Тестирование (от слова test — испытание, проверка) - стандартизированное, краткое, ограниченные во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуальных различий. Традиционный тест представляет собой стандартизованный метод диагностики уровня и структуры подготовленности. В таком тесте все испытуемые отвечают на одни и те же задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковыми правилами оценивания ответов. Главная цель применения традиционных тестов - установить уровень знаний. В тест стараются отобрать минимально достаточное количество заданий, которое позволяет сравнительно точно определить уровень и структуру подготовленности.

Тестовый контроль знаний и умений студентов отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.

Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, студент получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз.

Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции.

Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком, с другой — с философским трактатом. Эссе свойственны образность, подвижность, творческое мышление, установка на откровенность и разговорную интонацию, изложение в свободной форме. Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей

Эссе студента — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно—следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Основной отличительной особенностью эссе является его краткость, и хотя объем может колебаться от одной до пятидесяти страниц, обычно оно занимает от десяти до двадцати страниц.

Реферат (нем. Referat, от лат. refere — докладывать, сообщать) — письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, художественной книги и т. п. Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где он раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.

Тематика рефератов определяется преподавателем, а право выбора темы реферата предоставляется самому студенту. Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить. Содержание реферата должно основываться на следующих моментах:

- знание современного состояния проблемы;

- обоснование выбранной темы;

- использование известных результатов и фактов;

- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; - актуальность поставленной проблемы;

- материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.

Написание реферата практикуется в учебном процессе вуза в целях приобретения студентом необходимой профессиональной подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т. п. С помощью рефератов студент глубже постигает наиболее сложные проблемы курса, учится лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу, докладывать результаты своего труда.

Коллоквиум (от лат. colloquium – разговор, беседа) – одна из форм учебных занятий, беседа преподавателя с учащимися на определенную тему из учебной программы.

Цельпроведения коллоквиума состоит в выяснении уровня знаний, полученных учащимися в результате прослушивания лекций, посещения семинаров, а также в результате самостоятельного изучения материала.

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

· выяснение качества и степени понимания учащимися лекционного материала;

· развитие и закрепление навыков выражения учащимися своих мыслей;

· расширение вариантов самостоятельной целенаправленной подготовки учащихся;

· развитие навыков обобщения различных литературных источников;

· предоставление возможности учащимся сопоставлять разные точки зрения по рассматриваемому вопросу.

В результате проведения коллоквиума преподаватель должен иметь представление:

· о качестве лекционного материала;

· о сильных и слабых сторонах своей методики чтения лекций;

· о сильных и слабых сторонах своей методики проведения семинарских занятий;

· об уровне самостоятельной работы учащихся;

· об умении студентов вести дискуссию и доказывать свою точку зрения;

· о степени эрудированности учащихся;

· о степени индивидуального освоения материала конкретными студентами.

В результате проведения коллоквиума студент должен иметь представление:

· об уровне своих знаний по рассматриваемым вопросам в соответствии с требованиями преподавателя и относительно других студентов группы;

· о недостатках самостоятельной проработки материала;

· о своем умении излагать материал;

· о своем умении вести дискуссию и доказывать свою точку зрения.

В зависимости от степени подготовки группы можно использовать разные подходы к проведению коллоквиума.

В случае если большинство группы с трудом воспринимает содержание лекций и на семинарских занятиях демонстрирует недостаточную способность активно оперировать со смысловыми единицами и терминологией курса, то коллоквиум можно разделить на две части. Сначала преподаватель излагает базовые понятия, содержащиеся в программе. Это должно занять не более четверти занятия. Остальные три четверти необходимо посвятить дискуссии, в ходе которой студенты должны убедиться и, главное, убедить друг друга в обоснованности и доказательности полученного видения вопроса и его соответствия реальной практике.

Если же преподаватель имеет дело с более подготовленной, самостоятельно думающей и активно усваивающей смысловые единицы и терминологию курса аудиторией, то коллоквиум необходимо провести так, чтобы сами студенты сформулировали изложенные в программе понятия, высказали несовпадающие точки зрения и привели практические примеры. За преподавателем остается роль модератора (ведущего дискуссии), который в конце «лишь» суммирует совместно полученные результаты.

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.

6. Общие требования к написанию контрольной работы

По курсу «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» студенты заочной формы обучения выполняют одну контрольную работу. Каждый вариант состоит из 2 теоретических вопросов и 5 тестовых заданий.

В контрольной работе необходимо ответить на теоретические вопросы и ответить на тестовые задания.

Контрольная работа должна быть оформлена в строгом соответствии с выбранным вариантом. Контрольная работа предполагает устную защиту.

Вариант контрольной работы выбирается в соответствии с двумя последними цифрами номерами зачетной книжки. Например, номер зачетной книжки 315. Вариант контрольной работы – № 15. Задания: теоретические вопросы № 5 и 49; тестовые задания с 21 по 25 (включительно).

На титульном листе работы указывается номер варианта, наименование учебного заведения, факультета, кафедры, фамилия, инициалы студента и преподавателя, проверяющего контрольную работу (согласно Приложению 1).

На первой странице формулируются содержание контрольной работы (согласно Приложению 2). После чего раскрывается содержание теоретических вопросов, затем выполняется решение тестовых заданий. Каждое задание контрольной работы выполняется с нового листа.

Полностью выполненные и должным образом оформленные контрольные работы предоставляются в деканат заочного факультета за две недели до начала лабораторно-экзаменационной сессии. Общий объем работы -8-15 печатных листов.

Список литературы оформляется в соответствии с библиографическими требованиями (автор, название, издательство, год, количество страниц) и включает все использованные источники.


Варианты контрольных работ

  Последняя цифра номера зачетной книжки
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
Предпоследняя цифра   1, 45, 17 1-5 2, 46, 16 6-10 3, 47, 15 11-15 4, 48, 14 16-20 5, 49, 13 21-25 6, 50, 12 26-30 7, 44, 11 31-35 8, 43, 10 36-40 9, 42, 9 41-45 10, 41, 8 46-50
  11, 40, 7 51-55 12, 39, 6 56-60 13, 38, 5 61-65 14, 37, 4 66-70 15, 36, 3 71-75 16, 35, 2 76-80 17, 34, 1 81-85 18, 33, 1 86-90 19, 32, 2 91-95 20, 31, 3 96-100
  21, 30, 4 101-105 22, 29, 5 106-110 23, 28, 6 111-115 24, 27, 7 116-120 25, 26, 8 121-125 1, 45, 17 126-130 2, 46, 16 131-130 3, 47, 15 136-140 4, 48, 14 141-145 5, 49, 13 146-150
  6, 50, 12 126-130 7, 44, 11 131-130 8, 43, 10 136-140 9, 42, 9 141-145 10, 41, 8 146-150 21, 30, 4 101-105 22, 29, 5 106-110 23, 28, 6 111-115 24, 27, 7 116-120 25, 26, 8 121-125
  11, 40, 7 51-55 12, 39, 6 56-60 13, 38, 5 61-65 14, 37, 4 66-70 15, 36, 3 71-75 16, 35, 2 76-80 17, 34, 1 81-85 18, 33, 1 86-90 19, 32, 2 91-95 20, 31, 3 96-100
  1, 45, 17 1-5 2, 46, 16 6-10 3, 47, 15 11-15 4, 48, 14 16-20 5, 49, 13 21-25 6, 50, 12 26-30 7, 44, 11 31-35 8, 43, 10 36-40 9, 42, 9 41-45 10, 41, 8 46-50
  11, 40, 7 51-55 12, 39, 6 56-60 13, 38, 5 61-65 14, 37, 4 66-70 15, 36, 3 71-75 16, 35, 2 76-80 17, 34, 1 81-85 18, 33, 1 86-90 19, 32, 2 91-95 20, 31, 3 96-100
  21, 30, 4 101-105 22, 29, 5 106-110 23, 28, 6 111-115 24, 27, 7 116-120 25, 26, 8 121-125 1, 45, 17 126-130 2, 46, 16 131-130 3, 47, 15 136-140 4, 48, 14 141-145 5, 49, 13 146-150
  6, 50, 12 26-30 7, 44, 11 31-35 8, 43, 10 36-40 9, 42, 9 41-45 10, 41, 8 46-50 21, 30, 4 101-105 22, 29, 5 106-110 23, 28, 6 111-115 24, 27, 7 116-120 25, 26, 8 121-125
  11, 40, 7 51-55 12, 39, 6 56-60 13, 38, 5 61-65 14, 37, 4 66-70 15, 36, 3 71-75 16, 35, 2 76-80 17, 34, 1 81-85 18, 33, 1 86-90 19, 32, 2 91-95 20, 31, 3 96-100

 

7.2. Вопросы к зачету и написанию контрольной работы по дисциплине «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»

1. Место планирования и прогнозирования в системе регулирования экономики страны.

2. Сущность, цели и задачи планирования и прогнозирования макроэкономических процессов.

3. Основные формы планирования и их сущность.

4. Методы прогнозирования.

5. Информационное обеспечение макроэкономического планирования.

6. Предвидение и его формы.

7. Прогноз, прогностика (футурология).

8. Характеристики качества прогнозов.

9. Принципы макроэкономического прогнозирования.

10. Классификация прогнозов по основным признакам.

11. Формальные и экспертные методы в прогнозировании.

12. Инструментарий прогнозирования.

13. Логическая последовательность разработки прогноза.

14. Классификация методов прогнозирования.

15. Место и роль прогнозов в процессе принятия решений.

16. Основные отличия прогнозирования от планирования.

17. Прогнозирование с использованием скользящих средних.

18. Методы экспоненциального сглаживания в прогнозировании.

19. Экстраполяция тренда динамического ряда.

20. Содержание и сущность макроэкономического прогноза.

21. Методы макроэкономического планирования и прогнозирования.

22. Содержание межотраслевого прогноза.

23. Методы межотраслевого прогнозирования.

24. Отраслевые прогнозы и методология их составления.

25. Схема разработки отраслевого прогноза.

26. Многоотраслевые комплексы и их прогнозирование.

27. Прогнозирование численности и структуры населения.

28. Прогнозирование численности трудовых ресурсов.

29. Прогнозирование занятости населения.

30. Прогнозы размещения отдельных отраслей.

31. Методы регионального прогнозирования.

32. Функциональные характеристики нововведений и их прогнозирование.

33. Способы прогнозирования доходов населения.

34. Разработка прогнозов потребления товаров и услуг.

35. Нормативный метод прогнозирования уровня и структуры потребления.

36. Прогнозный сценарий.

37. Прогнозирование развития мировой экономики.

38. Индикативное планирование. Органы индикативного планирования.

39. Национальные счета.

40. Модели долгосрочных макроэкономических прогнозов.

41. Модели среднесрочных макроэкономических прогнозов.

42. Уровень жизни населения: сущность понятия, показатели и прогнозирование.

43. Бюджет прожиточного минимума его роль и прогнозирование.

44. Основные показатели прогнозирования инвестиций.

45. Методика определения количества безработных в прогнозном периоде.

46. Государственный бюджет и прогнозирование.

47. Современная региональная структура и подходы к регулированию и прогнозированию.

48. Таможенный союз. Применение таможенных пошлин.

49. Квотирование и другие количественные ограничения экспорта.

50. Методы мировой практики при прогнозировании экспорта и импорта.

7.3. Тестовые задания по дисциплине «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»

1. Период упреждения:

а) максимально возможный период прогнозирования;

б) время, в течение которого разрабатывается прогноз;

в) период времени в будущем, на которое разрабатывается прогноз;

г) период в прошлом развитии объекта прогноза, который исследуется для последующей разработки прогноза.

 

2. Прогнозная аналогия:

а) выведение нового прогноза из ранее полученных прогнозов;

б) приведение в соответствие различных прогнозов для одного объекта;

в) общее название для качественных неформализованных методов прогнозирования;

г) перенос вывод с более изученного объекта прогноза на менее изученный.

 

3. Интерполяция:

а) стадия разработки прогнозного проекта;

б) уточнение задания на прогноз;

в) нахождение неизвестного значения показателя с учетом известных предыдущих и последующих значений;

г) основной метод предварительной верификации прогноза.

 

4. Прогнозный сценарий:

а) описание предполагаемого развертывания альтернативных б) вариантов изменения прогнозируемого явления;

в) нормативный прогноз на долгосрочную перспективу;

г) предварительная поисковая модель объекта прогноза;

д) разновидность прогнозной аналогии.

 

5. «Мозговой штурм» это:

а) экспертный метод коллективной генерации новых идей;

б) обсуждение конкурирующих предложений;

в) имитационная игровая модель;

г) заочный опрос экспертов.

 

6. Принцип согласованности прогнозирования требует:

а) определения точности, достоверности и согласованности прогноза;

б) согласования целей и методов прогнозирования;

в) разработки нескольких вариантов прогноза;

г) согласования разных видов прогнозов для данного объекта.

 

7. Краткосрочный прогноз предусматривает:

а) незначительные количественные изменения явления;

б) как количественные, так и качественные сдвиги;

в) скачкообразный переход от одного эволюционного цикла развития к другому;

г) существенные количественные изменения в рамках эволюционного цикла.

 

8. Поисковый прогноз:

а) прогноз с периодом упреждения до 1 года;

б) многовариантный анализ изменения динамического ряда количественных показателей;

в) интуитивный прогноз, который не содержит количественных параметров;

г) определение возможных состояний объекта прогноза в будущем.

 

9. Нормативный прогноз:

а) определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогноза, принимаемых в качестве цели;

б) определение возможных состояний прогнозного фона;

в) прогноз, выполненный с соблюдением методических правил;

г) один из этапов разработки программы прогнозного исследования.

 

10. Экстраполяция:

а) перенесение закономерностей развития одного явления на другое;

б) перенесение в будущее закономерностей изменения объекта прогноза, сложившихся в прошлом и настоящем;

в) один из вариантов прогнозного сценария;

г) рекомендация для планирования на основе результатов прогнозного исследования.

 

11. В соответствии с проблемно-целевым критерием выделяют:

а) краткосрочный прогноз;

б) поисковый прогноз;

в) вероятностный прогноз;

г) интервальный прогноз;

д) нормативный прогноз.

 

12. Трендовые модели используются преимущественно:

а) в комплексных долгосрочных моделях;

б) в политическом прогнозировании;

в) в прогнозировании экономических и демографических процессов с устойчивой инерционной динамикой;

г) для разработки нормативных прогнозов в управленческой деятельности.

 

13. Доверительный интервал прогноза:

а) ошибка прогноза;

б) оценка точности прогноза;

в) период основания прогноза;

г) разброс значений прогнозируемого показателя для заданной вероятности его осуществления.

 

14. Прогнозный фон:

а) объект прогноза;

б) принцип прогнозирования;

в) одна из прогнозных альтернатив;

г) внешняя среда развития объекта прогноза.

 

15. Информационная обратная связь в прогнозировании:

а) необходимость прогнозирования для повышения эффективности управленческих решений;

б) способность прогноза при определенных условиях изменять тенденции развития объекта прогноза через деятельность людей;

в) связь между объектом прогноза и внешней средой;

г) стандартное соотношение периода упреждения и периода основания.

 

16. Точность прогноза:

а) степень достоверности прогноза;

б) оценка вероятности осуществления прогноза;

в) количественная оценка ошибки прогноза;

г) оценка доверительного интервала прогноза для заданной вероятности его осуществления.

 

17. Основные формы информационной обратной связи в прогнозировании:

а) самоосуществление прогноза;

б) вариантность прогноза;

в) самоотрицание прогноза;

г) возможность управления объектом прогноза;

д) проверяемость прогноза.

 

18. Предметом изучения прогностики является:

а) будущее изучаемых объектов, явлений и процессов;

б) закономерности исторического развития социальных процессов;

в) закономерности, способы и методы разработки прогнозов;

г) неизвестные в настоящем события прошлого.

19. К предуказательным категориям прогнозирования относятся:

а) предвидение;

б) предсказание;

в) прогноз;

г) план;

д) программа;

ж) проект.

20. Научная основа прогноза:

а) изучение и использование закономерностей развития объекта прогноза;

б) соответствие прогноза принятым в научном сообществе критерия истинности научной теории;

в) возможность использования формализованных количественных моделей;

г) эффективность практического использования прогнозных разработок.

 

21. Размышление о будущем на основе своего личного опыта, являющееся проявлением интеллектуальной деятельности, присущее только человеку – это…

а) предчувствие;

б) предвидение;

в) предугадывание;

г) предсказание;

д) предположение.

 

22. Исходной базой построения прогноза выступает:

а) теория и открытые на её основе закономерности;

б) конкретно-прикладная теория;

в) практика;

г) и теория и практика;

д) все варианты верны.

 

23. К задачам прогнозирования относят:

а) проведение анализа тенденций ретроспективного и текущего развития объекта;

б) вариантное предвидение предстоящего развития объекта;

в) обоснование направления развития объекта для принятия управленческих решений;

г) верный ответ не представлен;

д) все варианты верны.

 

24. Состояние по данному критерию, по которому план не может быть улучшен без того, чтобы он не был ухудшен по другому критерию – это критерий …

а) оптимального значения;

б) оптимальной единицы;

в) оптимальной точки;

г) рационального значения;

д) рациональной точки.

 

25. Определенная закономерность или правило, выражающаяся в расчетной величине – это…

а) норма;

б) норматив;

в) лимит;

г) стандарт;

д) констатнта.

 

26. Понятийный аппарат прогностики включает следующие элементы:

а) объект, методология, аппарат;

б) предмет, объект, метод;

в) цель, задачи, объект;

г) методология, метод, аппарат;

д) субъект, объект, предмет.

 

27. Совокупность методов построения проектов и прогнозов – это…

а) методология;

б) вариант прогноза;

в) понятийный аппарат;

г) аппарат;

д) организация прогноза (проекта).

 

28. Процесс разработки описания в будущем глобальной политико-экономической картины относится к отрасли:

а) политического прогнозирования;

б) экономического прогнозирования;

в) географического прогнозирования;

г) геополитического прогнозирования;

д) верный вариант не представлен.

 

29. К общим принципам прогностики не относится:

а) принцип вариантности;

б) принцип системности;

в) принцип социальной ориентации;

г) принцип структурности;

д) принцип непрерывности.

 

30. Социальное проектирование – это:

а) предвидение развития трудной жизненной ситуации;

б) конструирование действительности, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времен и ресурсам;

в) конструирование действия, направленного на изменение социальной системы;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 932; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.228.24 (0.271 с.)